Окситанская литература

редактировать

Окситанская литература (в более ранних текстах упоминается как Провансальская литература ) представляет собой совокупность написанных текстов в окситанском, в основном на юге Франции. Это была первая литература на романском языке, которая вдохновила на рост народной литературы по всей средневековой Европе. Золотой век окситанской литературы пришелся на XII век, когда трубадуры сочинили богатый и сложный корпус лирической поэзии на старом окситанском, который сохранился до наших дней. Хотя каталонский считается некоторыми разновидностями окситанцев, в этой статье не будет рассматриваться каталонская литература, которая начала расходиться с южно-французским аналогом в конце 13 века.

Содержание

  • 1 Введение
  • 2 Происхождение
  • 3 Возраст трубадуров
    • 3.1 Ранний период
    • 3.2 Золотой век: trobar leu, скопления трубаров и trobar ric
    • 3.3 Более поздние трубадуры и иностранцы
    • 3.4 Трубадуры и общество
    • 3.5 Покровительство
      • 3.5.1 Франция
      • 3.5.2 Арагон
      • 3.5.3 Кастилия и Леон
      • 3.5.4 Италия
  • 4 Форма
    • 4.1 Повествовательная поэзия
  • 5 Дидактическая и религиозная поэзия
  • 6 Драма
  • 7 С шестнадцатого по восемнадцатый век
  • 8 Фелибридж
  • 9 Конец двадцатого и двадцать первого века
  • 10 Примечания
  • 11 См. Также
  • 12 Ссылки
  • 13 Дополнительная литература

Введение

Окситанская литература началась в 11 веке в нескольких центрах. Оттуда он постепенно распространился сначала по большей части (хотя и не по всей) южной Франции, на территорию, которая сейчас является севером [[Италии] и в Испанию (Каталония, Галисия, Кастилия ) и Португалия.

В своем подъеме окситанская литература стоит совершенно особняком, и в своем развитии она долгое время оставалась в высшей степени оригинальной. В нем есть несколько аналогий с французской литературой; но эти аналогии обусловлены главным образом некоторыми первичными элементами, общими для обоих, и лишь в небольшой степени - взаимной реакцией.

Происхождение

Окситанская поэзия впервые появилась в 11 веке. Самый старый из сохранившихся текстов - это провансальский бремя (фр. Рефрен), приложенный к латинскому стихотворению X века. Текст еще не получил удовлетворительной интерпретации. Качество самых ранних оставшихся произведений позволяет предположить, что более ранние работы были утеряны.

Самое раннее окситанское стихотворение - это заклинание X века, состоящее из 17 строк Tomida femina, вероятно, для рассеивания боли при родах. Намного длиннее фрагмент XI века из двухсот пятидесяти семи декасиллабических стихов, сохранившихся в рукописи Орлеан, впервые напечатанный Рейнуардом. Считается, что он произошел из Лимузена или Марке на севере Окситанской области. За основу своего сочинения неизвестный автор берет трактат Боэция De consolatione Философия. Поэма представляет собой дидактическое произведение, написанное клерком. Cançó de Santa Fe датируется 1054–1076 гг., Но, вероятно, представляет собой каталонский диалект, который превратился в язык, отличный от окситанского. С того же века существует Las, qu'i non sun sparvir, astur, светское любовное стихотворение.

С конца того же столетия - стихи Уильяма ( Гильем) IX, дед Элеоноры Аквитанской. Они состоят из одиннадцати различных строфических пьес и, следовательно, предназначены для исполнения. Некоторые из них - песни о любви. Единственный, который можно приблизительно датировать, был составлен около 1119 года, когда Вильгельм отправился в Испанию, чтобы сражаться с сарацинами. В нем выражено сожаление писателя о легкомыслии своей прошлой жизни и опасениях, когда он прощался со своей страной и своим маленьким сыном. Мы также знаем из Ordericus Vitalis, что Уильям сочинил различные стихи о происшествиях его злополучного крестового похода 1101. В одном из своих произведений Ben voil que sapchon ii plusor он делает намек на partimen.

. Истоки этой поэзии неясны. Это не имеет отношения ни к латинской поэзии, ни к фольклору. Народные сочинения, кажется, поначалу создавались для развлечения или, в случае религиозной поэзии, для назидания той части мирского общества, которая имела досуг и землю и считала интеллектуальное времяпрепровождение одним из хороших вещей в жизни.

В XI веке народная поэзия служила главным образом развлечению и назиданию высшему классу. К XII и XIII векам исторические труды и популярные трактаты по современной науке были написаны на народном языке.

окситанская поэзия, возможно, возникла среди шутов. Некоторые, оставив шутовство грубым и менее умным представителям профессии, посвятили себя сочинению пьес, предназначенных для пения. На севере шуты произвели chansons de geste, полные рассказов о битвах и сражениях. При дворах южной знати они сочиняли любовные песни.

Эпоха трубадуров

Начиная с начала XII века, самая известная часть окситанской литературы возникла у группы поэтов, которые позже стал известен как трубадуры, от глагола «trobar», что означает «изобретать». Трубадуры использовали стандартизированную форму Старого Окситана (вероятно, основанную на диалекте Лимож ), пели свои произведения под музыку и обычно использовали сложные и замысловатые метры. Их поэзия обычно была лирической, с небольшим количеством произведений сатирического, политического, моралистического, религиозного или эротического характера.

Ранний период

Первым известным трубадуром был Вильгельм IX, герцог Аквитания, чьи работы обеспечили движению почетное положение и косвенно внесли огромный вклад в обеспечение его развития и сохранения.

Вскоре после него в различных местах появились очаги поэтической активности, сначала в Лимузене и Гаскони. В бывшей провинции жил кантатор Эболус (певец по имени Эбл ), который во второй части жизни Вильгельма Пуатье, кажется, был связан с ним, и, по словам современного историка, Жоффруа, приор Vigeois, erat valde gratiosus in cantilenis («доставлял большое удовольствие своими песнями»). Ни одно из его сочинений не сохранилось; но под его влиянием Бернарт из Вентадура научился поэзии, который, хотя и был сыном одного из слуг замка, сумел завоевать любовь хозяйки Вентадура, и когда, обнаружив их любовь, ему пришлось уехать в другое место, он получил любезный прием от Элеоноры Аквитанской, супруги (с 1152 г.) Генриха II Английского. Из сочинений Бернарта у нас есть около пятидесяти песен элегантной простоты, некоторые из которых можно считать наиболее совершенными образцами любовной поэзии, когда-либо созданными окситанской литературой. Следовательно, Бернарт должен был иметь известность до середины XII века; и его поэтическая карьера приближалась к концу.

В тот же период, или, вероятно, немного раньше, процветал Cercamon, имеющий подлинное значение среди трубадуров обоих из-за его раннего возраста и потому, что до сих пор сохранились определенные сведения о нем. Он был гасконец и составлял, как говорит его старый биограф, пасторали в соответствии с древним обычаем (pastorelas a la uzansa antiga). Это запись о появлении на юге Франции поэтической формы, которая в конечном итоге получила большое развитие. Период, в который жил Керкамон, определяется пьесой, в которой он очень ясно намекает на приближающийся брак короля Франции Людовика VII с Элеонорой Аквитанской (1137). К числу первых трубадуров можно также отнести Маркабру, ученика Черкамона, от пера которого у нас есть около сорока пьес, которые могут быть датированы приблизительно от 1135 до 1148 года или около того. У этого поэта большая оригинальность мысли и стиля. Его песни, некоторые из которых являются историческими, свободны от банальностей своего класса и содержат любопытные критические замечания о пороках времени.

Золотой век: trobar leu, Troubar sizes и trobar ric

Эта статья не может больше, чем перечислить ведущих трубадуров и кратко указать, в каких условиях развивалась их поэзия, и при каких обстоятельствах она пришла в упадок и, наконец, исчезла: Peire d'Alvernha, который в определенных отношениях должен быть отнесен к Маркабру; Арнаут Даниэль, известный своим сложным стихосложением, изобретатель сестины, поэтической формы, которой Данте и Петрарка выражают трудное для нас восхищение; Арно де Марёй ; Бертран де Борн, ныне наиболее известный из всех трубадуров из-за той роли, которую он, как говорят, сыграл своим мечом и своими сирвениками в борьбе между Генрихом II Английским и его мятежными сыновьями, хотя значение его роли в событиях того времени, кажется, сильно преувеличено; Пайр Видаль из Тулузы, поэт с разным вдохновением, разбогатевший на дарах, дарованных ему величайшими дворянами его времени; Гиро де Борней, lo macsire dels trobadors, и, во всяком случае, мастер в искусстве так называемого закрытого стиля (trebar clus), хотя он также оставил нам несколько песен очаровательной простоты; Гаусельм Файдит, от которого у нас есть трогательная жалоба (жалоба) на смерть Ричарда Кёра де Льва ; Фольке Марсельский, самый могущественный мыслитель среди поэтов юга, который из купца и трубадура стал аббатом и, наконец, епископом Тулузы ( умер в 1231 г.).

Более поздние трубадуры и иностранные

Поскольку трубадуры начали разбегаться из Южной Франции после крестового похода альбигойцев, качество их поэзии резко упало: Данте в своей De vulgari eloquentia упоминает только авторов предыдущего поколения (Пейр д'Алвернья, Жиро де Борнель, Бертран де Борн и Арно Даниэль) как образцы народной литературы. Однако присутствие трубадуров в иностранных судах породило ряд подражателей в Каталонии (например) и Италии (Сорделло, Lanfranc Cigala, Rambertino Бувалелли ).

Трубадуры и общество

Небезынтересно выяснить, к каким социальным классам принадлежали трубадуры. Многие из них, без сомнения, имели очень скромное происхождение. Отец Бернарта из Вентадура был слугой, Пейр Видаль - производитель меховой одежды, Пердигон - рыбак. Остальные принадлежали к буржуазии, Пейр д'Алвернья, например Пайр Раймон из Тулузы и Элиас Фонсалада. мы видим в сыновьях купцов трубадуров; это было в случае с Фольке Марсельским и Эмериком де Пегильаном. Многие из них были священнослужителями или, по крайней мере, учились у церкви, например, Арно де Марей, Uc de Saint Circ, Aimeric de Belenoi, Хью Брюне, Peire Cardenal ; некоторые даже получили заказы: m Онк Монтаудона и Гобер де Пусибо. Церковная власть не всегда терпела такое нарушение дисциплины. Ги д'Уссель, каноник и трубадур, был вынужден в соответствии с предписанием папского легата отказаться от сочинения песен; Фольке тоже отказался от этого, когда выполнял приказы. Один момент особенно поразителен, количество монархов и дворян, которые были трубадурами: Раймон де Мираваль, Пон де Капдуа, Гильем Адемар, Кадене, Пироль, Раймбо де Вакейрас и многие другие. Некоторые из этой группы были бедными рыцарями, чьи доходы были недостаточны для поддержания их ранга, и занимались поэзией не только для собственного удовольствия, но и ради подарков, которые можно было получить от богатых, двор которых они часто посещали. Совершенно иное положение занимали такие богатые и влиятельные люди, как Вильгельм де Пуатье, Раймбо д'Ауренга, виконт святого Антонина, Гийем де Бергеда и Блацатц.

Профессия полностью зависела от существования и процветания феодальных дворов. Трубадуры вряд ли могли рассчитывать на получение средств к существованию из какой-либо другой сферы, кроме великодушия. Следовательно, будет уместно упомянуть по крайней мере наиболее важных из тех князей, которые, как известно, были покровителями, а некоторые из них практиковали поэтическое искусство. Они расположены примерно в географическом порядке, и после каждого вставляются имена тех трубадуров, с которыми они были связаны.

Покровительство

Хотя трубадуры находили защитников в Каталонии, Кастилии и Италии, они похоже, не приветствуются во франкоговорящих странах. Однако это не следует воспринимать слишком категорично. Окситанская поэзия ценилась на севере Франции. Есть основания полагать, что когда Констанция, дочь одного из графов Арля, вышла замуж в 1001 году за Роберта, короля Франции, она взяла с собой с ее провансальскими жонглерами. Стихи трубадуров цитируются во французских романах начала 13 века; некоторые из них записаны в старых сборниках французских песен, и проповедник Робер де Сорбон сообщает нам в любопытном отрывке, что однажды жонглер спел стихотворение Фольке Марсельского при дворе короля Марселя. Франция. Поскольку в странах langue d'oil была развитая собственная литература, трубадуры обычно предпочитали уезжать в регионы, где у них было меньше конкуренции.

Упадок и падение трубадуров. поэзия возникла в основном по политическим причинам. Когда примерно в начале 13-го века крестовый поход альбигойцев во главе с французским королем уничтожил и разорил дворянство и довел до постоянной нищеты часть окситанских территорий, профессия трубадура перестала быть прибыльной. Именно тогда многие из этих поэтов уехали провести свои последние дни на севере Испании и Италии, где окситанская поэзия на протяжении не одного поколения высоко ценилась. Следуя их примеру, другие поэты, не являвшиеся уроженцами юга Франции, начали сочинять на окситанском языке, и эта мода продолжалась примерно до середины 13 века, когда они постепенно отказались от иностранного языка в северной Италии, а несколько позже в Каталония, и начал петь те же арии на местных диалектах. Примерно в то же время в Провансальском регионе стихия поэзии угасла, за исключением нескольких мест: Нарбонна, Родез, Фуа и Астарак где он еще немного продолжал гореть слабо. В 14 веке еще практиковалась композиция на языке страны; но произведения этого периода - это в основном произведения для обучения и назидания, переводы с латыни, а иногда и с французского, иногда с романтикой. Что до поэзии трубадуров, то она была мертва навсегда.

Франция

Покровители и их тубадоры во Франции:

Арагон

Покровители и их тубадоры в Арагоне:

Кастилия и Леон

Покровители и их тубадоры в Астиле и Леоне:

Италия

Покровители и их тубадоры на итальянском полуострове:

Form

Первоначально стихи трубадуров были предназначены для быть спетым. Поэт обычно сочинял не только слова, но и музыку; а в некоторых случаях он был обязан своей славой больше своим музыкальным, чем литературным способностям. В двух рукописях хранятся образцы музыки трубадуров, но, хотя тема была недавно исследована, мы вряд ли можем составить четкое представление об оригинальности и достоинствах этих музыкальных произведений. Ниже приведены основные поэтические формы, которые использовали трубадуры. Самый старый и наиболее распространенный общий термин - против, под которым понимается любое сочинение, предназначенное для исполнения, независимо от его темы. В конце XII века все стихи, посвященные любви, стали называть canso, и тогда это название было зарезервировано для стихов на другие темы. сирвентеск отличается от верса и песнопения только своей тематикой, поскольку по большей части посвящен моральным и политическим темам.

Кардинал Пейр прославился за сирвентески, которые он создал против духовенства. своего времени. Политические стихи Бертрана де Борна - сирвентески. Есть основания полагать, что первоначально это слово означало просто стихотворение, сочиненное сирвентом (лат. Serviens) или воином. Сирвентеск оченьчасто составляется в форме, иногда даже с рифмами, песни о любви, которая приобрела некоторую популярность, чтобы ее можно было петь в том же духе. Тенсон - это спор между двумя собеседниками, у каждого из которых есть строфа или в более общем смысле, группа каждая группа имеет одинаковую структуру по очереди.

partimen (French jeu parti) - тоже поэтический спор, но он отличается от тенона тем, что диапазон споров ограничен. В первой строфе один из партнеров предлагает две альтернативы; другой партнер выбирает одного из них и защищает его. Часто в финальном куплете судья или арбитр назначаются для принятия решений между сторонами. Эта поэтическая игра распространяется Уильямом, графом Пуатье, в конце 11 века. пасторела, затем пасторела, в общем, повествует о любовных приключениях рыцаря с пастушкой. У всех этих классов есть одна форма, допускающая бесконечные вариации: пять или более строф и одна или две посланник. данса и балада, предназначенные для обозначения времени в танце, замените собой пьесы севом. aubade, у которого также есть припев, это, как следует из названия, песня наяву или утренняя песня на рассвете дня. Все эти занятия в строфах. Дескорт таким образом он разделяется, и, следовательно, должен быть полностью настроен на музыку. Его название связано с тем, что при несоответствии составных частей между ними существует своего рода разлад. Обычно он предназначен для тематики любви. Другие виды лирических стихов, иногда не имеющие ничего нового, кроме названия, были созданы в окситанских регионах; но упомянутые здесь более важны.

Повествовательная поэзия

Хотя лирическая поэзия трубадуров составляла наиболее оригинальную часть окситанской литературы, она не была единственной. В частности, повествовательная поэзия получила в Окситании большое развитие, благодаря недавним открытиям значительная ее часть уже стала известна. Следует различать несколько классов: шансон де жесте, легендарный или явно исторический, приключенческий роман и роман. Все эти стихи представлены в форме chansons de geste, то есть в строфах неопределенной длины с одной рифмой.

Одним из ярких примеров является сага Жирар де Руссильон, который повествует о борьбе Карла Мартеля с его могущественным вассалом бургундцем Жираром Руссильон. Жирар де Руссильон принадлежит к окситанской литературе лишь в определенных пределах, поскольку существует в двух версиях, одна на старом окситанском, а другой на гибридном языке, который, по-видимому, возник на границах Лимузена и Пуату ; оба, вероятно, являются переработкой более старой поэмы, вероятно, французского или бургундского происхождения, которая больше не существует.

Лимузену, по-видимому, также принадлежит поэма Айгара и Маурина (конец XII века), из которых у нас есть только отрывок, настолько короткий, что предмет не может быть четко определен.

Менее героический характер имеет стихотворение Даурел и Бетон (первая половина 13 века), связан с циклом Карла Великого, но, судя по романтическому характеру событий, больше похож на обычный приключенческий роман. Однако мы не можем составить исчерпывающего суждения по этому поводу, так как единственное рукопись, которая в конечном итоге имеет дефекты, и в такой степени невозможно установить.

На полпути между Легендами и историей могут быть классифицированы как Cansó d'Antioca, простой фрагмент которого, 700 стихов, был обнаружен в Мадриде и опубликован в Archives de l'Orient latin, т. II. Это стихотворение, которое, по-видимому, было сочинено А., упомянутым в хрониках XII века и написанным в Лимузене, является одним из источников испанской компиляции.

Собственно истории принадлежит Песня Альбигойский крестовый поход, который в своем нынешнем виде из двух стихотворений, наложенных друг на друга: первое, содержащее события с начала крестового похода до 1213 года, принадлежит клерику по имени Вильгельм из Тудела, умеренный сторонник крестоносцев; второй, с 1213 по 1218 год, - яростный противник предприятия. Язык и стиль этих двух частей также различаются.

Наконец, около 1280 г. Гийом Анелье, уроженец Тулузы, написал стихотворение о войне. в Наварре французами в 1276 и 1277 годах. Это историческое произведение с небольшим литературным достоинством.

Жерар Руссильонский, Эгар и Маурин, Даурель и Бетон в стихах из десяти, остальные в стихах из двенадцати слогов. Особенность стихосложения у Джерарда состоит в том, что пауза в строке происходит после шестого слога, а не, как обычно, после четвертого.

Как и в шансон де geste, романтика приключений немного представлен на юге; следует помнить, что многие произведения этого класса, должны быть исчезли, о чем свидетельствует тот факт, что, за исключительными, сохранившиеся повествовательные стихи известны только по одной рукописи. Сохранились только три провансальских приключенческих романа: Яуфри (составленный в середине 13 и посвященный королю Арагона, возможно Якову I ), а также. Первые два связаны с циклом Артура. Роман Гийема де ла Барра рассказывает странную историю, также найденную в Боккаччо в Декамероне (2-й день, viii.); он был закончен в 1318 году и посвящен дворянину из Лангедока. Из них только Джауфри считается имеющим какую-либо литературную заслугу.

Роман (novas на окситанском языке) связан с романтикой приключений, используем описывающую недавно произошедшее событие. Роман, должно быть, сначала был на юге, что, как мы видим по Декамерону, было в Италии, свет времяпрепровождением, в котором умники, в свою очередь, рассказывали анекдоты, правдивые или вымышленные, которые, по их мнению, могут развлечь своих слушателей. Но вскоре этот вид производства стал рассматриваться в стихах, приняв формусов приключенческих роман восьмисложных стихов, рифмующихся парами. Некоторые из дошедших до нас романов можно причислить к самым изящным произведениям провансальской литературы; две из них написаны пером каталонского автора Раймона Видаль де Бесалу. Первый, Castia-gilos (Наказание ревнивца), представляет трактовку, которую нелегко сопоставить с элегантностью, часто используемой темы - истории о муже, который, чтобы заманить свою жену в ловушку, принимает маск любовник, которого она ожидает и с удовлетворением принимает удары, предназначенные, как он думает, для того, чью роль он играет; другой, «Суд над любовью», представляет собой изложение вопроса о законе любви, отличается особенным от тем, которые обычно в романах. Можно также соединить роман «Попугай», в котором главным героем является попугай, обладающий большим красноречием и способностями, способным чудесным образом обеспечить успех любовных начинаний своего хозяина.

Романы стали продолжаться до размеров длительного романа. Фламенка, относящаяся к романскому типу, до сих пор насчитывает более восьми тысяч стихов, хотя и является единственной рукописью. он потерял несколько листьев как в начале, так и в конце. Это стихотворение, составленное, по всей вероятности, в 1234 году, представляет собой историю женщины, которая с помощью очень изобретательных приемов, мало отличающихся от тех, которые использовались в Miles gloriosus из Плавта, удается ускользнуть от бдительности ее ревнивого мужа. Здесь невозможно дать анализ произведения, действие которого весьма сложно; Достаточно заметить, что в средневековой литературе нет книги, которая свидетельствует о таком быстроте ума и столь поучительной в нравственном отношении и обычаев светского 13 века. Мы знаем, что романы пользовались большим успехом на юге Франции, хотя сохранившихся экземпляров немного. Заявления, сделанные (в начале XIV века) и недавно обнаруженные, дают нам представление о нескольких произведениях этого класса, которые были утеряны. С окситанских территорий распространился в Каталонию, где в XIV веке мы находим ряд стихотворных романов, очень похожих на провансальские, и в Италию, где в целом была принята прозаическая форма.

Дидактическая и религиозная поэзия

Сочинения, предназначенные для обучения, исправления и назидания, были очень многочисленны на юге Франции, а также в других местах, несмотря на огромные потери, понесенные провансальской литературой, многие из них все еще остаются. Но редко такие произведения обладают особой оригинальностью или литературной ценностью. Оригинальность, естественно, отсутствовала, поскольку цель авторов заключалась в основном в том, чтобы сделать учения, существующие в латинских произведениях, доступных для обычных слушателей или читателей. Литературная ценность, конечно, не исключалась отсутствием оригинальности, но, к сожалению, большая часть тех, кто стремился наставлять или наставлять и пытался заменить светские произведения нравственными средствами в пользу народа, с некоторыми исключениями, лица с ограниченными возможностями. Было бы невозможно перечислить здесь все дидактические трактаты, все религиозные теологии и морали, все религиозные книги, все благочестивые песнопения, все благочестивые песнопения, все окситанские стихами в средние века; тем не менее некоторые из этих стихотворений можно выделить.

Дауде де Прадас (начало 13 века), канон Магуэлоне, и в то же время трубадур, оставил стихотворение, Кассадоры Auzels, который является одним из лучших источников для изучения соколиной охоты. Раймон д'Авиньон, иначе неизвестный, переведенный стихами, около 1200 года, Хирургия (Румыния, x. 63 и 496). Мы можем представить также стихотворение по астрологии некоего К. (Гилхема?) И другое, анонимное, о геомантии, оба написанные примерно в конце 13 века.

Что касается моральных сочинений, мы должны вспомнить стихотворение Боэция (к сожалению, всего лишь фрагмент), уже упоминавшееся как один из древнейших документов языка и действительно замечательный труд; и обратить внимание на ранний (XII век?) метрический перевод знаменитого произведения Дионисия Катона (Румыния, xxv. 98 и xxix. 445). Более оригинальными являются некоторые композиции образовательного характера, известные под названием ensenhamenz и в некоторых отношениях сопоставимые с английскими учебниками.

Наиболее интересны композиции Гарин ле Брун (XII век), Арно де Марёй, Арно Гильем де Марсан, Аманьё де Сескас. Их общая цель - воспитание высокопоставленных дам. Мы располагаем примерно дюжиной метрических житий святых, написанных в начале XII века; Жизнь (13 век) Бертрана Марсельского и жизнь святого Онора Леринского Раймона Феро (около 1300 г.), отличающаяся разнообразием и элегантностью стихосложения, но это почти полностью перевод с латыни. Жития святых (Святой Андрей, Святой Апостол Фома, Святой Иоанн Евангелист ) составляют часть стихотворения, строго поучительного, которое выделяется разумом его большой протяженности (почти тридцать пять тысяч стихов) и несколько оригинальной концепции его схемы - Breviars damor, обширная энциклопедия, на богословской основе, составленная миноритами монахом между 1288 и 1300 годами или около того.

Драма

Драматическая литература на окситанском языке состоит из мистерий и чудесных пьес, редко превышающих две или три тысячи строк, которые никогда не перерастали в огромные драмы северной Франции, на исполнение которого потребовалось несколько дней подряд. Комические пьесы, столь многочисленные в средневековой французской литературе (фарсы, шутки), похоже, не снискали себе популярности на юге. Образцов окситанской драмы, которыми мы располагаем, сравнительно немного; но исследования в местных архивах, особенно в старых бухгалтерских книгах, выявили значительное количество записей об исполнении за государственный счет религиозных пьес, которые в латинских документах называются историей или моралитами, большинство из которых кажутся безвозвратно безвозвратными. потерянный. Sponsus, как на латыни, так и на окситанском языке, сохранился с середины 11 века и может иметь нелитургические корни. В нем проявляется оригинальность как в трактовке библейской темы, так и в музыкальном сопровождении, так как он был спет целиком. Как и все окситанские пьесы, иногда простые фрагменты, которые уцелели, сохранились примерно в дюжине рукописей, раскопанных за последние сорок или пятьдесят лет. Обычно это пьесы XV или XVI века. Тем не менее, некоторые из них более древние и могут быть отнесены к XIV веку или даже к концу тринадцатого. Самой древней из них, по-видимому, является «Тайна Святой Агнесы» (отредактированная Барчем, 1869 г.), написанная в Арле. Несколько позже, но не позднее начала XIV века, являются «Страсти Христовы» (еще не напечатаны) и загадка Женитьбы Богородицы, частично адаптированная из французской поэмы 13 век (см. Румыния xvi. 71). Рукопись, обнаруженная в частных архивах (напечатанная Альфредом Жанроем и Анри Теулие, 1893 г.), содержит не менее шестнадцати коротких тайн, три из которых основаны на Ветхом Завете, тринадцать на Новый. Они были написаны руэргом и частично имитируют французские мистерии.

В Маноске (Альпы Верхнего Прованса ) был найден фрагмент Людуса. связывает Якоби, внесенную в реестр нотариальных актов (напечатанный К. Арно). В 1513 году французские стихи впервые были допущены к участию в конкурсах, и при Людовике XIV (с 1679) только они были признаны подходящими. Этот несправедливый договор, которым воспользовались некоторые из ведущих поэтов северной Франции, действовал до 1893 года, когда город очень правильно передал свое покровительство новому кургану Escolo moundino, но очень скоро восстановил свою поддержку старому учреждению, узнав, что окситанский поэзия снова должна была поощряться.

С шестнадцатого по восемнадцатый век

В течение двух столетий, последовавших за средневековьем, была череда произведений, в основном дидактического и назидательного характера, которые вряд ли принадлежат к собственно литературной сфере, но, по крайней мере, служат для сохранения какой-то литературной традиции. Этот унылый промежуток времени был облегчен рядом религиозных мистерий, которые, хотя и скучны для современных вкусов, вероятно, доставляли острое удовольствие людям, и предлагали более популярный жанр; последнее, что сохранилось, может быть отнесено к периоду между 1450 и 1515 годами.

По мнению Германа Эльснера («Провансальская литература», Британская энциклопедия, 11-е изд., 1911) не только плохо ли литература в этот период, но диалекты заняли место единого литературного языка, используемого трубадурами, в то время как разговорный язык все больше уступал место французскому. В 1539 году Франсуа I своим Указом Виллер-Коттере запретил использование окситанского языка в официальных документах, что заслуживает внимания только как значимое само по себе, а не как важный фактор декаданса провансальской письменности. Примерно в это время появились признаки возрождения. В 1565 году гасконец Пей де Гаррос перевел Псалмы на свой диалект, а через два года опубликовал сборник стихов. Его любовь к своему родному языку искренняя, и его сильное владение им; он сожалеет о ее пренебрежении и других последовать его примеру. Оже Гайяр (ок. 1530–1595) бесконечно меньше доверяет свою провинцию: его легких произведений, вероятно, объяснялась их непристойностью. Более в духе Гарроса очаровательное трехъязычное Салют, составленное знаменитым дю Барта в честь визита Маргариты де Валуа в Нерак (1579): трех нимф спор о том, следует ли ее приветствовать на латыни, французском или гасконском языке, и последнее, конечно, побеждает.

Собственно Прованс породил в Людовике весьма значимого поэта. Белло де ла Беллодир (1532–1588) из Грасса, который после учебы в Эксе поступил на службу в королевские армии и попал в плен в Мулен в 1572 году. В плену он писал стихи, вдохновленные настоящим свободолюбием и родной страной (Дон-Донской внутренней, 1584 или 1585). Вперед Экс-Белло стал литературным кружка, в который входило большинство знаменитостей; все отдали дань памяти поэту в издании его произведений, опубликованных его дядей Пьером Полем, который сам является автором небольшого количества произведений, произведенных в тот же том (Lous Passatens, obros et rimos..., Marseil, 1595). Ольснер заявляет, что даже когда Белло совершенно легкомыслен и сосредоточен только на мирских удовольствиях, его работа представляет интерес, отражает веселую и беззаботную жизнь того времени.

Писатель, очень популярный в Провансе благодаря беззаботным постановкам. его юность была (1570–1650), в основном комедиями, которые в основном рассказываются об обмане мужьях (Jardin deys musos provnsalos, не публиковался до 1628 года). Ольснер утверждает, что в комедиях ученика Клода («La Perlo deys niusos et coumedies prouvensalos», 1655) тоже есть определенное очарование; и те критики, которые читали пьесы (1653–1712) и Сегена (Тараскона, ок. 1640), все еще написанные в 1911 году, отзываются о них высоко.

Самой популярной формой поэзии на юге Франции всегда был роман. Их производство не ограничивалось; но очень редко автор заслуживает особого упоминания. Исключение должно быть сделано в отношении Николаса Саболи (1614–1675), который, по мнению Ольснера, создал лучшие произведения этого класса, как в отношении красоты языка, так и в отношении благоговения, они дышат. Они заслуженно сохранили свою популярность и по сей день. В Лангедоке четыре поэта были названы лучшими в возрасте Гудлен, Мишель, Лесаж и Боннет.

Эльснер утверждает, что это, безусловно, так в случае Пьера Гудлена (провинция Гудули, 1579–1649) из Тулузы, самого выдающегося имени в окситанской литературе между периодом трубадуров и Жасмин. У него было хорошее классическое образование, следы которого прослеживаются во всех его стихах, его язык и манеры всегда достойны восхищения, даже там, где его материю не хватает глубины. Его часто называют Малхерб Юга, но он похож на этого писателя только по форме: его поэзия, взятая в целом, гораздо более жизнерадостна. Гудлен писал эссе и добился успеха почти во всех коротких жанрах (Лу Рамеле Маунди, 1617, переиздавался с дополнениями до 1678 года), часть его произведений вызывает наибольшее восхищение, - это строфы к Генриху IV Франции, хотя другие предпочтет его в его веселом настроении. Он превратился в огромной популярностью (распространившись на Испанию и Италию), но никогда не превратил свое искусство в дешевые эффекты. Его влияние, особенно, но не исключительно в Окситанской области, было глубоким и продолжительным. Слава Жана Мишеля из Нима основана на «Embarras de la foire de Beaucaire, стихотворении удивительной силы, но несовершенном на вкус., из Монпелье (Las Foulies, 1650), был человеком распущенных нравов, которые отражены почти во всех его работах: его моменты подлинного вдохновения по другим причинам редки. Более достойным быть заключенным в скобки с Гудленом является авокат Бонне, автор лучших пьес на открытом воздухе, которые ежегодно ставились в Безье в День Вознесения : некоторые из них (датированы 1616 годом). –1657) были собраны, но ни один из них не может сравниться с первым, «Парижский совет» Бонне.

Другой поэт - Николас Физес из Фронтиньяна, пьеса которого, Опера Фронтиньяна (1670 г.), посвященная легкой любовной интриге, и фонтан Фронтиньяна представляет настоящий поэтический дар. Некоторых тулузских поэтов, в основном лауреатов Академии, можно последователями Гудлена: из них следует, что он написал оду Le Trinfe del Moundi (1678) в честь своего родного диалекта.

Классическое возрождение примерно этого времени также обычно приписывается влиянию Гудлена. Самым известным ее представителем был Монтек, который выполнил отличные переводы с Вергилия и Персия и написал блестящий первый в духе Скаррона (Virgile deguisat, 1648; опубликовано всего четыре книги). Он также написал пастырскую идиллию, которая хоть и слишком длинна и склонна к непристойности, но содержит много нежных описаний. Величайшим из пасторальных поэтов был (1571–1655), Прад, чьи комедии, Рамунэ и Мирчимундо (опубликованные, к сожалению, с изменениями, его сыном в 1684 году), написаны таким искренним чувством и искренностью. настолько чистый стиль, что их можно читать с истинным удовольствием. Отредактирована комедия о его отношениях с Санчо Панса во дворце герцога.

(1664–1727), Керси, принадлежащие к рабочим классам были очень популярны; ему покровительствовала знать в обмен на панегирики. В Гаскони были созданы две типовые работы 17 века: Адерс Джентомм Гаскун (1610) и Дастросс Тринфе де ла Ланг Гаскун (1642). Первый изображает хвастливого гасконца, отличающегося во всем; в то время как последнее - призыв в пользу гасконского языка, вдохновленный искренней любовью к стране. (Parterre gascoun, 1642) главным образом известен своими любовными солитариями, вызванными страданиями, которые он перенес из-за жестокосердной любовницы. (1612–1662), мирно живущий в своей родной деревне Пуи-Лубрен, отмечал его с большой нежностью.

В 18 веке число авторов намного больше. Священники в основном обычно за литературную продукцию Лангедока. Клод Пейро (1709–1795), один из них, прославляет свое графство с истинно деревенским духом в Printenzps rouergat и Quartre sosous. Но глава отряда (1727–1783), настоятель Селленев, чей Sermoun de moussu sistre, поставленный пьяным священником против невоздержания, является шедевром. Он также написал успешную пародийную поэму (Siege de Caderousse), пародию на Гомер и Вергилий, роман в прозе, изображающий деревенские нравы того времени (Histoire de Jean lont pris). и две комедии, которые также дают яркую картину деревенской жизни, которую он так хорошо знал.

По мнению Эльснера, два настоящих поэта - братья Риго из Монпелье: Огюст (1760 г.) –1835) описание урожая заслуженно известно; и Сирил (1750–1820-е годы) написал столь же восхитительную поэму в Amours de Mounpeïé. из Тулузы (ум. 1724), народный поэт, чья порочная жизнь находит отклик в его произведениях, некоторым грубым обаянием, временами отдаленно напоминающим Вийона. В провинции Франсуа Туссен Гро (1698–1748) из Лиона имеет, по мнению Эльснера, неоспоримое влияние. Олснер заявляет, что его стиль и язык достойны восхищения, но, к сожалению, он потратил свои способности в основном на тривиальные вещи. Комедия Коя 1711–1777), Fiaucé paré, ярка и все популярная ещена, в то время как описание Жерменом визита древних богов в Марсель (La Bourrido del Dious, 1760) обладает значительным юмором ; и что в Гаскони величайшим поэтом был Сиприен Деспуррен (1698–1755), чьи пастырские идиллии и скорбные песнопения, которые он сам положил на музыку, проникнуты нежностью и очарованием.

Французская революция произвела большое количество литературы, но не представляет особого интереса. Однако это дало толчок к размышлениям в Окситанской области, как и везде; и там, как и везде, он вызвал дух независимости, который был полностью в пользу литературного возрождения. Ученые марки Райнуар (1761–1863) из Экс занимались блестящими литературными традициями Средневековья; Возникли газеты (провансальский Bouil-Abaisso, основанный Жозефом Десанатом, и двуязычный Lou Tambourin et le ménestrel, изданный Белло, оба в 1842 г.); поэты объединились и собрали свои произведения в виде томов (таким образом, девять труберов, опубликовавших Lou Bouquet prouvençaou в 1823 году).

Фелибридж

Встреча Фелибре в 1854 г.

Много написано о Preurseurs de Félibrige, и критики сильно расходуются во мнениях относительно авторов, которые больше всего заслуживают этого названия. Мы не ошибемся, если включим в список (1756–1829) «Авиньон» , чей сборник стихов «Лу Сабуле» был переиздан Фредериком Мистралем ; (178 ~ -1842) из ​​Нима, успешного переводчика од Анакреона ; трубадур Монпелье, написавший «Басни, состязания и другие пьесы» (1800); Фабр д'Оливе, разносторонний литератор, который в 1803 году опубликовал «Трубадур: Окситанские поэзии», который, чтобы обеспечить их успех, он выдал как произведение средневекового поэта Диу-Луфе (1771–1840 гг.), который написал дидактическую поэму в духе Вергилия, касающуюся шелкопряда - разведения (Leis magnans); (1778–1856), автор фельетонов, басен и др.; (1780–1863), автор басен в манере Ла Фонтена ; Кастиль-Блейз, который в своих музыкальных занятиях нашел время для сочинения провансальских стихов, предназначенных для переложения на музыку; (1791–1846), автор нескольких легких сатирических сказок (Las Castagnados).

Хотя все эти писатели были более или менее широкими общественными обращениями, хотя все эти писатели были более или менее широкими общественными: Верди (1779–1820) из Бордо, писавший комические комические и сатирические произведения; Жан Ребуль (1796–1864), пекарь из Нима, который никогда не превосходил своих первых усилий, L'Ange et l'enfant (1828); (1806-1885), безжалостные и жестокие, но, несомненно, мощный в своем роде (фенианский é Grouman; DIX шансона провансаль, 1840); и, величайший из них, истинный и признанный предшественник фелибров Жак Жасмин, чьи стихи, как лирические, так и повествовательные, продолжают пользоваться благосклонностью у людей высочайшей культуры и литературных достижений, как и они в деревне, для которых они в первую очередь предназначались.

Пока большая часть этой литературы еще создавалась, произошло соответствующее, которому суждено, было затмить по важности все, что было раньше. В 1845 г. Жозеф Руманиль из Сен-Реми (Буш-дю-Рон ) стал старостойкой небольшой школы в Авиньоне, которую посещали Фредерик Мистраль, уроженец того же района, ему тогда было пятнадцать лет. Первый, чувствуя в себе зародыши поэзии, сочинил несколько произведений на французском; но, обнаружив, что его старая мать не понимает их, он очень огорчился и решил впредь писать только на своем родном диалекте. Эти стихи открыли новый мир молодому, Мистралю и подстегнули его решимость, которая стала единственной целью его жизни: «Измените свет и общество благородной расы, которая зовется Мирабо на бис нация провансаль».

Личность и творчество Мистраля, безусловно, известны лучше, чем его товарищи. Тем не менее, изучая провансальский ренессанс, нельзя упускать из виду великие претензии Руманиля, и они никогда не выдвигались с большей силой, чем сам Мистраль (в предисловии к его Isclos doro). Светские стихи Руманиля не могут понравиться каждому любителю чистой и искренней поэзии (Ли Маргаридето, 1836–1847; Ли Сунджарелло, 1852; Ли Флур де Сови, 1850, 1859 и др.), Его романы уступают только романам о его прозаические произведения (например, Lou mege de Cucugnan, 1863) искрящиеся восхитительным юмором. Именно он в 1852 году собрал и опубликовал «Ли Прувенсало», антологию, в которой представлены все имена, которые еще не стали знаменитыми, и большинство из них уже известные (например, Жасмин). В 1853 году он был одним из тех энтузиастов, которые собрались в Эксе и чьи литературные произведения, представленные в Roumavagi dei Troubaire и в недолговечном журнале Lou gay saber (1854).

В то же время первая попытка упорядочить орфографию провансальского языка была сделана им (во введении к его пьесе, La Part dou bon Dieu, 1853). А в 1854 году он был одним из семи поэтов, которые собрались в деревне недалеко от Авиньона и основали Фелибридж. Этимология этого слова вызвала много спекуляций: одно можно сказать наверняка в этом слове - это то, что Мистраль встретил его в старинном провансальском стихотворении, в котором рассказывается, как Дева встречается с Иисусом в Храме, среди семи фелибров закона. Контуры конституции, окончательно утвержденной в 1876 году, заключаются в следующем. Регион Фелибридж разделен на четыре мантененсо (Прованс, Лангедок, Аквитания и Каталония). Во главе всего стоит консистори из пятидесяти человек (называемая majourau), управляемая Капулие, которая является главой всего Фелибриджа. Глава каждого mantenenço называется sendi (который в то же время является majourau); и во главе каждой школы (так называются подразделения mantenenço) стоит cabiscòu. Обычные члены неограниченное число, являются mantenèire. Организуются ежегодные собрания и праздники. Самой читаемой из публикаций Фелибриджа является Armana prouvençau, которая с тех пор выходит ежегодно, сохраняя при этом свой первоначальный объем и цель; и хотя он неприхотлив по форме, он содержит часть лучших работ школы. Остальными шестью были Мистраль, Теодор Обанель, Ансельм Матье (школьный товарищ Мистраля в Авиньоне), Альфонс Таван и Поль Гьера (владелец замка). Из них только Теодор Обанель оказался достойным занять место в одном ряду с Мистралем и Руманилем.

Зани, девушка его юной и страстной любви, взяла на себя чадру; и это событие бросило тень на всю его жизнь и определил характер всей его поэзии (La miougrano entre-duberto, 1860; Li Fiho d'Avignoun, 1883). У него, без сомнения, самый глубокий характер и темперамент фелибров, а его тексты - самые острые. У него острое чувство физической красоты в женщине, и его стихи полны сдерживаемой страсти, но он никогда не опускается до чувственности. Его мощная любовная драма Lou pau dou peccat была с энтузиазмом воспринята в Монпелье в 1878 году и успешно поставлена ​​(несколько лет спустя в версии Арнеса) Антуаном в его Театре Либрено по среднему критерию. Это единственная игра, имеющая реальные последствия, которую школа еще произвела. Достаточно лишь взглянуть на творчество четвертого из группы поэтов, которые среди одних типов авторов текстов и других произведений, достигших высокого уровня мастерства, по-видимому, до сих пор обеспечивают постоянную славу в размахе. их достижение.

Феликс Гра поселился в Авиньоне в юности. Его деревенский эпос «Ли Карбуни» (1876) полон элементарной страсти и изобилует прекрасными описаниями пейзажей, но ему недостает пропорций. Героический Толозы (1882), в котором Симон де Монфор изображает вторжение на юг с безграничной энергией и интенсивностью, показывает большой прогресс в искусстве. Лу Румансеро проувенсау (1887) - это сборник стихов, инстинктивно связанных с провансальскими преданиями, а в Ли Папалино (1891) у нас есть несколько очаровательных прозаических сказок, которые снова оживляют Авиньон пап. Наконец, поэт дал нам три сказки, относящиеся к периоду революции (Li Rouge dóu miejour и др.); их реализм и литературное искусство вызывали всеобщее восхищение.

Félibrige Latin

В то время как Мистраль и многие из лучших фелибров используют диалект Буш-дю-Рон, другие, которые с тех пор отделились как латынь Фелибридж (применяемая) предпочитает использовать диалект Монпелье из-за его центрального положения. Третий класс предпочитает диалект лимузенского, учитывая, что он использовался трубадурами. Почти все лидеры Фелибриджа - легитимисты и католики.

. Однако есть исключение, главный из которых - протестант Гра, Толоза которого явно отражает его симпатию к Альбигойцы. Как не менее, это не помешало его избранию в качестве доказательства Капули, если доказательство было необходимо, что литературные достоинства перевешивают другие соображения в этом художественном коллективе людей. Наконец, можно отметить, что фелибров часто обвиняли в отсутствии патриотизма по отношению к Северной Франции, в схемах децентрализации и других ересях; но ни одно из этих обвинений не имеет силы. Дух движения, представленный его лидерами, никогда не был выражен с большей лаконичностью, силой и правдивостью, чем в трех стихах, силах Феликсом Граом во главе его Карбуни: «Я люблю свою деревню больше, чем ваша деревню; я люблю свой Прованс больше, чем свою провинцию;

Конец двадцатого и двадцать первого века

, несмотря на двести лет подавления сменяющими друг друга централистскими правительствами Франции и официальный запрет языка в школе, администрации и в средствахх На сегодняшний день статья II Конституции Франции отрицает существование и легитимность культурно богатых и сложных идиом, таких как каталонский, бретонский, баскский, на сегодняшний день статья II Конституции Франции отрицает существование и легитимность культурно богатыми и сложными идиомами, окситан и окситания И использование последнего в степени повлияло то, что известно как la Vergonha - физическое, юридическое, артистическое и моральное подавление языка во всех сферах общества, направленное на то, чтобы заставить детей стыдиться языка их родителей в пользу французского, - каждый регион страны Ок родил литературных гениев: Джоан Бодон в Гиенн, Марсела Дельпастр в Лимузе н, Роберт Лафон в Прованс, Бернат Мансьет в Гасконь и Макс Рокета в Лангедоке.

Все жанры современной литературы на окситанском языке, особенно со второй половины 20-го века, хотя некоторая авангардная окситанская литература уже существовала с конца 19-го века.

Примечания

См. Также

Re ferences

Атрибуция:

  • Las Joyas del gay saber, отредактированный Жан-Батистом Нуле (том IV «Памятников римской литературы и т. Д.», Тулуза, 1849)
  • Noulet, Essai sur l'histoire littéraire des patois du midi de La France aux XVI и XVII века (Париж, 1859) и... au XVIII век (Париж, 1877)
  • Жан-Батист Гау, Étude sur la littérature et la poésie Vençales (Memoires de l'académie des Sciences d'Aix, tome ix. Pp. 247344, Aix, 1867)
  • , Histoire littéraire du midi de la France (Париж, 1882 г.)
  • , Letteratura Провансаль, стр. 200214 (Милан, 1891) статьи
  • о Провансале и Фелибридже в Grande Encyclopédie
  • , Les Précurseurs des félibres 1800-1855; (Париж, 1888)
  • , Histoire du Félibrige, 1854-1896 (Авиньон, 1897)
  • Аннион, Les Fleurs félibresques (Париж, 1883)
  • Портал, La letteratura provanzale moderna (Палермо, 1893)
  • Эдуард Кошвиц, Ueber die provanzalischen Feliber und ihre Vorgaenger (Берлин, 1894)
  • Маритон, Провансальская земля (Париж, 1894).

Дополнительная литература

  • Брун, Жанна-Фредерик, «Окситанская поэзия», Окситанская поэзия, извлечено 12 июня 2020 г.
  • Уотерс, Харриет (1897 г.), «Престон», Провансальская литература, Библиотека лучшей литературы мира, Древнее и современное, 20, Р.С. Пил и Дж. А. Хилл, стр. 11871–11890 Cite имеет пустой неизвестный параметр: | 1 =() - введение и одиннадцать примеров поэзии того периода.

.

Последняя правка сделана 2021-06-01 07:36:27
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте