Люди Омахи

редактировать
Племя коренных американцев
Омаха
Умохо
Флаг Омаха Племя Небраски и Айовы.PNG Флаг племени Омаха Небраски и Айовы
Племя Омаха dance.jpg Омаха танцор племени
Общее население
6000
Регионы со значительным населением
США (Небраска, Айова )
Языки
английский, Омаха-Понка
Религия
Христианство, другие
Родственные этнические группы
Сиуаны и Дхегихан народы, особенно Понка, Отоэ, Осейдж, Айова

Омаха (Омаха-Понка : Умохо) - признанное на федеральном уровне среднезападное коренное американское племя, проживающее в резервации Омаха на северо-востоке Небраски и западный Айова, США. Резервация Омаха расположена в основном в южной части округа Терстон и на северо-востоке округа Куминг, Небраска, но небольшие части простираются до северо-восточного угла округа Берт и через река Миссури в округ Монона, штат Айова. Его общая площадь составляет 796,355 км (307,474 квадратных миль), а население в 5 194 человека было зарегистрировано в переписи 2000 года. Его самая большая община - Мэйси.

Люди Омахи мигрировали в верхнюю часть Миссури и на равнины к концу 17 века из более ранних мест в долине реки Огайо. Омаха говорят на сиуском языке ветви дегихан, который очень похож на язык Понка. Последние были частью Омахи, прежде чем в середине 18 века выделились в отдельное племя. Они также были родственниками сиуаноязычных осейджей, кваапо и канса народов, которые также мигрировали на запад под давлением ирокезов в долине Огайо. Изгнав другие племена, ирокезы сохранили контроль над районом как охотничьим угодьем.

Около 1770 года омаха стало первым племенем на Северных равнинах, принявшим культуру конного спорта. Развивая «Большую деревню» (Тон-ва-тонга) около 1775 года в современном округе Дакота на северо-востоке Небраски, Омаха создала обширную торговую сеть с первыми европейскими исследователями и французско-канадскими путешественниками. Они контролировали торговлю мехом и доступ к другим племенам на реке Верхний Миссури.

Омаха, Небраска, крупнейший город Небраски, назван в их честь. Омаха никогда не поднимала оружие против США, но во время Гражданской войны в США.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Потеря земель
    • 1.2 Археология
  • 2 Культура
    • 2.1 Жилища
    • 2.2 Религия
  • 3 Фильмы
  • 4 Сообщества
  • 5 Известные люди Омахи
  • 6 Ссылки
  • 7 Дополнительная литература
  • 8 Внешние ссылки

История

Маршрут миграции из омаха (дегихан) в Небраску в понимании Дж. Оуэна Дорси

Племя омаха началось как более крупное лесное племя, включающее как племена омаха, так и кваапо. Это племя объединилось и населяло территорию около рек Огайо и Вабаш около 1600 года. Когда племя мигрировало на запад, оно разделилось на то, что стало племенами Омаха и Кваапо. Кваапо поселились на территории нынешнего Арканзаса, а Омаха, известная как У-Мо'н-Хо'н («вверх по течению»), поселилась около реки Миссури в том, что сейчас является северо-западом. Айова. Произошло еще одно разделение, когда Понка стали независимым племенем, но они, как правило, селились около Омахи. Первое упоминание в европейском журнале о племени Омаха было сделано Пьером-Шарлем Ле Суэром в 1700 году. На основании сообщений он описал деревню Омахи с 400 жилищами и населением около 4000 человек. Он был расположен на реке Биг-Сиу недалеко от ее слияния с Миссури, недалеко от современного Су-Сити, штат Айова. Французы тогда назвали ее «Река Махас».

Территория племен Омаха и других племен

В 1718 году французский картограф Гийом Делиль обозначил это племя как «Маха, странствующий народ» на северном участке реки Миссури. Французы звероловы нашли Омаху на восточном берегу реки Миссури в середине 18 века. Считалось, что омаха простиралась от реки Шайенн в Южной Дакоте до реки Платт в Небраске. Около 1734 г. Омаха основала свою первую деревню к западу от реки Миссури на Боу-Крик в современном округе Сидар, Небраска.

Примерно в 1775 г. Омаха построила новую деревню, вероятно, расположенную недалеко от современного Гомера, Небраска. Тон вон Тонга (или Тонвантонга, также называемый «Большой Деревней»), был деревней вождя Блэкберда. В это время омаха контролировала торговлю мехом на реке Миссури. Около 1795 года в деревне проживало около 1100 человек.

Примерно в 1800 году эпидемия оспы, возникшая в результате контакта с европейцами, охватила территорию, резко сократив население племени, убив примерно одну треть. его члены. Вождь Блэкберд был среди погибших в том году. Блэкберд наладил торговлю с испанцами и французами и использовал торговлю в качестве меры безопасности для защиты своего народа. Понимая, что им традиционно не хватало большого населения для защиты от соседних племен, Блэкберд считал, что установление хороших отношений с белыми исследователями и торговля были ключом к их выживанию. Испанцы построили поблизости форт и в этот период регулярно вели торговлю с Омахой.

После того, как Соединенные Штаты совершили Покупку Луизианы и оказали давление на торговлю в этой области, произошло распространение различных видов товаров среди жителей Омахи: инструменты и одежда стали преобладающими, например, ножницы, топоры, цилиндры и пуговицы. Женщины занялись производством товаров для торговли, а также ручным земледелием, возможно, из-за развития технологий. У женщин, похороненных после 1800 года, была более короткая и напряженная жизнь; никто из них не дожил до 30 лет. Но они также играли более важную роль в экономике племени. Во время археологических раскопок исследователи обнаружили, что более поздние женские скелеты были похоронены с большим количеством серебряных артефактов в качестве инвентаря, чем у мужчин или женщин до 1800 года. После завершения исследования племя похоронило эти останки предков. в 1991 году.

При посещении Тон-ва-тонга в 1804 году большинство жителей ушли на сезонную охоту на буйволов. Экспедиция встретилась с людьми Ото, которые также говорили на сиуанском языке. Исследователи были отведены к могиле вождя Блэкберда, прежде чем продолжить свою экспедицию на запад. В 1815 году Омаха заключила свой первый договор с Соединенными Штатами, который был назван «договором о дружбе и мире». Племя не отказывалось от земель.

Непостоянные деревни Омахи существовали от 8 до 15 лет. Они создали дерновые домики для зимних жилищ, которые были расположены по большому кругу в порядке пяти кланов или родов каждого моитие, чтобы сохранить баланс между частями Неба и Земли. племени. В конце концов, болезнь и агрессия сиу с севера вынудили племя двинуться на юг. Между 1819 и 1856 годами они основали деревни недалеко от того места, где сейчас Белвью, Небраска и вдоль Папиллион-Крик.

Потеря земель

Литтл Снейк, переводчик из Омахи.

219>Четвертый договор Прери-дю-Чиен в 1831 году: омаха уступила свои земли в Айове Соединенным Штатам, к востоку от реки Миссури, при том понимании, что у них все еще есть права на охоту. В 1836 году по договору с США были отобраны оставшиеся у них охотничьи угодья на северо-западе Миссури.

В течение 1840-х годов Омаха продолжала страдать от агрессии сиу. Европейско-американские поселенцы требовали от правительства США выделить больше земли к западу от реки Миссисипи для строительства белых. В 1846 году Большой Лось заключил незаконный договор, разрешающий большой группе мормонов поселиться на земле Омахи на какое-то время; он надеялся получить некоторую защиту от конкурирующих туземцев с помощью их оружия, но новые поселенцы глубоко врезались в дичь и лесные ресурсы этого района в течение двух лет, которые они там были.

В течение почти 15 лет в 19 веке. Логан Фонтенелл был переводчиком в агентстве Bellevue, обслуживая различных американских индийских агентов. Мужчина смешанной расы из омахи-француза был трехъязычным, а также работал трейдером. Его матерью была Омаха; его отец француз канадец. В январе 1854 года он выступал в качестве переводчика во время переговоров агента Джеймса М. Гейтвуда о передаче земель с 60 лидерами и старейшинами Омахи, которые заседали в совете в Белвью. Штаб-квартира Вашингтона оказала на Гейтвуд давление с целью добиться продажи земли. Старейшины Омахи отказались делегировать переговоры своим вождям рода, но пришли к соглашению о продаже большей части оставшихся земель к западу от Миссури Соединенным Штатам. Конкурирующие интересы могут быть отражены в проекте договора, содержащем положения об уплате племенных долгов торговцам Фонтенеллю, Питеру Сарпи и Луи Сонсуси. Руководители в совете согласились переехать из агентства Bellevue дальше на север, в конце концов выбрав Блэкберд-Хиллз, по сути текущую резервацию в округе Терстон, Небраска.

60 человек назначили семь начальников для поездки в Вашингтон, округ Колумбия, для заключительных переговоров вместе с Гейтвудом, с Фонтенелль в качестве их переводчика. Вождь Железный Око (Джозеф Лафлеше ) был одним из семи, кто отправился в Вашингтон, и считается последним вождем Омахи при их традиционной системе. Их переводчиком служил Логан Фонтенель, и белые ошибочно полагали, что он был вождем. Поскольку его отец был белым, омаха никогда не принимала его как члена племени, но считала его белым.

Хотя проект договора разрешал семи вождям вносить лишь «небольшие изменения», правительственные чиновники вынудили меняется при встрече. Он снял выплаты трейдерам. Он снизил общую стоимость аннуитетов с 1 200 000 до 84 000 долларов, распределенных по годам до 1895 года. Он оставил за собой право принимать решение о распределении между наличными и товарами для выплаты ренты.

Последняя охота племен Омаха с декабря 1876 по март 1877 года. лагерь переезжает, охотники нашли бизонов в 400 милях от резервации Омаха.

Племя окончательно перебралось в Холмы Блэкберд примерно в 1856 году и сначала построило деревню по своему традиционному образцу. К 1870-м годам бизоны быстро исчезли с равнин, и для выживания жителям Омахи приходилось все больше полагаться на денежную ренту и поставки от правительства США и приспособление к натуральному сельскому хозяйству. Джейкоб Вор был квакером, назначенным американским индийским агентом в резервации Омаха при президенте Улиссе С. Гранте. Он начал в сентябре 1876 года, сменив Т.С. Джиллингем, тоже квакер.

Вор раздал уменьшенную ренту в том году, незадолго до того, как омаха уехала на свою ежегодную охоту на буйволов; согласно его более позднему отчету, он намеревался «поощрить» жителей Омахи работать в сельском хозяйстве. Они пережили плохой охотничий сезон и суровую зиму, так что некоторые голодали до поздней весны. Вор получил надбавку к аннуитетам, которые он распределил, но в течение оставшихся лет своего пребывания в должности до 1879 года не распределял денежные аннуитеты в размере 20 000 долларов в год, которые были частью договора. Вместо этого он поставлял товары: бороны, повозки, сбруи и различные виды плугов и инвентаря для сельскохозяйственных работ. Он сказал племени, что официальные лица Вашингтона, округ Колумбия, не одобрили выплату ренты. У людей не было выхода, и они изо всех сил пытались собрать больше урожая, увеличив урожай до 20 000 бушелей.

Омаха никогда не бралась за оружие против США. Несколько членов племени сражались за Союз во время Гражданской войны в США, а также каждой последующей войны до сегодняшнего дня.

Начиная с 1960-х годов Омаха начала осваивать земли к востоку от реки Миссури, в районе под названием Блэкберд Бенд. После длительных судебных баталий и нескольких противостояний большая часть территории была признана частью земель племен Омаха. Омаха основала свое казино Blackbird Bend на этой отвоеванной территории.

Археология

В 1989 году Омаха вернула более 100 древних скелетов из Тон-во-тонга, которые были проведены музеями. Они были раскопаны во время археологических работ 1930-х и 1940-х годов из могильных мест с захоронениями до и после 1800 года. Перед церемониальным перезахоронением останков на землях Омахи представители племени организовали исследования в Университет Небраски, чтобы узнать, чему можно научиться у их предков.

Исследователи обнаружили значительные различия в сообществах до и после 1800 года, о чем свидетельствуют их кости и артефакты. Что наиболее важно, они обнаружили, что к 1770 году омаха были конной культурой равнин и буйволами охотниками, что сделало их «первой задокументированной конной культурой на северных равнинах». Они также обнаружили, что до 1800 года в Омахе торговали в основном оружием и украшениями. У мужчин было намного больше ролей в патрилинейной культуре, чем у женщин: в качестве «лучников, воинов, оружейников и торговцев», включая главные церемониальные роли. Священные связки религиозных церемоний были найдены захороненными только с мужчинами.

Культура

Флаговая песня: традиционная песня на языке Омаха.

Проблемы с воспроизведением этого файла? См. .

В период до заселения в Омахе была замысловато развитая социальная структура, которая была тесно связана с представлением людей о неразрывном союзе между небом (мужское начало) и землей (женское начало); это было частью их истории создания и их взглядов на космос. Этот союз считался критически важным для сохранения всех живых форм и пронизывал культуру Омахи. Племя было разделено на две части или полуплемена: Небесные люди (Insta'shunda) и Земные люди (Hon'gashenu), каждое из которых возглавлял другой наследственный вождь, унаследовавший власть от линии своего отца.

Небесные люди отвечали за духовные потребности племени, а люди Земли - за физическое благополучие племени. Каждая часть состояла из пяти кланов или родов, которые также имели разные обязанности. У каждого рода был наследственный вождь по мужской линии, так как племя имело отцовскую родственную систему происхождения и наследования. Считалось, что дети рождены в клане отца. Лица, состоящие в браке с людьми из другого рода, не принадлежащего к своей собственной.

Наследственные вожди и клановые структуры все еще существовали в то время, когда старейшины и вожди вели переговоры с Соединенными Штатами о передаче большей части своей земли. в Небраске в обмен на защиту и денежные аннуитеты. Только мужчины, рожденные по наследству от своих отцов или официально принятые мужчиной в племя, как Джозеф Лафлеше (Железный глаз) был вождем Большим Лосьом в 1840-х годах, могли стать начальниками. Большой Лось назначил ЛаФлеше своим сыном и преемником вождя Весинсте. Лафлеше, человек смешанной расы, был последним признанным главным вождем, выбранным традиционными способами, и он был единственным вождем, имеющим какое-либо европейское происхождение. Он служил десятилетиями с 1853 года.

Хотя белые считали Логана Фонтенеля вождем, в Омахе так не считали. Они использовали его как переводчика; он принадлежал к смешанной расе с белым отцом, поэтому считался белым, поскольку не был усыновлен мужчиной из этого племени.

Сегодня хозяева Омахи ежегодно пау-вау. На праздновании комитет выбирает принцессу Омаха Пау Вау. Она служит представителем в обществе и образцом для подражания для детей младшего возраста.

Жилища

Омаха-типи. Земляной домик Омахи был заменен передвижным типи во время охоты на открытых равнинах.

Когда племя мигрировало на запад из региона реки Огайо в 17 веке, они адаптировались к окружающей среде равнин. Они заменили лесной обычай строить домики из коры на типи (заимствованный у сиу) для охоты на буйволов и в летний сезон и построили земные домики (заимствованы из Арикара, называется Sand Pawnee,) на зиму. Типи использовались в основном во время охоты на буйволов и когда они переезжали из одной деревни в другую. Зимой они использовали землянки в качестве жилищ.

Верования Омахи символизировались в их жилищных постройках. В течение большей части года омаха жили в земляных или дерновых хижинах, оригинальных постройках с деревянным каркасом и толстым дерновым покрытием. В центре домика был камин, напоминавший об их мифах о сотворении мира. Вход в землянку был построен так, чтобы смотреть на восток, чтобы ловить восходящее солнце и напоминать людям об их происхождении и миграции вверх по реке с востока.

Хутуга, круговая схема племенных деревень, отражала верования племени. Небесные люди жили в северном полукруге деревни, области, которая символизировала небеса. Люди Земли жили в южной половине, которая представляла Землю. Круг открылся на восток. В каждой половине деревни кланы или роды были расположены в зависимости от племенных обязанностей их членов и отношения к другим кланам. Земные домики были размером 60 футов (18 м) в диаметре и могли вместить несколько семей, даже их лошадей.

Когда племя перебралось в резервацию Омаха примерно в 1856 году, они сначала построили свои деревни и земные домики по традиционным образцам, с полуплеменами и кланами на своих традиционных местах в планировке..

Религия

Омаха почитают древний Священный полюс, созданный до времени их переселения в Миссури, сделанный из тополя. Это называется Умот'хоⁿти (что означает «Настоящая Омаха») и считается человеком. Он хранился в Священном шатре в центре деревни, куда могли войти только мужчины, которые были членами Священного Общества. Ежегодная церемония обновления была связана со Священным полюсом.

В 1888 году Фрэнсис Ла Флеше, молодой антрополог из Омахи, помог организовать, чтобы его коллега Алиса Флетчер получила Священный полюс доставлен в Музей археологии и этнологии Пибоди в Гарвардском университете для сохранения его и его историй в то время, когда существованию племени угрожала ассимиляция. Племя собиралось похоронить поляка со своим последним хранителем после его смерти. Последняя церемония обновления шеста была проведена в 1875 году, а последняя охота на буйволов - в 1876 году. Ла Флеше и Флетчер собрали и сохранили рассказы о Священном полюсе, написанные его последним хранителем, Желтым Дымом, святым человеком из рода Хонъа.

В двадцатом веке, примерно через 100 лет после переселения поляка, племя вело переговоры с музеем Пибоди о его возвращении. Племя планировало установить Священный полюс в строящемся культурном центре. Когда в июле 1989 года музей вернул племени Священный полюс, жители Омахи провели августовский пау-вау в честь своего возрождения.

Говорят, что священный полюс представляет собой тело человека. Название, под которым он известен, a-kon-da-bpa, - это слово, используемое для обозначения кожаного браслета, который носят на запястье для защиты от тетивы лука (оружия из лука и стрел).. Это название демонстрирует, что шест должен был символизировать человека, поскольку никакое другое существо не могло носить браслет. Это также указывало на то, что символизируемый таким образом человек был тем, кто был одновременно кормильцем и защитником своего народа.

Films

  • 1990 - Возвращение священного полюса. Продюсер и режиссер Майкл Фаррелл. Произведено KUON -TV при поддержке Native American Public Telecommunications
  • 2019 - The Omaha Speaking. Режиссер Бриджит Тиммерман. Рассказывает Татанка Минс. Производство фильмов серии.

Сообщества

Известные люди из Омахи

Список литературы

Дополнительная литература

  • RF Fortune: Тайные общества Омахи, перепечатка из Нью-Йорка: издательство Колумбийского университета, 1932; Нью-Йорк: AMS Press, Inc., 1969
  • Фрэнсис Лафлеше, Средняя пятерка: индийские школьники племени Омаха. Линкольн: University of Nebraska Press, 1900/1963.
  • Карл Дж. Рейнхард, Уроки от предков: Племя Омаха до и после Льюиса и Кларка, University of Nebraska Press, 2003.
  • Робин Ридингтон, «Выживание в Омахе: исчезающее индейское племя, которое не исчезнет», American Indian Quarterly, 1987.
  • Робин Ридингтон, «Образы космического союза: церемонии обновления в Омахе», History of Religions 28 (2): l35-150, 1988
  • Робин Ридингтон, «Дерево, которое стоит гореть: восстановление точки зрения из центра», Журнал антропологического общества стюардов. 17 (1-2): 47–75, 1990 (Готовится к публикации Пола Бенсона, изд. Антропология и литература, Урбана: Университет штата Иллинойс Press.)
  • Робин Ридингтон и Деннис Гастингс. Благословение на долгое время: священный полюс племени Омаха, Линкольн: Университет Небраски, 1997.

Внешние ссылки

На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с народом Омаха.
Wikisource содержит текст статьи 1905 Новой Международной Энциклопедии о «людях Омахи ".
Последняя правка сделана 2021-06-01 11:05:10
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте