Обложка первого издания | |
Автор | Герберт Маркузе |
---|---|
Страна | США |
Язык | Английский |
Предметы | Капитализм, демократия |
Издатель | Beacon Press |
Дата публикации | 1964 |
Тип носителя | Печать |
Страницы | 257 |
ISBN | 0-415-07429-0 (2. Изд.) |
Одномерный человек: исследования идеологии развитого индустриального общества - это книга 1964 года философа Герберта Маркузе, в которой автор предлагает широкий рядовая критика как современного капитализма, так и коммунистического общества Советского Союза, документирующая параллельный рост новых форм социальных репрессий в обоих этих обществах. как упадок революционного потенциала на Западе. Он утверждает, что «развитое индустриальное общество» создало ложные потребности, которые интегрировали людей в существующую систему производства и потребления с помощью средств массовой информации, рекламы, управления производством и современных способов мышления.
Это приводит к «одномерному» универсуму мысли и поведения, в котором отмирают способности и способность к критическому мышлению и оппозиционному поведению. В этой преобладающей атмосфере Маркузе продвигает «великий отказ » (подробно описанный в книге) как единственную адекватную оппозицию всеобъемлющим методам контроля. Большая часть книги представляет собой защиту «негативного мышления» как разрушительной силы против преобладающего позитивизма.
Маркузе также анализирует интеграцию промышленного рабочего класса в капиталистическое общество и новые формы капиталистического общества. стабилизации, ставя под сомнение марксистские постулаты революционного пролетариата и неизбежность капиталистического кризиса. В отличие от ортодоксального марксизма, Маркузе защищает неинтегрированные силы меньшинств, аутсайдеров и радикальную интеллигенцию, пытаясь питать оппозиционное мышление и поведение, продвигая радикальное мышление. и оппозиция. Он считает, что тенденции к бюрократии в предположительно марксистских странах столь же противостоят свободе, как и на капиталистическом Западе.
Одномерный человек сделал Маркузе знаменитым.
Маркузе резко критикует консьюмеризм и современное «индустриальное общество», который, по его словам, является формой социального контроля. Маркузе утверждает, что хотя система, в которой мы живем, может претендовать на то, чтобы быть демократической, на самом деле она тоталитарна. Форма технологической рациональности наложилась на все аспекты культуры и общественной жизни и стала гегемонистской. Наша идентификация с этой гегемонистской идеологией современного индустриального общества, эта идеология не представляет собой форму «ложного сознания», но, скорее, успешно стала реальностью.
Более того, современные индустриальные общества создали «общество изобилия», которое с возрастающим комфортом замаскировало эксплуататорский характер системы и, следовательно, усилило средства господства и контроля. Таким образом, современное «общество изобилия» ограничивает возможности политической революции против капитализма.
В современных обществах потребления Маркузе утверждает, что небольшое количество людей имеет право диктовать наши представления о свободе, предоставляя нам возможности купить наше счастье. В этом состоянии «несвободы» потребители действуют нерационально, работая больше, чем они должны для удовлетворения реальных основных потребностей, игнорируя психологически деструктивные последствия, игнорируя отходы и экологический ущерб, которые они причиняют, и ища социальные связи. посредством материальных ценностей.
Это еще более иррационально в том смысле, что создание новых продуктов, требующих удаления старых продуктов, подпитывает экономику и побуждает к необходимости работать больше, чтобы покупать больше. Индивид теряет свою человечность и становится орудием промышленной машины и винтиком потребительской машины. Кроме того, реклама поддерживает потребительство, которое разрушает общественное поведение, распространяется массово и информирует массы о том, что счастье можно купить, - идея, которая наносит психологический ущерб.
Существуют альтернативы противодействию потребительскому образу жизни. Антипотребительство - это образ жизни, который принижает любое ненужное потребление, а также ненужную работу, расточительство и т.д. это товар, даже те вещи, которые действительно нужны.
Теоретик-критик Дуглас Келлнер писал, что «Одномерный человек» был одной из самых важных книг 1960-х и одной из самых подрывных книг двадцатого века. век. Несмотря на свой пессимизм, представленный цитированием слов Вальтера Бенджамина в конце этой книги о том, что «Nur um der Hoffnungslosen willen ist uns die Hoffnung gegeben» («Это только ради тех, у кого нет надеюсь, что эта надежда нам дарована "), это повлияло на многих в Новых левых, поскольку это выражало их растущее недовольство как капиталистическими обществами, так и советскими коммунистическими обществами.
Философ Рональд Аронсон писал в 2018, что Одномерный Человек более проницателен, чем мог когда-либо представить Маркузе, и что сегодня это актуально как никогда.
Викицитатник содержит цитаты, относящиеся к: Герберту Маркузе |