Теория сестринского дела определяется как «творческое и строгое структурирование идей, которые проецируют предварительный, целенаправленный и систематический взгляд на явления». Посредством систематических исследований, будь то медсестринские исследования или практика, медсестры могут накапливать знания, необходимые для улучшения ухода за пациентами. Теория относится к «связной группе общих положений, используемых в качестве принципов объяснения».
В начале истории сестринского дела было мало формальных знаний о сестринском деле. По мере развития медсестринского образования необходимость категоризации знаний привела к развитию теории медсестер, чтобы помочь медсестрам оценивать все более сложные ситуации по уходу за клиентами.
Теории медсестер дают план для размышлений, в котором нужно исследовать определенное направление, в котором план должен двигаться. При возникновении новых ситуаций эта структура обеспечивает механизм управления, расследования и принятия решений. Теории медсестер также управляют структурой для общения с другими медсестрами, а также с другими представителями и членами медицинской бригады. Теории сестринского дела помогают развитию сестринского дела в формулировании убеждений, ценностей и целей. Они помогают определить особый вклад медсестер в заботу о клиентах. Теория медсестер направляет исследования и практику.
Не все теории сестринского дела - уникальные теории медсестер; многие заимствованы или переданы другим дисциплинам. Теории, разработанные Нойманом, Ватсоном, Парсом, Орландо и Пеплау, считаются уникальными теориями ухода за больными. Теории и концепции, возникшие в смежных науках, были заимствованы медсестрами для объяснения и исследования явлений, характерных для медсестер.
Великие теории медсестринского дела имеют широчайший охват и содержат общие концепции и положения. Теории на этом уровне могут как отражать, так и обеспечивать понимание, полезное для практики, но не предназначены для эмпирической проверки. Это ограничивает использование великих теорий медсестер для управления, объяснения и прогнозирования медсестер в конкретных ситуациях. Однако эти теории могут содержать концепции, которые поддаются эмпирической проверке. Предполагается, что теории на этом уровне применимы ко всем случаям ухода за больными. Грандиозные теории состоят из концептуальных рамок, определяющих широкие перспективы практики и способов рассмотрения феномена ухода за больными на основе этих точек зрения.
Теории среднего медсестринского дела более узкие по охвату, чем большие теории медсестер, и предлагают эффективный мост между великими теориями медсестер и сестринской практикой. Они представляют концепции и более низкий уровень абстракции, а также направляют теоретические исследования и стратегии сестринской практики. Одним из отличительных признаков теории среднего уровня по сравнению с великими теориями является то, что теории среднего уровня более осязаемы и поддаются проверке посредством тестирования. Функции теорий среднего уровня включают описание, объяснение или предсказание явления. Теории среднего уровня просты, понятны, универсальны и учитывают ограниченное количество переменных и ограниченный аспект реальности.
Теории сестринской практики имеют самый ограниченный объем и уровень абстракции и разработаны для использования в определенном диапазоне сестринских ситуаций. Теории сестринской практики обеспечивают основу для медсестринских вмешательств и предсказывают результаты и влияние сестринской практики. Возможности этих теорий ограничены, и они анализируют узкий аспект явления. Теории сестринской практики обычно относятся к конкретному сообществу или дисциплине.
Модели медсестер обычно описываются как представление реальности или более простой способ организации сложного явления. Модель сестринского дела - это объединение обеих концепций и допущений, которые объединяют их в значимую структуру. Модель - это способ представить ситуацию таким образом, чтобы она показывала логические термины, чтобы продемонстрировать структуру исходной идеи. Термин «модель сестринского дела» не может использоваться как синоним теории сестринского дела.
Модель сестринского дела состоит из трех основных компонентов:
Первым важным шагом в развитии идей о сестринском деле является выработка телесного подхода, необходимого для ухода за больными, а затем анализ убеждений и ценностей, связанных с ними.
Метапарадигма содержит философские мировоззрения и концепции, уникальные для данной дисциплины, и определяет границы, которые отделяют ее от других дисциплин. Метапарадигма предназначена для того, чтобы помочь другим проводить исследования и использовать концепции для академических кругов в рамках этой дисциплины. Метапарадигма медсестер состоит из четырех основных понятий: человек, здоровье, окружающая среда и уход.
Каждая теория регулярно определяется и описывается медсестрой-теоретиком. Основным фокусом медсестры из четырех различных общих понятий является человек (пациент).
Флоренс Найтингейл намеренно исключена из этого списка. Соловей на самом деле никогда не формулировал теорию сестринского дела, но был посмертно аккредитован на то, чтобы сформулировать некоторые из них другими, которые классифицировали ее личные дневники и коммуникации в теоретические рамки.
Также не включены многие медсестры, которые улучшили идеи этих теоретиков, не развивая собственного теоретического видения.