Старые пруссы

редактировать
Историческая балтийская племенная группа
Пруссы. Прусай
Балтийский Племена c 1200.svg Старые пруссаки в контексте балтийских племен, ок.. 1200 г. н.э. Границы являются приблизительными.

Старые пруссы, балтийские пруссы или просто пруссаки (старопрусский : Prūsai; немецкий : Pruzzen или Prußen; латинский : Pruteni; латышский : Prūši; литовский : Prūsai; польский : Prusowie; кашубский : Prësowié) были коренным племенем среди балтийских народов, населявших регион Пруссии, на юго-восточном берегу Балтики. Море между Вислинским заливом на западе и Куршским заливом на востоке. Древние пруссы, которые говорили на индоевропейском языке, ныне известном как древнепрусский, и поклонялись языческим божествам, дали свое имя, несмотря на очень мало общего, позднее, преимущественно немецкоговорящие жители региона.

Герцогство Полян при Мешко I, предшественник Королевства Польского, сначала попыталось завоевать и крестить балтийские племена в течение 10 века, тем не менее, неоднократно встречали сильное сопротивление. Лишь в XIII веке древние пруссы были порабощены, а их земли завоеваны Тевтонским орденом. Оставшиеся старые пруссаки были ассимилированы населением, состоящим в основном из немецких иммигрантов, и обратились в христианство в течение следующих двух столетий. старый прусский язык, в значительной степени недокументированный, фактически вымер к 17 веку.

Первоначальная территория древних пруссаков до первых столкновений с полянами состояла из центральной и южной Восточной Пруссии и Западной Пруссии, что эквивалентно современным территориям Варминско-Мазурского воеводстваПольше ), Калининградская областьРоссии ) и южная Клайпедская областьЛитве ). На этой территории также проживали скаловы, племя, связанное с пруссами, куршами и восточными балтами.

Содержание
  • 1 Этимология
  • 2 Организация
  • 3 Культура, религия и обычаи
    • 3.1 Обычаи
    • 3.2 Погребальные обычаи
      • 3.2.1 Каменные бабы
    • 3.3 Старопрусская религия
    • 3.4 Христианизация
  • 4 История
  • 5 Примечания
  • 6 Внешние ссылки
Этимология

Название древних пруссаков берет свое начало в топонимии, поскольку слово Prūsas (прусский) может быть образовано от термина, обозначающего водоем. Понятное соглашение в прибрежном регионе, усеянном тысячами озер, ручьев и болот (Мазурия ). На юге местность переходит в обширные заболоченные территории Припятских болот в истоках реки Днепр, которая на протяжении тысячелетий была эффективным естественным барьером.

Языческие германцы Эсти люди были первыми местными поселенцами, которых когда-либо составлял Тацит в 98 г. н.э. Старопрусское и современное литовское названия населенных пунктов, таких как Вислинский залив, Аистинмари и Айстмарис, соответственно, по-видимому, происходят от Эсти и Мари ("лагуна "или" залив с пресной водой "), что предполагает, что территория вокруг лагуны была связана с Эсти.

Первоначальные германские поселенцы имели тенденцию называть свои активы в честь окружающих мест (ручьи, озера, моря, леса и т. д.). Клан или племенная единица, в которую впоследствии были организованы их потомки, продолжала использовать эти имена. Этот источник, вероятно, используется в самом названии Пруса (Пруссия), для которого более ранний Брус- найден на карте баварского географа. В «Германии » Тацита лугии бури упоминаются, живя в пределах восточного ареала германцев. Луги может происходить от * leug- (2) Покорного, «черный, болотный» (стр. 686), а Бури, возможно, является «прусским» корнем.

Имя Памедди, (Помесания ) племя образовано от слов pa («у» или «рядом») и meddin («лес») или meddu («мед»). Надрувиа может быть соединение слов na («by» или «on») и drawē («лес») или nad («вверху») и корня * reu- («поток» или «река»). Имя бартиан, прусского племени, и название реки Барта в Латвии, возможно, родственники.

Во II веке нашей эры географ Клавдий Птолемей перечислил некоторых борусков, живущих в европейской Сарматии (на его Восьмой карте Европы), которая была отделена от Германии Вислинским водотоком. Его карта очень сбивает с толку в этом регионе, но боруски кажутся восточнее, чем пруссаки, которые находились бы под гитонами (готы ) в устье Вислы. Эсти (жители Востока), записанные Тацитом, 450 лет спустя были записаны Иорданом как часть Готской империи.

Организация
Политическая и племенная раздробленность древних пруссаков XII века

Изначально старопрусские поселения в западной части Балтии, а также у восточных балтов были намного больше, чем в исторические времена. Археологическая документация и связанные с ней находки подтверждают непрерывное присутствие с V века железного века до последовательных завоеваний славянскими племенами, начиная с периода миграции.

Постоянно записанных балтийской истории начинается в 10 веке с неудавшейся хритианизации Адальбертом Пражским (997 г. н.э.), первых попыток завоевания за счет старых пруссов герцогством полянами под Мешко I и Великопольское герцогство под его сыном Болеславом, так как ряд приграничных территорий в конечном итоге были потеряны.

Примерно в 1000 году. CE. к западу от древних пруссаков жили кашубы и померанцы, поляки к югу, судовцы (иногда считавшиеся отдельными людей, иногда считавшихся прусским племенем) на восток и юго-восток, скалвиане на севере и литовцы на северо-востоке.

Самой маленькой социальной единицей на балтийских землях были лауки, слово, засвидетельствованное в старопрусском языке как «поле», представлявшие собой небольшие семейные поселения, домашние хозяйства и прилегающие поля, отделенные друг от друга только незаселенными участками лес, болото и болото. Слово появляется как сегмент в названиях балтийских поселений, особенно в Куршском, и встречается в старопрусских топонимах, таких как Stablack, от stabs (камень) + laūks (поле, таким образом, каменное поле). Множественное число не засвидетельствовано в старопрусском языке, но литовское множественное число laukas («поле») - laukai.

Лукс также был образован группой ферм, которые разделяли экономические интересы и стремление к безопасности, управлялись мужчиной, главой семьи, и сосредоточились на крепостях или городищах. Высшая власть находилась на общих собраниях всех взрослых мужчин, которые обсуждали важные вопросы, касающиеся общины, и выбирали лидера и вождя; вождь отвечал за повседневные дела, в то время как вождь (рики) отвечал за дорогу и строительство сторожевой башни, а также за охрану границы, которую осуществляли видиварии.

. Главой семьи были баттатау. (буквально «отец дома», от «buttan» - дом и taws - «отец»). Более крупные политические и территориальные организации, которые на латыни назывались террула (маленькая земля), существовали в начале 13 века на территориях, которые позже включали Пруссию, Латвию и Литву, и сосредоточивались на крепостях или городищах. Такая политическая территориальная единица покрывала до 300 км (120 квадратных миль) и могла иметь до 2000 жителей. Они были известны как пулка и состояли из дюжины лауксов.

Поскольку балтийские племена, населявшие Пруссию, никогда не образовывали единую политическую и территориальную организацию, у них не было причин принимать общие этнические или национальное имя. Вместо этого они использовали название региона, из которого они прибыли - галинды, самбийцы, барты, надрувиане, натангийцы, Скаловианцы, Судовианцы и т. Д. Неизвестно, когда и как возникли первые общие имена. Это отсутствие единства сильно ослабило их, как и в Германии в Средние века.

Прусская племенная структура хорошо засвидетельствована в Chronicon terrae Prussiae современного автор Петр Дусбургский, летописец Тевтонского ордена. Работа датируется 1326 годом. Он перечисляет одиннадцать земель и десять племен, названных по географическому признаку. Это были:

латинскийнемецкийсовременный. литовскийреконструированный. прусскийсм. Также
1Помесания ПомесаниэнПамедеПамеддиПомесанцы
2Вармия Эрмланд,. ВарминьВармеВармиВармы
3Погесания ПогесаниенПагудеПагуддиПогесанцы
4Натангия НатангенНотангаНотангиНатангийцы
5Самбия СамландСембаСембаСамбийцы
6Надровия НадрауенНадруваНадрауваНадрувиане
7Бартия БартенБартаБартаБартианс
8Скаловия ШалауэнСкалваСкаллаваСкалвиан
9Судовия СудауэнСудуваСудаваСудовцы,. Ятвяги
10Галиндия ГалиндиенГалиндаГалиндаГалинды
11Калм КулмерландКульмасКульмус
Культура, религия и обычаи

Путешествие Охтери и Вул fstan (на англосаксонском ) (английский перевод ) описывает путешествие 9 века путешественника и торговца Вульфстана из Хедеби в страну Древних Пруссаки. Он соблюдает их похоронные обычаи.

Обычаи

Древние пруссы, характеризуемые как скромные люди, которые одевались просто, отличались доблестью и большой физической силой. Обычно они отвергали роскошь, но были очень гостеприимны, любили праздновать и много пить, обычно мед. Вульфстан из Хедеби, посетивший торговый город Трусо в Вислинском заливе, заметил, что богатые люди пьют кобылье молоко вместо медовухи. Согласно Адаму Бременскому, саамы употребляли не только конское молоко, но и конскую кровь. Он также упоминает, что конину ели.

Женщины не занимали влиятельных позиций среди старых пруссаков, и, по словам Петера фон Дусбурга, с ними обращались как со слугами, которым запрещалось делить стол с мужем. Коммерческий брак был широко распространен, и после смерти мужа вдова перешла к сыну, как и все остальное наследство. Кроме того, было распространено многоженство (до трех жен). Прелюбодеяние было серьезным преступлением, караемым смертью. После представления коммерческий брак и многоженство были запрещены.

Мужчина, глава семьи, имел право избавляться от недееспособных членов семьи и больных или уродливых новорожденных детей путем утопления или сжигания. Ему также было разрешено убивать или продавать чрезмерное количество младенцев женского пола. Сильно больным людям до выздоровления сопровождали священники. В случае, если улучшения не произойдет, друзья и родственники пациентов проконсультируются по поводу применения удушья как безболезненного облегчения.

Погребальные обычаи

Согласно археологическим данным, дохристианские погребальные обычаи изменились.

В период железного века (V век до н.э. - I век нашей эры) западно-балтийская курганная и курганная культура была широко распространена среди древних пруссаков. Тогда и появилась кремация в урнах. Могильные курганы возводились над каменными ячейками вместимостью до 30 урн, или каменные ящики для урн были захоронены в курганах в стиле бронзового века.

На ранней стадии имперского Рима появились неглубокие могилы, в которых труп хоронили в гробах на деревьях. Кремация с урнами распространяется с 3 века и далее. За исключением самосов и судауэров, где неглубокие могильные поля существовали до христианизации, кремационные ямы без урн все чаще становились единственной формой захоронений среди пруссаков. Однако одновременно могут происходить различные формы захоронения.

Каменные бабы

Прусская ведьма - древнепрусские курганные стелы

Каменные бабы, найденные повсюду Старая Пруссия на протяжении веков вызывала споры и разногласия среди ученых. Начиная с отсутствия подтверждения их первоначального местоположения и контекста, все последующие вопросы об их возрасте, хронологии объектов, точном определении их функции, их происхождении, указании на какое культурное влияние. не рассматривались до конца 19 века. Большинство исследователей прошлого и настоящего согласны с тем, что бабы были созданы между 8 и 13 веками... в результате длительного культурного процесса среди населения области раннего железного века на юго-восточном побережье Балтийского моря, которое пострадало от как ранние традиции местного ремесла, так и вдохновение из стран, уже находящихся под христианским влиянием. [sic]

Старая прусская религия

«Поскольку они не знали Бога, поэтому в своей ошибке они поклонялись каждому существу как божественному, а именно солнцу, луне и звездам, грому, птицам, даже четвероногим животным, даже жабе. У них также были леса, поля и водоемы, которые они считали настолько священными, что не рубили дрова, не осмеливались возделывать поля или ловить рыбу в них. "- Петр Дусбургский : Chronicon terrae Prussiae III, 5, 53

Балтийское язычество было описано как форма полидоксии - веры в священность всех природных сил и явлений, а не олицетворены, но обладают собственными духами и магическими способностями. На практике мир населен безграничным количеством духов и демонов, включая веру в загробную жизнь, душу и поклонение предкам, для которых характерны определенные культы и связанные с ними ритуалы. Другие авторы писали выступал за хорошо развитый, изощренный старопрусский политеизм с четко определенным пантеоном богов.

Верховный жрец Грант Криве должен был поддерживать постоянную связь с духами умерших предков. Он жил в священном Роща Ромове, место, недоступное для всех, кроме высшего духовенства. Каждый район возглавлял свой Криве, который также выполнял обязанности законодателя и судьи. Следующие по рангу Сиггонены, Грант Криве, должны были поддерживать здоровую духовную связь с русскими. природные священные места, такие как источники и деревья. Вурскайтены - священники более низкого ранга - должны были руководить обрядами и церемониями.

Христианизация

После подчинения Тевтонскому ордену в 1231 году старые пруссаки были христианизированы. Сколько времени существовало древнее язычество, нельзя судить по источникам. Говорят, что языческие обычаи продержались дольше всех у отдаленных Судауэров. В 16 веке был создан Sudauerbüchlein (буклет), в котором описывался список богов, «языческие» праздники и освящение козлов. Однако исследователи утверждают, что в этой маленькой книге традиционные народные обычаи были неверно истолкованы как «языческие» в контексте Реформации.

История
Средневековое изображение пруссаков, убивших святого Адальберта, епископа-миссионера. ; часть Гнезненские двери, гр. 1175.

Cassiodorus 'Variae, опубликованный в 537 году, содержит письмо, написанное Кассиодором от имени Теодориха Великого, адресованное Aesti:

Нам очень приятно, что знайте, что вы слышали о нашей славе и послали послов, которые прошли через так много странных народов, чтобы искать нашей дружбы.. Мы получили янтарь, который вы нам послали. Вы говорите, что собираете это легчайшее из всех веществ с берегов океана, но как оно попадает сюда, вы не знаете. Но, как сообщает нам автор по имени Корнелиус (Тацит), он собирается на самых внутренних островах океана, изначально образовался из сока дерева (отсюда и название succinum) и постепенно затвердевает под действием солнечного тепла. Таким образом, он становится источаемым металлом, прозрачной мягкостью, иногда краснея цветом шафрана, иногда сияющим с подобной пламени чистотой. Затем, скользя к морю и очищаясь от приливов, он наконец переносится к вашим берегам, чтобы бросить на них. Мы подумали, что будет лучше указать вам на это, чтобы вы не вообразили, что ваши предполагаемые секреты ускользнули от нас. Мы прислали вам несколько подарков от наших послов и будем рады получить от вас новые визиты по дороге, которую вы таким образом открыли, и оказать вам будущие услуги.

The Aesti названы Брусами баварским географом в IX веке.

Более подробное упоминание древних пруссаков в исторических источниках связано с Адальбертом Пражским, которого послал Болеслав I из Польши. Адальберт был убит в 997 г. во время миссионерской попытки христианизировать пруссаков. Как только первые польские князья были утверждены с Мешко I в 966 году, они предприняли ряд завоеваний и крестовых походов не только против пруссаков и близкородственных судовцев, но и против померанцы и венды.

Начиная с 1147 года, польский князь Болеслав IV Кудрявый (заручившись помощью русинов войска) пытались подчинить Пруссию якобы в наказание за тесное сотрудничество пруссаков с Владиславом II Изгнанником. Единственный источник неясен о результатах его попыток, лишь неопределенно упоминает, что пруссаки потерпели поражение. Каковы бы ни были результаты, в 1157 году некоторые прусские войска поддержали польскую армию в их борьбе против императора Фридриха Барбароссы. В 1166 году два польских князя, Болеслав IV и его младший брат Генрих, снова прибыли в Пруссию через реку Осса. Подготовленные пруссаки повели польскую армию под предводительством Генриха в болотистую местность. Тот, кто не утонул, был сбит стрелой или метательной дубинкой, и почти все польские войска погибли. В 1191–93 Казимир II Справедливый вторгся в Пруссию, на этот раз вдоль реки Древенц (Дрвенка ). Он заставил некоторые прусские племена платить дань, а затем отступил.

Несколько атак Конрада Мазовецкого в начале 13 века также были успешно отражены пруссаками. В 1209 Папа Иннокентий III поручил цистерцианскому монаху Христиану из Оливы обратиться в языческие пруссаки. В 1215 году Кристиан был назначен первым епископом Пруссии. Герцогство Мазовия, и особенно область Калмерланд, стали объектом постоянных контрнаступлений Пруссии. В ответ Конрад I Мазовецкий несколько раз обращался к Папе за помощью и основал военный орден (Добжиньский ), прежде чем призвать Тевтонский орден. Результатом стали указы, призывающие к северным крестовым походам против «мародерствующих язычников» пруссаков.

В 1224 году император Фридрих II провозгласил, что он сам и Империя взяли население Пруссии и соседних провинций под свою прямую защиту; жители были объявлены Reichsfreie, подчиненными непосредственно церкви и Империи и освобожденными от службы и юрисдикции других герцогов. Тевтонский орден, официально подчиняющийся непосредственно папам, но также находящийся под контролем империи, взял под свой контроль большую часть Балтийского моря, установив свое собственное монашеское государство в Пруссии.

В 1230 г., следуя Золотому Быку Римини, Великий Магистр Герман фон Зальца и герцог Конрад I Мазовецкий запустили Прусский крестовый поход, совместное вторжение в Пруссию с целью христианизации балтийских старых пруссаков. Затем Орден создал независимое Монашеское государство Тевтонских рыцарей на завоеванной территории, а затем завоевал Курляндию, Ливонию и Эстонию. Польские герцоги обвинили Орден в незаконном владении землями.

Во время нападения на Пруссию в 1233 году участвовало более 21000 крестоносцев, из которых бургграф Магдебург привел 5000 воинов, герцог Генрих Силезский 3000, герцог Конрад Мазовецкий 4000, герцог Казимир Куявских 2000, герцог Великопольский Владислав 2200 и герцоги Померании 5000 воинов. Главное сражение произошло на реке Сиргун, и пруссаки потерпели решительное поражение. Пруссаки схватили епископа Кристиана и заключили его в тюрьму на несколько лет.

Карта древнепрусских племен после покорения Тевтонским орденом в 13 веке. В указанных городах есть тевтонские укрепления или замки, построенные для облегчения завоевания.

Многочисленные рыцари со всей католической Европы участвовали в прусских крестовых походах, которые длились шестьдесят лет. Многие уцелевшие коренные пруссаки из Судовии были переселены в Самланд ; В их честь был назван Судауэр Винкель. Частые восстания, в том числе крупное восстание 1286 года, были подавлены тевтонскими рыцарями. В 1283 году, согласно летописцу тевтонских рыцарей Петру Дусбургскому, завоевание пруссаков закончилось и началась война с литовцами.

В 1243 году папский легат Вильгельм Моденский разделил Пруссию на четыре епископства - Калм, Помесания, Эрмланд и Самланд - в соответствии с Рижское епископство. Пруссаки были крещены в архиепископстве Магдебург, в то время как немцы и голландские поселенцы колонизировали земли коренных пруссаков; поляки и литовцы также поселились в южной и восточной Пруссии соответственно. Значительные группы старопруссов остались в матрице немцев по всей Пруссии и на территории нынешней Калининградской области.

Монахи и ученые Тевтонского ордена интересовались языком, на котором говорили пруссаки, и пытались Запиши это. Кроме того, миссионерам нужно было общаться с пруссаками, чтобы обратить их в свою веру. Таким образом, сохранились записи старопрусского языка; вместе с малоизвестным галиндийским и более известным судовским, эти записи - все, что осталось от западно-балтийской языковой группы. Как и следовало ожидать, это очень архаичный балтийский язык.

Старые пруссаки сопротивлялись тевтонским рыцарям и получали помощь от Великого княжества Литовского в 13 веке в их стремлении освободиться от военного порядка. В 1525 году Великий Магистр Альберт Бранденбург-Ансбахский секуляризировал прусские территории Ордена в протестантское Прусское герцогство, вассала польской короны. Во время Реформации, лютеранство распространилось по всей территории, официально в Прусском герцогстве и неофициально в польской провинции Королевская Пруссия, в то время как католицизм сохранился в Принц-Епископство Варминское, территория светского правления, составляющая треть тогдашней Варминской епархии. С протестантизмом пришло использование народного в церковных службах вместо латыни, поэтому Альберт перевел Катехизисы на старопрусский.

Из-за завоевания древних пруссак немцами древнепрусский язык, вероятно, вымер в начале 18 века с опустошением сельского населения эпидемиями и ассимиляцией дворянство и большая часть населения с немцами или литовцами. Однако переводы Библии, старопрусских стихов и некоторых других текстов сохранились и позволили ученым восстановить язык.

Примечания
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-01 09:57:38
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте