Ondes Martenot

редактировать
Ранний электронный музыкальный инструмент
Ondes Martenot
Ondes martenot.jpg An ondes Martenot (модель седьмого поколения, 1975)
Даты1928 – настоящее время
Технические характеристики
Полифония нет
Осциллятор ламповая
Тип синтезагетеродин
Вход / выход
Клавиатура 72-нотная клавиатура на рейке, способная воспроизводить вибрато посредством бокового движения

The ondes Martenot (; Французский:, «волны Мартено») или ondes musicales («музыкальные волны») - ранний электронный музыкальный инструмент. На нем можно играть с помощью клавиатуры или перемещая кольцо по проводу, создавая "колеблющиеся" звуки, похожие на терменвокс. Игрок на мартено называется ондист .

Ондес мартено был изобретен в 1928 году французским изобретателем Морисом Мартено. Мартено был вдохновлен случайным перекрытием тонов между военными радиогенераторами и хотел создать инструмент с выразительностью виолончели.

. Инструмент используется в более чем 100 классических композициях. Французский композитор Оливье Мессиан использовал его в таких произведениях, как его симфония 1949 года Турангалила-Симфония, а его невестка Жанна Лориод была знаменитой исполнительницей инструмент. Он появляется во многих саундтреках к фильмам и телевидению, особенно в научной фантастике и фильмах ужасов. Джонни Гринвуд из английской рок-группы Radiohead известен тем, что довел его до более широкой современной аудитории. Его также использовали такие поп-исполнители, как Daft Punk, Гауди и Дэймон Албарн.

Содержание
  • 1 История
  • 2 Звуки и техника
  • 3 Использование
    • 3.1 Классическая музыка
    • 3.2 Популярная музыка
    • 3.3 Кино и телевидение
  • 4 Наследие
  • 5 Ссылки
  • 6 Дополнительная литература
История

The ondes Martenot (по-французски «волны Мартено») - один из первых электронных инструментов, запатентованный в том же году, что и другой ранний электронный инструмент, терменвокс. Он был изобретен в 1928 году французским виолончелистом Морисом Мартено. Мартено был радистом во время Первой мировой войны и разработал ondes Martenot в попытке воспроизвести случайное перекрытие тонов между военными радиогенераторами. Он надеялся привнести в свой новый инструмент музыкальную выразительность, связанную с виолончелью. Он впервые продемонстрировал ondes Martenot 20 апреля 1928 года, исполнив Димитриоса Левидиса Poème symphonique в Парижской опере.

. Единицы были изготовлены индивидуально по заказу. В последующие годы компания Martenot выпустила несколько новых моделей, в которых появилась возможность воспроизводить вибрато перемещением клавиш, функция, адаптированная в 1970-х годах некоторыми синтезаторами Yamaha GX-1. Согласно The Guardian, ondes Martenot визуально напоминает нечто среднее между органом и терменвоксом.

Жан-Луи Мартено, сын Мориса Мартено, создал новые модели ondes Martenot. В 2000 году Джонни Гринвуд из английской рок-группы Radiohead поручил синтезаторной компании Analogue Systems разработать точную копию ondes Martenot, так как он нервничал из-за повреждения своего инструмента во время тура. Реплика, названная French Connection, имитирует механизм управления ondes Martenot, но не издает звука; вместо этого его можно использовать для управления внешним осциллятором.

Звуки и техника
Техника игры Au ruban

Ondes Martenot уникален среди электронных музыкальных инструментов своими методами управления. На ondes Martenot можно играть с металлическим кольцом на указательном пальце правой руки. При скольжении кольца по проводу воспроизводятся «похожие на терменвокс» тоны, генерируемые колебаниями в электронных лампах или транзисторах в седьмой модели.

Третья модель инструмент, представленный в 1929 году, имел нефункционирующую симулякр клавиатуры под проводом для обозначения высоты звука. Эта модель также имела «черный наплечник» на проволоке, который можно было использовать вместо кольца. Его держали между большим и указательным пальцами правой руки, которыми играли, стоя на расстоянии от инструмента. При такой игре ящик снимается с инструмента и ставится на скамейку рядом с игроком. Педагогическое руководство Мориса Мартено для ondes Martenot, написанное в 1931 году, предлагает инструкции по обоим методам игры.

Более поздние версии добавили реально функционирующую клавиатуру ; клавиши производят вибрато при перемещении из стороны в сторону. Он был представлен в 1930-х годах с 84-клавишной четвертой версией инструмента. В последующих версиях было 72 ключа. В сочетании с переключателем, который изменяет высоту звука на одну октаву, эти инструменты имеют диапазон от C 1 до C 8.

. Выдвижной ящик позволяет управлять громкостью и тембром левой рукой. Громкость регулируется с помощью сенсорной стеклянной «ромбики», называемой «клавишей градации»; чем дальше вдавливается лепешка, тем громче звук. В своем предисловии к книге Жанны Лорио «Техника электронного типа Мартено» Оливье Мессиан объясняет, что «клавиша градации, ударяемая одним или несколькими пальцами левой руки, дает одновременно звук, его интенсивность и атаку. Интенсивность колеблется от почти неслышимого пианиссимо до самого ужасного и болезненного фортиссимо, проходящего через все промежуточные градации. Возможные атаки более многочисленны, чем атаки фортепиано, скрипки, флейты, валторны или органа - они варьируются от абсолютного легато. и глиссандо на звуки храмовых блоков и мембранофонов. Где-то за пределами абсолютного легато существует внеземный зачарованный голос, а за сухой стаккато-атакой можно найти звуковые эффекты, такие как треснувший колокол, кучу осыпающегося песка или авиационный двигатель. " Ранние модели могли воспроизводить только несколько сигналов. Более поздние модели могут одновременно генерировать синус, треугольник с ограничением пиков , квадрат, импульс и двухполупериодное выпрямление синусоидальные волны, в дополнение к розовому шуму, все они контролируются переключателями в ящике. Прямоугольную и двухполупериодную выпрямленную синусоидальную волну можно дополнительно отрегулировать с помощью ползунков в ящике. На седьмой модели циферблат в верхней части ящика регулирует баланс между белым шумом и другими сигналами. Второй циферблат регулирует баланс между тремя динамиками. Переключатель выбирает между клавиатурой и лентой.

Дальнейшие настройки могут быть выполнены с помощью элементов управления на корпусе инструмента. К ним относятся несколько регуляторов для настройки высоты звука, диск для регулировки общей громкости, переключатель для транспонирования высоты звука на одну октаву и переключатель для активации фильтра.

Диффузоры слева направо: Métallique, Palme и кабинет Содержит как Principal, так и Résonance

В ящике модели Seventh также есть шесть кнопок транспонирования, которые изменяют высоту звука с определенным интервалом. Они называются -1/4 (понижение на одну четверть тона ), +1/4 (повышение на одну четверть тона), +1/2 (повышение на один полутон ), +1 (повысить на один весь тон ), + 3ce (повысить на одну мажорную третью ) и + 5te (повысить на одну мажорную квинту. можно объединить, чтобы сразу повысить высоту звука до минорной девятой.

Martenot изготовил для инструмента четыре динамика, называемые диффузорами. Métallique имеет гонг вместо динамика конус, производящий металлический тембр. Он использовался первыми квартетами ondes Martenot в 1932 году. Другой, динамик Palme, имеет резонансную камеру, пронизанную струнами, настроенными на все 12 полутонов октавы ; когда нота сыграна в мелодии, она резонирует с определенной струной, создавая звенящие тона. Впервые он был представлен вместе с шестой версией ondes Martenot в 1950 году.

Согласно Guardian, ondes Martenot "могут быть такими же успокаивающими и волнующими, как струнный квартет, но раздражает нервы, когда злоупотребляют ими ". Гринвуд охарактеризовал его как «очень точный терменвокс, над которым у вас гораздо больше контроля... Когда он хорошо играет, вы действительно можете имитировать голос». The New York Times описала его звучание как «преследующий вопль».

Используйте

Классическую музыку

Ondes Martenot используется в более чем 100 классических композициях, в первую очередь в французский композитор Оливье Мессиан. Мессиан впервые использовал его в Fête des Belles Eaux в течение шести ондов, а затем использовал его в нескольких других произведениях, включая Trois Petites Liturgies de la Présence Divine и Saint -Франсуа д'Ассиз. Для своей Турангалила-Симфония Мессиан использовал для создания «мерцающих, парящих музыкальных эффектов». Вдова Мессиана, Ивонн Лориод-Мессиан, аранжировала и отредактировала четыре неопубликованных для ondes Martenot и фортепиано, которые были опубликованы в 2001 году.

Другие композиторы, которые использовали этот инструмент, включают Артур Онеггер, Дариус Мильо, Эдгард Варез, Чарльз Кёхлин, Флоран Шмитт и Жак Ибер.

Согласно Новому Йорк Таймс, самым знаменитым исполнителем ондов была французская музыкант Жанна Лориод (1928–2001), которая училась у Мартено в Парижской консерватории. Она исполнила на международном уровне более 500 произведений, создала 85 произведений для секстета ондов, сформированного ею в 1974 году, и написала трехтомную книгу об инструменте Technique de l'Onde Electronique Type Martenot.

Английский композитор Хью Дэвис подсчитал, что для ондов было написано более 1000 произведений. Жанна Лориод подсчитала, что было 15 концертов и 300 пьесы камерной музыки.

Опера Томаса Адеса Ангел-истребитель показывает ondes Martenot, который, по словам Адеса, «можно считать голосом ангела-истребителя».

Популярная музыка

Джонни Гринвуд играл ондес Мартено из 1980-х на фестивале в Гластонбери 2010

Одна из первых интеграций ондес Мартено в популярную музыку была сделана во французском шансоне в пятидесятые и шестидесятые годы. Например, в некоторых стихах Бодлера на музыку французского певца Лео Ферре в его альбомах Les Fleurs du mal (1957) и Léo Ferré chante Baudelaire (1967), или в популярной драматической любовной песне Жака Бреля "Ne me quitte pas " (1959). В течение семидесятых годов Beau Dommage и Harmonium, две самые популярные музыкальные группы Квебека, широко использовали этот инструмент (представленный там Мари Бернар.) в каждом из их альбомов 1975 года соответственно Où est passée la noce? и Si on avait besoin d'une cinquième saison.

Джонни Гринвуд из английской рок-группы Radiohead приписывают новаторство широкой аудитории. Он впервые использовал его в альбоме Radiohead 2000 года Kid A, и он появился во многих их песнях, включая «The National Anthem », «How to Disappear Completely» и «Where Я кончаю, а ты начинаешь ". Radiohead исполнили версии своих песен "How to Disappear Completely" и "Weird Fishes / Arpeggi", используя несколько ondes Martenots. В своем альбоме 2001 года Amnesiac они использовали динамик ondes martenot, чтобы добавить «ореол туманной реверберации» к вокалу Тома Йорка в песне «You and Whose Army?». Гринвуд также сочинил пьесу для двух ondes Martenots, Smear.

Ondes Martenot использовался Джо Джексоном в своих альбомах Tucker (1988) и Night Music (1994) и Брайан Ферри на альбоме 1999 года As Time Goes By. Ондист Томас Блох гастролировал в шоу Тома Уэйтса и Роберта Уилсона Черный всадник (2004–06) и в Опера Дэймона Албарна "Обезьяна: Путешествие на Запад " (2007–2013). Блох исполнил ondes Martenot на альбоме Daft Punk 2013 года Random Access Memories.

Французский композитор Christine Ott, выпущенном в 2020 году Chimères (pour Ondes Martenot), электронный авангардный альбом, полностью созданный с использованием только Ondes Martenot.

Кино и телевидение

Ondes Martenot снимался во многих фильмах, в частности научной фантастике и фильмы ужасов. В 1936 году Адольф Борчард использовал его в Саше Гитри «Римский тришер», которую играла сестра Мартено, Жинетт. Композитор Брайан Исдейл использовал его в балетной музыке для The Red Shoes. Французский композитор Морис Жарр представил ондес Мартено американскому кинематографу в своей музыке к фильму Лоуренс Аравийский (1962). Английский композитор Ричард Родни Беннет использовал его для саундтреков к фильмам, включая Мозг на миллиард долларов (1967 ) и Секретная церемония (1968 ). Элмер Бернстайн узнал о ondes Martenot через Беннета и использовал его в музыке к фильмам, включая Heavy Metal, Ghostbusters, Черный котел и Моя левая нога.

