ORP Mazur (c. 1935–1939) | |
История | |
---|---|
Германская империя | |
Имя: | V-105 |
Строитель: | |
Заложен: | 1914 |
Спущен на воду: | 26 августа 1914 г. |
Введен в эксплуатацию: | март 23, 1915 |
Судьба: | назначен Бразилия, 1919; позже продан Польше |
Польша | |
Имя : | ORP Mazur |
Приобретено: | 1920 |
Списано: | 1 сентября 1939 г. |
Судьба: | потоплен |
Общие характеристики | |
Класс и тип: | В-105 класса торпедный катер |
Водоизмещение: |
|
Длина: | 62,60 м (205 футов 5 дюймов) |
Ширина: | 6,20 м (20 футов 4 дюйма) |
Осадка: | 2,50 м (8 футов 2 дюйма) |
Силовая установка: |
|
Скорость: | 27 узлов (50 км / ч; 31 миль / ч) |
Дальность: |
|
Состав: | 80 |
Вооружение: |
|
ОВП Мазур был торпедным катером, затем артиллерийским учебным кораблем из ВМС Польши. Это был бывший немецкий торпедный катер V-105 . Он участвовал в Польской оборонительной войне и был потоплен немецкими бомбардировщиками 1 сентября 1939 года как первый боевой корабль, потерянный в войне.
Она была построена в 1914 году компанией Stettiner Maschinenbau AG. Вулкан в Штеттине, Германия (ныне Польша). Она была начата для заказа голландского флота как Z-1 (вместе с тремя родственными кораблями Z-2 - Z-4), но после начала Первой мировой войны она была конфискован Германией и сдан в эксплуатацию как торпедный катер V-105 . Во время разделения немецких кораблей после войны в декабре 1919 года Польше было выделено только шесть торпедных катеров из-за нежелания англичан усилить новорожденный флот. V-105 сначала был передан в Бразилия, но затем был куплен британской верфью и, наконец, в 1921 году обменян с Польшей на другой торпедный катер (A-69), необходимый в качестве запасных частей, за дополнительную плату в размере 900 фунтов стерлингов с Поляков. Польша также получила свой родственный корабль, а также V-108 (позже польский ORP Kaszub ) и четыре меньших торпедных катера. V-105 находился в плохом состоянии и после ремонта в Росайте в сентябре 1921 года его отбуксировали из Великобритании в Вольный город Данциг, ныне Гданьск.
После ремонта 2 августа 1922 года он был принят на вооружение ВМС Польши под названием ORP Mazur (назван в честь мазурцев ). Она служила в отряде торпедных катеров (Dywizjon Torpedowców) и носила идентификационные буквы MR. В 1931 году его переоборудовали в учебно-артиллерийский корабль, изменив вооружение. С 1935 года он прошел модернизацию, в ходе которой корабль потерял вторую воронку и вернулся в строй в 1937 году.
В первый день Второй мировой войны, 1 сентября 1939 года ОРП «Мазур» под командованием лейтенанта Тадеуша Рутковского находился в порту Оксиве. В 14:00 он был у причала, готовясь покинуть порт, когда на него напали немецкие Junkers Ju 87 из IV./LG.1. Корабль получил одно попадание с близкого расстояния и попадание в миделе и затонул, продолжая обстреливать немецкий самолет. Член экипажа, хотя корабль тонул, продолжал стрелять, пока волны не смыли его за борт, это был старший лейтенант Яцек Денель, дед польского поэта и писателя Яцека Денеля. Около 40 членов экипажа погибли. Он был одним из первых двух кораблей, потопленных во время войны, другой - вспомогательным судном (водолазным тендером) ОРП «Нурек». Обломки были сданы на металлолом.
Лук 75-мм орудия после переоборудования
На Викискладе есть материалы, связанные с ORP Мазур (корабль, 1914 г.). |