Международный аэропорт Нурсултан Назарбаев Халықаралық Нұрсұлтан Назарбаев Әуежайы Halyqaralyq Нурсултан Назарбаев Áýejaıy | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Резюме | |||||||||||
Тип аэропорта | Общественные | ||||||||||
Оператор | АО «Международный аэропорт Астана» | ||||||||||
Обслуживает | Нур-Султан, Акмолинская область | ||||||||||
Место нахождения | Есильский район, Нур-Султан, Казахстан | ||||||||||
Открыт | 1963 ; 58 лет назад ( 1963) | ||||||||||
Концентратор для | |||||||||||
Фокус город для | |||||||||||
Часовой пояс | ALMT ( UTC + 06: 00 ) | ||||||||||
Высота над уровнем моря | 355 м / 1,165 футов | ||||||||||
Координаты | 51 ° 01′19 ″ с.ш. 071 ° 28′01 ″ в.д. / 51.02194 ° с.ш. 71.46694 ° в. / 51.02194; 71,46694 Координаты : 51 ° 01′19 ″ с.ш. 071 ° 28′01 ″ в.д. / 51.02194 ° с.ш. 71.46694 ° в. / 51.02194; 71,46694 | ||||||||||
Веб-сайт | nn-airport.kz | ||||||||||
карта | |||||||||||
NQZ Расположение в Есильском районе, Нур-Султан, Казахстан Показать карту Казахстана NQZ NQZ (Азия) Показать карту Азии | |||||||||||
Взлетно-посадочные полосы | |||||||||||
| |||||||||||
Статистика (2019) | |||||||||||
| |||||||||||
Источники: Статистика аэропортов AIP Kazakhstan. |
Нурсултан Назарбаев Международный аэропорт ( IATA : NQZ, ИКАО : UACC) ( Kazakh : Халықаралық Нұрсұлтан Назарбаев Әуежайы, латинизируется: Halyqaralyq Нурсултан Назарбаев Áýejaıy, до июня 2017 Международного аэропорта Астана) не является международным аэропортом в Акмолинской области, Казахстан. Это основной международный аэропорт служит Нур-Султан, в столицу город Казахстана. Аэропорт является вторым по загруженности международными воздушными пассажирскими воротами в Среднюю Азию (после международного аэропорта Алматы ), 13-м по загруженности аэропортом в постсоветских государствах и вторым по загруженности аэропортом по пассажиропотоку в Казахстане с 5 099 391 пассажирами в 2019 году..
Он расположен в административном районе Есиль города Нур-Султан, в 16,7 км к юго-востоку от центра города. В аэропорту есть два пассажирских терминала и одна взлетно-посадочная полоса, а также грузовые и технические помещения. Терминал 2 был спроектирован покойным японским архитектором Кишо Курокава. Он служит в качестве основного концентратора в Казахстан «с носителем флага - Эйр Астана, и является основной операционной базой для SCAT Airlines, носитель недорогим - FlyArystan, Qazaq Air и был также бывший центром Starlines Казахстан и Целиноградский ОАО.
Учреждение открылось в 1931 году ; 90 лет назад как аэропорт Акмолинск и несколько раз переименовывался в аэропорт Целиноград, а затем в международный аэропорт Астаны. Распоряжением правительства аэропорт был переименован в Международный аэропорт имени Нурсултана Назарбаева в честь Первого Президента. 8 июня 2020 года аэропорт официально изменил свой трехзначный код аэропорта IATA с TSE на NQZ. ( 1931)
Аэропорт был построен в 1930 году в трех километрах от Акмолинска (ныне - Нур-Султан ) в районе сегодняшней современной архитектурной башни Байтерек. На территории аэропорта имелось квадратное поле для взлета и посадки самолетов, глинобитная 8-комнатная станция с небольшим залом ожидания, двухкомнатный дом для пилотов и хранилище горючего. В декабре 1931 года на окраине города был построен первый аэродром Нур-Султана (бывшая Астана ), который получил дальнейшее развитие после Второй мировой войны. Налажено регулярное авиасообщение между Семипалатинском и Акмолинском (день основания предприятия).
Во время наводнения аэродром был закрыт. Связь между аэродромом и городом осуществлялась по телефону, переправе (моста через реку Ишим не было ) и по пешеходной дорожке. В первые несколько лет воздушное движение было спонтанным по своему характеру, со свободными расписаниями, такими как «Вылет самолета в понедельник утром» или «В среду на рассвете». Пассажирские, почтовые и грузовые перевозки осуществлялись самолетами Калинин К-4, Калинин К-5, Поликарпов Р-5, Петляков Пе-2. Регулярные рейсы были открыты в 1934 году по следующим маршрутам: 1. Алма-Ата - Караганда - Акмолинск - Атбасар - Костанай - Свердловск. Караганда - Петропавловск - Коргалжын - Акмолинск.
В начале 1946 года первая группа самолетов Поликарпова По-2 прибыла в Акмолинск на регулярную службу. Группа принадлежала карагандинскому авиационному предприятию. Открыты маршруты для пассажирских и почтовых перевозок: Акмолинск - Коргалжын - Аксу - Астраханка - Балкашино (населенные пункты Акмолинской области). Оперативное подразделение было организовано из двух человек. В 1946 году авиация начала оказывать услуги народному хозяйству - медицинскую авиацию.
С 1947 по 1948 год на базе аэропорта Акмолинск формировался флот из трех самолетов Поликарпов По-2. Этот флот входил в состав авиагруппы, базировавшейся в Караганде. Аэропорт оснастили современным (на то время) оборудованием, началось строительство: построили финский дом под радиостанцию, три корпуса и гараж. Общая численность персонала от 40 до 50 человек. Помимо легких самолетов аэропорт начал обслуживание более тяжелых типов самолетов « Лисунов Ли-2». 4 ноября 1963 года аэропорт Целиноград (бывший - Акмолинск ) принял первый самолет Ил-18 в новом аэровокзале, расположенном в 18 километрах от города. В декабре 1963 года самолет Ильюшин Ил-18 начал выполнять регулярные рейсы. Аэровокзальный комплекс находился в стадии строительства, поэтому адаптированное двухэтажное здание служило аэровокзалом, где размещалась служба управления воздушным движением.
В феврале 1966 года новый аэровокзал был сдан в эксплуатацию, а в июне того же года все службы объединенной авиагруппы переехали в новый аэропорт. К 1969 году авиапарк Целиноградского авиаотряда пополнился первым самолетом Антонов Ан-24. С появлением Ан-24 резко увеличились объемы перевозок пассажиров, почты и грузов. Люди стали летать во многие города бывшего Советского Союза. В 1975 году в аэропорту впервые приземлился Туполев Ту-154. С этого момента открыты регулярные рейсы Туполев Ту-154 по маршруту Алма-Ата - Целиноград - Москва. Исторической вехой для авиаторов Акмолы ( Нур-Султан ) стала смена столицы в 1998 году. Реконструкция аэродрома началась и завершилась в относительно короткие сроки: взлетно-посадочная полоса с искусственным покрытием была увеличена примерно на 3500 метров; также были расширены рулежная дорожка и перрон. Заменены системы освещения и радионавигационное оборудование. Построено VIP-здание, реконструирован аэровокзальный комплекс.
2 февраля 2005 года завершился масштабный проект реконструкции международного аэропорта: торжественным открытием нового пассажирского терминала площадью 25 000 квадратных метров. Количество стоек регистрации увеличено до 24 вместе с двумя багажными ремнями. В настоящее время Терминал 2 используется для обслуживания внутренних рейсов. 19 ноября 2015 года состоялось торжественное открытие Терминала деловой авиации площадью 2400 квадратных метров. Пропускная способность площадки BAT составляет 200 пассажиров в час. В здании аэровокзала разместились лаунж-бар, конференц-зал, комнаты для переговоров, удобства для пассажиров с детьми, магазин беспошлинной торговли, для гостей предусмотрено 52 парковочных места.
В рамках Программы развития инфраструктуры в 2017 году был построен новый пассажирский терминал для международных рейсов. Новый терминал площадью 47 000 квадратных метров добавляет к инфраструктуре аэропорта шесть новых стоянок для самолетов с посадочными рукавами и четыре автобусных посадочных маршрута, а также включает в себя разнообразие технологий и процессов, направленных на повышение качества обслуживания в аэропорту.
«N» означает международный аэропорт имени Нурсултана Назарбаева, а также название казахстанской столицы Нур-Султан. QZ - это аббревиатура от Qazaqstan согласно новой версии казахского алфавита, основанной на латинице.
Аэропорт является основным узлом из Эйр Астаны и является основной операционной базой для SCAT Airlines, носитель недорогим - FlyArystan, Qazaq Air. Он имеет два пассажирских терминала (Т1 и Т2), терминал деловой авиации, а также грузовые и ремонтные помещения. В 2019 году он обслужил 5 099 391 пассажира, что на 12,1% больше, чем в 2018 году, что делает его вторым по загруженности аэропортом в Казахстане. Самым загруженным по количеству пассажиров направлением является Алматы.
Аэропорт расположен на высоте 355 м (1165 футов) над средним уровнем моря. Аэропорт имеет одну активную взлетно - посадочную полосу в использовании назначенного 04/22 с асфальтом / бетонной поверхностью измерительной 3500 м × 45 м (11,483 FT × 148 футов). Аэропорт оборудован системой посадки по приборам (ILS) категории IIIA (в обоих направлениях) для безопасной посадки самолетов в очень плохих погодных условиях, а также позволяет самолетам приземляться в условиях плохой видимости, таких как туман. Аэропорт может принимать самолеты размером с Ил-76, Антонов Ан-124 Руслан и Боинг 747-400F.
Также он может принимать легкие самолеты и вертолеты всех типов.
Направление | Длина | Ширина | Поверхность | Годы эксплуатации | Последнее крупное улучшение | использование | ILS | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
22.04 | 11,483 футов 3,500 м | 149 футов 45 м | Бетон / Асфальт | 1931 - Настоящее время | 2019 г. | Основная взлетно-посадочная полоса | Кот. IIIA (в обе стороны) | Длина взлетно-посадочной полосы составляет 3500 метров, с опорными системами рулежных дорожек. Взлетно-посадочная полоса предназначена для прилетов и вылетов. |
Терминал | Открыт | Площадь пола | Грузоподъемность | Парковочные площадки |
---|---|---|---|---|
T1 - Международный терминал | 31 мая 2017 г. ; 4 года назад ( 2017-05-31) | 47 000 м2 | 5 200 000 | 6 (аэробридж) 4 (дистанционный) |
T2 - Терминал внутренних рейсов | 2 февраля 2005 г. ; 16 лет назад ( 2005-02-02) | 23 892 м2 | 3 000 000 | 6 (аэробридж) 4 (дистанционный) |
Общий | 1 декабря 1931 г. ; 89 лет назад ( 1931-12-01) | 70 892 м2 | 8 200 000 | 12 (аэробридж) 92 (дистанционный) |
Есть отдельные здания аэровокзалов для внутренних и международных рейсов. Оба терминала являются смежными, имеют общую парковку и имеют соединительный коридор для транзитных пассажиров.
Новый международный терминал (обозначенный «T1») открылся в июне 2017 года. Планы нового терминала предусматривают 5–6 новых выходов на посадку, дополняющих выходы в ранее существовавшем здании терминала. 47 000 кв. М. И завершил строительство к ЭКСПО 2017, и взял на себя роль Т1 - Международного терминала. Новый терминал добавляет к инфраструктуре аэропорта 6 новых стоянок для самолетов с посадочными рукавами и 4 посадочных маршрута для автобусов, а также включает в себя различные технологии и процессы, предназначенные для повышения качества обслуживания в аэропорту. В новом терминале площадь общепита составляет 1000 квадратных метров, торговые точки занимают 1300 квадратных метров.
Концепция здания T2 - терминала была разработана покойным японским архитектором Кишо Курокава. С открытием нового международного терминала старый терминал (теперь обозначенный как «T2») теперь предназначен для вылета и прилета внутренних рейсов. Т2 - был первоначальным и единственным терминалом на момент реконструкции аэропорта в 2005 году. 2 февраля 2005 года состоялось торжественное открытие пассажирского терминала Т2 аэропорта. Площадь терминала составляет более 25 тысяч квадратных метров. Количество стоек регистрации - 24, 2 багажных ремня. В оформлении аэропорта сочетаются восточные и западные традиции. В здании пять этажей, панорамные лифты, эскалаторы, аэромосты, салоны и система автоматической регистрации пассажиров, магазины аэропорта, рестораны, кафе, аптека, call-центр, Wi-Fi и другие объекты.
Следующие авиакомпании выполняют регулярные регулярные, сезонные и чартерные рейсы в и из Нур-Султана:
^ a China Southern Airlines выполняет рейсы из Нур-Султана в Гуанчжоу позывным CZ6014 с пересадкой в Урумчи. Этот рейс выполняется на Боинге 737-800.
Авиакомпании | Направления |
---|---|
Silk Way Airlines | Баку, Гонконг |
Турецкий груз | Гонконг, Стамбул – Ататюрк |
См. Исходный запрос Викиданных и источники.
Год | Пассажиры | Изменение по сравнению с предыдущим годом |
---|---|---|
2004 г. | 496 240 | 024,9% |
2005 г. | 657 550 | 032,5% |
2006 г. | 834 299 | 0 26,9% |
2007 г. | 1,171,000 | 0 40,4% |
2008 г. | 1,316,000 | 012,4% |
2009 г. | 1 309 000 | 0 0,5% |
2010 г. | 1,620,000 | 0 23,8% |
2011 г. | 1 984 000 | 0 22,5% |
2012 г. | 2 303 143 | 0 16,1% |
2013 | 2 609 431 | 0 13,3% |
2014 г. | 2 960 181 | 0 13,5% |
2015 г. | 3 366 560 | 0 13,7% |
2016 г. | 3 452 714 | 0 2,2% |
2017 г. | 4 294 145 | 0 24,8% |
2018 г. | 4,545,373 | 0 6,8% |
2019 г. | 5 099 391 | 0 12,1% |
Международный аэропорт Алматы был самым популярным внутренним маршрутом с 144 еженедельными рейсами.
Классифицировать | Область | Город | Аэропорт (ы) | ИАТА | Еженедельные отправления | Авиакомпании |
---|---|---|---|---|---|---|
1. | Алматы | Алматы | Международный аэропорт Алматы | ALA | 144 | Эйр Астана, FlyArystan, Qazaq Air, SCAT Airlines |
2. | Шымкент | Шымкент | Международный аэропорт Шымкент | CIT | 41 год | Эйр Астана, FlyArystan, Qazaq Air, SCAT Airlines |
3. | Атырауская обл. | Атырау | Международный аэропорт Атырау | GUW | 33 | Эйр Астана, FlyArystan, Qazaq Air, SCAT Airlines |
4. | Восточно-Казахстанская область | Усть-Каменогорск | Усть-Каменогорск: аэропорт | UKK | 30 | Эйр Астана, Qazaq Air, SCAT Airlines |
5. | Актюбинская область | Актобе | Международный аэропорт Актобе | AKX | 29 | Эйр Астана, FlyArystan, Qazaq Air, SCAT Airlines |
6. | Мангистауская область | Актау | Международный аэропорт Актау | ШОС | 19 | Эйр Астана, Авиакомпания SCAT |
7. | Жамбылская обл. | Тараз | Международный аэропорт Аулие-Ата | DMB | 19 | SCAT Airlines |
8. | Костанайская обл. | Костанай | Костанай аэропорт | KSN | 17 | FlyArystan, Qazaq Air, SCAT Airlines |
9. | Кызылординская область | Кызылорда | Кызылорда аэропорт | КЗО | 13 | Эйр Астана, FlyArystan |
10. | Западно-Казахстанская область | Устный | Аэропорт Орал Ак Жол | УРА | 10 | Эйр Астана |
Городские автобусные маршруты № 10 и 12 соединяют аэропорт с центром города Нур-Султан. Сервис доступен с 06:00 до 22:00 и курсирует из аэропорта (недалеко от аэропорта) до центра города и наоборот с промежуточными остановками между ними. Единый тариф - 150.
Аэропорт расположен на региональной дороге P3, примерно в 16,7 км (12 миль) от центра города и примерно в 25 минутах езды, в зависимости от загруженности дорог. Имеется большая парковка для автомобилей и мотоциклов. Такси также доступны прямо у здания аэровокзала на стоянке аэропорта ( Яндекс.Такси и inDriver ). Многие таксомоторные компании предлагают фиксированную ставку на поездки в / из аэропорта (обычно 1650), заказываемые через мобильное приложение.
СМИ, связанные с международным аэропортом Нурсултан Назарбаев, на Викискладе?