Режиссер Люсиль Хаджихалилович решила использовать этот инструмент в своем фильме Эволюция (2015), поскольку он «приносит определенную меланхолия, почти человеческий голос, и он мгновенно создает особую атмосферу ». Другие музыкальные произведения, в которых используется ондес Мартено, включают Путешествие в Индию, Амели, Bodysong, Там будет кровь (2007 ) и Хьюго (2011 ).

Ондес Мартено является предметом квебекского документального фильма Wavemakers 2013 года. Он используется в представлении Мессиана Квартет Конца времен в эпизоде ​​третьего сезона сериала Амазонка Моцарт в джунглях, где музыкант играет ондес Мартено для сокамерников на Остров Райкерс.

Британский композитор Барри Грей изучал этот инструмент с Мартено в Париже и использовал его в своих саундтреках к фильмам 1960-х годов, в том числе Доктор Кто и далекы и Doppelgänger. Иногда сообщается, что ondes martenot использовались в оригинальной теме Звездного пути ; на самом деле, партия была исполнена певцом.

Legacy

В 2001 году New York Times описала онды вместе с другими ранними электронными такие инструменты, как терменвокс, телегармоний, траутоний и оргатрон, как часть «футуристического движения в области электронной музыки, которое никогда не зашло так далеко, как мечтали его пионеры.... сторонники новой проводной музыки наслаждались созданием ранее невообразимых шумов ". Французский музыкант-классик Томас Блох сказал: «Мартено, вероятно, самый музыкальный из всех электрических инструментов... Мартено интересовался не только звуками. Он хотел использовать электричество, чтобы усилить и контролировать выражение, музыкальность. Все делается музыкантом в реальном времени, включая управление вибрато, интенсивность и атаку. Это важный шаг в нашей линии передачи электронных инструментов ».

Запись ондомо, инструмента основано на ондах Мартено

По словам музыкального журналиста Алекса Росс, менее 100 человек освоили этот инструмент. В 1997 году Марк Сингер писал для The Wire, что вопросы, вероятно, останутся неясными: «Дело в том, что любой инструмент, не имеющий институциональной основы для участников второй и третьей оценки, нет Призрачная армия любителей зачахнет и исчезнет: как же иначе? Виртуозы-специалисты могут приехать, чтобы заняться разовой новинкой... но на первом этаже нет значимого уровня входа, и, что еще хуже, нет возможности отступить от карьеры, если что-то не получится ''.

В 2009 году Guardian сообщила, что последний ондес Martenot был произведен в 1988 году, но в настоящее время производится новая модель. В 2011 году издание Sound on Sound написало, что оригинальные модели ondes Martenot «практически невозможно получить или позволить себе, и если вы не сможете потратить 12 000 евро на один из новых музыкальных инструментов Жан-Лу Дирштейна, мечта о обладании настоящим Ondes вполне вероятна. оставаться таким ». В 2012 году канадская компания Therevox начала продавать синтезатор с интерфейсом на основе кольца высоты тона ondes Martenot и клавиши интенсивности. В 2017 году японская компания Asaden произвела 100 инструментов Ondomo, портативную версию ondes Martenot.

Электроника ondes Martenot хрупкая, и в ее состав входит порошок, переносящий электрические токи, которые Мартено смешивал бы в разных количествах. по спецификации музыкантов; точные пропорции неизвестны. Попытки построить новые модели ondes Martenot с использованием исходных спецификаций Martenot были неоднозначными.

Ссылки
  • Martenot, Maurice (1931). Method pour l'enseignement des ondes musicales: инструмент радио-электрический мартено [Метод обучения Ondes Martenot: Радиоэлектрический инструмент Мартено] (на французском языке). Париж: Альфонс Ледюк. ISMN 979-0-04-617828-3.
  • Томас Блох, вставьте примечания к компакт-диску Naxos Records 8.555779 «Музыка для ондес Мартено»
Дополнительная литература
Последняя правка сделана 2021-06-01 11:40:48
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте