Люди огони

редактировать
Этническая группа
Огони
Флаг of the Ogoni people.svg Флаг огони, разработанный Натаниэлем Винтраубом
Общая численность населения
500 000 (Перепись 1963 г.), нынешнее население составляет более двух миллионов человек (Бен Икари, 2016 г.) и претендует на звание самой большой этнической группы в штате Риверс, Нигерия.
Регионы со значительным населением
Нигерия
Языки
языки огони
Религия
Традиционные верования, христианство
Родственные этнические группы
Ибибио, Игбо, Иквере, Иджав, Эфик, Эджагам, Аннанг

огони люди (также известные как огонисы ) - это люди в районе Юго-Восточного сенаторского округа в штате Риверс Нигерия. Сейчас их насчитывается около двух миллионов человек, и они живут на территории в 1050 квадратных километров (404 квадратных мили), которую они также называют Огони или Огониленд . У них общие экологические проблемы, связанные с нефтью, с людьми иджау дельты Нигера.

Огони привлекли международное внимание после массовой кампании общественного протеста против Shell Oil, возглавляемой Движением за выживание народа огони (MOSOP), которое также является членом Организации непредставленных наций и народов (UNPO).

Содержание
  • 1 География
  • 2 Языки
  • 3 История
  • 4 Нарушения прав человека
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
География

Территория расположена в Риверс Стейт на побережье Гвинейского залива, к востоку от города Порт-Харкорт. Он распространяется на территории местного самоуправления (LGA) Хана, Гокана, Элеме и Тай. Традиционно Огониленд был разделен на шесть королевств: Гокана, Элеме и Тай. Ньо-Хана находится на востоке, а Кен-Хана - на западе.

Языки

Огони говорят на нескольких языках. Самый крупный из них - Хана, который взаимно понятен с диалектами шести королевств, Гокана, Тэ (То), Элеме и Баен Огой, составляющих языковое разнообразие дельты Нигера.

История

Согласно устной традиции, люди огони мигрировали из древней Ганы на побережье Атлантического океана, в конечном итоге перебравшись в восточную дельту Нигера. Лингвистические расчеты, выполненные Кей Уильямсон, помещают огони в дельту Нигера еще до 15 г. до н.э., что делает их одними из самых старых поселенцев в восточной части дельты реки Нигер. Радиоуглеродные датировки, взятые из мест вокруг Огониленда и устных традиций соседних общин, также подтверждают это утверждение. Традиционно огони занимаются сельским хозяйством, также известны своим скотоводством, рыболовством, выращиванием соли и пальмового масла и торговлей ими.

Как и у многих народов на побережье Гвинеи, огони имеют внутреннюю политическую структуру, подчиняющуюся договоренности между сообществами, включая назначение руководителей и органы развития сообществ, некоторые из которых признаются правительством, а другие нет. Они пережили период работорговли в относительной изоляции и не потеряли никого из своих членов в рабство. После того, как Нигерия была колонизирована британцами в 1885 году, британские солдаты прибыли в Огони в 1901 году. Основное сопротивление их присутствию продолжалось до 1914 года.

Огони были интегрированы в Огони. смена экономических систем в чрезвычайно быстром темпе, потребовавшем от них огромных потерь. На рубеже двадцатого века «мир для них не простирался дальше следующих трех или четырех деревень», но вскоре это изменилось. Кен Саро-Вива, покойный президент MOSOP, описал этот переход следующим образом: «если вы думаете, что за семьдесят лет они были поражены объединенными силами современности, колониализма, денежная экономика, местный колониализм, а затем гражданская война в Нигерии, и то, что им пришлось приспосабливаться к этим силам без надлежащей подготовки или руководства, вы оцените озадаченность народа огони и последующее замешательство. возникли в обществе ».

Нарушения прав человека

Люди огони на протяжении многих лет являются жертвами нарушений прав человека. В 1956 году, за четыре года до провозглашения независимости Нигерии, Royal Dutch / Shell в сотрудничестве с правительством Великобритании открыли коммерчески жизнеспособное нефтяное месторождение в дельте Нигера и начали добычу нефти в 1958 году. За 15-летний период. с 1976 по 1991 год, согласно сообщениям, в Огониленде произошло 2 976 разливов нефти объемом около 2,1 миллиона баррелей, что составляет около 40% от всех разливов нефти компании Royal Dutch / Shell в мире.

В оценке 2011 г. Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП ) обнаружила более 200 мест в Огониленде, и они обнаружили, что последствия 50-летней добычи нефти в регионе оказались более глубокими, чем предполагалось ранее. Из-за разливов нефти, сжигания нефти и сброса отходов аллювиальные почвы в дельте Нигера больше не пригодны для сельского хозяйства. Кроме того, во многих районах, которые, казалось, не были затронуты, было обнаружено, что подземные воды содержат высокие уровни углеводородов или загрязнены бензолом, канцерогеном, на 900 уровней выше рекомендаций ВОЗ.

По оценкам ЮНЕП, на восстановление Огониленда до полного его потенциала может потребоваться до 30 лет, и что первые пять лет восстановления потребуют финансирования в размере около 1 миллиарда долларов США. В 2012 году министр нефтяных ресурсов Нигерии Дейзани Элисон-Мадуеке объявила о создании проекта по восстановлению загрязнения углеводородами, который должен следовать рекомендациям отчета ЮНЕП по Огониленду по предотвращению дальнейшей деградации.

В 1990 г. руководство активиста и защитника окружающей среды Кена Саро-Вива, Движение за выживание народа огони (MOSOP ) планировало принять меры против Федеративной Республики Нигерия и нефтяных компаний. В октябре 1990 года МОСОП представило правительству Билль о правах огони. Законопроект надеялся получить политическую и экономическую автономию для народа огони, оставив им контроль над природными ресурсами Огониленда, защищая их от дальнейшей деградации земель. Движение прекратилось в 1994 году после того, как правительство Нигерии казнило Саро-Вива и нескольких других лидеров MOSOP

В 1993 году после протестов, которые были призваны помешать подрядчикам прокладывать новый трубопровод для Shell, Мобильная полиция совершила налет на территорию, чтобы подавить беспорядки. Утверждается, что в последовавшем хаосе было совершено нападение на 27 деревень, в результате чего 2 000 огони были убиты и 80 000 перемещены.

Примечания
  1. ^"Обзор по языковой семье". Этнолог. Проверено 8 ноября 2015 г.
  2. ^Kpone-Tonwe, Sonpie (1997). "Оценка собственности и методы накопления богатства среди огони в восточной части дельты Нигера". Африка: Журнал Международного африканского института. 1. 67 (1): 130–158. doi : 10.2307 / 1161273. JSTOR 1161273.
  3. ^Цитаты из Кена Саро-Вива, «Письмо молодежи огони».
  4. ^Крейфорд, Стивен (1 апреля 1996 г.). «Восстание огони». Африка сегодня. 2. 42 (Конфликты и разрешение конфликтов в Африке): 183–197.
  5. ^Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде (4 августа 2011 г.). «Оценка нефти в Огониленде, проведенная ЮНЕП, выявляет степень загрязнения окружающей среды и угрозы здоровью человека». Центр новостей ЮНЕП.
  6. ^Программа ООН по окружающей среде (1 августа 2012 г.). «ЮНЕП приветствует зеленый свет правительства Нигерии для очистки нефтяных месторождений Огониленда». Центр новостей ЮНЕП.
  7. ^Движение за выживание народа огони. «Билль о правах огони». Saros International Publishers.
  8. ^Дэвид Купфер, «Мировой бойкот Shell», The Progressive, 1996
  9. ^документальный фильм PBS, Новые американцы: беженцы из огони
  10. ^Кен Саро-Вива, «Геноцид в Нигерии: трагедия огони»
  11. ^Богумил Термински, Вызванное нефтью перемещение и переселение: социальные проблемы и проблема прав человека
Ссылки
  • Brosnahan, LF 1967. A список слов гоканского диалекта огони. Journal of West African Languages, 143-52.
  • Хайман, Л. М. 1982. Репрезентация назальности в Гокане. В кн.: Структура фонологических представлений. изд. Х. ван дер Хульст и Норвал Смит. 111–130. Дордрехт: Foris.
  • Хайман, Л.М. 1983. Есть ли в Гокане слоги? В: Актуальные проблемы африканской лингвистики, 2. Kaye et al. 171–179. Дордрехт: Foris.
  • Ikoro, S.M. 1989. Сегментарная фонология и лексика прото-кеггоида. Университет Порт-Харкорта: диссертация на степень магистра.
  • Икоро, С.М. 1996. Язык Кана. Лейден: CNWS.
  • Джеффрис, M.D.W. 1947. Керамика огони. Мужчина, 47: 81–83.
  • Пиагбо, Б.С. 1981. Сравнение звуков английского и Кана. Б.А. проект, Университет Порт-Харкорта.
  • Thomas, N.W. 1914. Образцы языков из Южной Нигерии. Лондон: Harrison Sons.
  • Vopnu, S.K. 1991. Фонологические процессы и слоговые структуры в Гокане. Магистр лингвистики и нигерийских языков, Университет Порт-Харкорта.
  • Vọbnu, S.K. 2001. Происхождение и языки народа огони. Бури, ХАЛГА: Центр языков огони и Библии.
  • Уильямсон, К. 1985. Как стать языком ква. В лингвистике и философии. Очерки в честь Рубена С. Уэллса. ред. А. Маккай и А. Мелби. Текущие проблемы лингвистической теории, 42. Benjamins, Amsterdam.
  • Wolff, H. 1959. Языки дельты Нигера I: классификация. Антропологическая лингвистика, 1 (8): 32–35.
  • Вольф, Х. 1964. Краткий обзор языков огони. Journal of African languages, 3: 38–51.
  • Zua, B.A. 1987. Существительная фраза в Гокане. Б.А. проект, Университет Порт-Харкорта.

.

Последняя правка сделана 2021-06-01 08:50:03
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте