Олег Новгородский

редактировать

Великий князь Руси
Олег Провидец
Великий князь Руси
Олег Новгородский.jpg Олег Новгородский от Виктора Васнецова
Правление879–912
ПредшественникРюрик ( как Князь Новгородский ). Аскольд (as Великий князь Киевский )
НаследникИгорь
Родился845?
Умер912 (возраст 66–67 лет)
МогильникКиев или Старая Ладога
Династия Династия Рюриковичей

Олег Новгородский (Старый Восточнославянский : Ѡлегъ; Древнескандинавский : Хельги; Русский : Олег Вещий Олег Вещий "Олег Пророк"; Украина ian : Олег Віщий) был варяжским князем (или конунгом ), который правил всем или частью русского народа в конце 9-го и начале 10 века.

Русские хроники приписывают ему перемещение из Старой Ладоги (древнескандинавский : Альдейгьюборг) или Великого Новгорода и захват власть в Киеве (Киев ) от Аскольда, и тем самым закладывает фундамент могущественного государства Киевская Русь. Он также предпринял по крайней мере одно нападение на Константинополь, столицу Византийской империи. Согласно восточнославянским летописям, Олег был верховным правителем Руси с 879 по 912 год.

Эта традиционная датировка оспаривается некоторыми историками, которые указывают, что она несовместима с такими другими источниками, как Письмо Шехтера, в котором упоминается деятельность некоего хагана HLGW (иврит : הלגו обычно транскрибируется Хельгу) на Руси еще в 940-х годах, во время правления Византийский император Роман I. Характер взаимоотношений Олега с Рюриковичей правящей семьей Руси, и в частности с его преемником Игорем Киевским, вызывает много споров среди историков.

Содержание

  • 1 Летописи Олега Русского
    • 1.1 Легенда о смерти Пророка Олега
  • 2 Письмо Олега Шехтера
  • 3 Попытки примирить рассказы
  • 4 Популярная культура
  • 5 См. Также
  • 6 Источники
  • 7 Список литературы
  • 8 Внешние ссылки

Летописи Олега Руси

Федор Бруни. Олег прикрепил свой щит к воротам Константинополя.

Согласно Первичной летописи, Олег был родственником (вероятно, шурином) первого правителя, Рюрика, и Рюрик поручил ему заботиться как о своем царстве, так и о своем маленьком сыне Игоре. Олег постепенно взял под свой контроль города Днепра, захватив власть в Киеве, обманув и убив Аскольда и Дира, и назвав Киев столицей своего вновь созданного государства. Киевская Русь. Новая столица была удобным местом для начала набега на Константинополь в 907 году.

В 883 году новгородский князь Олег сделал древлян отдать дань уважения Киеву. В 907 году древляне приняли участие в войне против Восточной Римской империи.

Согласно летописи, византийцы пытались отравить Олега, но вождь русов продемонстрировал свои пророческие способности, отказавшись пить чашу с отравленным вином. Прикрепив свой щит к воротам имперской столицы, Олег заключил выгодный торговый договор, который в конечном итоге принес большую пользу обоим народам. Хотя византийские источники не фиксируют эти военные действия, текст договора сохранился в Хрониках.

Виктор Васнецов. Оплакивают Олега его воины (1899 г.).

Краткое изложение жизни Олега в «Первичной летописи» контрастирует с другими ранними источниками, в частности Новгородской Первой летописью, в которой говорится, что Олег не был родственником Рюрика, и был скорее скандинавским клиентом - князем, который служил полководцем Игоря. Новгородская Первая летопись не указывает дату начала правления Олега, но датирует его смерть 922 годом, а не 912 годом.

Ученые противопоставили эту схему датировки «эпическому» царствованию примерно тридцати трех лет. и для Олега, и для Игоря в Первой летописи. Согласно «Первой летописи» и другим киевским источникам, могила Олега находится в Киеве, тогда как новгородские источники указывают на могилу кургана в Ладоге как место последнего упокоения Олега.

Легенда о смерти Олега Пророка

Известный курган Олега Новгородского; Река Волхов около Старой Ладоги.

В Первой летописи Олег известен как Пророк (вещий), что отсылает к сакральному значению его норвежского имени («священник»). Согласно легенде, романтизированной Александром Пушкиным в его балладе «Песнь мудрого Олега», языческие жрецы (волхвс ) предсказывали, что Олег заберет смерть от своего жеребца.

Чтобы бросить вызов пророчествам, Олег отослал коня. Много лет спустя он спросил, где его лошадь, и ему ответили, что она умерла. Он попросил показать останки, и его отвели к месту, где лежали кости. Когда он коснулся черепа лошади ботинком, из черепа выскользнула змея и укусила его. Олег умер, исполнив пророчество.

Смерть Олега была интерпретирована как искаженный вариант темы тройной смерти в индоевропейском мифе и легенде, с пророчеством, змеей и лошадью, представляющими три функции : пророчество связано с властью, лошадь с воинами и змея с воспроизводством.

В скандинавских традициях эта легенда жила в саге Орвар- Odd.

Олег из Шехтера Письмо

Согласно Первой летописи, Олег умер в 912 году, а его преемник Игорь Киевский правил с тех пор и до своего убийства в 945 году. 163>Письмо Шехтера, документ, написанный евреем Хазаром, современником Романа I Лакапина, описывает деятельность русского военачальника по имени HLGW (иврит : הלגו), обычно транскрибируется как «Хельгу». В течение многих лет многие ученые игнорировали или не принимали во внимание сообщение Schechter Letter, которое относилось к Хельгу (часто интерпретируемому как Олег) еще в 940-х годах.

Однако в последнее время такие ученые, как Давид Кристиан и Константин Цукерман предположили, что рассказ Шехтера подтверждается различными другими русскими летописями, и предполагает борьбу внутри государства ранней Руси между фракциями, лояльными Олегу, и Рюриковичи Игорь, борьба, которую Олег в конечном итоге проиграл. Цукерман утверждал, что ранняя хронология Руси должна быть пересмотрена в свете этих источников. Среди убеждений Цукермана и других, кто проанализировал эти источники, есть то, что хазары не теряли Киев до начала 10 века (а не 882 года, традиционная дата), что Игорь был не сыном Рюрика, а скорее его сыном. более дальний потомок, и что Олег не сразу последовал за Рюриком, а скорее, что существует потерянное поколение между легендарным варяжским владыкой и его документально подтвержденными преемниками.

Особый интерес представляет тот факт, что отчет Шехтера о смерти Олега (а именно, что он бежал и совершил набег на ФРС, предположительно отождествлялся с Персией и был убит там) имеет примечательные параллели с рассказом арабских историков, таких как Ибн Мискавейх, который описал похожее на мусульманское государство Арран в 944/5 году.

Попытки сверить счета

Князь Олег подошел Pagan Priests, Холуй иллюстрация к балладе Пушкина.

В отличие от версии Цукермана, Прима летописи и более позднее место могилы Олега в Киеве, где его можно было увидеть во время составления этих документов. Более того, ученые отмечают, что если бы Олег сменил Рюрика в 879 году (как утверждают восточнославянские хроники), он вряд ли мог бы вести активную деятельность почти 70 лет спустя, если бы у него не было продолжительности жизни, о которой в средневековых летописях не слышали. Для решения этих трудностей было предложено, чтобы языческие монархи-жрецы Руси использовали наследственный титул хельгу, что означает «святой» на норвежском языке, и что Игорь и другие носили этот титул.

Также было высказано предположение, что Хельгу-Олег, воевавший в 940-х годах, отличался от обоих преемников Рюрика. Он мог быть одним из «прекрасных и великих князей», записанных в русско-византийских договорах 911 и 944 годов, или одним из «архонтов Руси», упомянутых в De administrando imperio. К сожалению, в Первичной летописи не указываются отношения между младшими князьями Рюриковичами, действовавшими в этот период, хотя имена Рюрик, Олег и Игорь были записаны среди Рюриковичей конца X и XI веков.

Георгий Вернадский даже отождествил Олега из письма Шехтера с анонимным старшим сыном Игоря, чья вдова Предслава упоминается в русско-византийском договоре 944 года. Петрухин предположил, что Хельгу-Олег из 940-х годов был одним из народных князей Чернигова, правящая династия которого поддерживала особенно тесные контакты с Хазарией, как показывают находки на Черной могиле, большой царский курган, раскопанный недалеко от Чернигова, по-видимому, свидетельствует.

Популярная культура

Венгерский актер Ласло Хелей изображал Олега в Венгерское производство Honfoglalás, биографический фильм о Арпаде (играет Франко Неро ). Князь Олег также появляется как главный злодей в 6 сезоне Викинги. В этой постановке Аскольд и Дир изображены как его братья, а Рюрик - их зять. Его играет российский актер Данила Козловский.

См. Также

Источники

  • Артамонов Михаил. История Хазар. Ленинград, 1962.
  • Бруцкус Юлий Д. Письмо Хазарского Еврея Оль X Века. Берлин 1924.
  • Кристиан, Дэвид. История России, Средней Азии и Монголии, т. 1. Блэквелл, 1998.
  • Данлоп Д.М.. История еврейских хазар. Princeton: Princeton Univ. Press, 1954.
  • Грегуар, Х. Ле "Глозель хазар". Revue des Études Byzantines 12, 1937.
  • Голб, Норман и Омельян Прицак. Хазарские документы на иврите X века. Итака: Cornell Univ. Press, 1982. [Примечание: поскольку каждый автор отвечал за отдельные разделы работы, они упоминаются отдельно выше.]
  • Клосс, Б.М. "Летопись Новгородская первая". Словарь Книзников и Книжности Древней Руси, т. 1. Ленинград 1987.
  • Коковцов П.С. Еврейско-хазарская переписка в X веке. Ленинград 1932.
  • аль-Мискаваихи. Затмение 'Аббасидского халифата. Д. С. Марголиут, пер. Oxford 1921.
  • Мосин В. "Les Khazars et les Byzantins d'apres l'Anonyme de Cambridge." Revue des Études Byzantines 6 (1931): 309-325.
  • Насонов А.Н., изд. Новгородская Первая Летопись Старшего и Младшего Изводов. М., 1950.
  • Новосельцев, Анатолий П. Хазарское Государство и Его Роль в Истории Восточной Европы и Кавказа. Москва 1990.
  • Паркоменко В.А. У истоков русской государственности. Ленинград, 1924.
  • Петрухин В.Я. "Князь Олег, Хелгу Кембриджского документа и русский княжеский род". Древнейшие государства Восточной Европы. 1998. Памяти А.П. Новосельцева. Москва, Российская академия наук, 2000: 222-230.
  • Пушкин Александр. Песня о мудром Олеге. Ленинград, Издательство Aurora Art, 1991.
  • Шахматов А.А. Очерк Древнего Периода Истории Русского Языка. Петроград, 1915 г. (перепечатано в Париже, 1967 г.)
  • Цукерман, Константин. «О дате обращения хазар в иудаизм и хронологии царей Русских Олега и Игоря ». Revue des Études Byzantines 53 (1995): 237-270.
  • Вернадский, Георгий. Киевская Русь. Москва, 1996.

Ссылки

Внешние ссылки

  • СМИ, связанные с Олегом Новгородским на Викискладе
Предшествующий. Рюрик Князь Новгородский. 879–912Преемник. Игорь
Преемник. Аскольд и Дир князь Киевский. 882–912
Последняя правка сделана 2021-06-01 10:17:55
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте