Окун люди

редактировать
Окунь
Общая численность населения
804 945 (2011)
Регионы со значительной численностью населения
Штат Коги - 804945 ·Иджуму : 137 790. ·Ягба Запад : 162,570. ·Ягба Восток : 171,530. ·Кабба / Буну : 167,980. ·Локоджа (50%): 114,235. ·Мопа - Муро : 50,840
Религия
Христианство 85% Ислам 15%

Окунские народы - термин, обычно используемый для описания групп йоруба говорящих сообществ в Штат Коги, Северо-центральный Нигерия. Их диалекты обычно относятся к группе северо-восточных языков йоруба (NEY). Их все вместе называют «Окун», что на языке йоруба означает «жизненная сила» или «сила», и это слово обычно используется в приветствии среди людей, хотя эта форма приветствия также встречается у Экити и группы Игбомина из йоруба человек. Эта идентичность, которая, вероятно, была впервые предложена Евой Крафт-Аскари во время полевой экспедиции 1965 года, получила широкое признание среди коренных жителей йоруба и ученых. Отдельные подгруппы окуней имеют некоторую историческую и языковую близость, но при этом сохраняют индивидуальные особенности. «Окун», следовательно, относится к отдельным, но культурно связанным Ове, yàgbà, Ìjùmú, Gbede, Bnú или абуну, икири и Òwòrò народы, которые вместе составляют 20% государства Коги населения, в соответствии с весьма спорным 2006 переписи населения страны.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Географическое положение и населенные пункты
  • 3 Язык
  • 4 Культура
    • 4.1 Кухня
  • 5 Политическая борьба
  • 6 Известные люди
  • 7 Ссылки
  • 8 Дополнительная литература

История

Отдельные исторические свидетельства, в которых утверждается, что люди окуней мигрировали из Иле-Ифе, очень популярны и широко приняты среди людей. В версии устной традиции Ягба, например, человек, который привел группу людей к их нынешнему месту, был отправлен из Иле-Ифе для основания поселения, но не возвращался в течение длительного периода времени, чтобы дать отчет о своих расходах. Когда он в конце концов вернулся и объяснил, что потерял большую часть своей земли из-за других мигрантов, его обвинили в потере. Он ответил таким образом на йоруба, yà àgbà ló jemí, предложение, из которого было придумано имя Иягба или Ягба.

Аде Обайеми, однако, высказал мнение, что народ окуней является аборигеном в месте слияния Нигера и Бенуэ и, возможно, не мигрировал на свое нынешнее место проживания из Иле-Ифе. Поворот событий, последовавший за военным вторжением Нупе в 19 веке, оставил людей окуней в качестве меньшинства в северном регионе Нигерии, отделенных от своих родственников на юго-западе.

Немногое известно сейчас о народе окун даже среди других йоруба подгрупп. Более того, некоторые до сих пор придерживаются мнения, что они не йоруба. Это мнение, однако, не может быть правильным, поскольку люди Окун говорят на очевидных диалектах йоруба, все еще могут проследить свои корни до Иле-Ифе по устным традициям и имеют схожие культурные черты с другими группами йоруба. Эти и другие причины заставили историков, таких как Энн О'Хир, обратить внимание на необходимость дальнейших исследований народа окуней и их истории.

Географическое положение и поселения

Земля Окун расположена в пределах долготы. От 5 ° 30 'до 7 ° 15' восточной долготы и от 7 ° 15 'до 3 ° 45' широты. Они занимают область слияния Нигер и Бенуэ вместе с Южным Нупе, Какандой, Эбира (Панда и Кото), Гбаги и Игалой. К западу от земли Окунь находятся подгруппы Игбомина и Экити Йоруба.

Исторически люди Окуня жили небольшими социально-политическими единицами с нефиксированными политическими границами, которые позволяли социальные, культурное и коммерческое взаимодействие. До сих пор по всей Окуньской земле разбросаны села с населением в сотни или несколько тысяч человек. Окунцы проживают в шести районах местного самоуправления в штате Коги, а именно: Кабба-Буну, Ягба-Запад, Ягба-Восток, Мопа-Муро, Одзёму и Локоджа Районы местного самоуправления. Поселения включают Мопа, Огиди, Айеторо Гбеде, Окэдайо, Одо Эре, Ифе, Эгбе, Ияра, Иямойе, Одоапе, Экинрин- Адде, Кабба, Исанлу, Обаджана, Агбаджа.

Язык

Окун люди говорят на различных диалектах йоруба, таких как Ове, Ìyàgbà, Ìjùmú, Bùnú и wọrọ, которые в значительной степени взаимно понятны. Многие из них говорят на йоруба. На диалекты окунь сильно повлияли такие языки, как игала, нупе и хауса, из которых больше всего пострадали Ọwọrọ. Считается, что это влияние связано с коммерческим и социальным взаимодействием, общими границами и войнами 19-го века Нупе.

Культура

Различные группы окуней имеют одинаковую одежду, кухня, традиционная религия, маскирующая культура и т. д. Мужчины занимались сельским хозяйством и охотой, а женщины занимались домашним хозяйством и растили детей. Возделываемые культуры включали кофе, какао, ямс, маниоку, кукурузу, сорго, арахис, бобы и хлопок. Женщины Абуну (и, в меньшей степени, их соседи Ове и ọwọr) были известны ткачеством и торговлей Асо ипо, красной тканью, используемой для захоронения богатых и изготовления маскарадных платьев. Этот текстиль также был предметом торговли женщин Абуну их Эбира соседям и другим.

Люди Окун исповедуют христианство, ислам и традиционные африканские религии. Хотя люди Окуна практикуют поклонение Орисе, как Санго и Огун, и консультации с Ифа (или Иха), как с другими более крупными подгруппами йоруба, особое внимание уделяется поклонению эборам, которые считаются духами, которые живут в лесах, пещерах, горах. ручей или реки. Люди окун разделяют схожую культуру маскарада, и эти маскарады (эгунгун или эгун), как говорят, представляют центральных духов. Хотя есть маскарады, такие как Маскарад Эпа, которые похожи на те, что встречаются среди других групп йоруба, Ина-око, Онигабон, Оуна и подобные другие маскарады, которые повсеместно распространены на земле Окун, не встречаются среди другие группы йоруба, но было обнаружено, что они похожи на группы некоторых неокунских жителей слияния Нигера и Бенуэ, таких как Басса Нгес. В то время как культовые группы эгунгун почти исключительно для мужчин, у женщин также была своя собственная группа под названием офоси (охоси на оворо). Женщины офози говорили на языке, который не был понятен местным жителям, и считалось, что они могли вызывать людей домой из любого места с помощью мистических средств.

До появления нупов в 19 веке каждая из подгрупп окуней не имела какой-либо формы центрального правительства, но была организована в небольшие города-государства. Каждое «государство» управлялось лидерами, чередующимися между составляющими родословными или кланами. Центральная система царствования привела к созданию королевских стульев, таких как Обаро из Кабба, Олубуну из Буну, Олуджуму из Иджуму, Агбана из Исанлу, Олу из Свару. Обаро из Каббы, Оба Майкл Олобайо (Обаро Эро Иль), является председателем традиционного совета Окуна.

В начале 20-го века Олу из Свэро (и глава района Свэро) получил надзорную роль над не относящиеся к Окуню районы Каканда, Купа и Эгган, в то время как Обаро Каббы выполнял надзорную роль над другими людьми Окуна. Кабба, который использовался как административная и военная база экспедиции Нупе, стал столицей Провинция Кабба в Северном регионе и остается самым крупным и важным городом окуней. Несмотря на отмеченное выше сходство, все же существуют определенные различия в культуре различных подгрупп окуней. Некоторые из этих различий можно заметить в языке, политическом устройстве, социальных институтах и ​​множестве почитаемых эбора (божеств).

Кухня

У народа окуней есть деликатесы. В супы входят суп ора (сушеная бамия), акуку и суп танкелекон. Их обычно едят с толченым бататом. Популярная закуска называется адун (жареные бобы с пальмовым маслом и сахаром).

Политическая борьба

Перед созданием государства Коги 27 августа 1991 года люди Окун Йоруба находились в штате Квара вместе с некоторыми из их Экити и Игбомина соседи. Воспринимаемая постоянная маргинализация народа окун в штате Коги заставила их призвать к созданию государства и предложила сделать его частью юго-западной геополитической зоны Нигерии или, альтернативно, уничтожить Окун. с преобладанием районов / сообществ нынешнего штата Коги и дополнения к юго-западному штату, с предпочтением Экити.

Известные люди

Ссылки

Дополнительная литература

  • Ойэларан О.О. (1978), «Лингузитические размышления об истории йоруба», в его ОТДЕЛЕНИИ АФРИКАНСКИХ ЯЗЫКОВ И ЛИТЕРАТУР, УНИВЕРСИТЕТ СЕМИНАРА I IFE : 624-651. Ифе - Департамент африканских языков и литературы, Университет Ифе, Нигерия.
  • Бернхард Струк (1911) «Лингвистическая библиография Северной Нигерии: включая хауса и фула, с примечаниями о диалектах йоруба» Журнал Королевского африканского общества. Vol. 11, No. 41 (октябрь 1911 г.), стр. 47–61. Опубликовано: Oxford University Press от имени Королевского африканского общества.
  • Bakinde CO (2013) «Устные рассказы о происхождении и поселении Выкройки народа окун Центральной Нигерии ». Журнал исследований туризма и наследия. Том 2 №2
  • Темпл О., Темпл С. Л. (1919) «Заметки о племенах, провинциях, эмиратах и ​​штатах северных провинций Нигерии». Отпечатано компанией ARGUS PRINTING cK: PUBLISHING COMPANY, LIMITED. КЕЙПТАУН
Последняя правка сделана 2021-06-01 09:36:06
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте