Оденатус. | |||||
---|---|---|---|---|---|
Король Пальмиры. Царь царей Востока. (Западно-арамейский : Mlk Mlk dy Mdnh) | |||||
Глиняная тессера с возможным изображением Одената с диадемой | |||||
Царь царей Восток | |||||
Правление | 263–267 | ||||
Предшественник | Создан титул | ||||
Преемник | Вабаллатус | ||||
Король Пальмиры | |||||
Правление | 260–267 | ||||
Предшественник | Сам как Рас из Пальмиры | ||||
Преемник | Вабаллатус | ||||
Рас (лорд) Пальмиры | |||||
Правление | 240s– 260 | ||||
Предшественник | Учреждение офиса | ||||
Преемник | Сам король Пальмиры | ||||
Родился | c.220. Пальмира, Римская Сирия | ||||
Умер | 267 (46–47 лет). Гераклея Понтика или Эмеса (современный Хомс ) | ||||
Супруг | Зенобия | ||||
Выпуск | Хайран I (Геродиан). Вабаллат. Хайран II | ||||
| |||||
Дом | Дом Одената | ||||
Отец | Хайран |
Септимий Одаенат (Пальмирин : ['Динт (Одайнат)]; арабский : أذينة [Uḏaina]; ок. 220 - 267) был королем-основателем (Mlk ) Пальмирского королевства, правившим из Пальмиры, Сирия. Он поднял статус своего королевства из регионального центра, подчиненного Риму, в грозное государство на Ближнем Востоке. Одаенат родился в аристократической семье Пальмирена, которая получила римское гражданство в 190-х годах при династии Северана. Он был сыном Хайрана, потомком Насора. Обстоятельства его восхождения неоднозначны; он стал лордом (ras) города, положение, созданное для него еще в 240-х годах, а к 258 году он был назван consularis, что указывает на высокий статус в Римской империи.
Поражение и пленение императора Валериана в руках сасанидского императора Шапура I в 260 оставило восточные римские провинции в значительной степени во власти Персы. Оденат остался на стороне Рима; приняв титул царя, он возглавил пальмиренскую армию, напал на персов, прежде чем они смогли перейти Евфрат на восточный берег, и нанес им значительное поражение. Он встал на сторону императора Галлиена, сына и преемника Валериана, который столкнулся с попыткой узурпации Фульвия Макриана. Мятежник объявил своих сыновей императорами, оставив одного в Сирии, а другого забрав с собой в Европу. Оденат напал на оставшегося узурпатора и подавил восстание. Он был награжден многими исключительными титулами от императора, который официально закрепил его самоутвержденное положение на Востоке. На самом деле Император, возможно, мало что сделал, кроме как принял заявленную номинальную лояльность Одената.
В серии быстрых и успешных кампаний, начавшихся в 262 году, Оденат пересек Евфрат и возвратил Карры и Нисибис. Затем он предпринял наступление в глубь Персии и подошел к стенам ее столицы Ктесифона. Город выдержал кратковременную осаду, но Оденат отвоевал все римские земли, занятые персами с начала их вторжений в 252. Оденат отпраздновал свои победы и объявил себя «царем царей », короновав своего сына Иродиана своим соправителем. К 263 году Оденат фактически контролировал Левант, Римскую Месопотамию и восточную часть Анатолии.
Оденат соблюдал все необходимые формальности по отношению к Императору, но на практике правил как независимый монарх. В 266 году он начал второе вторжение в Персию, но был вынужден отказаться от кампании и направиться на север, в Вифинию, чтобы отразить атаки германских набегов, осаждающих город Гераклея Понтийская. Он был убит в 267 году во время или сразу после анатолийской кампании вместе с Геродианом. Личности преступника или подстрекателя неизвестны, и в древних источниках существует множество историй, обвинений и домыслов. Ему наследовал его сын Вабаллат под регентством своей вдовы Зенобии, которая использовала власть, установленную Оденатом, для создания Империи Пальмирена в 270.
«Оденатус» - латинская транслитерация царя имя; он родился Септимий Одайнат в ок. 220. Его имя транслитерировано Пальмирена как Динт Сптмьюза. «Sptmyws» (Септимий), что означает «рожденный в сентябре», принадлежал семье Одената gentilicium (римская фамилия), принятой как выражение лояльности римской династии Севера и император Септимий Север, предоставивший семье римское гражданство в конце II века. 'Dynt (Odainat) - уменьшительное пальмиренское слово "ухо", связанное с Uḏaina в арабском и' den в арамейском. Родословная Одаената известна по каменному блоку в Пальмире с надгробной надписью, в которой упоминается строительство гробницы и записана генеалогия строителя: Одаенат, сын Хайрана, сын Вахб Аллата, сын Насора. В раввинистических источниках Оденатус назван «Папа бен Насор» (Папа, сын Насора); значение имени «Папа» и то, как Одаенат получил его, неясно.
Рельеф из Храма Гадде в Дура-Европос, изображающий бога «Гад ”Дуры (в центре), царя Селевка I Никатора (справа) и Хайрана, сына Малико, сына Насора, возможного родственника Оденатуса (слева).Король, похоже, из смешанное арабское и арамейское происхождение: его имя, имя его отца Хайран и его деда, Вахб-Аллат, арабское ; в то время как Насор, его прадед, носит арамейское имя. Насор мог быть не прадедом Одената, а его более далеким предком; археолог Фрэнк Эдвард Браун считал Насора пра-пра или пра-пра-прадедом Одената. Это привело к тому, что некоторые ученые, такие как Лисбет Сосс Фрид и Хавьер Тейксидор, стали считать происхождение семьи арамейским. На практике население Пальмиры было результатом слияния арабских и арамейских племен в единство с соответствующим сознанием; они думали и действовали как Пальмиры.
Историк пятого века Зосим утверждал, что Одаенат произошел от «прославленных предков», но положение семьи в Пальмире обсуждается; вероятно, он принадлежал к богатому торговому классу. С другой стороны, семья могла принадлежать к руководству племени, которое накопило состояние как землевладельцы и покровители караванов Пальмирены. Историки Франц Альтхайм и Рут Штиль предположили, что Оденат был частью новой элиты бедуинов, изгнанных из их родных мест к востоку от Евфрата агрессивными Сасанидская династия после 220 г. Однако несомненно, что Оденат происходил из семьи, которая принадлежала к высшему классу города в течение нескольких поколений; в Дура-Европос, рельеф, датированный 159/158 г. (470 г. эпохи Селевкидов, SE), был заказан Хайраном, сыном Малико, сыном Насора. Этот Хайран мог быть главой торговой колонии Пальмирена в Дура-Европос и, вероятно, принадлежал к той же семье, что и Одаенат. По словам Брауна, это правдоподобно, основываясь на появлении имени Насор как в Дура-Европосе, так и в Пальмире (где это было редкое имя), что Одаенат и Хайран, сын Малико, принадлежали к одной семье.
Одаенатус ' предполагаемый портрет из Ny Carlsberg Glyptotek музейНикаких определенных изображений Одената не обнаружено, следовательно, нет никакой информации о его внешности; На всех скульптурах, идентифицированных как Оденат, отсутствуют какие-либо надписи, подтверждающие, кого они представляют. Две скульптурные головы из Пальмиры, одна из которых хранится в Ny Carlsberg Glyptotek музее, а другая в Археологическом музее в Стамбуле, были идентифицированы археологом [de ] как олицетворение Одената на основании их монументальности и царственного стиля. Академический консенсус не поддерживает точку зрения Ингхолта, и головы, которые он приписывал королю, могут быть датированы концом второго века. Скорее всего, две мраморные головы, одна из которых изображает человека с королевской тиарой, короной Пальмиры, а другая с изображением человека в королевской эллинистической диадеме, являются изображениями царя.. Кроме того, тессера из пальмирской глины, изображающая бородача с диадемой, могла быть портретом царя.
Традиционное учение, основанное на надгробной надписи из могилы Одаената., полагал, что строитель был предком царя, и ему дали имя «Одаенат I». Имя отца царя Одената - Хайран, как засвидетельствовано во многих надписях. В надписи, датированной 251 годом, написано имя рас («господин») Пальмиры, Хайран, сын Одената, и он считался сыном Одената I. До 1980-х годов самая ранняя известная надпись свидетельство о том, что царь Оденатус датируется 257 годом, что привело традиционных ученых к мнению, что Хайран, рас Пальмиры, был отцом царя, а Одаенат I - его дедом. Однако в надписи, опубликованной археологом в 1985 году и датированной 252 годом, король Оденат упоминается как рас и записана та же генеалогия, найденная в надгробной надписи, подтверждая имя деда короля Одаената как Вахб Аллат; таким образом, он не может быть сыном Хайрана, сына Одената (I). Следовательно, несомненно, что царь Оденатус был строителем гробницы, что исключает существование «Оденатуса I». Рас Хайран, упомянутый в надписи 251 года, совпадает со старшим сыном и соправителем Одената, князем Хайраном I.
Пальмира была автономным городом в Римской империи, подчиняется Риму и входит в состав провинции Сирии Финики. Оденат происходил из аристократической семьи, хотя и не королевской, поскольку городом управлял совет и не было традиций наследственной монархии. На протяжении большей части своего существования пальмиренская армия была децентрализована под командованием нескольких генералов, но подъем Сасанидской империи в 224 году и ее вторжения, затронувшие пальмиренскую торговлю, в сочетании со слабостью римского Империя, вероятно, побудила совет Пальмирены избрать лорда города, чтобы он возглавил усиленную армию:
Римский император, Гордиан III, умер в 244 г. во время кампании против Персии, и это могло быть событием, которое привело к избранию лорда Пальмиры для ее защиты: Оденатуса, чье возвышение, по мнению историка, можно объяснить успехом Одената. командир военного или каравана, и его происхождение из одной из самых влиятельных семей в городе. Титул Одаената как повелителя был ras в Пальмире и exarchos по-гречески, как видно из двуязычных надписей из Пальмиры. Титул ras позволял носителю эффективно бороться с угрозой Сасанидов, поскольку он, вероятно, наделял его высшей гражданской и военной властью; в недатированной надписи Одаенатус упоминается как рас и записывается дар трона ему гражданином Пальмирены по имени «Огейлу, сын Маккая Хаддудан Хадда», что подтверждает высший характер титула Оденатуса. Офис был создан для Одената и не был обычным титулом в Римской Империи и не являлся частью правительственных традиций Пальмирены.
Храм Бел, принадлежавший Колония пальмирена в Дура-Европос; разрушен сасанидами в 256 г.Хайран I, по-видимому, был возведен в сословие своим отцом, о чем свидетельствует надпись из 251 года. Уже в 240-х годах Оденатус усилил армию Пальмирены, набирая кочевников в пустыне и увеличивая численность тяжелой конницы Пальмирены (клибанарии ). В 252 году персидский император Шапур I начал полномасштабное вторжение в римские провинции на востоке. Во время второй кампании вторжения Шапур I завоевал Антиохию на Оронте, традиционной столице Сирии, и направился на юг, где его продвижение было остановлено в 253 году дворянином из Эмеса, Ураниус Антонин. События 253 года упоминаются в трудах историка шестого века Иоанна Малала, который также упомянул лидера по имени «Энатус», который нанес поражение отступающему Шапуру I у Евфрата. «Энатус», вероятно, идентичен Оденату, и хотя счет Малалы указывает на то, что Оденатус победил персов в 253 году, нет никаких доказательств того, что лидер Пальмирены вступил в бой с Шапуром I до 260 г., а рассказ Малаласа, кажется, сбивает с толку будущие действия Одената в 260 с событиями 253.
Шапур I уничтожил торговые колонии Пальмирены вдоль Евфрата, включая колонии в Анах в 253 году и в Дура-Европос в 256. Историк шестого века Петр Патриций писал, что Оденат подошел к Шапуру I, чтобы договориться об интересах Пальмирены, но получил отпор, а дары, посланные персам, были брошены в реку. Дата попытки переговоров обсуждается: некоторые ученые, включая Джона Ф. Дринкуотера, установили событие в 253; в то время как другие, такие как, установили его в 256 году после разрушения Дура-Европоса.
Несколько надписей, датируемых концом 257 или началом 258 года, показывают, что Оденат несет Греческое название ὁ λαμπρότατος ὑπατικός (ho lamprótatos hupatikós; латынь: клариссимус консуларис ). Этот титул обычно даровали римским сенаторам, которые занимали консульство. Этот титул также упоминается в недатированной надписи на могиле Одената, а Хайран I упоминается с тем же названием в надписи 251 года. Мнения ученых разнятся относительно точной даты возведения Одената на эту должность. Гавликовский и лингвист Жан Старки утверждали, что сенаторский ранг предшествовал возвышению в ras. Хартманн пришел к выводу, что Оденат сначала стал расом в 240-х годах, а затем сенатором в 250-м. Другая возможность состоит в том, что сенаторский ранг и власть имели место одновременно; Оденат был выбран в качестве рас после смерти Гордиана, а затем, после того, как император Филипп Араб заключил мирный договор с персами, император утвердил власть Одената и принял его в сенат, чтобы гарантировать дальнейшее подчинение Пальмиры. 126>
Титул Clarissimus consularis мог быть просто почетным знаком или знаком того, что Оденат был назначен легатом Финики. Однако титул (ὁ λαμπρότατος ὑπατικός) иногда использовался в Сирии для обозначения губернатора провинции, и археолог Уильям Уоддингтон предположил, что Оденат действительно был губернатором Финики. Пять надписей, в которых упоминается Одаенат как консул, датируются 569 г. н.э. (258 г.), во время которого не упоминается ни один губернатор Финики, что может указывать на то, что это был год правления Одаената. В столице Финики Тире на мраморном основании были найдены строки «Септимию Оденату, самому прославленному. Септимийская колония Тир»; надпись не датирована, и если она была сделана после 257 г., то это указывает на то, что Оденат был назначен губернатором провинции. Эти предположения невозможно доказать, но как губернатор Оденатус был бы высшим авторитетом в провинции, выше командиров легионеров и провинциальных чиновников; это сделало бы его командующим римскими войсками в провинции. Как бы то ни было, начиная с 258 года Оденат усилил свое положение и расширил свое политическое влияние в регионе. К 260 году Оденат обладал званием, авторитетом и властью, чтобы успокоить римский Восток после битвы при Эдессе.
Столкнувшись с третьей кампанией Шапура I, римский император Валериан выступил против персидского монарха, но потерпел поражение под Эдессой в конце весны 260 г. и попал в плен. Затем персидский император опустошил Каппадокию и Киликию и заявил, что захватил Антиохию на Оронте. Воспользовавшись ситуацией, Фульвий Макриан, начальник императорской казны, объявил своих сыновей Квайет и Макриан Минор в качестве совместных императоров в августе 260 г. в оппозиции. сыну Валериана Галлиену. Фульвий Макриан взял Антиохию на Оронте своим центром и организовал сопротивление Шапуру I; он отправил Балиста, своего преторианского префекта, в Анатолию. Шапур I потерпел поражение в районе Севастии в Помпейополе, что побудило персов эвакуировать Киликию, а Балиста вернулся в Антиохию на Оронте. Победа Балисты была лишь частичной: Шапур I отступил к востоку от Киликии, которую персидские части продолжали занимать. Персидские силы воспользовались возвращением Балисты в Сирию и направились дальше на запад, в Анатолию. Согласно Истории Августа, Оденат был провозглашен царем Пальмиры, как только весть о поражении римлян в Эдессе достигла города. Неизвестно, контактировал ли Оденат с Фульвием Макрианом, и нет никаких доказательств того, что он выполнял его приказы.
Оденат собрал пальмиренскую армию и сирийских крестьян, затем двинулся на север, чтобы встретить персидского императора, который возвращался в Персию. Монарх Пальмирены напал на отступающую персидскую армию между Самосатой и Зевгмой, к западу от Евфрата, в конце лета 260. Он победил персов, изгнав Шапура I из провинции Сирии. В начале 261 года Фульвий Макриан отправился в Европу в сопровождении Макриана Младшего, оставив Квиета и Балисту в Эмесе. Местонахождение Одената во время этого эпизода неясно; он мог распределить армию по гарнизонам вдоль границы или мог вернуть ее в свою столицу. Монарх Пальмирены, похоже, дождался прояснения ситуации, заявив о лояльности ни Фульвию Макриану, ни Галлиену. Весной 261 года Фульвий Макриан прибыл на Балканы, но был побежден и убит вместе с Макрианом Малым; Оденат, когда стало ясно, что Галлиен в конечном итоге победит, встал на сторону Императора и двинулся на Эмесу, где остановились Квайетус и Балиста. Эмезаны убили Квайетуса, когда Оденат приближался к городу, а Балиста был схвачен и казнен королем осенью 261 года.
Уничтожение узурпаторов сделало Одената самым могущественным лидер римского Востока. Император даровал ему много титулов, но эти почести обсуждаются среди ученых:
Независимо от своих титулов, Оденат контролировал римский Восток с одобрения Галлиена, который мало что мог сделать, кроме как формализовать самодостигнутый статус Одената и согласиться на его формальную лояльность. Власть Одената простиралась от Причерноморского побережья на севере до Палестины на юге. Эта область включала римские провинции Сирии, Финики, Палестину, Аравию, восточные регионы Анатолии и, после кампании 262 г., Осроен и Месопотамию..
Возможно, движимый желанием отомстить за разрушение торговых центров Пальмирены и отговорить Шапура I от будущих атак, Оденат начал наступление на персов. Подавление восстания Фульвия Макриана, вероятно, побудило Галлиена доверить пальмиренскому монарху войну в Персии, и римские солдаты были в серии армии Одената для этой кампании. Весной 262 года король двинулся на север в оккупированную римскую провинцию Месопотамию, изгнав персидские гарнизоны и отвоевав Эдессу и Карры. Первое нападение было направлено на Нисибис, который Одаенат отвоевал, но разграбил, поскольку жители сочувствовали персидской оккупации. Немного позже он разрушил еврейский город Нехардея, в 45 километрах (28 миль) к западу от персидской столицы Ктесифон, как он считал евреями. Месопотамии быть верным Шапуру I. К концу 262 или началу 263 года Оденат стоял за стенами персидской столицы.
Точный маршрут, по которому Одаенат шел от Пальмиры до Ктесифона, остается неопределенным; вероятно, это было на путь, по которому император Юлиан прошел в 363 г. во время своей кампании против Персии. Если бы он действительно использовал этот путь, Оденатек Евфрат в Зевгме, затем двинулся на восток в Эдессу, затем Карры и Нисибис. Здесь он спустился бы на юг по реке Хабур в долину Евфрата, а затем двинулся бы по левому берегу в Нехардею. Затем он проник в сасанидскую провинцию Асриристан и двинулся вдоль царского канала Наармалха к Тигру, где стояла персидская столица.
Когда-то в Ктесифоне Оденат немедленно начал осаду хорошо укрепленной зимней резиденции персидских царей; В ходе нескольких сражений с персидскими войсками отличиями был нанесен серьезный урон. Город устоял, и проблемы материально-технического обеспечения, связанные с боевыми действиями на вражеской территории, вероятно, побудили Пальмирены снять осаду. Оденат направился на север по Евфрату, неся набор пленников и большую добычу. Вторжение восстановлению римских земель, которые были оккупированы Шапуром, с начала его вторжений в 252 году: Осроена и Месопотамии. Однако Дура-Европус и другие столбы Пальмирены к югу от Цирцезия, такие как Ана, не были восстановлены. Оденат отправил пленников в Рим, и к концу 263 г. Галлиен принял титул Persicus maximus («великий победитель в Персии») и одержал триумф в Риме.
В 263 году, после своего возвращения, Оденатус принял титул царя царей Востока (Mlk Mlk dy Mdnh) и короновал своего сына Иродиана (Хайран I) как со-Король Королей. Септимиус Вород, дуумвири (магистрат) Пальмиры и Юлий Аврелий, прокуратор (казначей). Посвящение на греческом языке не имеет даты, но Септимий Вород был дуумвири между 263 и 264 годами. Следовательно, коронация произошла ок. 263. Современные свидетельства того, что Оденат носил титул Царя царей, отсутствуют; все надежно датированные надписи, подтверждающие титул Одената, были заказаны после его смерти, включая одну, датированная 271 годом. Геродиан умер вместе со своим отцом, поскольку он прямо засвидетельствован как «Царь царей» при жизни своего отца, Невозможно представить, чтобы Оденатус был просто царем, а его сын - царем царей. Недатированная надпись, на греческом языке и трудная для расшифровки, найденная на камне, повторно использованная в Пальмирене Лагерь Диоклетиана, обращается к Оденату как к царю царей (Rex regum) и, вероятно, была установлена во время его правления.
Согласно посвящению, Геродиан был коронован около Оронта, что указывает на церемонию, происходящую в Антиохии на Оронте, столице Сирии. Титул был символом законности на Востоке, восходящим к ассирийцам, затем Ахеменидам, которые использовали его, чтобы символизировать свое превосходство над всеми другими правителями; Позже он был принят парфянскими монархами , чтобы узаконить свои завоевания. Первый сасанидский монарх Ардашир I принял этот титул после победы над парфянами. Сын Одената был коронован диадемой и тиарой; выбор Антиохии на Оронте, вероятно, проявить себя, что монархи Пальмирены теперь являются преемниками Селевкидов и иранских правителей, которые контролировали Сирию и Месопотамию в прошлом.
Анализируя подъем Одената и его сложные отношения с Римом, историк Гэри К. Янг пришел к выводу, что «искать любую какую-то закономерность или нормальность в такой ситуации явно бессмысленна». На практике Пальмира стала союзным королевством Риму. Титул «Король королей», вероятно, был направлен не на положение римского императора, а на Шапура I; Оденат заявляет, что он, а не персидский монарх, был законным царем царей Востока. Я стремлюсь к Одената к власти. Однако в отличие от нормы того периода, когда могущественные генералы часто провозглашали себя императорами, Оденат решил не пытаться узурпировать трон Галлиена.
Отношения между Оденатом и Императором следует понимать с двух разных точек зрения: Роман и сирийский. В Риме широкая передача полномочий императором человеку, не входящему в состав императорской семьи, не считалась проблемой; такие полномочия предоставлялись несколько раз со времен Августа первого века. Сирийская точка зрения была иной: согласно Поттеру, посвящение в честь коронации Иродиана на Оронте истолковывать как означающее «притязания» Пальмирены на царство в Сирии »и контроль над ней во время правления Одената. Неясно, что центральное правительство думало о таких заявлениях, но сомнительно, чтобы Галлиен осознавал ситуацию так, как ее понимали Пальмирены. В иерархической системе Римской империи вассальный король, использующий титул Короля королей, не означал, что он был пэром Императора или что вассальные узы были разорваны. Такое разное понимание в конечном итоге привело к конфликту между Римом и Пальмирой во время правления Зенобии, которая считала римские должности своего мужа наследственными и выражением власти.
Король имел эффективный контроль над Римский Восток, где его военная власть была абсолютной. Оденат уважал право Галлиена назначить губернаторов провинций, но быстро справился с оппозицией: [де ], обычно связанный с историком шестого века Евстафием из Епифании или Петром Патрицием, упоминает историю о Квирине, римском чиновнике, который выразил недовольство властью Одената на персидской границе и был немедленно казнен королем. В общем, действия Одената были связаны только с его интересами и интересами Пальмиры. Его поддержка Галлиена и его римских титулов не скрывала пальмирской базы его власти и местного происхождения его армий, например, с его решением не ждать помощи Императора в 260 году. Похоже, статус Одената был таким, как Ватсон. выражается так: «нечто среднее между могущественным подданным, независимым вассальным королем и соперничающим императором».
Оденат вел себя как суверенный монарх; за пределами своего королевства Пальмира, он имел общую административную и военную власть над провинциальными губернаторами восточных римских провинций. Внутри Пальмиры ни один римский провинциальный чиновник не имел власти; Король заполнил правительство пальмиренами. Параллельно с иранской практикой превращения правительства в семейное предприятие, Оденат подарил свой гентилиций (Септимий) своим ведущим генералам и чиновникам, таким как Забдас, Заббай и Вород. Большинство конституционных институтов Пальмирены продолжали нормально функционировать во время правления Одената; он поддерживал многие общественные учреждения, но последние магистраты были избраны в 264 году, и после этого года Совет Пальмирены не был аттестован. После этого года губернатор, Септимий Вород, был назначен королем Пальмиры, который также выполнял функции наместника, когда Оденат был в кампании.
Главный жетон с изображением Иродиана. показывает, что он носит корону из тиары в форме короны парфянских монархов, так что это, должно быть, была корона Одената; эта комбинация образов вместе с титулом «Царь царей» указывает на то, что Оденат считал себя соперником сасанидов и защитником региона от них. Многие интеллектуалы переехали в Пальмиру и пользовались покровительством короля; наиболее заметно Кассий Лонгин, который, вероятно, прибыл в 260-е гг. Возможно, что Оденат повлиял на местных писателей, чтобы продвигать свое правление; пророчество в тринадцатом Сивиллинском Оракуле, написанное после событий, о которых он «пророчествовал», гласит: «Тогда придет тот, кого послало солнце [то есть Оденатус], могущественный и страшный лев, много дышащий пламя. Затем он с большой бесстыдной отвагой уничтожит... величайшего зверя - ядовитого, страшного и испускающего много шипения [т.е. Шапур I] ». Авторитет Одената не удовлетворил все фракции в Сирии, и прославление короля в оракуле могло быть политически спонсируемой пропагандой, направленной на расширение поддержки Одената. Другой писатель при дворе Пальмирены, вероятно, сопровождал короля в его походах и написал историю того периода, начиная с Филиппа Араба и заканчивая незадолго до смерти Одената. По словам Поттера, рассказ Никострата должен был прославить Одената и продемонстрировать его превосходство над римским императором.
Оденат чеканил монеты только от имени Галлиена и не производил монет с его собственным изображением. Гравер Губерт Гольциус выковал монеты Одената в шестнадцатом веке; Согласно нумизмату восемнадцатого века Джозефу Хилариусу Экхелю, «Монеты Одената известны только Гольциусу; и если кто-то поверит в их существование, пусть он отправится к источнику (т.е. Гольциусу)». Согласно «Истории Августа», Галлиен чеканил монету в честь Одената, на которой он был изображен, берущим в плен персов; монета Галлиена, отчеканенная в Антиохии и датированная ок. 264–265 изображает двух сидящих пленников на реверсе и ассоциируется с победами Одаената историком Майклом Гейгером. На других монетах Галлиена на реверсе изображены львы; животное изображалось в нескольких формах: с непокрытой головой, с головой быка между лап; излучать голову; излучать голову с головой быка между лап; или орел, стоящий на спине. Историк Эрика Мандерс считала возможным, что эти монеты были выпущены для Одената, поскольку изображение льва напоминает описание Тринадцатого Сивиллинского Оракула Одената как «могущественного и страшного льва, дышащего большим пламенем».
В первичных источниках ничего не говорится о событиях, последовавших за этой первой персидской кампанией, но это показатель мира, который преобладал, и что персы перестали представлять угрозу для римского Востока. Доказательства второй кампании скудны; Зосим - единственный, кто об этом упомянутнул. Отрывок из тринадцатого Сивиллинского Оракула интерпретируется Хартманном как указание на второе наступление. С возвышением династии Сасанидов количество торговых караванов Пальмирены на Восток уменьшилось, и после 224 г. было зарегистрировано только три каравана. Последний караван вернулся в Пальмирую в 266 г., и это, вероятно, способствовала кампанию, которая, вероятно, имела место в 266 г. прямо на Ктесифон, но ему пришлось прервать осаду и двинуться на север, чтобы встретить наплыв германских налетчиков, атакующих Анатолию.
Римляне использовали обозначение «скиф » для обозначения многих племен, независимо от их этнического происхождения, и иногда этот термин взаимозаменяем с готами., были герулами, построили корабли для перехода Черного моря в 267 г. и опустошили побережье Вифинии и Понта, осаждая Гераклию. Согласно историку восьмого века Георгию Синцеллу, Оденат прибыл в Анатолию с Иродианом и направился в Гераклию, но всадники уже ушли, загрузив свои корабли добычей, возможно, в морском сражении с силами Одената, или
Одаенат был убит вместе с Иродианом в конце 267 г. Дата обсуждается, а некоторые предоставили 266 или 268, но Вабаллат датировал первый год своего правления 267 по август 268, что делает конец 267 года наиболее вероятной датой. олии, либо в Сирии. Нет единого мнения о манере, преступнике или мотивах этого акта.
Историк Натанаэль Андраде, отмеченная, что со времен Августа Зосим, Зонарас и Синцелл к семейной вражде или о домашнем заговоре в своих трудах, они, должно быть, пересказывали раннюю традицию убийства. Кроме того, история Руфина является ключом к разгадке напряженности между Оденатом и римским двором. Монетный двор Антиохии на Оронте прекратил производство монет Галлиена в начале 268 года, хотя это могло быть связано с финансовыми проблемами, это могло также быть заказано Зенобией в отместку за убийство ее мужа. Андраде предположил, что убийство было результатом переворота, проведенного знатными людьми Пальмирены в сотрудничестве с императорским двором, чиновники которого были недовольны автономией Одената. С другой стороны, Хартманн пришел к выводу, что более вероятно, что Оденат был убит в Понте.
Одаенат был женат дважды. Об имени и судьбе его первой жены ничего не известно. Зенобия была второй женой короля, на которой он женился в конце 250-х, когда ей было 17 или 18 лет.
Сколько детей было у Одената от его первой жены, неизвестно, и только один засвидетельствован:
Сыновьями Одената и Зенобии были:
Вабаллат, сын и преемник ОденатаСообщается о возможных потомках Одаената, живших в более поздние века: Lucia Septimia Patabiniana Balbilla Tyria Nepotilla Odaenathiana известна через посвящение конца третьего или начала четвертого века, начертанное на надгробии, воздвигнутом кормилицей своей «самой милой и любящей хозяйке». Надгробие было найдено в Риме в Сан-Каллисто в Трастевере. Другой возможный родственник - Евсевий, который упоминается ритором четвертого века Либанием в 391 году как сын некоего Одената, который, в свою очередь, был потомком короля; отец Евсевия упоминается как борющийся против персов (скорее всего, в рядах армии императора Юлиана ). В 393 году Либаний упомянул, что Евсевий обещал ему речь, написанную Лонгином для короля. В пятом веке философ «сирийский Оденатус» жил в Афинах и был учеником Плутарха Афинского ; он мог быть дальним потомком короля.
Мумификация практиковалась в Пальмире вместе с ингумацией, и есть вероятность, что Зенобия мумифицировала своего мужа. Каменный блок с надгробной надписью Одената находился в храме Бэла в девятнадцатом веке и первоначально был архитравом гробницы. В какой-то момент он был перенесен в храм, поэтому местонахождение гробницы, к которой принадлежал блок, неизвестно. Гробница, вероятно, была построена в начале карьеры Одената, до его брака с Зенобией, и вполне вероятно, что еще одна, более сложная гробница была построена после того, как Оденат стал царем царей.
Римский закон запрещал захоронение людей внутри город. Это правило строго соблюдалось на западе, но более снисходительно применялось в восточных частях империи. Похороны в городе были одной из высших наград, которую Император и его семья могли получить в Римской Империи. Известный человек может быть похоронен таким образом по разным причинам, например, за его лидерство или денежные пожертвования. Это означало, что покойного не отправляли за стены из-за страха миазмы (загрязнения), и что он будет частью будущей гражданской жизни города. В западной части Великой колоннады в Пальмире находится святыня, именуемая «Погребальный храм № 86» (также известная как Домашняя гробница). Внутри его комнаты ступени ведут к склепу хранилища, который теперь потерян. Этот мавзолей мог принадлежать королевской семье, поскольку он был единственной гробницей внутри городских стен. Королевской власти Одената было достаточно, чтобы похоронить его в городских стенах.
История Августа утверждает, что Меоний был провозглашен императором на короткое время, прежде чем был убит солдатами. Однако никаких надписей или других свидетельств царствования Меония не существует, само существование которых сомнительно. Исчезновение Септимия Ворода в 267 году могло быть связано с внутренним переворотом; он мог быть казнен Зенобией, если бы он был замешан; или убит заговорщиками, если он был верен королю. Оденату наследовал его сын, десятилетний Вабаллат, под регентством Зенобии; Хайран II, вероятно, умер вскоре после своего отца, так как только Вабаллат унаследовал трон.
Оденат был основатель королевской династии Пальмирена. Он оставил Пальмиру главную власть на Востоке, и его действия заложили основу силы Пальмиры, кульминацией которой стало создание Пальмирской империи в 270 году. Культы героев не были распространены в Пальмире., но беспрецедентное положение и достижения Одената могли стать причиной такой практики: мозаичное панно, раскопанное в Пальмире, изображает человека в военной форме Пальмирены, едущего на лошади и стреляющего в двух тигров, а над ним летит орел. По словам Джанлуки Серры, зоолога, работавшего в Пальмире на момент открытия группы, тигры - это Panthera tigris virgata, некогда обычное явление в регионе Гиркания в Иране. Гавликовский предположил, что это Оденат изображен как лучник, а персы - как тигры на мозаике; титул mrn (господин) появляется на панели, честь, которую носят только Оденатус и Хайран I. Панель указывает на то, что Оденатус, вероятно, считался божественной фигурой и, возможно, ему поклонялись в Пальмире.
Оденатус Императоры Клавдий II и Аврелиан использовали память как способного царя и верного римлянина, чтобы очернить репутацию Зенобии, изображая себя мстителями Одаената против его жены, узурпатора, который завоевал престол благодаря заговорам. Либаний, писавший историю Августа в четвертом веке, похвалил короля, поместив Одената в число Тридцати тиранов (вероятно, потому, что он принял титул царя, по мнению историка восемнадцатого века. Эдвард Гиббон ), высоко отзывается о своей роли в Персидской войне и благодарит его за спасение империи: «Разве Оденат, князь Пальмиренский, не захватил имперскую власть после пленения Валериана, когда сила Римское государство было истощено, все было бы потеряно на Востоке ». С другой стороны, в раввинистических источниках Оденат рассматривается отрицательно. Его разграбление Нехардеи унизило евреев, и он был проклят как вавилонскими евреями, так и евреями Палестины. В христианской версии Апокалипсиса Илии, вероятно написанного в Египте после поимки Валериана, Оденат назван царем, который восстанет из «города солнца» и в конечном итоге будет убит персами ; это пророчество является ответом на преследование евреев Оденатом и разрушение им Нахардеи. Еврейский Апокалипсис Илии идентифицирует Одената как Антихриста.
Оденат, одно лишь упоминание имени которого заставило сердца персов дрогнуть. Везде побеждая, он освободил города и территории, принадлежащие каждому из них, и заставил врагов полагать свое спасение в своих молитвах, а не в силе оружия.
— Либаний о подвигах Одената.Успехи Ряд современных ученых скептически относятся к Оденату. Согласно «Истории Августа», Оденат «захватил сокровища царя, и он также захватил то, что парфянские монархи считали дороже сокровищ, а именно его наложниц. По этой причине Шапур [I] теперь больше боялся римских полководцев, а не из страха перед Баллистой и Оденатусом он быстрее удалился в свое королевство ». Скептически настроенные ученые, такие как Мартин Шпренглинг, считали такие рассказы древнеримских историков «скудными, скудными и запутанными». Тем не менее, посвящение коронации статуи Иродиана, которая стояла на Монументальной арке Пальмиры, свидетельствует о его поражении от персов, за которое он был коронован, что дает Пальмирены свидетельства, в которых явно упоминается война против Персии; засвидетельствованная победа, вероятно, связана с первой персидской кампанией, а не с битвой 260 года.
Историк Андреас Альфельди пришел к выводу, что Оденат начал свою войну с Персией, напав на отступающую персидскую армию в Эдессе. в 260. Такая атака отвергается скептически настроенными учеными; Шпренглинг отметил, что никаких доказательств такого взаимодействия не существует. Иранолог Вальтер Бруно Хеннинг посчитал сообщения о нападении Одената в 260 г. сильно преувеличенными. Шапур I упоминает, что он заставил римских заключенных построить ему Банд-э Кайсар около Сусианы и построил город для этих заключенных, который превратился в нынешний Гундешапур ; Хеннинг привел эти аргументы в качестве доказательства успеха Шапура I в возвращении своей армии и пленных домой, а также преувеличения римлян в отношении успехов Одената. Шпренглинг предположил, что у Шапура I не хватало войск для гарнизонов в римских городах, которые он занимал, а он был стар и сосредоточен на религии и строительстве; поэтому Оденат просто отвоевал заброшенные города и двинулся на Ктесифон, чтобы исцелить гордость Рима, стараясь не потревожить персов и их императора. Другие ученые, такие как Якоб Нойснер, отметили, что, хотя рассказы о сражении 260 могут быть преувеличением, Оденат действительно стал реальной угрозой для Персии, когда он вернул города, ранее взятые Шапуром I, и осадил Ктесифон. Историк Луи Фельдман отверг предложения Хеннинга; и историк Тревор Брайс пришел к выводу, что независимо от характера кампаний Одената, они привели к восстановлению всех римских территорий, оккупированных Шапуром I - Рим был свободен от персидских угроз в течение нескольких лет после войн Одената.
На Викискладе есть материалы, связанные с Оденат. |
Оденатус Дом Одаената Дата рождения: 220 Умерло: 267 | ||
царские титулы | ||
---|---|---|
Предшествовал. Новый титул | Рас Пальмирский . 240–260. с Хайраном I (Геродиан) (? –260) | Титул устарел. Стал королем |
Король Пальмиры . 260–267 | Преемник. Вабаллат | |
Царь царей Востока. 263–267. с Геродианом младшим. Царем царей (263–267) |