Пролетая над гнездом кукушки (роман)

редактировать

Пролетая над гнездом кукушки
OneFlewOverTheCuckoosNest.jpg Первое издание
Автор Кен Кизи
Художник обложки Пол Бэкон
Страна Соединенные Штаты
Язык английский
Жанры Трагедия
Издатель Книги о печати и печатках Viking
Дата публикации 1 февраля 1962 г.
Страницы 320
OCLC 37505041

«Пролетая над гнездом кукушки» - роман Кена Кизи. Действие происходит в психиатрической больнице Орегона, повествование служит исследованием институциональных процессов и человеческого разума; включая критику психиатрии и дань уважения индивидуалистическим принципам. Он был адаптирован для бродвейской (а позже и внебродвейской ) пьесы Дейла Вассермана « Пролетая над гнездом кукушки »в 1963 году. Бо Гольдман адаптировал роман в одноименный фильм 1975 года режиссера Милоша Формана, который выиграл 5 премий Оскар.

Журнал Time включил роман в список «100 лучших англоязычных романов с 1923 по 2005 год». В 2003 году книга была включена вопросBBC The Big Read среди 200 «самых любимых романов» Великобритании.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 участок
  • 2 Предпосылки
  • 3 Название
  • 4 Главные герои
    • 4.1 Персонал
    • 4.2 Острые
    • 4.3 Хроника
    • 4.4 Другие персонажи
  • 5 Противоречие
  • 6 Адаптации
  • 7 изданий
  • 8 См. Также
  • 9 ссылки
  • 10 Дальнейшее чтение

участок

Рассказывает книгу «Шеф» Бромден, гигантский, но послушный пациент психиатрической больницы, наполовину коренной американец, который представляет себя глухим и немым. Рассказ Бромдена сосредоточен в основном на выходках мятежного Рэндла Патрика Макмерфи, который симулировал безумие, чтобы отбыть наказание за побои и азартные игры в больнице, а не на тюремной ферме. Старшая медсестра, медсестра Рэтчед, управляет отделением с абсолютной властью и небольшим медицинским надзором. Ей помогают три санитара дневной смены, а также ее помощники доктора и медсестры.

Макмерфи постоянно противодействует медсестре Рэтчед и нарушает распорядок отделения, что приводит к бесконечной борьбе за власть между заключенным и медсестрой. Он управляет карточным столом, возглавляет баскетбольную команду отделения, комментирует фигуру медсестры Рэтчед, подстрекает других пациентов к голосованию за просмотр Мирового сериала по телевидению и организует поход на глубоководную рыбалку, в котором должны были быть пациенты » под присмотром "проституток". После утверждения, что он может, а впоследствии и неудачи, поднять тяжелую панель управления в несуществующей комнате гидротерапии (называемой «ванной»), его ответ - «Но, по крайней мере, я попытался» - дает мужчинам стимул попытаться это сделать. постоять за себя, вместо того, чтобы позволить медсестре Рэтчед взять под контроль каждый аспект их жизни. Шеф открывается Макмерфи, однажды поздно ночью обнаружив, что он может говорить и слышать. Сильный беспорядок после рыбалки приводит к тому, что Макмерфи и вождь отправляют на сеансы электрошоковой терапии, но такое наказание не делает ничего, чтобы обуздать буйное поведение Макмерфи.

Однажды ночью, подкупив ночного дежурного, Макмерфи тайно вывозит двух подружек-проституток с ликером в палату и врывается в аптеку за кодеиновым сиропом от кашля и неназванными психиатрическими препаратами. Макмерфи, заметив во время рыбалки, что Билли Биббит - робкий, мальчишеский пациент с заиканием и небольшим опытом общения с женщинами - влюбился в проститутку по имени Кенди, в первую очередь устроил этот взлом, чтобы Билли мог потерять девственность и, в несколько меньшей степени, чтобы Макмерфи и другие пациенты могли устроить несанкционированную вечеринку. Хотя Макмерфи до конца ночи соглашается с планом побега до начала утренней смены, он и другие пациенты вместо этого засыпают, не убирая беспорядок от выходок группы, и утренний персонал обнаруживает в палате полный беспорядок. Медсестра Рэтчед находит частично одетого Билли и проститутку в объятиях друг друга и предостерегает его. Билли впервые заявляет о себе, отвечая медсестре Рэтчед без заикания. Рэтчед спокойно угрожает рассказать матери Билли о том, что она видела. У Билли эмоциональный срыв, он немедленно возвращается к мальчишескому состоянию, и, оставшись одного в кабинете врача, лишает себя жизни, перерезав себе горло. Медсестра Рэтчед винит Макмерфи в гибели Билли. Разъяренный тем, что она сделала с Билли, Макмерфи нападает на Рэтчеда, изнасилуя ее, разрывая ее рубашку и пытаясь задушить до смерти. Макмерфи подвергают физическим ограничениям и переводят в палату Disturbed.

Медсестра Рэтчед пропускает неделю работы из-за травм, в течение которых многие пациенты либо переводятся в другие палаты, либо выписываются из больницы навсегда. Когда она возвращается, она не может говорить и, таким образом, лишается своего самого мощного инструмента, чтобы держать мужчин в узде. Бромден, Мартини и Скэнлон - единственные пациенты, которые посетили прогулку на лодке, остались в палате, и Макмерфи вернулся. Ему сделали лоботомию, и теперь он находится в вегетативном состоянии, что делает его безмолвным и неподвижным. Шеф душит Макмерфи подушкой ночью в акте милосердия, прежде чем поднять панель управления ванной, которую Макмерфи не мог поднять раньше, выбросил ее в окно и сбежал из больницы.

Фон

«Пролетая над гнездом кукушки» был написан в 1959 году и опубликован в 1962 году в разгар Движения за гражданские права и глубоких изменений в подходе к психологии и психиатрии в Америке. В 1960-е годы началось неоднозначное движение к деинституционализации, действие, которое повлияло на персонажей романа Кизи. Роман является прямым продуктом времени Кизи, работавшего в кладбищенскую смену санитаром в психиатрической больнице в Менло-Парке, Калифорния. Он не только разговаривал с пациентами и наблюдал за работой учреждения; он также добровольно принимал психоактивные препараты, включая мескалин и ЛСД, в рамках проекта MKUltra.

В дополнение к работе с Project MKUltra, Кизи принимал ЛСД в развлекательных целях. Он выступал за употребление наркотиков как путь к личной свободе, и это отношение нашло отражение во взглядах психологов того времени. В 1960-х годах считалось, что ЛСД предлагает лучший доступ к человеческому разуму. Говорят, что переживания каждого человека различаются; эмоции и переживания варьировались от превращений в другие формы жизни, религиозных переживаний и крайнего сочувствия. Именно опыт Кизи с ЛСД и другими психоделиками заставил его сочувствовать пациентам.

В романе постоянно говорится о различных авторитетах, которые контролируют людей с помощью изощренных и принудительных методов. Рассказчик романа, Вождь, объединяет эти авторитеты в своем сознании, называя их «Объединением» в связи с механистическим способом, которым они манипулируют и обрабатывают людей. Авторитет Альянса чаще всего олицетворяется в образе медсестры Рэтчед, которая управляет обитателями психиатрической больницы романа посредством сочетания наград и тонкого стыда. Хотя она обычно не прибегает к традиционно суровой дисциплине, ее действия изображаются более коварными, чем действия обычного тюремного администратора. Это потому, что тонкость ее действий не позволяет заключенным понять, что они вообще находятся под контролем. Вождь также видит комбинат в плотине дикой реки Колумбия у водопада Селило, где охотились его предки-индейцы, и в более широком конформном обществе послевоенного американского общества потребления. Критика в романе психиатрической палаты как инструмента угнетения, сравнимого с тюрьмой, отражает многие утверждения, которые в то же время делал французский интеллектуал Мишель Фуко. Точно так же Фуко утверждал, что невидимые формы дисциплины угнетают людей в широком социальном масштабе, побуждая их подвергать цензуре аспекты себя и своих действий. Роман также критикует выхолащивание мужчин в обществе, особенно в персонаже Билли Биббита, заикающегося пациента с острой болезнью, которым доминируют медсестра Рэтчед и его мать.

Центральные элементы « Пролетавшего над гнездом кукушки» воплощают социологический анализ институтов в целом, в частности аналитического подмножества психиатрических больниц, проведенного Эрвингом Гоффманом. Описание Гоффманом процедур приема во все учреждения, например, отражает понятие «объединения», поддерживаемое персонажем шефа Бромдена: «Процедуры приема можно назвать« урезанием »или« программированием », потому что, таким образом, возведенные в квадрат, новоприбывшие позволяет формировать и закодировать себя в объект, который может быть введен в административный аппарат, чтобы над ним можно было плавно работать с помощью рутинных операций »(стр. 16). Кроме того, поведение пациентов в « Полете над гнездом кукушки» представляет собой диапазон адаптаций ко всем институтам, описанный в разделе VI «Мира заключенных» эссе «Характеристики институтов в целом».

Заголовок

Название книги - строка из детского стишка:

Винтеры, минтерия, куттери, кукуруза, семя яблони и шип яблони, Проволока, шиповник, передок Три гуся в стае Один полетел на восток Один полетел на запад И один пролетел над гнездом кукушки

Бабушка Шефа Бромдена спела ему версию этой песни, когда он был ребенком, и этот факт раскрылся в истории, когда Шеф получил еще одно лечение ЭСТ после того, как он помог Макмерфи защитить Джорджа, пациента, который подвергся жестокому обращению со стороны помощников палаты.

Главные персонажи

  • Рэндл Макмерфи : свободный духом, мятежный аферист, попавший в больницу с тюремной фермы. Он виновен в нанесении побоев и азартных играх. Ему также было предъявлено обвинение - но так и не было признано виновным из-за того, что рассматриваемая девушка не хотела давать показания, чтобы не обвинять себя и свою готовность участвовать - в изнасиловании по закону. Макмерфи переводят из тюремной фермы в больницу, думая, что это будет простой способ отбыть наказание с комфортом. В конце концов, Макмерфи нападает на медсестру Рэтчед, жертвуя своей свободой и здоровьем в обмен на освобождение скованных ранее духов запуганных пациентов в палате.
  • Шеф Бромден: Рассказчик романа, наполовину индейский, находился в психиатрической больнице с конца Второй мировой войны. Персонал и пациенты считают Бромдена глухим и немым, и благодаря этому облику он становится причастным ко многим из самых грязных секретов отделения. В молодости Шеф был звездой школьного футбола, студентом колледжа и героем войны. Увидев своего отца, вождя коренных американцев, униженного правительством США и его белой женой, вождь Бромден впадает в клиническую депрессию и начинает галлюцинации. Вскоре ему ставят диагноз шизофрения. Он считает, что общество контролируется большой механизированной системой, которую он называет «Комбинат».
    • Ричард Грей, автор « Истории американской литературы», сказал, что Бромден «обеспечивает» «видение» романа. Грей объясняет, что «глаз» Бромдена «видит внутреннюю правду», а Бромден «является посторонним, невинным глазом в некотором роде, как Гек Финн, но то, что он видит, гораздо более странно, гораздо более сюрреалистично». Грей объяснил, что видение Бромдена «может не быть буквально правдой, но это символично, потому что, снова процитирую Эмили Дикинсон :« Много безумия - это божественный смысл ». Первая глава заканчивается тем, что Шеф умоляет читателя:«... вы думаете » это слишком ужасно, чтобы на самом деле произошло, это слишком ужасно, чтобы быть правдой! Но, пожалуйста. Мне все еще трудно иметь ясный ум, чтобы думать об этом. Но это правда, даже если этого не произошло ».

Сотрудники

  • Медсестра Рэтчед (также известная как «Старшая медсестра»): деспотичная старшая медсестра психиатрической больницы, которая осуществляет почти полный контроль над теми, кто находится под ее опекой, включая своих подчиненных. Она без колебаний ограничит доступ своих пациентов к лекарствам, удобствам и предметам первой необходимости, если это соответствует ее манипулятивным прихотям. Ее любимый информатор - робкий Билли Биббит, которого она принуждает раскрыть секреты подразделения, угрожая пожаловаться на него его матери. Веселое и бунтарское присутствие Макмерфи в учреждении Рэтчеда вызывает постоянное раздражение, поскольку ни угрозы, ни наказание, ни шоковая терапия не остановят его или находящихся под его влиянием пациентов. В конце концов, после того, как Макмерфи чуть не задушил ее в приступе гнева, медсестра Рэтчед сделала ему лоботомию. Тем не менее, ущерб уже нанесен, и правило медсестры Рэтчед нарушается после того, как из-за атаки Макмерфи она почти не может говорить, что делает ее неспособной запугать своих пациентов, подчиненных и начальство.
  • «Черные парни» Вашингтон, Уильямс и Уоррен: трое чернокожих, которые работают помощниками в палате. Уильямс - карлик, его рост якобы "замедлился после того, как он стал свидетелем изнасилования его матери белыми мужчинами". Шеф говорит, что медсестра Рэтчед наняла их из-за их садистского характера.
  • Гивер: помощник смены качелей.
  • Доктор Джон Спайви: Врач палаты. Медсестра Рэтчед прогнала других врачей, но оставила Спайви, потому что он всегда делал, как ему говорили. Хардинг предполагает, что медсестра может пригрозить разоблачить его как наркомана, если он ей воспротивится. Восстание Макмерфи вдохновляет его противостоять медсестре Рэтчед.
  • Медсестра Пилбоу: молодая ночная медсестра, чье лицо, шея и грудь испачканы глубокими пятнами. Набожная католичка, которая боится согрешить, она обвиняет пациентов в том, что они заразили ее своим злом, и уничтожает их.
  • Г-н Теркл: пожилой афроамериканский помощник, который работает в палату в позднюю смену. Он соглашается позволить Макмерфи устроить вечеринку и однажды ночью пробраться к проституткам.
  • Японская медсестра: медсестра, отвечающая за палату на втором этаже для больных, склонных к насилию и не поддающихся лечению. Она добрая и открыто выступает против методов медсестры Рэтчед.

Острый

Острые пациенты - это пациенты, которых, по мнению властей, еще можно вылечить. За некоторыми исключениями, они находятся там добровольно, и этот факт вызывает у Макмерфи гнев, когда он впервые узнает об этом, а затем заставляет его чувствовать еще большую жалость к пациентам, что еще больше вдохновляет его доказать им, что они все еще могут быть сильными, несмотря на их кажущуюся готовность. быть слабым.

  • Билли Биббит: нервный, застенчивый и мальчишеский пациент с серьезным дефектом речи, Билли порезался и получил ожоги и неоднократно пытался покончить жизнь самоубийством. Билли боится женщин, особенно таких, как его мать. Чтобы облегчить это, Макмерфи тайком вводит в палату проститутку, чтобы Билли мог потерять девственность. На следующее утро медсестра Рэтчед угрожает рассказать об этом его матери; Опасаясь потери материнской любви, Билли испытывает эмоциональный срыв и совершает самоубийство, перерезав себе горло.
  • Дейл Хардинг: Неофициальный лидер пациентов до прибытия Макмерфи, он умный, красивый мужчина, стыдящийся своей подавляемой гомосексуальности. Красивая, но недовольная жена Хардинга - источник стыда для него.
  • Джордж Соренсен: Человек с гермафобией, он целыми днями моет руки в питьевом фонтане отделения. Макмерфи удается убедить его возглавить рыболовную экспедицию для пациентов после того, как он обнаружил, что он был капитаном лодки PT во время Второй мировой войны. После этого трое черных мальчиков злонамеренно насильно дезинформируют его, жестоко зная, какие душевные страдания это вызовет у него.
  • Чарли Чесвик: пациент с громким ртом, который всегда требует перемен в палате, но никогда не имеет смелости что-либо довести до конца. Он находит друга в Макмерфи, который может высказать за него свое мнение. В какой-то момент Макмерфи решает попасть в очередь, когда он узнает, что его пребывание в палате бессрочно, и его освобождение определяется исключительно старшей медсестрой. В результате Чесвик тонет в бассейне палаты, когда решает, что сам никогда не сбежит от безжалостной старшей медсестры.
  • Мартини: пациент, страдающий сильными галлюцинациями.
  • Скэнлон: Пациент, одержимый взрывчаткой и разрушением. Он единственный другой невегетативный пациент, принудительно заключенный в палату, за исключением Макмерфи и Бромдена; остальные могут уйти в любой момент.
  • Джим Сефелт и Брюс Фредриксон: два пациента с эпилепсией. Сефельт отказывается принимать противосудорожное лекарство, так как из-за этого у него выпадают зубы, что заставляет его стесняться своего внешнего вида. Фредриксон принимает лекарства Сефельта так же, как и свое, потому что он боится припадков и теряет зубы из-за передозировки.
  • Макс Табер: непослушный пациент, которого выписали до приезда Макмерфи. Шеф позже описывает, как после того, как он спросил, что было в его лекарстве, медсестра Рэтчед его «вылечила».

Хроники

Хроники - это пациенты, которых никогда не вылечить. Многие хроники преклонного возраста и / или находятся в вегетативном состоянии.

  • Ракли: Ужасающий пациент, который бросал вызов правилам, пока старшая медсестра не санкционировала его лоботомию. После лоботомии он сидит и смотрит на фотографию своей жены и иногда кричит ненормативную лексику.
  • Эллис: Эллис был переведен в вегетативное состояние с помощью электрошоковой терапии. Он стоит у стены в тревожной мессианской позе с раскинутыми руками.
  • Пит Банчини: Банчини получил повреждение мозга при рождении, но ему удавалось удерживать простую работу, такую ​​как оператор стрелочного перевода на малоиспользуемой железнодорожной ветке, до тех пор, пока стрелочные переводы не были автоматизированы, и он потерял работу, после чего его поместили в лечебное учреждение. Шеф вспоминает, как однажды и только однажды он жестоко набросился на своих помощников, сказав другим пациентам, что у него был живой выкидыш, он родился мертвым.
  • Ролер: Пациент в палате Disturbed, над основной палатой, который ничего не говорит, кроме «в туалет, в туалет!» весь день и пытается взбежать по стенам. Однажды ночью Роулер кастрирует себя, сидя на унитазе, и истекает кровью, прежде чем кто-либо осознает, что он сделал.
  • Old Blastic: старый пациент в вегетативном состоянии. В первую ночь, когда Макмерфи находится в палате, Бромдену снится, что Бластика подвешивают за пятку и разрезают, высыпая ржавую внутреннюю материю. На следующее утро Бромден узнает, что Бластик умер ночью.
  • Спасатель: бывший профессиональный футболист, у него все еще есть следы от шипа на лбу из-за травмы, которая вывела его из головы. Он объясняет Макмерфи, что, в отличие от тюрьмы, пациенты содержатся в больнице столько, сколько пожелает персонал. Именно из-за этого разговора Макмерфи на время становится в очередь.
  • Полковник Маттерсон: Самый старший пациент в отделении, он страдает тяжелым старческим слабоумием и не может передвигаться без инвалидной коляски. Он ветеран Первой мировой войны и проводит дни, «объясняя» объекты с помощью метафор.

Другие персонажи

  • Кенди: Проститутка Макмерфи берет с собой на рыбалку. Билли Биббит влюблен в нее, и Макмерфи устраивает ночь, чтобы Кенди занялась с ним сексом.
  • Сандра: Еще одна проститутка и друг Кенди и Макмерфи. Она и Сефельт спят вместе в ту ночь, когда они с Кенди проникают в палату поздно ночью. У Сефельта припадок, когда они прелюбодействовали.
  • Вера Хардинг: жена Дейла Хардинга. Описывается как привлекательная женщина с очень большой грудью. Она - главная причина беспокойства Дейла, который часто беспокоится о ее верности. Она показывает пациентам, что на самом деле у самого Дейла есть дела - с другими мужчинами.

Полемика

«Пролетая над гнездом кукушки» - один из самых сложных и запрещенных романов Америки.

  • 1974: Пятеро жителей Стронгсвилля, штат Огайо, подали в суд на местный совет по образованию с требованием удалить роман из классных комнат. Они сочли книгу «порнографической» и заявили, что она «прославляет преступную деятельность, имеет тенденцию развращать несовершеннолетних и содержит описания зоофилии, причудливого насилия, пыток, расчленения, смерти и уничтожения людей».
  • 1975: Рэндольф, Нью-Йорк и Олтон, Оклахома удалили книгу из всех своих государственных школ.
  • 1977: школы в Вестпорте, штат Мэн, исключили его из обязательных списков для чтения.
  • 1978: Средняя школа Фримонта в Сент-Энтони, штат Айдахо, запретила его и уволила учителя, который его назначил.
  • 1982: Мерримак, средняя школа Нью-Гэмпшира, бросила ему вызов.
  • 1986: Средняя школа Абердина-Вашингтона бросила ему вызов в классах английского языка с отличием.
  • 2000: Объединенный школьный округ Пласентия ( Йорба Линда, Калифорния ) бросил ей вызов. Родители сказали, что учителя могут «выбирать лучшие книги, но они снова и снова выбирают этот мусор».

Адаптации

Роман был адаптирован в пьесу 1963 года, в которой Кирк Дуглас (который купил права на постановку пьесы для сцены и кино) в главной роли в роли Макмерфи и Джин Уайлдер в роли Билли Биббита. В 1975 году была выпущена экранизация с Джеком Николсоном в главной роли, сопродюсером которой стал Майкл Дуглас. Фильм получил пять премий Оскар. Персонажи медсестры Рэтчед и шефа Бромдена появляются как повторяющиеся персонажи в « Однажды в сказке» ABC, где их изображают Ингрид Торранс и Питер Марчин. Netflix и Райан Мерфи создали серию приквелов под названием Ratched, в которой Сара Полсон следует за младшей версией медсестры Ratched. Первый из двух сезонов был выпущен 18 сентября 2020 года.

Редакции

Распечатать
Аудиокниги
  • 1998: Пролетая над гнездом кукушки (читается Томом Паркером), Blackstone Audio, ISBN   978-0786112784
  • 2007 ( слышно ): Пролетая над гнездом кукушки (прочитано автором)
  • 2012 ( слышно ): Пролетая над гнездом кукушки (прочитано Джоном К. Рейли )

Смотрите также

использованная литература

дальнейшее чтение

  • Хорст, Л. (1996). Суки, подергивания и евнухи: несостоятельность сексуальной роли и карикатура в «Пролетая над гнездом кукушки»: текст и критика. Книги пингвинов.
  • Портер, MG (1989). «Пролетая над гнездом кукушки: восхождение к героизму». Бостон: Туэйн.
  • Сейфер, Э. (1988). Современный американский комический эпос: романы Барта, Пинчона, Гэддиса и Кизи. Детройт: Издательство Государственного университета Уэйна.
  • Блай, Нелли (1887). Десять дней в сумасшедшем доме.
Последняя правка сделана 2023-03-31 06:00:15
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте