В теории древнегреческой музыки, октавные виды (εἶδος τοῦ διὰ πασῶν, или σχῆμα τοῦ διὰ πασῶν) представляет собой последовательность несоставных интервалов (дитонов, минорных третей, целых тонов, полутонов различных размеров, или четверть тона ), составляющие полную октаву (Barbera 1984, 231–32). Эта концепция также была важна в теории музыки Средневековья и Возрождения.
Греческие теоретики использовали два термина взаимозаменяемо для описания того, что мы называем видами: эйдос (εἶδος) и схема (σχῆμα), определяемые как «изменение в расположении несоставных [интервалов], составляющих сложную величину, в то время как количество и размер интервалов остаются неизменными» (Aristoxenus 1954, 92.7–8 и 92.9–11 (da Rios), переведено на Barbera 1984, 230). Клеонид (аристоксенианская традиция) описал (в диатоническом роде) три вида diatessaron, четыре вида diapente и семь видов диапазона. Птолемей в своих «Гармониках» называл их всех в общем «видами первичных созвучий» (εἴδη τῶν πρώτων συμφωνιῶν). Боэций, унаследовавший обобщение Птолемея под термином «вид primarum consonantiarum» (Inst. Mus. IV, 14), расширил видовую теорию греков; наряду с традиционным порядком трех основных видов он ввел еще три их порядка (Boethius 1989, 149). Для эпистемологии античной музыкальной теории наиболее важной была разновидность октавы, потому что «из разновидностей созвучия диапазона возникают так называемые модусы» (Боэций 1989, 153).
Основой октавных видов была меньшая категория видов совершенной четверти, или диатессарон; при заполнении двумя промежуточными нотами полученные четыре ноты и три последовательных интервала составляют «тетрахорд » (Gombosi 1951, 22). Виды, определяемые различным расположением интервалов в тетрахорде, в свою очередь, зависят от того, был ли впервые установлен род (Barbera 1984, 229). Несоставные в этом контексте относятся к интервалам, не состоящим из меньших интервалов.
греческие фригийские октавные виды в энгармоническом роде PlayБольшинство греческих теоретиков выделяют три рода тетрахордов: энгармонический, хроматический и диатонический. Энгармонический и хроматический роды определяются размером их наибольшего несоставного интервала (большая треть и малая треть, соответственно), который оставляет составной интервал из двух меньших частей, вместе называемых пикноном; у диатонического рода ни один интервал не больше двух других вместе взятых (Barbera 1984, 229). Первые теоретики, пытающиеся систематически трактовать октавные виды, гармонисты (или школа Эратокла) конца пятого века до нашей эры, ограничили свое внимание энгармоническим родом, с интервалами в полученных семи октавных видах (Баркер 1984–87, 2:15) harv error: нет цели: CITEREFBarker1984–87 (help ):
Mixolydian | ¼ | ¼ | 2 | ¼ | ¼ | 2 | 1 |
Lydian | ¼ | 2 | ¼ | ¼ | 2 | 1 | ¼ |
Фригиец | 2 | ¼ | ¼ | 2 | 1 | ¼ | ¼ |
Dorian | ¼ | ¼ | 2 | 1 | ¼ | ¼ | 2 |
Hypolydian | ¼ | 2 | 1 | ¼ | ¼ | 2 | ¼ |
Гипофригиец | 2 | 1 | ¼ | ¼ | 2 | ¼ | ¼ |
Гиподориан | 1 | ¼ | ¼ | 2 | ¼ | ¼ | 2 |
Затем создаются виды совершенной пятой (диапенте) путем добавления целого тона к интервалам тетрахорда. Первый или исходный вид в обоих случаях имеет пикнон или, в диатоническом роде, полутон внизу (Cleonides 1965, 41) и, аналогично, нижний интервал пикнона должен быть меньше или равно высшему (Barbera 1984, 229–30). Весь тон, добавленный для создания пятого вида («тон разделения»), находится на вершине первого вида; оставшиеся два вида четвертого и три вида пятого являются регулярными чередованиями составляющих интервалов, в которых самый низкий интервал каждого вида становится наивысшим из следующего (Cleonides 1965, 41; Barbera 1984, 233). Из-за этих ограничений тетрахорды, содержащие три разных несоставных интервала (по сравнению с теми, в которых два интервала имеют одинаковый размер, например, два целых тона), по-прежнему имеют только три вида, а не шесть возможных перестановок трех элементов ( Барбера 1984, 232). Аналогичные соображения применимы и к пятому виду.
Виды четвертого и пятого затем объединяются в более крупные конструкции, называемые «системами». Более старая центральная «характерная октава» состоит из двух тетрахордов первого вида, разделенных тоном дизъюнкции, и называется Малой Совершенной Системой (Gombosi 1951, 23–24). Следовательно, он включает нижнюю пятую часть, относящуюся к первому виду, и верхнюю пятую ступень, относящуюся к четвертому виду. К этой центральной октаве добавляются два фланговых соединенных тетрахорда (то есть они разделяют нижний и верхний тона центральной октавы). Это составляет Великую Совершенную Систему с шестью фиксированными ограничивающими тонами четырех тетрахордов, в каждом из которых есть две подвижные высоты тона. Птолемей 1930, D. 49–53 ошибка harvnb: нет цели: CITEREFPtolemy1930 (help ) (Barbera 1984, 235) помечает полученные четырнадцать шагов символом ( Греческий) буквы от Α (Alpha α ) до Ο (Omega Ω ). (Диаграмма доступна по адресу systema ametabolon )
Малая и большая совершенные системы применяют ограничения на возможные виды октав. Некоторые ранние теоретики, такие как Гаудентиус в его Гармоническом Введении, признали, что, если различные доступные интервалы могут быть вместе в любом порядке, даже ограничение видов только диатоническим родом привело бы к двенадцати способам деления октавы (и его редактор 17-го века, Маркус Мейбом, указал, что фактическое число равно 21), но «только семь видов или форм мелодичны и симфоничны» (Barbera 1984, 237–39). Поэтому те октавные виды, которые не могут быть отображены в системе, отвергаются (Barbera 1984, 240
В теории песнопений, начиная с IX века, Новое изложение составного трактата под названием Alia musica разработало восьмеричную модальную систему из семи диатонических октавный вид древнегреческой теории, переданный на Запад через латинскую букву w ритуалы Марсиана Капеллы, Кассиодора, Исидора Севильского и, что наиболее важно, Боэция. Вместе с разновидностями четвертого и пятого октавы разновидности октавы продолжали использоваться в качестве основы теории модусов в сочетании с другими элементами, в частности, системой octoechos, заимствованной из Восточной Православной Церкви. (Полномочия 2001).
Теория видов в целом (а не только октавные виды) оставалась важной теоретической концепцией на протяжении всего средневековья. Следующая оценка видов как структурной основы модуса, обнаруженная в Луцидарии (XI, 3) из Маркетто (ок. 1317), может рассматриваться как типичная:
Мы заявляем, что те, кто судить о способе мелодии исключительно в отношении восхождения и спуска нельзя называть музыкантами, а скорее слепыми, певцами ошибки... ибо, как сказал Бернар, «виды - это блюда на музыкальном банкете; они создают режимы »(Herlinger 1985, 393-395).