Онгуд (также пишется Онгуты или Öngüt ; монголы : Онгуд, Онход; китайцы : 汪 古, Вангу) были племенем, жившим в Монголии примерно во времена Чингисхана (1162–1227). Многие Онгуд были членами Церкви Востока. Они жили на территории вдоль Великой стены в северной части плато Ордос и на территориях к северо-востоку от него. Похоже, у них было две столицы: одна северная у руин, известных как Олон Сюме, а другая немного южнее, в месте, называемом Кошанг или Дуншенг. Они выступали в качестве смотрителей маршей династии Цзинь (1115–1234) к северу от Шаньси.
Предками Онгуда были Шатуо турки, которые, в свою очередь, происходили в основном из два оставшихся племени Западно-Тюркского Каганата : а именно, Чуюэ Юэбань происхождения и Тюргеш -связанный с Суогэ, в дополнение к Аньцин согдийского происхождения. В седьмом веке они переселились на восток современной Джунгарии, затем под покровительством Танского Китая. К IX веку шатуо были рассеяны по Северному Китаю и современной Внутренней Монголии. Военачальник шатуо, Ли Кейонг, мобилизовал 10 000 кавалеристов шатуо и служил танскому Китаю в качестве союзника. В 923 году его сын Ли Цуньсю победил династию Позже Лян и стал императором Позднего Тан.
. После свержения семьи Ли командиры Шатуо основали Поздний Цзинь, Поздний Хань и Северный Хань.
В 13 веке часть Шатуо, вероятно, входила в Монгольскую империю как Племя Онгуд, другая часть - Белые татары.
Вождь Онгуда Ала Куш Тегин раскрыл найманы план нападения на Чингисхана в 1205 году и в союзе с монголами. Когда Чингисхан вторгся в династию Цзинь в 1211 году, Ала Куш Тегин поддержал его. Чингис выдал свою дочь Алахай Бехи за одного из сыновей Ала Куш. Однако политические противники убили Ала Куш Тегина. Чингис подавил восстание и взял семью под свою защиту, а его дочь стала фактическим правителем. Алахай Бехи правил Онгудом в качестве регента нескольких несовершеннолетних принцев до правления Гуюк-хана (1246–48).
Многие известные постчингисовские монголы имеют онгудское происхождение, включая известного путешественника, дипломата и монаха из Церкви Востока, Раббан Бар Саума (1220–1294). Онгуд оказался хорошими союзниками Хубилая. Например, правитель Онгуда Коргиз (Георгий) женился на двух внучках Хубилая и сражался против Кайду, чей протеже Дува схватил и убил его позже в 1298 году. был обращен в католицизм Иоанном Монтекорвино (1246–1328).
После 1221 года многие онгуды были переселены в Хорезм, где они служили правителями Золотой Орды. Они входили в состав аргынов и племени Моголов. Онгуды в Монголии стали отогом Тумед в 15 веке. Онгуды постепенно исчезают из записей и, вероятно, ассимилируются с другими тюркскими и монгольскими племенами, начиная с постюаньского периода. Монголы Внутренней Монголии, Монголии и западного Китая в конечном итоге обратились в тибетский буддизм с XVI века и далее.
Университет Гонконга обладает коллекцией из около тысячи бронзовых крестов XIII и XIV веков несторианских крестов из области Онгуд, собранных в 1920-х годах Ф. А. Никсоном, британским почтовым служащим, работавшим в северном Китае. Хотя их дизайн различается, мальтийские кресты с квадратной центральной панелью с изображением свастики, буддийского символа удачи, преобладают.
Ансамбль памятника Онгуд был построен Тюркские племена VI-VIII вв. Для своих дворян. Он состоит из более чем 30 человекоподобных фигур, льва и овцы, а также около 550 стоящих камней, расположенных в ряд, напоминающих Карнак или Эйвбери. Также есть большая гробница из 4-х скульптурных плит. Каждая плита имеет лицевую часть, украшенную решетчатым узором, как стены юрты, и простой фриз наверху.