В этой статье обсуждается организационная и административная структура Речи Посполитой.
Речь Посполитая была конфедеративной аристократической республика периода 1569–1795 гг., включающая Королевство Польское, Великое княжество Литовское и их вотчины. Содружеством управлял парламент (сейм ), состоящий из короля, назначенного королем сената (воеводы, кастеляны, министры, епископы) и остальных. потомственной знати лично или через нижний сейм (состоящий из депутатов, представляющих свои земли). Конституционное господство дворянства над государством сделало короля очень слабым, а простолюдины (горожане и крестьяне) почти полностью не были представлены в политической системе Содружества.
Административная система Содружества была до бюрократии. С точки зрения трехсторонней классификации власти, предложенной Максом Вебером, она, как и другие современные монархии, в основном основывалась на «традиционном господстве ". Тем не менее, было доказательство «рационально-правовой власти » в знании уважения законов, таких как Pacta conventa.
Тайный совет и Верхняя палата Сейма Первого Содружества (парламент, или сейм ) был Сенатом (ныне Сенат ), в состав которого входили епископов, воевода, кастелян и министров ( центральных чиновников). Список высокопоставленных лиц, имеющих право служить в Сенате, был окончательно оформлен, когда в Люблинской унии (1569), Королевство Польское и Великое княжество Литовское были преобразованы в конфедеративное государство Короны Польши и Великого княжества Литовского, Речи Посполитой.
Самым важным должностным лицом был примас, который был архиепископом Гнезно. С 1572 года, когда Польша впервые осталась без короля (династия Ягеллонов умерла с королем Зигмунтом II Августом ), архиепископ Гнезненский служил интеррексом, т.е. в качестве временного главы государства, пока не будет избран новый король. Он представлял страну и готовил выборы нового короля.
Кроме того, архиепископ Гнезненский имел право созвать новое заседание Сената, если он считал это важным, даже в отсутствие короля. Он также мог сослаться на статью «de non praestanda obedientia», дающую стране право законно смещать короля. Из числа других сенаторов он выбрал своего собственного придворного маршала (часто кастеляна ). Этот человек действовал как посланник архиепископа во время заседаний Сената, подавая знаки (перемещая крест), которые передавали, как архиепископ хотел, чтобы его союзники голосовали. У архиепископа Гнезненского было два заместителя: епископы Вроцлава и Познани.
Из светских сенаторов, первым из которых был кастелян (Kasztelan) Кракова. Другие кастеляны, однако, считались менее высокими сановниками, чем воеводы.
Власть воеводств снизилась с тех пор, как это название было введено примерно в 12 веке; однако в 17 веке они все еще были высшими сановниками региона. Они были высшими представителями своих воеводств до сената. Они были лидерами земельных парламентов (Sejmiki Wojewódzkie, Voivodeship Sejmiks ). Они отвечали за сбор войск местного дворянства в случае pospolite ruszenie (levée en masse ). Каждый выбрал заместителя воевода, который отвечал за установление местных цен и мер. Воеводы выбирались королем, за исключением Полоцкого воеводы и Вильнюсского воеводы, которые избирались (и из) местной знати (но все же должны были быть назначены королем).).
За исключением кастеляна Краковской земли (который до 1596 года находился в привилегированном городе в качестве столицы Содружества), кастеляны часто считались подчиненными воеводам. Кастелян отвечал за часть воеводства (до 15 века называлось Кастеллани, а затем разделено на провинции для больших кастелянов и повяты для малых кастелянов.).
После 1565 года принцип «несовместимости » («несовместимости») запрещал воеводам и кастелянам иметь второй титул министра, за исключением должности Гетман. Министры были сопоставимы с современными чиновниками центрального правительства. Их было 10 чиновников (5 от короны Польши, 5 от Литвы). Министры были Гранд-маршал Короны (Marszałek Wielki Koronny), Гранд-маршал Литвы (Marszałek Wielki Litewski), Великий канцлер Короны (Kanclerz Wielki Koronny), Великий канцлер Литвы (Kanclerz Wielki Litewski), вице-канцлер Корона (Podkanclerzy Koronny), вице-канцлер Литвы (Podkanclerzy Litewski), великий казначей короны (Podskarbi Wielki Koronny), великий казначей Литвы (Podskarbi Wielki Litewski), судебный маршал королевского двора (Marshal Koronny) Маршал Литвы (Marszałek Nadworny Litewski). Придворные маршалы считались подчиненными главнокомандующим. Литовские министры, хотя и обладали теми же полномочиями, что и королевские министры, считались подчиненными им в приоритете. Гетманы также считались «министрами», но не имели места в сенате.
Обязанности маршала заключались в обеспечении безопасности короля и поддержании порядка там, где он присутствовал. Маршалы командовали двумя полками пехотными, полком милиции и специальным судом с (sędzia marszałkowski), ( pisarz marszałkowski) и асессор s (единственное число: asesor). Эти суды вынесли приговор на месте без возможности обжалования. За преступления, такие как обнажение оружия в присутствии Короля, наказывалось смертью. Суд маршалов имел юрисдикцию в отношении всех преступлений, совершенных против королевского двора и придворными.
. Когда король путешествовал, маршалы контролировали местные воеводства. Маршалы решили, кого допустят к королевской аудиенции. Они были организаторами и ведущими королевских и придворных церемоний (включая свадьбы, похороны и тому подобное). Они были хозяевами двора, следили за низшими придворными и (где применимо) устанавливали им зарплату. У каждого маршала был значок, который он получил от канцлера (Канцлерц ). В обмен на это все кандидатуры канцлера объявлялись маршалами. Если маршала не было, его функции выполнял великий казначей или светский великий канцлер. В официальных случаях и во время путешествий, где это было необходимо, королю предшествовал маршал со своим штабом. Следом за маршалами в иерархии были канцлеры.
С 1507 года титул Великого канцлера Короны менялся между светскими и церковными канцлерами. После Люблинской унии (1569) две должности, канцлера (Kanclerz) и субканцлера (Podkanclerzy) были удвоены (канцлеры короны для короны Польши и канцлеры Литвы). Канцлер и его соответствующий подканцлер (который не был прямым подчиненным канцлера) несли ответственность за работу двух канцелярий, майора и младшего. Ожидалось, что они будут поддерживать постоянный контакт и разрабатывать общую политику. В их обязанности входили иностранные и внутренние дела.
Канцеляриями канцлеров были «канцелярии » (Корона и Литовская, Большая и Малая). Канцелярии были укомплектованы «Регенсами», секретарями (единственное число: Секретарц), Сценаристами (единственное число: Писарз), клерками и «с». Регены разделили работу между клерками. Два секретаря (один для личного, другой для служебного, переписки ) представили готовые письма королю на подпись. Сценаристы составили письма, клерки подготовили окончательные копии. Документы также были скопированы в книги под названием «Метрыки» (в единственном числе: Метрика), которые хранились по два «метрыканта» в Польше и Литве. Метрикант великого канцлера назывался Гранд Метрикант, подчиненного канцлера - Малый Метрикант. Сотрудники канцелярии, как и канцлеры, не получали заработной платы, но в центре каждой приемной располагался ящик, в который клиенты должны были вносить различные суммы денег, и никто из тех, кто планировал вернуться, не мог позволить себе скупиться.
Канцлеры также обладали судебной властью, осуществляемой через высшие апелляционные суды для лиц, подчиняющихся (т. Е. Не подчиняющихся церковным или магнатам суды). Каждый такой суд состоял из секретаря, референдума (Referendarz) и писателя. В 17 веке каждый такой суд был увеличен до четырех заседателей; а в 1775 г. - метриканц и регенс.
Канцлер часто произносил речи, представляющие королевскую волю. Символом его офиса была Печать, которая использовалась для опечатывания всех документов, проходящих через его офис. Он также запечатывал документы, подписанные монархом, и мог отказаться запечатывать документ, который считал незаконным или наносящим ущерб государству (такие документы не имели силы без его печати). Когда король умер, печать была уничтожена на его похоронах, и преемник покойного короля вручил канцлеру новую. Таким образом, канцлеры считались хранителями короля и государства, гарантируя, что безумие короля не поставит под угрозу государство, заставив его вести ненужную войну (войны, которые были предотвращены канцлерами, включали великий крестовый поход против Османской империи. Империя, которую задумал король Владислав IV Ваза в 1630-х годах).
Полномочия канцлера, как правило, подкреплялись тем фактом, что войны требовали средств, выделяемых Сенатом. Более богатые дворяне, которые контролировали Сенат, обычно не хотели повышать и взимать налоги с себя, а это означало, что сама Польша очень редко объявляла войны. Обычно на нее нападали соседи, и хотя она отражала все атаки до конца 18 века, она почти никогда не пользовалась своими победами. Армия была недостаточно укомплектована и недоукомплектована (поскольку обычно любое предложение увеличить военный бюджет, когда врага не было на пороге Содружества, считалось подстрекательством к войне), а земли Речи Посполитой постоянно подвергались разорению из-за новых вторжений. подорвали экономику.
Последними среди министров были великие казначеи. Они вели учет государственных финансов, денежных потоков и государственной казны, а также контролировали чеканку монет. Поскольку они, как и канцлеры, не получали заработной платы, коррупция процветала, и значительная часть государственных финансов была потеряна в их карманах. Если казначей переходил на другую должность, он был обязан отчитываться о своих выплатах, а в случае его смерти - от его семьи. Показательна история Богуслава Лещинского, которому, когда он был великим казначеем (1650–1658), был предложен пост канцлера, который он принял в 1658 году. Он подкупил членов парламента, чтобы те дали ему «отпущение грехов»., и когда один из них позже выступил против него, он спросил с любопытством: «Кто этот сукин сын, которого я не смог заплатить?»
Великие казначеи руководили более мелкими чиновниками, такими как магистр монетного двора (mincerz), диспенсаторы, кураторы, сборщики налогов (poborca podatkowy), суперинтенданты (надзиратели таможенников), таможенники (celnik) и субколекторы. Следует помнить, что в те времена товары, как и люди, облагались налогом не только на границах, но и на мостах, перекрестках и городских воротах.
Подробнее см. Кастеляны Речи Посполитой.
В Сенат также входили епископов Польши. Подробнее см. Епископы Речи Посполитой. После 1668 года, хотя не существовало закона, прямо запрещающего это, ни один не католик не был назначен на должности сенатора. Даже законы 1717 года не запрещали кальвинистам или православным, известным как «диссиденты», заседать в Сенате.
Как следует из названия, должностные лица, не связанные с Сенатом, не имели права ed на голосование в Сенате.
Самыми важными из таких чиновников были Великие секретари (в единственном числе: sekretarz wielki), корона и литовцы. Только человек из ткани мог быть Великим Секретарем. Эти должностные лица считались более влиятельными, чем любое должностное лицо округа или суда, за исключением маршала суда. Они могли действовать в качестве канцлеров, когда канцлер отсутствовал. Они имели дело с секретными письмами; в Сенате зачитывают письма Короля и постановления сейма. Великие секретари часто выступали в качестве асессоров, и их называли «прирожденными асессорами».
Затем было 4 референдума (единственное число: referendarz), 2 светских и 2 церковных, по одному от короны и от Литвы. Они редко покидали королевский двор, и их обязанности заключались в рассмотрении петиций и жалоб, которые они передавали (отсюда и их название) королю. Они также выступали в качестве судей в делах с участием крестьян из королевских земель и часто выступали в качестве асессоров в других судах. Рядом с офисом референдума находился «Instygator» - то, что сегодня можно было бы назвать государственным прокурором. По одному от Короны и Литвы, инстигаторам было поручено раскрывать и расследовать преступления против короля и страны, и им было разрешено преследовать любого сановника, кроме короля. У них были заместители, известные как «вице-стигаторы».
Затем пришли Великие писатели (в единственном числе: pisarz wielki) - один от короны, трое от Литвы. Их задачей было разъяснять королевские указы и отправлять письма тем сановникам, которые должны о них услышать. Они часто выступали в качестве послов и асессоров.
Хранитель Короны (kustosz koronny) был должностным лицом, ответственным за охрану Королевской сокровищницы, где хранились королевские знаки отличия. Ключи от Казначейства были у Великого Казначея и шести воевод, и без каждого из них Казначейство не могло быть открыто. Традиционно хранителя короны выбирали из числа священников Краковского собора. Литовского хранителя на самом деле называли казначеем (скарбным).
С 1647 года к министрам присоединился генеральный почтмейстер (Poczmistrz generalny, также известный как Poczmistrz naczelny или Generał poczmistrz), начальник Королевской почты, основанной в 1547 году.
В принципе Польско-литовские чиновники пользовались пожизненным сроком пребывания. Из нескольких заметных исключений из этого правила наиболее важным был Маршал Сената, который председательствовал на заседаниях Сената и мог предлагать, но не определять тему заседания. Традиционно пост сенатского маршала чередовался между сенаторами от трех prowincyje («провинции» - основные подразделения) Республики, или Содружества: Великопольское воеводство («Великая Польша») и Малопольское воеводство («Малая Польша»), в «Польской короне»; и Великое княжество Литовское.
Канцелярия маршала сейма (Marszałek Sejmu) существовала только во время сессий парламента Содружества (Сейма). Маршал выбрал секретаря сейма (sekretarz sejmowy), который вел протоколы заседаний сейма.
Высший двор дворян назывался Королевский трибунал (Trybunł Koronny, создан в 1579 году) и возглавлялся председателем трибунала и маршалом. Маршал избирался самими судьями, а президент занимался церковными делами (и сам был высокопоставленным священником). Существовали также Литовский трибунал (Trybunał Litewski) и Коронный и Литовский казначейские суды, созданные в 1613 году (Trybunał Skarbowy Koronny, Trybunał Skarbowy Litewski). Заработная плата всех судей устанавливалась на заседаниях Сейма.
Соляные копи (upy solne) контролировались upnik. Других менее важных сановников, назначенных королем или сеймом для решения конкретных краткосрочных вопросов, называли «комиссарами», «люстратами», «ревизорами», «делегатами», «легатами» или «депутатами».
Официальные судебные должности описать сложнее всего. Некоторые должностные лица суда выполняли обязанности, важные как для суда, так и для страны; функции других развивались на протяжении веков. Со временем (как правило, к концу 17 века) титулы большинства стали просто почетными, и королю пришлось создать еще одну группу чиновников для выполнения этих обязанностей.
Придворных чиновников можно разделить на тех, кто служил королю, и тех, кто обеспечивал бесперебойную работу его двора (в 16 веке, насчитывавшего примерно 1000–1500 человек). Поскольку первая группа не подпадала под действие принципа несовместимости, они часто носили другой титул, обычно титул младшего районного чиновника, такого как староста. Из тех, кто служил королю, самым важным был Мастер кухни, который следил за кухонным персоналом и оборудованием, а также за приготовлением пищи. Во время пира он объявлял следующие друг за другом блюда.
Вторым по важности был Пантлер, который начал накрывать на стол. Во время пира он руководил установкой посуды с помощью Управляющего. Резчик закончил накрывать стол тарелками и утварью, а во время пира вырезал всю посуду, для которой требовался нож. После вырезания он попробовал их (к 17 веку это была просто традиция, унаследованная с тех времен, когда этот чиновник обнаруживал яд).
Напиток видели виночерпий и королевский виночерпий. Первый попробовал напитки, налил их и заказал; второй, получив их от первого, служил королю. Описание банкета 1596 года во время правления короля Сигизмунда III Вазы было изложено секретарем папского нунция (посла) Джорджо Паоло Муканте: «Каждое блюдо было сначала дано Хозяин кухни поклонился резчику, который передал его Пантлеру. Тот окунул приготовленный кусок хлеба в блюдо, приложил его к языку, а затем выбросил в ближайшую серебряную корзину. потребовалось довольно много времени, прежде чем король и кардинал могли начать есть, поскольку им приходилось терпеть все церемонии. Резчик кланялся так часто, что я действительно думаю, что во время пира он кланялся по крайней мере 3000 раз ».
Вторую группу высокопоставленных лиц возглавлял судебный маршал (см. Выше):
У королевы был собственный двор, укомплектованный женщинами; его влияние в стране было намного меньше.
Высшими военными чиновниками были гетманы. Как и в большинстве офисов в Речи Посполитой, «гетман» был профессией на всю жизнь, и ее владельца нельзя было сместить, даже если он был плохим командиром. До начала 18 века гетманы не получали оплаты за свои услуги.
Гетманы были очень независимы; они могли поддерживать свои собственные иностранные контакты с Османской империей, Россией и татарами. Они распределяли свои военные бюджеты по своему усмотрению. Как высшие военные командиры и администраторы, гетманы издали административные и юридические законы, касающиеся армии; с 1590 г. этот закон имел ту же силу, что и законодательство Сейма.
Символом должности гетмана была булава (buława ), которая была добавлена к его гербу. Гетманов было два вида (помимо деления на коронный и литовский) - «великий» и «полевой». Полевые гетманы подчинялись великим гетманам, и их иногда называли «пограничными гетманами» (hetmani kresowi), поскольку они произошли от командиров постоянных гарнизонов на юго-восточных границах Польши (великая военная школа, поскольку эта территория почти постоянно подвергалась нападениям. турками-османами и татарами).
Гетманы выбрали комиссара на двухлетний срок, который командовал казачьими войсками Речи Посполитой. Ниже гетманов находились заместители гетманов, именуемые полками, которые командовали воеводством levées en masse.
. Гетман и полки сопровождались штабом офицеров, именовавшимися великой гвардией, полевой гвардией, полевым клерком, большим квартирмейстером и полевым квартирмейстером. Эти офицеры получали жалованье (литовский полевой гвардеец, полевой клерк и квартирмейстер получали 15 000 польских злотых в год; королевский полевой клерк - 30 000).
Великая Гвардия руководила разведывательными войсками во время марша и в лагере и командовала авангардом (однако, если присутствовали оба гетмана, полевой гетман действовал как Великая гвардия). Полевые гвардейцы встречались только на восточных границах.
Полевые клерки вели учет людей, техники и оружия и выплачивали зарплату солдатам.
Квартирмейстеры выбрали места для лагерей, построили лагеря и обеспечивали логистику и безопасность лагеря.
После 1635 года было создано несколько новых воинских званий:
Боевая готовность войск контролировалась генеральными инспекторами (правда, неясно, когда именно «в 17 веке» они были созданы).
Конституция 1611 г. (с поправками 1633 и 1635 гг.) Предписывала много должностные лица. Однако исключения из правила были правилом; Правила Сейма рассматривались как простые рекомендации. Таким образом, Белзское воеводство имело только 4 из 15 предписанных сановников; в большинстве северных воеводств было около 5; а в Волыне и Брацлавском воеводствах иерархический порядок был почти полностью изменен. В каждой провинции или округе был свой набор должностных лиц - список провинций можно найти в статье о провинциях и географии Речи Посполитой.
Окружные чиновники назначались королем, за некоторыми исключениями ( местные парламенты - сеймики - выбирали камергеров, окружных судей, заместителей окружных судей, окружных клерков, а в Литве - также знаменосцев и окружных маршалов). Чемберлены, кроме имени, не имели ничего общего с одноименными придворными чиновниками. Они управляли судом общей юрисдикции (Чемберленским судом), который рассматривал имущественные споры. Окружной судья возглавлял Окружной суд, в ведении которого находились гражданские и некоторые уголовные дела, касающиеся местной знати.
Староста генеральный («Генерал Староста») был должностным лицом, отвечающим за определенную территорию. Starosta grodowy ("Город Starosta") отвечал за города, а Starosta niegrodowy ("Non-City Starosta") отвечал за управление Коронными землями. Они должны были содержаться в хорошем финансовом и военном порядке. Хотя со временем эти административные обязанности стали меньше (поскольку короли отдавали все больше и больше земель), Староста оставалась в ведении городских судов (sądy grodzkie), которые занимались большинством уголовных дел и имели юрисдикцию. Ион над всей местной и приезжающей знати. Они касались наиболее серьезных случаев (убийства, изнасилования, грабежи) и были довольно суровыми (ограбление на шоссе каралось смертью), что в целом делало Польшу более безопасной страной, чем ее соседи. Старосты также обладали «силой меча», что означало, что они исполняли приговоры всех других судов. Негородские Старостас не имели юридических полномочий.
Знаменосцы несли местное знамя во время королевских церемоний и на войне, когда местные войска служили в армии. Во время войны Войски поддерживали порядок и безопасность на своих территориях. В Литве обязанности чивунов были аналогичны обязанностям негородских старост (старейшин). Окружные маршалы председательствовали в местных парламентах (в «Короне» окружные маршалы выбирались только на время сессии парламента, и поэтому были гораздо менее влиятельными, чем литовские, избираемые на всю жизнь).
Самым важным должностным лицом был Староста. Его поддержали округ Субстароста (podstarości grodowy), Burgrave (Burgrabia), нотариус (Notariusz) и Scriptor (Pisarz). Район Субстароста помогал Старосте и в его отсутствие действовал от его имени со всеми своими полномочиями. Нижестоящими должностными лицами города были регент округа (rejent grodzki), нотариус округа (notariusz grodzki), писатель округа (pisarz grodzki) и простые клерки («subclerks» - podpiskowie).
На восточных территориях, граничащих с Россией, с 1667 г. «пограничный судья» сотрудничал с российскими судьями в делах, в которых участвовали стороны из двух стран; его постановления были окончательными.
Судьи выбирались из местной потомственной знати и не имели формального образования; поэтому качество судов варьировалось от судьи к судье, а уровень коррупции был высоким. С другой стороны, адвокаты должны иметь профессиональную подготовку. Иногда в состав суда входил ассистент, который помогал судье и взимал штрафы и сборы. Прокуратуры были крайне редко. Instygators поддерживали порядок и безопасность на территории суда, а судебный исполнитель (woźny) доставил повестку.
- Римско-католики не могут быть избранными посланниками (в парламент) и в любые другие земельные органы, если был другой кандидат от римско-католической церкви. Права «диссидентов», как их называли, были восстановлены в 1768 году, а в 1772 году их представительство в сейме было ограничено до двух членов. Эти правила были окончательно отменены в 1792 году Конституцией 3 мая.
Эти офисы были очень стабильными, возникли примерно в 13 веке и просуществовали практически без изменений до конца Речи Посполитой. Административная система пришла из Германии вместе с Магдебургским законом.
В каждом городе (без исключения) был Совет и Суд, причем Совет был административной ветвью, а Суд - судебной ветвью. Новый Совет выбрал старый, срок полномочий которого истек. Совет отвечал за управление, закон, привилегии, безопасность, финансы, надзор за гильдией и тому подобное. Совет выбрал мэра, и решение его членов было окончательным - даже Староста или Воевода могли только слушать присягу мэра и не могли отказать ему в его печати. Совет собирался ежедневно в крупных городах, реже - в небольших.
Мэр возглавлял Совет и контролировал исполнительную власть. Он отвечал за примирение, заботу о бедных и поддержание порядка, подавляя злоупотребление алкоголем и азартные игры. Вторым после мэра был секретарь совета, который руководил городской канцелярией. Городской служащий (Syndyk Miejski) собирал городские налоги и руководил сборщиками налогов. За безопасность и порядок в городе отвечал хутман. Он также руководил городской тюрьмой и ключником, который отпирал и запирал городские ворота на рассвете и в сумерках.
Лонар был казначеем города, который следил за его финансами. Он курировал чиновников, которые контролировали масштабы рынка, чтобы гарантировать справедливую торговлю. В крупных городах также было множество менее обычных чиновников, таких как Pipemasters, ответственные за трубы и колодцы; Начальники пожарных; и «Городские переводчики», которые помогали иностранцам и высматривали шпионов.
Судом председательствовал войт. Он и другие члены Скамейки были выбраны Советом на годичный срок из числа более мелких городских чиновников (писателей, служащих и т. Д.).
Главные палачи города казнили не только преступников, приговоренных Судом, но и преступников, приговоренных другими невоенными судами Польши. Им хорошо платили, иногда они работали врачами, но также часто считались социальными изгоями и жили за пределами городских стен.
Староста села назывался солтыс и был административным, исполнительным и судебным главой села, подчиняясь только хозяину села.
Вымышленные или фиктивные офисы были особым типом офисов, поскольку они относились к территориям, которые Речь Посполитая уступила во второй половине 17 века либо Шведской Империи, либо Русскому царству. После Оливского договора (1660 г.) Содружество официально потеряло Венденское воеводство, Парнавское воеводство и Дорпатское воеводство. Кроме того, в результате Андрусовского перемирия (1667 г.) Польша-Литва потеряла Смоленское воеводство и Черниховское воеводство.
, несмотря на то, что эти территории не принадлежали к Содружеству и находились под иностранным правлением, их администрация просуществовала еще 100 лет, вплоть до Разделов Польши, со сложной иерархией всех видов региональных отделений. Существование вымышленных титулов было результатом особой роли должностей в сознании польско-литовской знати : хотя эти должности были только почетными, без каких-либо материальных льгот и зарплат, они определяли социальный статус их носители. Кроме того, титул, хотя и вымышленный, подчеркивал положение отдельного дворянина как страстного гражданина и одного из создателей Содружества.
После отделения Черниховского воеводства от Польши в 1667 г., сеймикс бывшего воеводства разместился в Влодзимеж Волынски, примерно в 500 км к западу от Чернихов. Польские короли продолжали представлять своим придворным вымышленные титулы воевод, сенаторов, депутатов и старостов Черниховских. В 1785 году Станислав Август Понятовский дал фиктивное звание старосты Новогрода Северского Тадеушу Чацкому.