![]() | |
Общая численность населения | |
---|---|
15 000 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
США (Оклахома, Мичиган ). Канада (Онтарио ) | |
Языки | |
Английский, Французский, оджибве (Оттавский диалект ) | |
Религия | |
Мидевивин, Анимизм, традиционная религия, христианство, другие | |
Родственные этнические группы | |
Оджибве, Потаватоми и другие Алгонкинские народы |
Одава (также Оттава или Одаава), что означает «торговцы», - это коренная американская этническая группа, которая в основном населяет земли в Восточных лесах регион, широко известный как север США и южный Канада. У них давно есть территория, которая пересекает текущую границу между двумя странами, и они являются федеральными. y признаны индейскими племенами в Соединенных Штатах и имеют многочисленные признанные индейские племена группы в Канаде. Они являются одним из анишинаабеков, родственных, но отличных от оджибве и потаватоми народов.
После миграции с Восточного побережья в древности раз они селились на острове Манитулин, недалеко от северных берегов озера Гурон, и на полуострове Брюс в современной провинции Онтарио, Канада. Они считали это своей исконной родиной. После 17 века они также поселились вдоль реки Оттава и в штатах Мичиган и Висконсин, а также на Среднем Западе к югу от Великих озер в последней стране. В 21 веке в Онтарио, Мичигане и Оклахоме (бывшая Индейская территория, США) проживает примерно 15 000 одавов.
Оттавский диалект является частью семьи алгонкинских языков. В этой большой семье есть множество меньших племенных групп или «банд», обычно называемых «племенем» в Соединенных Штатах и «первой нацией» в Канаде. Их язык считается дивергентным диалектом оджибве, для которого характерны частые синкопе.
Одаваа (синкопируется как Дааваа, как полагают, происходит от слова Анисинаабе адааве, что означает «торговать, "или" покупать и продавать "); этот термин является общим для кри, алгонкин, ниписсинг, монтанье, одава и оджибве. Potawatomi написание Odawa и английское производное "Ottawa" также распространены. Слово Анисинаабе для «Те люди, которые торгуют или покупают и продают» - это Wadaawewinini (ваг). Пт. Фредерик Барага, католический миссионер из Мичигана, транслитерировал это и записал в своем как «Watawawininiwok», отметив, что это означает «люди камыша», связанные с многочисленными камышами в реке Оттава. Но это записанное значение более уместно связано с матавакариниваком, исторической группой алгонкинов, которая жила вдоль реки Оттава. Единственное американское племя, которое является одава, - это группа индейцев одава Литл-Траверс-Бэй, остальные считаются Оттавой.
Их соседи применяли название «Торговец» к Одава, потому что в ранние традиционные времена, а также в период ранних контактов с Европой, они были отмечены как межплеменные торговцы и бартеры. Согласно описаниям, одава торговала "в основном кукурузной мукой, подсолнечным маслом, мехами и кожами, коврами и циновки, табак и лекарственные корни и травы."
Название Odawa в его английской транскрипции является источником географических названий Оттава, Онтарио и река Оттава. Родина Одава во время ранних контактов с Европой, но не их торговая зона, находилась значительно к западу от город и река названы в их честь. Оттава, Огайо - административный центр округа Патнэм, созданный на месте последней резервации Оттава в Огайо.
Диалект одава считается одним из нескольких расходящихся диалектов группы оджибве, отмеченных частыми синкопами. В языке одава общая языковая группа известен как Nishnabemwin, а язык Odawa - Daawaamwin. Из примерно 5000 этнических Odawa an d дополнительно 10 000 человек с некоторыми предками одава, в начале 21 века примерно 500 человек в Онтарио и Мичигане говорили на этом языке. Племя Оттавы в Оклахоме имеет трех свободно говорящих.
Согласно традиции Анишинаабека и из записей в Wiigwaasabak (берестяные свитки), люди одава пришли из восточных районов Северной Америки, или с острова Черепах, и вдоль Восточного побережья (где проживают многочисленные народы, говорящие на языке алгонкинов). Под руководством миигис (люминесцентных) народы анисинаабэ двинулись вглубь страны вдоль реки Святого Лаврентия . В «Третьем месте остановки» недалеко от того места, где сейчас находится Детройт, штат Мичиган, южная группа Анисинаабега разделена на три группы: оджибве, одава и потаватоми.
Там археологические свидетельства того, что люди комплекса Саугин, группа, оказавшая влияние на Хопуэлла, проживавшая на полуострове Брюс в период Среднего Вудленда, могли развиться в народ Одава. Традиция Hopewell была широко разветвленной торговой сетью, действовавшей примерно с 200 г. до н.э. до 500 г. н.э. Некоторые из этих народов построили земляные работы курганы для захоронений, и эта практика закончилась около 250 г. н.э. Курганы Сугин не раскопаны.
Одава, вместе с оджибве и потаватоми, входили в давний племенной союз под названием Совет Трех Огней, который сражался с Конфедерацией ирокезов и люди Дакоты. В 1615 году французский исследователь Самуэль де Шамплен встретил 300 человек из нации, которую, по его словам, «мы называем les cheueux reluez» (современный французский язык: cheveux relvez (волосы приподняты, приподняты, закатаны)) возле Френч Ривер устье. Об этом он сказал: «Их руки состояли только из лука и стрел, щитка из вареной кожи и дубинки. У них не было набедренников, их тела были вытатуированы разными модами и рисунками, их лица раскрашены, а носы проткнуты. " В 1616 году Шамплен покинул деревни гуронов и посетил "Cheueux reluez", которые жили к западу от земель Конфедерации гуронов.
Иезуитские отношения 1667 года сообщают о трех племенах, живших в одном и том же города: Одава, Кискакон Одава и Синаго Одава. Все три племени говорили на одном языке.
Благодаря разветвленной торговой сети, поддерживаемой одава, многие из североамериканских внутренних народов стали известны по именам которые их торговые партнеры использовали для них, а не под собственными именами (антонимами) наций. Например, эти экзонимы включают Winnebago (от Wiinibiigoo) для Ho-Chunk и Sioux (от Naadawensiw) для Дакоты. С момента основания колонии Новой Франции, Одава стала настолько важной для французов и канадцев в торговле мехом, что до 1670 года колонисты в Квебек (тогда он назывался Канада ) обычно называл любого говорящего на алгонкинском языке из района Великих озер Одава. На своем родном языке одава (как и оджибве) идентифицировали себя как Анишинаабе (Нешнабек), что означает «люди».
Больше всего ценился мех бобра. Другие продаваемые меха включали оленя, куницу, енота, лису, выдру и ондатру. Взамен одава получила «топоры, ножи, котлы, ловушки, иглы, рыболовные крючки, ткань и одеяла, ювелирные изделия и декоративные предметы, а позже - огнестрельное оружие и алкоголь». До времени Николаса Перро Одава имела монополию на всю торговлю мехом, которая осуществлялась через Грин-Бей, Висконсин или Sault Ste. Мари, Мичиган. Они якобы делали «все возможное, чтобы эксплуатировать» племена в тех областях, «которые не пользовались каноэ, обменивая с ними куски железа и стали и изношенные европейские изделия на экстравагантное количество меха». Например, «кри отдали оттавам все их бобровые мантии вместо старых ножей, затупленных шил, убогих сетей и котлов, которыми они пользовались до тех пор, пока они не закончили службу».
У Одава были споры и войны с другими племенами, особенно из-за прибыльной торговли мехом. Например, племя однажды вело войну против маскутенов. В середине 17-го века одава объединилась с другими алгонкинскими племенами вокруг Великих озер против могущественных могавков (современного Нью-Йорка) и их союзников-ирокезов в Бобровых войнах. Традиционный баланс сил в регионе был нарушен введением европейцами огнестрельного и другого оружия, что изменило экономические риски и выгоды. Этот сбой привел к новым катастрофическим непредвиденным последствиям. Все коренные народы с обеих сторон были разрушены или уничтожены; некоторые группы, такие как ирокезы Эри, были истреблены как племена. К середине 17 века племена больше страдали от болезней, чем от войн. Не обладая приобретенным иммунитетом к новым европейским инфекционным заболеваниям, они пережили эпидемии с высоким уровнем смертности.
В 1701 году французские колонисты построили форт Детройт и основали торговый пост. Многие одава перебрались туда со своей традиционной родины с острова Манитулин недалеко от полуострова Брюс, а вайандот (гурон) также перебрался рядом с постом. Некоторые одава уже поселились в северном Мичигане на Нижнем полуострове, а другие группы основали деревни вокруг Детройта и к югу от него. Их территория простиралась до современного Огайо.
С перемещениями племен в связи с войной и колониальным вторжением, племена расселились примерно по следующей схеме: «Зажатые между французами на севере и западе и англичанами на юге и востоке, Майами поселились в современной Индиане и западном Огайо; Оттава поселилась на северо-западе Огайо вдоль рек Мауми, Ауглайз и Бланшар; Виандот поселилась в Центральном Огайо; шауни на юго-западе штата Огайо; и делавэр (ленапе) на юго-востоке и востоке штата Огайо ».
В середине 18 века одава объединилась со своими Французские торговые партнеры против британцев в Семилетней войне, известной как война французов и индейцев в североамериканских колониях. Они совершали набеги на англо-американских колонистов. Известный вождь Одава Понтиак, как исторически сообщалось, родился в месте слияния рек Мауми и Ауглайз, где позже развился современный Дефианс, Огайо. В 1763 году, после того как британцы победили Францию, Понтиак возглавил восстание против британцев, но он не смог предотвратить британское колониальное заселение региона.
Десять лет спустя вождь Эгушава (также пишется Агушава), у которого была деревня в устье реки Мауми на озере Эри, где позже развился Толедо, возглавил Одава как союзник британцев в Война за независимость США. Он надеялся, опираясь на их поддержку, исключить европейско-американских колонистов со своей территории в северо-западном Огайо и южном Мичигане. Поражение британцев Соединенными Штатами оказало далеко идущее влияние на союзные Британии племена коренных американцев / первых наций, поскольку многие из них были вынуждены уступить свои земли Соединенным Штатам.
После Войны за независимость, в 1790-х годах, Эгушава вместе с многочисленными представителями других региональных племен, включая Виандот и Совет Трех Огней, Шауни, Ленапе и Минго, воевали с Соединенными Штатами в серии сражения и кампании в так называемой Северо-западной индийской войне. Индейцы надеялись дать отпор пионерам европейско-американского происхождения, которые поселились к западу от Аппалачей, но в конце концов потерпели поражение. В кампании 1794 года Энтони Уэйн построил ряд фортов в верхнем водоразделе реки Мауми, в том числе Fort Defiance, на другом берегу реки от места расположения Понтиака. рождение. Хотя британцы поощряли эти усилия, они не хотели снова втягиваться в открытый конфликт с Соединенными Штатами и отказались от прямой поддержки коренных американцев. Армия Уэйна разбила несколько сотен членов Индийской конфедерации в Битве при Павших Лесах, недалеко от будущего участка Мауми, Огайо и примерно в 11 милях вверх по реке от нынешнего Толедо..
Зимой 1751–1752 гг. Чарльз Ланглад начал собирать военный отряд из воинов Одава, Потаватоми и оджибве, которые отправились в Пикавиллани. Они напали на деревню в середине утра 21 июня 1752 года и убили тринадцать Майами мужчин и захватили пятерых английских торговцев. Всего до двадцати воинов Майами пытались договориться об условиях капитуляции, и Ланглад пообещал разрешить мужчинам Майами вернуться домой, если они сдадут англичан. Майами прислали только троих из пяти англичан. Когда англичане достигли позиций Ланглейда, один из его людей зарезал одного из англичан до смерти, снял с него скальп, вырвал ему сердце и съел его на глазах у людей из Майами. Затем люди Ланглейда схватили вождя Майами Мемескию, и он был убит, сварен и съеден на глазах его людей из Майами. После этого Одава освободил женщин из Майами и уехал в Детройт с четырьмя пленными англичанами и товарами на сумму более 300 000 долларов (в сегодняшних долларах). Эта победа над англичанами привела к войне французов и индейцев и внесла свой вклад в Семилетнюю войну.
В 1795 г., согласно Договору из Гринвилля, Одава и другие члены Западной Конфедерации уступили весь Огайо, кроме северо-западной области. Это была часть территории, контролируемой Детройтской Одавой.
В 1807 году Детройтская одава присоединилась к трем другим племенам, оджибве, потаватоми и виандот, подписав Детройтский договор под давлением Соединенных Штатов. Соглашение между племенами и Уильямом Халлом, представляющим территорию Мичигана, дало Соединенным Штатам большую часть сегодняшнего юго-восточного Мичигана и часть северо-запада Огайо около реки Мауми. Многие группы Одава переехали в северный Мичиган. Племена сохранили общинный контроль над относительно небольшими участками земли на территории реки Мауми. Отряды Одава заняли районы, известные как Рош-де-Бёф и Вольф-Рэпидс в верховьях реки Моми.
В 1817 году, в первом договоре о передаче земель после войны 1812 года, одава из Огайо уступила свои земли, приняв резервации в Бланчард-Крик и Литл-Ауглайз-Ривер (общая площадь 34 квадратных мили). Это были только резервы, по которым им выплачивались ренты в течение десяти лет. Давление на Одава продолжало расти по мере того, как европейско-американские поселенцы вторгались в этот район.
После принятия Закона о переселении индейцев 1830 года правительство США приняло меры к тому, чтобы одава уступила свои резервы в 1831 году. Четыре следующие группы в конечном итоге все перебрались в районы Канзаса: Бланчард-Крик, Полосы Литл-Ауглайз, Рош-де-Бёф и Вольф-Рапидс.
Была произведена оценка населения различных групп Одава. В 1906 году оджибве и одава на Манитулине и острове Кокберн было 1 497 человек, из которых около половины составляли Одава. 197 Одава числятся как связанные со школой Сенека в Оклахоме, где некоторые одава поселились после гражданской войны в США. В 1900 году в Мичигане насчитывалось 5 587 рассеянных оджибве и одава, из которых около двух третей были одава.
В начале 21 века общее количество зарегистрированных членов признанного на федеральном уровне племени Оттава из Оклахомы насчитывает около 4700 человек. В Соединенных Штатах проживает около 10 000 одавов, большинство из которых проживает в Мичигане. Еще несколько тысяч живут в Онтарио, Канада.
Следующие деревни являются или были деревнями Одава:
К концу восемнадцатого века Оттава в Огайо была сосредоточена в северо-западном районе вдоль реки Моми (которая имеет свои устье на озере Эри.) Указанные ниже резервации и заповедники возникли в результате Гринвильского договора (1795 г.) и последующих. Они перечислены Фредериком Уэббом Ходжем в его истории американских индейцев к северу от Мексики 1910 года. См. Также Ли Сульцман, «История Оттавы»
Соединенные Штаты:
Канада:
Канада:
США :
![]() | На Викискладе есть материалы, связанные с Odawa. |
.