Одно кольцо

редактировать
Волшебное кольцо, которое необходимо уничтожить в фильме Дж. Р. Р. Толкина «Властелин колец»

«Одно кольцо»
Unico Anello.png Художественное представление Одно кольцо
Первое появлениеХоббит. (1937)
СозданоДж. Р.Р. Толкин
ЖанрФэнтези
Сюжетная информация
ТипМагическое кольцо
ФункцияНевидимость. Увеличение силы. Воля господства. Контроль над другими Кольцами силы
Особые черты и способностиПростое золотое кольцо; светящаяся надпись появляется, когда кольцо помещено в огонь; может изменяться в размере по собственному желанию

Одно кольцо является центральным элементом графика в J. Р. Р. Толкин "" Властелин колец (1954–55). Впервые оно появилось в более раннем рассказе Хоббит (1937) как магическое кольцо, которое дает владельцу невидимость. Толкин превратил его в злобное Кольцо Силы и переписал части Хоббита, чтобы они соответствовали расширенному повествованию. Властелин колец описывает поиски хоббита Фродо Бэггинса по уничтожению Кольца.

Критики заметили сходства и различия с кольцевым сюжетом оперного цикла Рихарда Вагнера Кольцо нибелунгов ; Толкин отрицал какую-либо связь, но, по крайней мере, оба мужчины опирались на одну и ту же мифологию. Другой источник - это анализ Толкиена Ноденса, малоизвестного языческого бога, чей храм он посетил в Лидни-парке ; там была надпись, содержащая проклятие на похитителе кольца.

Толкин отверг идею о том, что эта история была аллегорией, заявив, что применимость к таким ситуациям, как Вторая мировая война 228>и атомная бомба была предметом внимания читателей. Другие параллели были проведены с Кольцом Гигеса в Платоне в Республике, которое давало невидимость, хотя нет никаких предположений, что Толкин заимствовал из этой истории.

Содержание
  • 1 Вымышленное описание
    • 1.1 Цель
    • 1.2 Внешний вид
    • 1.3 Внутренняя история
    • 1.4 Силы
    • 1.5 Судьба Хранителей Кольца
  • 2 Происхождение
    • 2.1 Вагнеровское кольцо нибелунгов
    • 2.2 Узелки
    • 2.3 Аллегория
  • 3 параллели с республикой Платона
  • 4 Пристрастие к власти
  • 5 Адаптации
  • 6 Ссылки
    • 6.1 Первичная
    • 6.2 Вторичная
  • 7 источников
Вымышленное описание

Цель

Единое Кольцо было выковано Темным Лордом Сауроном во время Второй Эпохи до получить власть над свободными народами Средиземья. Под видом Аннатара, или «Повелителя даров», он помогал эльфийским кузнецам Эрегиона и их лидеру Келебримбору в изготовлении колец. Силы. Затем он выковал Единое Кольцо в огне Роковой Горы.

. Саурон задумал сделать его самым мощным из всех Колец, способным управлять и контролировать тех, кто носит другие. Поскольку другие Кольца были сильны сами по себе, Саурон был вынужден вложить большую часть своей силы в Единого, чтобы достичь своей цели.

Создание Кольца одновременно усилило и ослабило Саурона. С помощью Кольца он мог контролировать силу всех других Колец, и поэтому после его создания он стал значительно сильнее, чем раньше; но, связав свою силу в Кольце, Саурон стал зависимым от него.

Внешний вид

Кольцо казалось сделанным просто из золота, но оно было полностью невосприимчивым к повреждениям, даже огнём дракона (в отличие от других кольца). Его можно было уничтожить, только бросив его в яму вулканической Роковой горы, где он был выкован. Подобно некоторым меньшим кольцам, но в отличие от других Колец Силы, на нем не было драгоценного камня. Он мог менять размер и, возможно, вес, а также мог внезапно расширяться, чтобы ускользнуть от своего владельца. Его личность можно было определить, поместив его в огонь, когда он отобразил огненную надпись в Черном Наречии, изобретенном Сауроном. Это было написано эльфийским шрифтом Тенгвар, с двумя строками из рифмы преданий, описывающих Кольца:

Черная речь., написанная на Тенгвар Черная речь. ( Романизированный)английский. перевод
Надпись One Ring.svg Эш назг дурбатулûк,. эш назг гимбатул,. Эш назг тракатулûк. агх бурзум-иши кримпатул.Одно кольцо, чтобы править ими всеми,. одно кольцо, чтобы найти их,. Одно кольцо, чтобы собрать их всех,. и связать их в темноте.

Когда Исильдур вырезал Кольцо из руки Саурона, оно было горячим, и его надпись была разборчивой; он расшифровал это, прежде чем оно исчезло. Гэндальф узнал о надписи на Кольце из рассказа Исильдура и нагрел кольцо Фродо, чтобы отобразить надпись, доказав, что это было Единое Кольцо. Гэндальф произнес надпись (Об этом звуке Произношение ) на Черном Наречии на Совете Элронда, заставив всех задрожать:

Изменение голоса волшебника было поразительным. Внезапно он стал угрожающим, мощным, жестким, как камень. Тень, казалось, прошла по высокому солнцу, и крыльцо на мгновение потемнело. Все задрожали, и эльфы заткнули уши.

Внутренняя история

После создания кольца Саурон начал войну с эльфами. Он разрушил Эрегион и убил Келебримбора, создателя трех Эльфийских колец. Король Тар-Минастир из Нуменора послал большой флот в Средиземье, и с этой помощью Гил-галад уничтожил армию Саурона и заставил Саурона вернуться в Мордор.

Позже Ар-Фаразон, последний и самый могущественный король Нуменора, высадился в Умбаре с огромной армией, заставив армии Саурона бежать. Саурон был взят в плен в Нуменор. Толкин написал в письме 1958 года, что сдача была «добровольной и хитрой», так что он мог получить доступ в Нуменор. Саурон использовал страх нуменорцев перед смертью, чтобы повернуть их против валаров и заставить их поклоняться своему господину, Морготу, с помощью человеческого жертвоприношения.

Тело Саурона было уничтожено в Падении Нуменора, но его дух вернулся в Средиземье и стал владеть Единым Кольцом в новой войне против Последнего Союза Эльфов и Людей. Толкин писал: «Я не думаю, что кому-то нужно пугаться этого духа, уносящего Единое Кольцо, от которого теперь во многом зависела его сила господства над умами».

Гил-галад и Элендил уничтожены Физическая форма Саурона в конце Последнего Союза, ценой его собственных жизней. Сын Элендила, Исильдур, вырезал Кольцо из руки Саурона на склонах Роковой горы. Хотя ему посоветовали уничтожить Кольцо, он был потрясен его силой и хранил его «как золото для моего отца и моего брата». Несколько лет спустя Исилдур попал в засаду орков у реки Андуин возле Гладден-Филдс ; он надел Кольцо, чтобы убежать, но оно предпочло выскользнуть из его пальца, когда он плыл, и, внезапно видимый, он был убит орками. Поскольку Кольцо косвенно стало причиной смерти Исильдура, в гондорских знаниях оно было известно как «Проклятие Исильдура».

Кольцо оставалось спрятанным на дне реки почти два с половиной тысячелетия, пока не было был обнаружен во время рыбалки Стоором хоббитом по имени Деагол. Его друг и родственник Смеагол, который отправился с ним на рыбалку, был немедленно пойман силой Кольца и потребовал, чтобы Деагол подарил его ему в качестве «подарка на день рождения»; когда Деагол отказался, Смеагол задушил его и забрал Кольцо. Это испортило его тело и разум, превратив его в существо, известное как Голлум. Кольцо заставило Голлума спрятаться в пещере под Туманными горами рядом с Лихолесьем, где Саурон начал возвращаться на поверхность. Там Голлум оставался почти 500 лет, используя Кольцо для охоты на орков. Кольцо в конце концов покинуло Голлума, зная, что оно никогда не покинет пещеру, пока он носил его.

Как сказано в Хоббите, Бильбо нашел Кольцо, заблудившись в туннелях возле логова Голлума. В первом издании Голлум предлагает отдать Кольцо Бильбо в качестве награды за победу в игре-загадке. Когда Толкин писал «Властелина колец», он понимал, что хватка Кольца на Голлуме никогда не позволит ему отказаться от него добровольно. Поэтому он пересмотрел «Хоббита»: во втором издании, проиграв Бильбо в игре «Загадки», Голлум пошел за своим «Драгоценным», чтобы помочь ему убить и съесть Бильбо, но обнаружил, что Кольцо пропало. Сделав вывод из последнего вопроса Бильбо - «Что у меня в кармане?» - что Бильбо нашел Кольцо, Голлум гнался за ним через пещеры, не понимая, что Бильбо обнаружил силу невидимости Кольца и следует за ним до входа в пещеру.. Бильбо сбежал от Голлума и гоблинов, оставаясь невидимым, но он решил не говорить Гэндальфу и гномам, что Кольцо сделало его невидимым. Вместо этого он рассказал им историю, которая последовала за первым изданием: что Голлум дал ему Кольцо и указал ему выход. Гэндальф немедленно отнесся к Кольцу с подозрением, а позже выдал реальную историю от Бильбо.

Голлум в конце концов покинул Туманные горы, чтобы разыскать Кольцо. Его тянуло в Мордор, где он попал в плен. Саурон пытал и допросил его, узнав, что Кольцо было найдено и удерживалось неким «Бэггинсом» в стране «Шир ".

Кольцо начало напрягать Бильбо, заставляя его чувствовать себя« растянутым и тонким », поэтому он решил покинуть Шир, намереваясь передать Кольцо своему приемному наследнику Фродо Бэггинсу. Он ненадолго уступил силе Кольца, даже назвав его «моей драгоценностью»; встревоженный, Гэндальф резко заговорил с своего старого друга, чтобы убедить его отказаться от него, что и сделал Бильбо, став первым Хранителем Кольца, добровольно сдавшим его.

К этому времени Саурон восстановил большую часть своей силы, и Темная Башня в Мордоре был восстановлен. Голлум, освобожденный из Мордора, был захвачен Арагорном. Гэндальф узнал от Голлума, что Саурон теперь знает, где найти Кольцо. Чтобы не дать Саурону вернуть свое Кольцо, Фродо и восемь других товарищей отправились из Ривенделла в Мордор, чтобы уничтожить Кольцо в огне Роковой горы. т, Фродо постепенно подпадал под власть Кольца. Когда он и его верный слуга Сэм Гэмджи обнаружили Голлума на их следе и «приручили» его, чтобы он направил их в Мордор, Фродо начал чувствовать связь с этим жалким, коварным существом, в то время как Голлум согрелся добротой Фродо и сделал усилие, чтобы сдержать свое обещание. Однако Голлум поддался искушению Кольца и предал Фродо пауку Шелоб. Полагая, что Фродо мертв, Сэм на короткое время сам носил Кольцо и испытал искушение, которое оно вызвало.

Сэм спас Фродо от орков в Башне Кирит Унгол. Хоббиты, а затем Голлум достигли Роковой горы, где Фродо был побежден силой Кольца и забрал его себе. В этот момент Голлум откусил палец, забирая Кольцо, но, злорадствуя, он и Кольцо упали в огонь Роковой Горы. Кольцо и сила Саурона были уничтожены.

Силы

Основная сила Кольца заключалась в контроле над другими Кольцами Власти и подчинении воли их пользователей. Кольцо также давало власть доминировать над волей других существ, независимо от того, носили они Кольца или нет, но только пропорционально природным возможностям пользователя. Таким же образом он усиливал любую врожденную силу, которой обладал его владелец.

Смертный... который держит одно из Великих Колец, не умирает, но он не растет и не получает больше жизни, он просто продолжает, пока, наконец, каждая минута - это усталость. И если он часто использует Кольцо, чтобы стать невидимым, он исчезает: в конце концов он становится невидимым навсегда и ходит в сумерках под взором темной силы, которая правит Кольцами.

J.R.R. Толкин, Братство Кольца

Смертный, носивший Кольцо, стал фактически невидимым, за исключением тех, кто был способен воспринимать нефизический мир, с лишь тонкой шаткой тенью, различимой в ярком солнечном свете. Тем не менее, когда Сэм носил кольцо на краю Мордора, «он вообще не чувствовал себя невидимым, но ужасно и однозначно видимым; и он знал, что где-то Око искало его». Кольцо на неопределенное время продлевало жизнь смертному обладателю, предотвращая естественное старение. Гэндальф объяснил, что это не давало новой жизни, но что владелец просто продолжал жить, пока жизнь не стала невыносимо утомительной. Кольцо не защищало своего носителя от разрушения; Голлум погиб в Трещине Судьбы, а тело Саурона было уничтожено при падении Нуменора. Как и Девять колец, Единое Кольцо физически развращало смертных, которые его носили, в конечном итоге превращая их в призраков. Хоббиты были более устойчивы к этому, чем Мужчины : Голлум, владевший кольцом 500 лет, не стал призраком, потому что он редко носил Кольцо. За исключением Тома Бомбадила, никто, казалось, не был застрахован от разлагающих эффектов Единого Кольца, даже могущественные существа, такие как Гэндальф и Галадриэль, которые отказались владеть им, зная, что станут такими, как сам Саурон.

В земле Мордора, где оно было выковано, сила Кольца возросла настолько значительно, что даже без его ношения носитель мог использовать его и мог получить ауру ужасной силы. Когда Сэм встретил Орка в Башне Кирит Унгол, держа Кольцо, он предстал испуганному Орку как могущественный воин, скрытый в тени, «[держащий] некую безымянную угрозу силы и гибели». Точно так же на Роковой горе, когда на Фродо и Сэма напал Голлум, Фродо схватил Кольцо и появился как «фигура в белом... [которая] держала колесо огня». Фродо сказал Голлуму «властным голосом», что «Если ты когда-нибудь прикоснешься ко мне, ты будешь брошен в Пламя Рока», пророчество скоро исполнилось.

Поскольку Кольцо содержало большую часть силы Саурона, он был наделен злым разумом. Находясь в разлуке с Сауроном, Кольцо стремилось вернуться к нему, манипулируя своим носителем, чтобы заявить о нем, или отказавшись от его носителя.

Чтобы овладеть способностями Кольца, носителю Кольца потребуется хорошо обученный ум, сильная воля и великая родная сила. Те, у кого более слабый ум, такие как хоббиты и меньшие люди, мало что получат от Кольца, не говоря уже о том, чтобы реализовать его весь потенциал. Даже тому, кто обладает необходимой силой, потребовалось бы время, чтобы овладеть силой Кольца в достаточной степени, чтобы свергнуть Саурона.

Кольцо не сделало своего носителя всемогущим. Саурон трижды терпел военное поражение, неся Кольцо: сначала Гил-галадом в Войне Саурона и эльфов, затем Ар-Фаразоном, когда нуменорская мощь настолько испугала его армии, что они покинули его, и в конце Второй Эпохи с его личным поражением от Гил-Галад и Элендила. Толкин указывает в речи Элронда, что такое поражение было бы невозможным в последние годы Третьей Эпохи, когда сила свободных народов сильно уменьшилась. Не осталось героев уровня Гил-галада, Элендила или Исильдура; сила эльфов угасала, и они уходили в Благословенное Царство ; а нуменорские королевства либо пришли в упадок, либо были уничтожены, и у них было мало союзников.

Судьба Хранителей Кольца

Из Хранителей Кольца, трое были живы после разрушения Кольца, хоббиты Бильбо, Фродо и Сэм. Бильбо, дольше всех носивший Кольцо, продлил свою жизнь. Фродо был травмирован своими поисками физически и морально. Сэм, лишь ненадолго сохранивший Кольцо, пострадал меньше всего. Принимая во внимание испытания Хранителей Кольца, Валар позволил им отправиться в Бессмертные Земли вместе с Галадриэль, Элрондом, и Гэндальф. Говорят, что Сэм был доставлен в Бессмертные земли после того, как прожил в Шире много лет и вырастил большую семью. Толкин подчеркнул, что восстановительное пребывание Хранителей Кольца в Бессмертных Землях не было бы постоянным. Как смертные, подчиненные Дару людей, они в конечном итоге умрут и покинут мир .

Origins

Вагнеровское кольцо нибелунга

Критики отметили параллели с Рихардом Вагнером Der Ring des Nibelungen, как видно здесь в Йозефе Хоффмане в дизайне декораций 1876 года для Das Rheingold, хотя они не согласны с его влиянием на Толкина. 345>Были проведены параллели между литературным устройством Кольца Толкина и титульным кольцом в Рихарда Вагнера Кольцо Нибелунгов. Толкин отверг прямые сравнения критиков с Вагнером, сказав своему издателю: «Оба кольца были круглыми, и на этом сходство исчезает». Согласно биографии Толкина Хамфри Карпентера, автор с презрением относился к интерпретации Вагнером соответствующих германских мифов. Некоторые критики считают, что работа Толкина настолько широко заимствована у Вагнера, что существует в тени Вагнера. Другие, такие как Глориана Сент-Клер, приписывают сходство тому факту, что Толкин и Вагнер создали работы, основанные на одних и тех же источниках. Том Шиппи и другие исследователи занимают промежуточную позицию, заявляя, что что авторы действительно использовали те же исходные материалы, но что Толкин был обязан некоторым оригинальным разработкам, пониманию и художественному использованию тех источников, которые впервые появились у Вагнера, и стремился улучшить их.

Nodens

Толкин посетил храм Ноденса в месте, называемом «Холм гномов», и перевел надпись с проклятием на похитителя кольца. Возможно, это вдохновило его гномов, рудники, кольца и Келебримбора «Серебряная Рука», эльфийского кузнеца, который выковал Кольца силы.

В 1928 году Языческий мистический культовый храм IV века был раскопан в Lydney Park, Глостершир. Толкина попросили исследовать там латинскую надпись, в которой упоминается кража кольца с проклятием на его вора:

для бога Ноденса. Сильвиан потерял кольцо и пожертвовал половину [его стоимость] Ноденсу. Среди тех, кого называют Сеницианус, не дают здоровья, пока он не принесет его в храм Ноденса.

Англосаксонское название этого места было Гномов Холм, и в 1932 году Толкин проследил за Ноденсом ирландского героя Нуада Эргетлам., «Нуада Серебряной Руки». Шиппи считал, что это «решающее влияние» на Средиземье Толкина, сочетающее в себе бога-героя, кольцо, гномов и серебряную руку. Компания J.R.R. В энциклопедии Толкина отмечается «похожий на хоббита внешний вид шахтных стволов [Карликового холма]» и что Толкин чрезвычайно интересовался фольклором холма во время своего пребывания там, цитируя комментарий Хелен Армстронг о том, что это место могло вдохновить Толкина на «Келебримбор» и павшие царства Мория и Эрегион ". Исследователь английской литературы Джон М. Бауэрс пишет, что имя эльфийского кузнеца Келебримбора, который выковал эльфийские кольца, на синдарине означает «Серебряная рука».

Аллегория

Толкин заявил, что «Властелин колец» не был поэтапной аллегорией, особенно политических событий его времени, таких как Вторая мировая война. В то же время он противопоставил «применимость», которую он описал как «в пределах« свободы читателя », и« аллегорию »как« преднамеренное господство автора ». Он заявил, что если бы Вторая мировая война «вдохновила или направила развитие легенды» как аллегории, то судьба Кольца и Средиземья была бы совсем другой:

Анализ Толкиена того, как иначе Единое Кольцо появилось бы в аллегории
Элемент ИсторииВластелин Колец Аллегория в Предисловии
КольцоУничтоженоЗахвачено, использовано против Саурона
Саурон УничтоженПорабощен
Барад-Дур УничтоженОккупирован
Саруман Не удается получить Кольцо убитоОтправляется в Мордор; в замешательстве и предательстве. учится создавать свое собственное Кольцо,. вступает в войну с новым Правителем Средиземья
РезультатМир, Шир восстановил Войну, хоббиты поработили и уничтожили

Энн С. Петти, пишет в JRR Энциклопедия Толкина отмечает, что Толкин все же был вполне способен использовать «аллегорические элементы, когда это соответствовало его цели», и что он согласился с тем, что приближение войны в 1938 году «оказало некоторое влияние на это»: Lord of the Кольца были применимы к ужасу войны в целом, если это не воспринималось как поэтапная аллегория какой-либо конкретной войны, с ложными уравнениями вроде «Саурон = Сатана или Гитлер или Сталин, Гэндальф = Бог или Черчилль, Арагорн = Христос или Макартур, Кольцо = атомная бомба, Мордор = Ад или Россия или Германия ".

Параллели с Республикой Платона
Пастух Гигес находит магическое кольцо, устанавливая моральная дилемма. Феррара, 16 век

Источником, который Толкин «мог заимствовать», хотя для этого нет никаких доказательств, является Платон Республика. Вторая книга повествует о Кольце Гигеса, которое даровало своему владельцу силу невидимости. При этом возникла моральная дилемма, позволяющая людям совершать несправедливость, не опасаясь, что их поймают. Напротив, Кольцо Толкина активно проявляет злую силу, которая разрушает мораль владельца.

Гуманитарный ученый Фредерик А. де Армас отмечает параллели между платоновскими и Кольца Толкина, и предполагает, что и Бильбо, и Гигес, идя в глубокие темные места, чтобы найти спрятанные сокровища, могли «пройти Катабазис », психологическое путешествие в Подземный мир

Фредерика А. де Армаса. сравнение колец Платона и Толкина
Элемент историиПлатон Республика Толкин Средиземье
Сила кольцаНевидимостьНевидимость и порча владельца
ОткрытиеГигес находит кольцо в глубокой пропастиБильбо находит кольцо в глубокой пещере
Первое использованиеГигес насилует королеву,. убивает короля,. становится королем ЛидииБильбо надевает кольцо «случайно»,. удивлен, Голлум не видит его
Моральный результатПолный отказБильбо проявляет силу thened

Толкиновский ученый Эрик Кац, не предполагая, что Толкин знал о Кольце Гигеса, пишет, что «Платон утверждает, что такое [моральное] искажение произойдет, но Толкин показывает нам это искажение через мысли и действия своих персонажей. ". По мнению Каца, Платон пытается опровергнуть «циничный вывод» о том, что моральную жизнь выбирают слабые; Главкон думает, что люди «хорошие» только потому, что они полагают, что их поймают, если они не будут. Платон утверждает, что безнравственная жизнь не годится, поскольку она развращает душу. Итак, утверждает Кац, согласно Платону, нравственный человек имеет мир и счастье и не будет использовать Кольцо Силы. По мнению Каца, рассказ Толкина «демонстрирует [-ются] различные ответы на вопрос, поставленный Платоном: развратит ли справедливого человека возможность почти неограниченной власти?» На этот вопрос отвечают по-разному: Голлум слаб, быстро развращается и, наконец, уничтожается; Боромир начинает добродетельным, но, как Платон, Гигес развращен «искушением силы» от Кольца, даже если он хочет использовать его во благо, но искупает себя, защищая хоббитов до своей собственной смерти; «сильная и добродетельная» Галадриэль, которая ясно видит, во что превратилась бы, если бы она приняла кольцо, и отвергает его; бессмертный Том Бомбадил, освобожденный от разлагающей силы Кольца и его дара невидимости; Сэм, который в трудную минуту верно использует кольцо, но его не соблазняет его видение «Сэмвайса Сильного, Героя века»; и, наконец, Фродо, который постепенно развращается, но спасен своей прежней милостью Голлуму и отчаянием Голлума из-за Кольца. Кац заключает, что ответ Толкина на слова Платона «Зачем быть моральными?» это «быть собой».

Пристрастие к власти

Кольцо дает силу своему владельцу и постепенно развращает разум владельца ко злу; эффект вызывает сильное привыкание. Толкиновский ученый Том Шиппи применил к нему утверждение лорда Эктона 1887 года о том, что «власть имеет тенденцию развращать, а абсолютная власть развращает абсолютно. Великие люди почти всегда плохие люди», отметив, что современные авторы, такие как Джордж Оруэлл с Animal Farm (1945), Уильям Голдинг с Lord of the Flies (1954) и TH White с The Once and Future King (1958) аналогичным образом писал о разрушительных эффектах власти.

Адаптации
Единое кольцо в фильмах Питера Джексона.

В 1981 BBC Radio сериал Властелин колец, Назгул поют надпись Кольцо.

В трилогии Питера Джексона Властелин колец владелец Кольца изображается движущимся через темное царство, где все искажено. Воздействие Кольца на Бильбо и Фродо - навязчивые идеи, которые сравнивают с наркоманией ; актер Энди Серкис, сыгравший Голлума, сослался на наркоманию как источник вдохновения для своего выступления. Настоящее кольцо для фильмов было разработано и создано Йенсом Хансеном Gold Silversmith в Нельсон, Новая Зеландия, и было основано на простом обручальном кольце.

Столешница ролевая игра «The One Ring», действие которой происходит в Средиземье, была произведена Cubicle 7; новое издание запланировано партнерством Sophisticated Games и Free League Publishing с 2020 года.

Ссылки

Первичный

В этом списке указано расположение каждого элемента в трудах Толкина.

Вторичный

Источники
  • значок Портал спекулятивной фантастики
Последняя правка сделана 2021-06-01 11:54:16
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте