Олимпия | |
---|---|
Художник | Эдуард Мане |
Год | 1863 |
Средний | Холст, масло |
Размеры | 130,5 см × 190 см (51,4 дюйма × 74,8 дюйма) |
Местоположение | Musée d'O rsay, Париж |
Олимпия - это картина Эдуарда Мане, впервые выставленная в 1865 Парижском салоне, на которой изображена обнаженная женщина (" Олимпия »), лежа на кровати, которому слуга приносит цветы. Олимпия была смоделирована Викториной Мерент, а слуга Олимпии - арт-моделью Лорой. Конфронтационный взгляд Олимпии вызвал шок и изумление, когда картина была впервые выставлена, потому что ряд деталей на картине идентифицировал ее как проститутку. Французское правительство приобрело картину в 1890 году по открытой подписке, организованной Клодом Моне. Картина выставлена в Musée d'Orsay, Париж.
Современную публику шокировала не нагота Олимпии и не присутствие ее полностью одетой служанки, а ее конфронтационный взгляд и ряд деталей, идентифицирующих ее как demi-mondaine или проститутку. К ним относятся орхидея в ее волосах, ее браслет, жемчужные серьги и восточная шаль, на которой она лежит, символы богатства и чувственности. Черная лента на ее шее, резко контрастирующая с ее бледной кожей, и выброшенная туфля подчеркивают чувственную атмосферу. Имя "Олимпия" ассоциировалось с проститутками в Париже 1860-х.
Картина создана по образцу Тициана Венеры Урбинской (ок. 1534). В то время как левая рука Венеры Тициана скручена и, кажется, соблазняет, левая рука Олимпии, кажется, блокирует, что было интерпретировано как символ ее роли проститутки, предоставляющей или ограничивающей доступ к своему телу за плату. Мане заменил маленькую собачку (символ верности) на картине Тициана черным котом, существом, ассоциирующимся с ночной распущенностью. Возбужденная поза кошки была вызывающей; По-французски chatte (кошка) - это жаргонное обозначение женских гениталий. Олимпия с презрением игнорирует цветы, подаренные ей ее слугой, вероятно, подарком от клиента. Некоторые предположили, что она смотрит в сторону двери, поскольку ее клиент врывается без предупреждения.
Картина отклоняется от академического канона по своему стилю, характеризующемуся широкими, быстрыми мазками, студийным освещением, которое устраняет середину -тона, большие цветные поверхности и малая глубина. В отличие от гладкой идеализированной обнаженной натуры из «La naissance de Vénus» Александра Кабанеля, также написанной в 1863 году, Олимпия - настоящая женщина, чья нагота подчеркивается резким освещением. Один только холст имеет размеры 51,4 х 74,8 дюйма, что довольно велико для этой жанровой картины . Большинство картин такого размера изображали исторические или мифологические события, поэтому размер работы, среди прочего, вызывал удивление. Наконец, Олимпия довольно худая по художественным меркам того времени, и ее относительно неразвитое тело скорее девичье, чем женственное. Шарль Бодлер считал худобу неприличнее полноты.
Модель Олимпии, Викторина Мерент, была бы признана зрителями картины, потому что она была хорошо известна в кругах Парижа. Она начала работать моделью, когда ей было шестнадцать лет, и она также была самостоятельным художником. Некоторые из ее картин выставлялись в Парижском салоне. Знакомство с личностью модели было главной причиной, по которой эта картина считалась шокирующей для зрителей. Известная женщина, живущая в современном Париже, не могла одновременно представлять историческую или мифологическую женщину.
Хотя картина Мане «Завтрак на траве» (Le déjeuner sur l'herbe) вызвала споры в 1863 году, его «Олимпия» вызвала еще больший резонанс, когда она впервые была выставлена в 1865 году на Парижском салоне. Консерваторы осудили произведение как «аморальное» и «вульгарное». Журналист Антонин Пруст позже вспоминал: «Если полотно Олимпии не было уничтожено, то только из-за мер предосторожности, которые были приняты администрацией». Критики и общественность одинаково осудили произведение. Даже Эмиль Золя был ограничен до лицемерного комментирования формальных качеств работы, а не признания предмета: «Ты хотел обнаженную фигуру, и ты выбрал Олимпию, первую, которая появилась». Однако он воздал должное честности Мане: «Когда наши художники дарят нам Венеры, они исправляют природу, они лгут. Эдуард Мане спрашивал себя, зачем лгать, почему не говорить правду; он познакомил нас с Олимпией, этим сыном нашего времени, который вы встречаетесь на тротуарах. "
Фигура горничной на картине, изображенная на картине женщиной по имени Лауре, хотя и не была замечена изначально, стала тема дискуссии среди современных ученых. Как Т. Дж. Кларк вспоминает, как друг не поверил исправленной версии «Живописи современной жизни» 1990 года: «Вы писали о белой женщине на кровати на протяжении пятидесяти страниц и больше и почти не упомянули чернокожую женщину рядом с ней. ” Олимпия была создана через 15 лет после рабства было отменено во Франции и ее империи, но негативные стереотипы о чернокожих сохранялись среди некоторых элементов французского общества. В некоторых случаях белая проститутка на картине была описана с использованием расовых выражений. По словам Марии Ратледж, «ссылки на Черноту таким образом вторглись в образ белой Олимпии, превратив ее в карикатурное и гротескное животное, которое чернокожие часто изображают в девятнадцатом веке».
Многие критики аплодировали Мане. в использовании белого и черного в живописи, альтернатива традиции светотени. Чарльз Бернхеймер ответил:
Черная горничная - не просто [...] темный аналог белизны Олимпии, а скорее эмблема темной, угрожающей, аномальной сексуальности, скрывающейся прямо под рукой Олимпии. По крайней мере, это та фантазия, которую фигура слуги Мане могла вызвать у зрителя-мужчины в 1865 году.
Согласно Тимоти Полу, некоторые черные феминистки, в том числе Лоррейн О'Грейди, утверждали, что Мане включил Лауру не для художественной условности, а для создания идеологического бинарного отношения между черным и белым, хорошим и плохим, чистым и грязным, и как таковой "неизбежно переформулирует картезианскую логику перспективы, которая позволяет белизна должна функционировать как единственный предмет рассмотрения ". В сочетании с более светлым оттенком кожи черная женская модель выступает как символ всех расовых стереотипов Запада.
В Лоррейн О 'Грейди В эссе под названием «Служанка Олимпии: восстановление субъективности черной женщины», она утверждает, «служанка Олимпии, как и все другие« периферийные негры », - это робот, которого удобно заставить исчезнуть в драпировке фона. В то время как конфронтационный взгляд Олимпии часто упоминается как вершина неповиновения патриархату, оппозиционный взгляд горничной Олимпии игнорируется; она - часть фона, почти не уделяя внимания критической роли ее присутствия.
О'Грэйди указывает, что мы знаем, что она представляет «Иезавель и Маму », «и, что самое главное, она не настоящий человек...», скорее, согласно фрейдистской теории, она является объектом объективированного и исключенного из полового различия. Пока Олимпия смотрит прямо на зрителя, ее горничная тоже оглядывается. В своем эссе «Мамочка, Иезавель, Сапфир и их домашние девушки: развитие оппозиционного взгляда на образы чернокожих женщин» Кэтрин Уэст заключает, что, заявляя оппозиционный взгляд, мы можем идентифицировать: критиковать, сопротивляться и трансформировать эти и другие репрессивные образы чернокожих женщин.
В январе 2016 года люксембургская художница-перформанс Дебора Де Робертис лежала на полу перед картиной обнаженная и имитирующая позу предмета. Она была арестована за непристойное разоблачение.
Отчасти картина была вдохновлена картиной Тициана Венеры Урбинской (ок. 1534), которое, в свою очередь, происходит от Джорджоне Спящая Венера (ок. 1510). На заднем плане Тициана изображены две полностью одетые женщины, предположительно слуги. Леонсе Бенедит был первым искусствоведом, открыто признавшим сходство с Венерой Урбино в 1897 году. Есть также некоторое сходство с La maja desnuda Франсиско Гойи (ок. 1800).
Были также графические прецеденты для обнаженной белой женщины, часто изображаемой с черной служанкой, например, Эстер Леона Бенувилля с одалиской (1844)., Энгр 'Одалиска с рабом (1842) и Одалиска Чарльза Джалаберта (1842). Также проводится сравнение с Ingres 'Grande Odalisque (1814). Мане изобразил не богиню или одалиску, а высококлассную проститутку, ожидающую клиента; часто утверждают, что Тициан делал то же самое.
Джорджоне, Спящая Венера (ок. 1510), также известная как Дрезденская Венера
Тициан, Венера Урбинская (1538)
Франсиско де Гойя, La maja desnuda (около 1797–1800), известный на английском языке как The Naked (or Nude) Maja
Жан Огюст Доминик Энгр, Grande Odalisque, (1814)
Внешнее видео | |
---|---|
Эдуард Олимпия Мане Из Smarthistory |
На Викискладе есть материалы, связанные с Олимпией Мане. |