Никита Будка

редактировать
Благословенный Никита Будка
Никита Будка (1877-1949).jpg Никита Будка, около 1944 года.
Епископ и мученик
Родившийся ( 1877-06-07)7 июня 1877 г. Добромирка, Австро-Венгрия
Умер 28 сентября 1949 г. (1949-09-28)(72 года) Караганда, Советский Союз
Почитается в католическая церковь
Беатифицированный 27 июня 2001, Украина от Папы Иоанна Павла II
Праздник 28 сентября

Никита Михайлович Будка ( Украинский : Никита Будка ака Никита, Микита, или Никиты Budka, 7 июня 1877 г., Добромирка, Австро-Венгрия - 1 октября 1949 года, Караганда, СССР ) был священником в католической церкви Украинской Греко, который жил и работал в Австро-Венгрия, Канада, Польша и Советский Союз. В Канаде он отмечен как первый епископ Украинской католической церкви в Канаде и был первым восточно-католическим епископом с полной юрисдикцией, когда-либо назначенным в Новом Свете.

Он родился в 1877 году в довольно обеспеченной и политически активной крестьянской семье в деревне Добромирка Збаражского повета, тогдашней части Галиции, в Австро-Венгрии. уездный город, позже учился в классической гимназии в Тернополе, которую окончил в 1897 году с отличием. Затем он работал наставником у детей принца Льва Сапеги в Бильче-Золотом, а затем отслужил год в армии, пройдя офицерскую подготовку в Вене. Изучал право во Львовском университете и богословие во Львовской духовной семинарии. В 1902 году он поступил в Collegium Canisianum в Инсбруке, Австрия. Будка был рукоположен в священники митрополитом Андреем (Шептицким) во Львове, столице австрийской Галиции, 25 октября 1905 года в возрасте двадцати восьми лет.

В 1907 г. Будка был назначен префектом Львовской духовной семинарии. В 1909 году он написал докторскую диссертацию по византийской истории религии 1909 года, озаглавленную « Дисциплина доктора: Дисципліна Грецкої Церкви в сьвітлі полєміки за часів Фотия», но не смог защитить ее из-за плохого состояния здоровья и последующего отъезда в Канаду. Позже, помимо других обязанностей, он также был назначен советником брачного трибунала и консультантом по вопросам эмиграции, что стало его настоящим призванием. Во время учебы, в 1907 году, он организовал галицкое отделение Общества Св. Рафаэля (благотворительная организация по оказанию помощи иммигрантам) для защиты украинских эмигрантов из Галиции и Буковины, и проработал в этой организации пять лет, в течение которых совершил поездку по украинским поселениям. в Пруссии и Боснии. Он также был основателем и редактором ежемесячного издания « Емігрант» («Эмигрант») с 1910 по 1912 год. В это время ему поручили заботиться об украинских иммигрантах в Австрии, Германии, Бразилии, Аргентине, Канаде и Боснии митрополитом Андреем.

Он был назначен епископом для украинцев - католиков в Канаде и титулярного епископа из Патара 15 июля 1912 Папа Пий XI, и был освящен (сан епископа) 14 октября того же года. Он прибыл в Виннипег в декабре 1912 года и сразу же отправился в тур по украинским квартальным поселениям в Западной Канаде на поезде, лошади и пешком в тяжелых зимних условиях, вернувшись в марте 1913 года. провинциальные законы для разных приходов и один федеральный закон для епархии в целом. Таким образом, весьма спорный вопрос о том, кто должен владеть церковной собственностью в Канаде: местный приходской совет или иерархия (контролируемая латинским языком), был несколько расплывчатым. Он также перенял у латинских епископов газету « Канадский русинский» и опубликовал в ней свои пастырские послания.

В Канаде он помогал создавать резиденции для украинской молодежи, организовывать приходы, строить церкви и школы, а также основал семинарии имени Андрея Шептицкого в Сен-Бонифаций, Манитоба, и Тараса Шевченко в Эдмонтоне, Альберта. В Канаде он стал известен как решительный защитник автономии украинской церкви от латинской иерархии и яростный противник миссионерской деятельности среди украинских канадцев со стороны Русской православной и протестантской церквей, а также секуляризма. Он широко поддерживал украинский национализм.

Перед Первой мировой войной его величайшая борьба велась против группы молодых антиклерикальных профессионалов, в основном учителей. Они стремились создать или защитить украинские институты в Канаде с явно националистической (и часто светской) ориентацией. Они считали Будку недостаточно националистическим, привязанным к латинской иерархии, стремящимся установить преобладание католицизма над украинской общиной, а также установить контроль иерархии над церковью (в том числе вопрос о праве собственности на церковные здания). В конечном итоге это привело к созданию Украинской греческой православной церкви в Канаде путем разногласий в приходах в 1918 году и полного раскола между этой группой в католической церкви. По той же причине социалистическое крыло общины основало в 1918 году собственное квазицерковное учреждение - Украинскую ассоциацию храмов труда. Хотя большинство украинцев в Канаде по-прежнему оставались католиками, после 1918 года католическая церковь навсегда утратила свою роль в качестве доминирующего института. Украинская жизнь.

Статуя Никиты Будка на территории собора Святого Иосафата в Эдмонтоне, Альберта

В Канаде Будка наиболее известен своим пастырским письмом незадолго до начала Первой мировой войны, в котором он призывал украинцев в Канаде с резервистскими обязательствами вернуться на свою родину, чтобы записаться и сражаться. Их родиной была Австрия, которая вскоре находилась в состоянии войны с Канадой. Хотя позже он отказался от своего письма, ущерб уже был нанесен. Это помогло разжечь существующие подозрения и пристальное внимание к украинской канадской общине со стороны широкой общественности и правительства, что привело к интернированию украинцев в Канаде во время войны. Будка, натурализованный как британский подданный (т. Е. Гражданин Канады) в 1918 или 1920 году, был дважды обвинен в преступлениях нелояльности и оправдан в обоих случаях.

После войны он продолжал свою организационную работу, несмотря на шаткое финансовое положение своей епархии: он помог основать Украинский национальный совет в Виннипеге в 1919 году, провел собор (синод) в Йорктоне в 1924 году. Он продолжал свою работу до 1927 года, когда уехал с визитом в Рим. и в то время как там просил, чтобы его перевели обратно в Галицию, измученный его пятнадцатью годами во главе канадской церкви.

В 1928 году он вернулся в настоящее польско-контролируемой Галиции и стал генеральным викарием в митрополита курии во Львове и работал над восстановлением храма Богородицы в Зарванице. В конце Второй мировой войны Галичина была оккупирована Советским Союзом, и Будка выступал против санкционированного коммунистами отделения Украинской католической церкви от Рима, и за это он был заключен в тюрьму 11 апреля 1945 года вместе с другими епископами. Ему было поручено преподавать в подпольной семинарии, проводить поминальную службу по жертвам советской оккупации Галиции в 1939 году и агитировать за отделение Украины от Советского Союза. Приговоренный к 8 годам лишения свободы, он был отправлен в Казахстан для отбывания наказания. Он умер в ГУЛАГе 28 сентября 1949 года от сердечного приступа, по словам советских властей. Кладбище лагеря для военнопленных держалось в секрете от местных жителей, но считается, что именно здесь сегодня находится свиноферма.

Будка был причислен к лику святых 27 июня 2001 года во время византийского обряда Папой Иоанном Павлом II во Львове.

Слова архиепископа Владимира Стернюка по поводу смерти епископа Будки

«Медсестра в лагере рассказала следующее:« Когда пациенты умирали, с них снимали больничные халаты. Они поместили тела в пластиковые пакеты, пронумеровали их и прикрепили к сумке карточку с личными данными. Затем они перевезли тела в больницу. ближайший лес, где их ели дикие животные ». По словам медсестры, епископы предвидели его собственную смерть: «Завтра неожиданно меня здесь больше не будет». Так и произошло. Чтобы выразить свое уважение и признать достоинство епископа, охранник лагеря оставил тюремную одежду на трупе тела. Его останки были увезены и оставлены в лесу, как это было сделано с телами его предшественников. Размышления о доброте этого человека Божьего, который до последнего служил своим братьям, многие осужденные собрались на следующее утро, чтобы в последний раз взглянуть на этого человека, который был телом ангельской доброты для многих. Но все, что они нашли был кусок рукава его рубашки ".

Рекомендации

Источники

Последняя правка сделана 2023-03-21 05:13:06
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте