Ядерное оружие и Израиль

редактировать

Смотрите также: Израиль и оружие массового поражения
Государство Израиль
Расположение государства Израиль
Дата начала ядерной программы Неизвестно (оценка 1948 или 1949)
Первое испытание ядерного оружия Неизвестно (сообщенный партнер в ранних французских испытаниях 1960 года, сообщенный местный израильский подземный тест 1963 года, сообщенный израильский испытатель во время инцидента Vela 1979)
Первое испытание термоядерного оружия Неизвестный
Последнее ядерное испытание Неизвестный
Самый большой тест урожайности Неизвестный
Всего тестов Неизвестный
Текущие запасы Неизвестно (по оценкам, 80–400 боеголовок)
Текущий стратегический арсенал Неизвестный
Совокупный стратегический арсенал в мегатоннаже Неизвестный
Максимальная дальность стрельбы Неизвестно (оценка до 11500 км)
NPT сторона Нет

Государство Израиля широко полагают, обладает ядерным оружием. По оценкам, запасы Израиля составляют от 80 до 400 ядерных боеголовок, и страна, как полагают, обладает способностью доставлять их несколькими способами, в том числе самолетами, в виде крылатых ракет подводных лодок и с помощью серии баллистических ракет средней и межконтинентальной дальности Иерихон. ракеты. Предполагается, что его первая поставка ядерного оружия была завершена в конце 1966 или начале 1967 года; что сделало бы его шестой страной в мире, разработавшей их.

Однако Израиль придерживается политики преднамеренной двусмысленности, никогда официально не отрицая и не признавая наличие ядерного оружия, вместо этого на протяжении многих лет повторяя, что «Израиль не будет первой страной, которая представит ядерное оружие на Ближнем Востоке ». Израиль также отказался подписать Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), несмотря на международное давление с целью сделать это, заявив, что это противоречит интересам его национальной безопасности.

Кроме того, Израиль разработал Begin Учения о борьбе с распространением и превентивных ударов, отрицая другие региональным игрокам возможность приобрести собственное ядерное оружие. ВВС Израиля провели операцию оперы и операции Orchard, уничтожая иракских и сирийских ядерных реакторов в 1981 и 2007 годах, соответственно, и Stuxnet вредоносных программ, которые серьезно повреждены иранские ядерные объекты в 2010 году, как полагают, были разработаны Израилем. По состоянию на 2019 год Израиль остается единственной страной на Ближнем Востоке, которая, как считается, обладает ядерным оружием. Самсон Вариант относится к Израиля сдерживающего стратегии в массированного ответного удара с применением ядерного оружия в качестве «последнего средства» против страны, чьи военные вторглись и / или разрушила большую часть Израиля.

Израиль начал исследования в ядерной сфере вскоре после провозглашения независимости в 1948 году и при сотрудничестве Франции тайно начал строительство Центра ядерных исследований имени Шимона Переса Негева, объекта недалеко от Димоны, где в конце 1950-х годов размещался ядерный реактор и завод по переработке. Первые подробные сведения об оружейной программе появились 5 октября 1986 года, когда СМИ освещали откровения Мордехая Вануну, техника, ранее работавшего в центре. Вскоре Вануну был похищен Моссадом и возвращен в Израиль, где он был приговорен к 18 годам тюремного заключения за государственную измену и шпионаж.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 История развития
    • 1.1 До Димоны, 1949–1956 гг.
    • 1.2 Димона, 1956–1965 гг.
      • 1.2.1 Переговоры
      • 1.2.2 Раскопки
      • 1.2.3 Создание ЛЕКЕМ
      • 1.2.4 Разлом между Израилем и Францией
      • 1.2.5 Противостояние 1963 года между Израилем и США
      • 1.2.6 Британская и норвежская помощь
    • 1.3 Критичность
      • 1.3.1 Затраты
    • 1.4 Производство оружия с 1966 г. по настоящее время
  • 2 Ядерные испытания
  • 3 откровения
    • 3.1 Центр ядерных исследований Негева (Димона)
    • 3.2 Производство оружия
    • 3.3 Южноафриканские документы
    • 3.4 Давление США
  • 4 Запасы
  • 5 Системы доставки
    • 5.1 Ракеты
    • 5.2 Самолет
    • 5.3 Подводные лодки
    • 5.4 Другое
  • 6 Политика
    • 6.1 Владение
    • 6.2 Доктрина
    • 6.3 Развертывание
    • 6.4 Сохранение ядерного превосходства
      • 6.4.1 Ирак
      • 6.4.2 Сирия
      • 6.4.3 Иран
    • 6.5 Договор о нераспространении ядерного оружия и резолюции Организации Объединенных Наций
  • 7 Примечания
  • 8 ссылки
  • 9 Библиография
  • 10 Дальнейшее чтение
  • 11 Внешние ссылки

История развития

Перед Димоной, 1949–1956 гг.

Первый премьер-министр Израиля Давид Бен-Гурион был «почти одержим» получением ядерного оружия, чтобы предотвратить повторение Холокоста. Он заявил: «То, что Эйнштейн, Оппенгеймер и Теллер, трое из них евреи, сделано для Соединенных Штатов, также может быть сделано учеными в Израиле для своего народа». Бен-Гурион решил нанять еврейских ученых из-за границы еще до окончания арабо-израильской войны 1948 года, которая установила независимость Израиля. Он и другие, такие как глава Института науки Вейцмана и ученый министерства обороны Эрнст Давид Бергманн, верили и надеялись, что еврейские ученые, такие как Оппенгеймер и Теллер, помогут Израилю.

В 1949 годе подразделение Армии обороны Израиля научного корпуса, известном под Еврейской аббревиатурой Hemed гимел, началось два года геологических исследований в Негеве. Хотя предварительное исследование изначально было вызвано слухами о нефтяных месторождениях, одной из целей более длительного двухлетнего исследования было обнаружение источников урана ; некоторые небольшие извлекаемые количества были обнаружены в фосфатных месторождениях. В том же году Хемед Гиммель профинансировал учебу за границей шести израильских аспирантов-физиков, в том числе одного, который поступил в Чикагский университет и учился у Энрико Ферми, который руководил первой в мире искусственной и самоподдерживающейся цепной ядерной реакцией. В начале 1952 года Хемед Гиммель был переведен из Армии обороны Израиля в Министерство обороны и был реорганизован в Отдел исследований и инфраструктуры (EMET). В июне того же года Бен-Гурион назначил Бергманна первым председателем Комиссии по атомной энергии Израиля (IAEC).

Хемед Гиммель был переименован в Machon 4 во время передачи и использовался Бергманном в качестве «главной лаборатории» IAEC; К 1953 году Махон-4, работая с отделом изотопных исследований Института Вейцмана, разработал возможность извлечения урана из фосфата в Негеве и новый метод производства местной тяжелой воды. Эти методы были на два года более совершенными, чем попытки американцев. Бергманн, который был заинтересован в расширении ядерного сотрудничества с Францией, продал оба патента Commissariat à l'énergie atomique (CEA) за 60 миллионов франков. Хотя они никогда не были коммерциализированы, это был важный шаг для будущего французско-израильского сотрудничества. Кроме того, израильские ученые, вероятно, помогли построить реактор для производства плутония G-1 и завод по переработке UP-1 в Маркуле. Франция и Израиль поддерживали тесные отношения во многих областях. Франция была основным поставщиком оружия для нового еврейского государства, и по мере того, как нестабильность распространилась по французским колониям в Северной Африке, Израиль предоставил ценные разведывательные данные, полученные в результате контактов с евреями-сефардами в этих странах. В то же время израильские ученые также наблюдали за собственной ядерной программой Франции и были единственными иностранными учеными, которым разрешалось «по своему желанию» передвигаться по ядерному объекту в Маркуле. Помимо отношений между израильскими и французскими еврейскими и нееврейскими исследователями, французы считали, что сотрудничество с Израилем может дать им доступ к международным еврейским ученым-ядерщикам.

После того, как президент США Дуайт Эйзенхауэр объявил об инициативе « Атом для мира», Израиль стал второй страной, подписавшей ее (после Турции), и 12 июля 1955 года подписал с США соглашение о сотрудничестве в мирной ядерной области. Кульминацией этого стала публичная церемония подписания. 20 марта 1957 г. - строительство «небольшого исследовательского реактора в бассейне в Нахал-Сорек », который будет использоваться для прикрытия строительства гораздо более крупного объекта с французами в Димоне.

В 1986 году Франсис Перрен, верховный комиссар Франции по атомной энергии с 1951 по 1970 год, публично заявил, что в 1949 году израильские ученые были приглашены в Центр ядерных исследований Сакле, и это сотрудничество привело к совместным усилиям, включая обмен знаниями между французскими и израильскими учеными, особенно теми, кто со знаниями Манхэттенского проекта. По словам подполковника Уорнера Д. Фарра в отчете Центру по противодействию распространению ядерного оружия ВВС США, в то время как Франция ранее была лидером в ядерных исследованиях, «Израиль и Франция после войны имели схожий уровень знаний, и израильские ученые могли внести значительный вклад в дело Франции. В начале пятидесятых годов прогресс в ядерной науке и технологиях во Франции и Израиле оставался тесно связанным ». Кроме того, по словам Фарра, «на французских ядерных испытаниях присутствовало несколько израильских наблюдателей, и израильтяне имели« неограниченный доступ к французским данным о ядерных испытаниях »».

Димона, 1956–1965 гг.

Основная статья: Центр ядерных исследований Негева

Переговоры

Французы оправдывали свое решение предоставить Израилю ядерный реактор тем, что это не беспрецедентно. В сентябре 1955 года Канада публично объявила, что поможет индийскому правительству построить тяжеловодный исследовательский реактор, реактор CIRUS, для «мирных целей». Когда президент Египта Гамаль Абдель Насер национализировал Суэцкий канал, Франция предложила Израилю атаковать Египет и вторгнуться на Синай в качестве предлога для Франции и Великобритании для вторжения в Египет, выдавая себя за «миротворцев» с истинным намерением захватить Суэцкий канал (см. Суэцкий кризис ). В обмен Франция предоставит ядерный реактор в качестве основы для израильской программы создания ядерного оружия. Шимон Перес, предчувствуя возможность ядерного реактора, согласился. 17 сентября 1956 года Перес и Бергманн достигли предварительного соглашения в Париже о том, что CEA продаст Израилю небольшой исследовательский реактор. Это было подтверждено Пересом на Севрском протоколе конференции в конце октября о продаже реактора, который будет построен недалеко от Димоны, и о поставках уранового топлива.

В то время Израиль извлек выгоду из необычно произраильского французского правительства. После того, как Суэцкий кризис привел к угрозе советской интервенции, и британцы и французы были вынуждены уйти под давлением США, Бен-Гурион отправил Переса и Голду Меир во Францию. Во время их обсуждений была заложена основа для того, чтобы Франция построила более крупный ядерный реактор и завод по переработке химических веществ, и премьер-министр Ги Молле, стыдясь того, что отказался от своих обязательств перед товарищами- социалистами в Израиле, якобы сказал своему помощнику: «Я обязан бомбой. им », в то время как генерал Поль Эли, начальник штаба обороны, сказал:« Мы должны дать им это, чтобы гарантировать их безопасность, это жизненно важно ». Преемник Молле Морис Бурже-Монури заявил: «Я дал вам [израильтянам] бомбу, чтобы предотвратить новый Холокост от еврейского народа и чтобы Израиль мог противостоять своим врагам на Ближнем Востоке».

Французско-израильские отношения были завершены 3 октября 1957 года двумя соглашениями, содержание которых остается в секрете: одно политическое, в котором объявлено, что проект предназначен для мирных целей и оговариваются другие юридические обязательства, и одно техническое, в котором описывается 24- мегаваттный эл. 102 реактор. Один на самом деле построен должно было быть два-три раза больше, и быть в состоянии производить 22 кг из плутония в год. Когда реактор прибыл в Израиль, премьер-министр Бен-Гурион заявил, что его цель - предоставить насосную станцию ​​для опреснения миллиарда галлонов морской воды ежегодно и превращения пустыни в «сельскохозяйственный рай». Шесть из семи членов Комиссии по атомной энергии Израиля незамедлительно ушли в отставку, заявив, что реактор был предшественником «политического авантюризма, который объединит мир против нас».

Раскопки

Перед началом строительства было определено, что масштабы проекта будут слишком велики для команды EMET и IAEC, поэтому Шимон Перес нанял полковника Манеса Пратта, тогдашнего военного атташе Израиля в Бирме, на должность руководителя проекта. Строительство началось в конце 1957 или начале 1958 года, в результате чего сотни французских инженеров и техников прибыли в районы Беэр-Шева и Димона. Кроме того, для раскопок были привлечены тысячи недавно иммигрировавших евреев-сефардов ; чтобы обойти строгие законы о труде, их нанимали по частям по 59 дней, разделенных одним выходным днем.

Создание ЛЕКЕМ

К концу 1950-х Шимон Перес создал и назначил новую разведывательную службу, которой было поручено обыскивать земной шар и тайно обеспечивать безопасность технологий, материалов и оборудования, необходимых для программы, любыми необходимыми средствами. В конечном итоге новая служба будет называться ЛЕКЕМ (произносится как ЛАКАМ, на иврите аббревиатура от «Бюро по связям с наукой»). Перес назначил на это задание начальника внутренней безопасности ЦАХАЛа Бенджамина Блумберга. В качестве главы LEKEM Блумберг станет ключевой фигурой в разведывательном сообществе Израиля, координируя действия агентов по всему миру и обеспечивая безопасность важнейших компонентов программы.

Разрыв между Израилем и Францией

Когда Шарль де Голль стал президентом Франции в конце 1958 года, он хотел положить конец французско-израильскому сотрудничеству в ядерной области и заявил, что не будет поставлять Израилю уран, если завод не будет открыт для международных инспекторов, объявлен мирным и не будет переработан плутоний. Посредством расширенной серии переговоров Шимон Перес, наконец, достиг компромисса с министром иностранных дел Морисом Кувом де Мюрвилем более двух лет спустя, в котором французские компании смогут продолжать выполнять свои контрактные обязательства, а Израиль объявит проект мирным. Из-за этого помощь Франции не прекращалась до 1966 года. Однако поставка уранового топлива была прекращена раньше, в 1963 году. Несмотря на это, французская урановая компания, базирующаяся в Габоне, могла продать Израилю уран в 1965 году. Правительство США начало расследование, но не смог определить, имела ли место такая продажа.

Противостояние 1963 года между Израилем и США

Откровенный портрет Кеннеди и Бен-Гуриона, стоящих друг напротив друга, одетых официально, Кеннеди с руками в карманах пиджака. Кеннеди и Бен-Гурион в 1961 году.

В 2019 году израильская газета Haaretz сообщила, что на протяжении весны и лета 1963 года лидеры США и Израиля - президент Джон Ф. Кеннеди и премьер-министры Давид Бен-Гурион и Леви Эшколь - вели серьезную битву за завещания по ядерной программе Израиля. Напряженность была незаметна для общественности обеих стран, и лишь несколько высокопоставленных официальных лиц с обеих сторон знали о серьезности ситуации. По словам Юваля Неемана, Эшколь, преемник Бен-Гуриона, и его соратники видели, что Кеннеди предъявляет Израилю реальный ультиматум. По словам Неемана, бывшего командующего ВВС Израиля генерал-майора (рез.) Дана Толковски, всерьез опасались, что Кеннеди может отправить американские воздушно-десантные войска в Димону, где находится ядерный комплекс Израиля.

25 марта 1963 года президент Кеннеди и директор ЦРУ Джон А. Маккоун обсудили израильскую ядерную программу. По словам Маккоуна, Кеннеди поднял «вопрос об обретении Израилем ядерного потенциала», и Маккоун предоставил Кеннеди оценку Кента ожидаемых негативных последствий ядерной политики Израиля. По словам Маккоуна, Кеннеди затем проинструктировал советника по национальной безопасности Макджорджа Банди направить госсекретаря Дина Раск, в сотрудничестве с директором ЦРУ и председателем AEC, представить предложение «относительно того, как в той или иной форме могут быть введены международные или двусторонние меры безопасности США. для защиты от упомянутого непредвиденного обстоятельства ". Это также означало, что «следующая неофициальная инспекция израильского реакторного комплекса [должна]… быть проведена незамедлительно и… быть как можно тщательнее».

2 апреля 1963 года посол Барбур встретился с премьер-министром Бен-Гурионом и представил американскую просьбу о его «согласии на полугодовые визиты в Димону, возможно, в мае и ноябре, с полным доступом ко всем частям и приборам на объекте квалифицированными специалистами. Ученые США ". Бен-Гурион, очевидно застигнутый врасплох, ответил, что этот вопрос придется отложить до окончания Песаха, который в том году закончился 15 апреля. Чтобы еще больше подчеркнуть эту мысль, два дня спустя помощник госсекретаря Талбот вызвал посла Израиля Хармана на встречу с ним. Госдепартамент и представил ему дипломатический демарш об инспекциях. Это послание Бен-Гуриону стало первым залпом в «жесточайшем американо-израильском противостоянии по поводу израильской ядерной программы».

26 апреля 1963 года, более чем через три недели после первоначального требования США в отношении Димоны, Бен-Гурион ответил Кеннеди семистраничным письмом, в котором основное внимание уделялось широким вопросам безопасности Израиля и региональной стабильности. Утверждая, что Израиль столкнулся с беспрецедентной угрозой, Бен-Гурион сослался на призрак «еще одного Холокоста» и настаивал на том, что безопасность Израиля должна быть защищена совместными внешними гарантиями безопасности, которые будут продлены США и Советским Союзом. Кеннеди, однако, был полон решимости не позволить Бен-Гуриону сменить тему. 4 мая 1963 года он ответил премьер-министру, заверив его, что, хотя «мы внимательно следим за текущими событиями в арабском мире», что касается предложения Бен-Гуриона о совместной декларации сверхдержавы, Кеннеди отверг как его практичность, так и его политический характер. мудрость. Кеннеди гораздо меньше беспокоило «раннее нападение арабов», чем «успешное развитие передовых наступательных систем, с которыми, как вы говорите, невозможно было справиться с помощью имеющихся в настоящее время средств».

Кеннеди не поддавался Димоне, и разногласия стали для него «болью в шее», как позже писал Роберт Комер. Конфронтация с Израилем обострилась, когда 15 июня Госдепартамент передал последнее письмо Кеннеди в посольство в Тель-Авиве для немедленной доставки Бен-Гуриону послом Барбуром. В письме Кеннеди конкретизировал свою настойчивость в отношении визитов раз в два года с рядом подробных технических условий. Это письмо было сродни ультиматуму: если правительство США не сможет получить «достоверную информацию» о состоянии проекта Димона, «приверженность и поддержка Вашингтона Израилю» может быть «серьезно поставлена ​​под угрозу». Но письмо Бен-Гуриону так и не представили. Телеграмма с письмом Кеннеди прибыла в Тель-Авив в субботу, 15 июня, за день до заявления Бен-Гуриона о своей отставке, решения, ошеломившего его страну и мир. Бен-Гурион никогда не объяснял ни письменно, ни устно, что привело его к отставке, кроме «личных причин». Он отрицал, что его шаг был связан с какими-либо конкретными политическими проблемами, но вопрос о том, в какой степени давление Кеннеди на Димону сыграло роль, остается открытым для обсуждения по сей день.

5 июля, менее чем через 10 дней после того, как Леви Эшколь сменил Бен-Гуриона на посту премьер-министра, посол Барбур доставил ему первое письмо президента Кеннеди. Это письмо было фактически копией недоставленного письма Бен-Гуриону от 15 июня. Как заявил Ювал Нееман, для Эшколя и его советников сразу стало очевидно, что требования Кеннеди сродни ультиматуму и, таким образом, представляют собой кризис в процессе становления. Ошеломленный Эшколь в своем первом и промежуточном ответе 17 июля попросил больше времени для изучения темы и консультаций. Премьер отметил, что, хотя он надеялся, что дружба между США и Израилем будет расти под его контролем, «Израиль сделает то, что он должен сделать для своей национальной безопасности и защиты своих суверенных прав». Барбур, очевидно, желая смягчить резкость письма, заверил Эшколя, что заявление Кеннеди было «фактическим»: критики прочных американо-израильских отношений могут осложнить дипломатические отношения, если Димона останется без проверки.

19 августа, после шести недель консультаций, в результате которых было выработано по меньшей мере восемь различных проектов, Эшколь вручил Барбору свой письменный ответ на требования Кеннеди. Он начался с повторения прошлых заверений Бен-Гуриона в том, что цель Димоны была мирной. Что касается запроса Кеннеди, Эшколь написал, что, учитывая особые отношения между двумя странами, он решил разрешить регулярные визиты представителей США на объект в Димоне. По конкретному вопросу графика Эшколь предложил - как Бен-Гурион в своем последнем письме Кеннеди - что конец 1963 года будет временем для первого визита: к тому времени, как он писал, «французская группа передаст реактор. обращайтесь к нам, и он проведет общие испытания и измерения своих физических параметров при нулевой мощности ".

Эшколь не уточнил предполагаемую частоту посещений. Эшколь проигнорировал требование Кеннеди о двухгодичных турах, избегая при этом прямого вызова просьбе Кеннеди. «Рассмотрев эту просьбу, я считаю, что мы сможем договориться о будущем графике визитов», - написал Эшколь. Короче говоря, премьер-министр разделил разницу: чтобы положить конец конфронтации, он согласился на «регулярные визиты» американских ученых, но он не согласился с идеей скорейшего визита, которого хотел Кеннеди, и уклонился от четкого обязательства проводить инспекции раз в два года. В благодарном ответе Кеннеди не упоминалось об этих расхождениях, но предполагалось общее согласие относительно «регулярных посещений».

После письма Эшколя первый из долгожданных регулярных инспекционных визитов в Димону состоялся в середине января 1964 года, через два месяца после убийства Кеннеди. Израильтяне сказали американским посетителям, что реактор вышел из строя всего несколькими неделями ранее, но это утверждение не соответствовало действительности. Годы спустя Израиль признал, что реактор Димона был введен в эксплуатацию в середине 1963 года, как первоначально предполагала администрация Кеннеди.

Оказалось, что настойчивые требования Кеннеди о посещении Димоны два раза в год не были реализованы после его смерти. Официальные лица правительства США по-прежнему интересовались таким графиком, и президент Линдон Б. Джонсон действительно поднял этот вопрос перед Эшколем, но он никогда не настаивал на этом вопросе так, как это делал Кеннеди.

В конце концов, конфронтация между президентом Кеннеди и двумя премьер-министрами Израиля привела к серии из шести американских инспекций ядерного комплекса Димона, которые проводились один раз в год с 1964 по 1969 год. Они никогда не проводились в строгих условиях, изложенных Кеннеди в его письмах.. Хотя преемник Кеннеди оставался приверженным делу нераспространения ядерного оружия и поддерживал американские инспекционные визиты в Димону, он гораздо меньше беспокоился о том, чтобы заставить израильтян выполнять условия Кеннеди. Оглядываясь назад, можно сказать, что это изменение отношения спасло израильскую ядерную программу.

Британская и норвежская помощь

Совершенно секретные британские документы, полученные BBC Newsnight, показывают, что Великобритания осуществила сотни секретных поставок запрещенных материалов в Израиль в 1950-х и 1960-х годах. В их число входили специальные химические вещества для переработки и образцы делящегося материала - уран-235 в 1959 году и плутоний в 1966 году, а также высокообогащенный литий-6, который используется для ускорения ядерных бомб и топлива водородных бомб. Расследование также показало, что Великобритания отправила 20 тонн тяжелой воды непосредственно в Израиль в 1959 и 1960 годах для запуска реактора Димона. Сделка была проведена через норвежскую подставную компанию Noratom, которая взимала комиссию в размере 2% от сделки. Британию оспаривали сделку по тяжелой воде в Международном агентстве по атомной энергии после того, как она была обнародована в Newsnight в 2005 году. Министр иностранных дел Великобритании Ким Хауэллс заявил, что это была продажа Норвегии. Но бывший офицер британской разведки, расследовавший сделку в то время, подтвердил, что на самом деле это была продажа Израилю, а контракт с Норатомом был просто шарадой. В марте 2006 года министерство иностранных дел наконец признало, что Великобритания всегда знала, что местом назначения был Израиль. Израиль допускает, что реактор Димона работает на норвежской тяжелой воде с 1963 года. Французские инженеры, которые помогали строить Димону, говорят, что израильтяне были опытными операторами, поэтому за годы, прошедшие с момента первого пуска реактора в эксплуатацию, была потеряна лишь относительно небольшая часть воды.

Критичность

В 1961 году премьер-министр Израиля Давид Бен-Гурион проинформировал премьер-министра Канады Джона Дифенбейкера о том, что в Димоне будет построен пилотный завод по выделению плутония. На основании этой и другой информации британская разведка пришла к выводу, что это «может означать только то, что Израиль намеревается произвести ядерное оружие». В 1962 году ядерный реактор в Димоне вышел из строя. После разрыва отношений Израиля с Францией, как сообщается, израильское правительство обратилось к Аргентине. Правительство Аргентины согласилось продать Израилю желтый кек (оксид урана). В период с 1963 по 1966 год около 90 тонн желтого кека якобы было тайно отправлено в Израиль из Аргентины. К 1965 году израильский завод по переработке был завершен и готов к переработке топливных стержней реактора в оружейный плутоний.

Расходы

Точные затраты на строительство израильской ядерной программы неизвестны, хотя позже Перес сказал, что реактор стоил 80 миллионов долларов в 1960 году, половина из которых была собрана иностранными еврейскими донорами, в том числе многими американскими евреями. Некоторым из этих жертвователей была проведена экскурсия по комплексу Димона в 1968 году.

Производство оружия с 1966 г. по настоящее время

Завершенный комплекс Димона, вид со спутника Корона США, 11 ноября 1968 года.

Считается, что Израиль начал полномасштабное производство ядерного оружия после Шестидневной войны 1967 года, хотя он создал свое первое действующее ядерное оружие к декабрю 1966 года. В отчете Центрального разведывательного управления (ЦРУ) от начала 1967 года говорилось, что Израиль имел материалы для создания бомбы за шесть-восемь недель, и некоторые авторы предполагают, что у Израиля были две грубые бомбы, готовые к использованию во время войны. По словам американского журналиста Сеймура Херша, на данный момент все было готово к производству, за исключением официального приказа. Израиль переступил ядерный порог накануне Шестидневной войны в мае 1967 года ». [Премьер-министр Леви] Эшколь, согласно ряду израильских источников, тайно приказал ученым Димоны [ядерный реактор] собрать два грубых ядерных устройства. Он поставил их под командование бригадного генерала Ицхака Яакова, начальника отдела исследований и разработок министерства обороны Израиля. Один чиновник сказал, что операция называлась «Паук», потому что ядерные устройства представляли собой неэлегантные устройства с торчащими придатками. подготовлены к развертыванию на грузовиках, которые могут мчаться к египетской границе для взрыва в случае, если арабские силы преодолеют оборону Израиля ".

В другом отчете ЦРУ от 1968 года говорится, что «Израиль может предпринять программу создания ядерного оружия в ближайшие несколько лет». Моше Даян, тогдашний министр обороны, считал, что ядерное оружие дешевле и практичнее, чем бесконечное увеличение обычных вооружений Израиля. Он убедил министра финансов Лейбористской партии Пинхаса Сапира в ценности начала программы, проведя для него экскурсию по объекту Димона в начале 1968 года, и вскоре после этого Даян решил, что у него есть полномочия приказать начать полное производство четырех до пяти ядерных боеголовок в год. Херш заявил, что широко распространено мнение, что слова « Never Again » на английском и иврите были приварены к первой боеголовке.

Для производства плутония израильтянам требовалось большое количество урановой руды. В 1968 году Моссад приобрел 200 тонн из Союза миньер дю Катанга, в бельгийской горнодобывающей компании, под предлогом покупки его для итальянской химической компании в Милане. Как только уран был отправлен из Антверпена, он был передан на израильское грузовое судно в море и доставлен в Израиль. Спланированное исчезновение урана, получившее название « Операция Плумбат», стало предметом книги 1978 года «Дело Пламбата».

Оценки того, сколько боеголовок Израиль построил с конца 1960-х годов, варьировались, в основном, в зависимости от количества делящегося материала, которое могло быть произведено, и на откровениях израильского техника-ядерщика Мордехая Вануну.

Фотография Мордехая Вануну перчаточного ящика Негевского центра ядерных исследований, содержащего ядерные материалы в сборке модели бомбы, одна из примерно 60 фотографий, которые он позже передал британской прессе.

К 1969 году министр обороны США Мелвин Лэрд считал, что в этом году у Израиля может быть ядерное оружие. Позже в том же году президент США Ричард Никсон на встрече с премьер-министром Израиля Голдой Меир потребовал от Израиля «не вводить ядерное оружие на видном месте и не проводить программу ядерных испытаний », тем самым сохраняя политику ядерной двусмысленности. Перед войной Судного дня Перес, тем не менее, хотел, чтобы Израиль публично продемонстрировал свой ядерный потенциал, чтобы предотвратить нападение арабов, и страх перед израильским ядерным оружием, возможно, препятствовал тому, чтобы военная стратегия арабов во время войны была столь агрессивной, какой она могла бы быть.

ЦРУ полагало, что первые израильские бомбы могли быть сделаны из высокообогащенного урана, украденного в середине 1960-х годов с завода по производству ядерного топлива ВМС США, принадлежащего Корпорации ядерных материалов и оборудования, где небрежный учет материалов мог бы замаскировать кражу.

К 1974 году американское разведывательное сообщество считало, что Израиль накопил небольшое количество оружия деления, и к 1979 году, возможно, был в состоянии испытать более совершенное небольшое тактическое ядерное оружие или спусковой механизм термоядерного оружия.

ЦРУ полагало, что количество израильских ядерных боеприпасов оставалось от 10 до 20 с 1974 до начала 1980-х годов. В информации Вануну в октябре 1986 года говорилось, что на основе реактора, работающего на 150 мегаватт и производящего 40 кг плутония в год, у Израиля было от 100 до 200 ядерных устройств. Вануну показал, что между 1980 и 1986 годами Израиль получил возможность создавать термоядерное оружие. К середине 2000-х годов оценка арсенала Израиля составляла от 75 до 400 ядерных боеголовок.

Появилось несколько сообщений, в которых утверждалось, что у Израиля есть производственные мощности по обогащению урана в Димоне. Вануну утверждал, что газовые центрифуги работали в Махоне 8 и что установка лазерного обогащения работала в Махоне 9 (Израиль имеет патент 1973 года на лазерное разделение изотопов ). По словам Вануну, завод в промышленных масштабах работает с 1979–1980 годов. Если высокообогащенный уран производится в значительных количествах, то ядерный арсенал Израиля может быть намного больше, чем предполагалось исключительно за счет производства плутония.

Только в 1991 году, когда Советский Союз распался, в Израиль, как сообщается, эмигрировали около 20 ведущих советских ученых-евреев, некоторые из которых принимали участие в эксплуатации атомных электростанций и проектировании советских реакторов следующего поколения. В сентябре 1992 года пресса цитировала немецкую разведку, согласно которой с 1989 года в Израиль эмигрировали 40 ведущих советских ученых-ядерщиков-евреев.

В интервью 2010 года Узи Эйлам, бывший глава израильской комиссии по атомной энергии, сказал израильской ежедневной газете Maariv, что ядерный реактор в Димоне претерпел значительные улучшения и реконструкцию и теперь функционирует как новый, без проблем с безопасностью или опасностей для окружающей среды. окружающая среда или регион.

Ядерные испытания

Основные статьи: Испытания ядерного оружия и инцидент с Вела

По словам подполковника Уорнера Д. Фарра в отчете Центру по борьбе с распространением военно-воздушных сил США, значительное горизонтальное распространение произошло между Израилем и Францией, до которых не было ядерного оружия, и говорится, что «французское ядерное испытание в 1960 году сделало две ядерные державы, а не одну - такова была ситуация. глубина сотрудничества »и что« израильтяне имели неограниченный доступ к французским данным о ядерных испытательных взрывах », что сводило к минимуму необходимость в ранних израильских испытаниях, хотя это сотрудничество охладилось после успеха французских испытаний.

В июне 1976 года армейский журнал Западной Германии Wehrtechnik («военная технология») утверждал, что в отчетах западной разведки зафиксировано, что Израиль проводил подземные испытания в Негеве в 1963 году. Книга Тайсира Нашифа « Ядерное оружие на Ближнем Востоке: размеры и ответственность » цитирует другие сообщения о том, что 2 ноября 1966 года страна могла провести неядерное испытание, предполагавшее нулевую мощность или взрыв в природе в израильской пустыне Негев.

22 сентября 1979 года Израиль мог быть вовлечен в возможное испытание ядерной бомбы, также известное как инцидент в Веле, в южной части Индийского океана. При тогдашнем президенте США Джимми Картере был создан комитет, который возглавил профессор Джек Руина из Массачусетского технологического института. Большинство членов комитета предположили, что корабли ВМС Южной Африки вышли из порта Саймонстаун, недалеко от Кейптауна, в секретное место в Индийском океане, где они провели ядерное испытание. Комитет определил испытанное ядерное устройство как компактное и особенно чистое, выделяющее мало радиоактивных осадков, что делает практически невозможным его точное определение. Другая оценка комитета пришла к выводу, что из пушки был выпущен ядерный артиллерийский снаряд, и обнаруженное испытание было сосредоточено на небольшом тактическом ядерном оружии. После отказа от своей программы создания ядерного оружия Южная Африка обнаружила, что имеет только шесть больших примитивных атомных бомб, доставляемых самолетами, седьмая строится, но никаких сложных миниатюрных устройств размером с артиллерийский снаряд. Профессор Авнер Коэн, профессор Института международных исследований Миддлбери и директор образовательной программы и старший научный сотрудник Центра исследований нераспространения Джеймса Мартина, заявил в отношении инцидента в Веле, что «сейчас, 40 лет спустя, существует научная и исторический консенсус в том, что это было ядерное испытание и что оно должно было быть израильским ". В том, что они назвали «Последним секретом Шестидневной войны», The New York Times сообщила, что за несколько дней до Шестидневной войны 1967 года Израиль планировал ввести группу десантников на вертолете на Синайском полуострове и дистанционно взорвать его. ядерная бомба по команде премьер-министра и военного командования на вершине горы в качестве предупреждения воюющим окружающим государствам. Однако Израиль выиграл войну еще до того, как могли быть проведены испытания. Израильский бригадный генерал в отставке Ицхак Яаков назвал эту операцию «израильским вариантом Самсона».

Первый американский конструктор ядерного оружия Теодор Тейлор прокомментировал неопределенности, связанные с процессом создания малых ядерных боеприпасов и термоядерными конструкциями, которые видны на фотографиях, просочившихся в Вануну. Он заявил, что эти конструкции требуют большего, чем теоретический анализ для полной уверенности в характеристиках оружия. Таким образом, Тейлор пришел к выводу, что Израиль «однозначно» испытал миниатюрное ядерное устройство усовершенствованной серии.

Откровения

Центр ядерных исследований Негева (Димона)

Основная статья: Центр ядерных исследований Негева

Ядерная программа Израиля была впервые раскрыта 13 декабря 1960 года в статье журнала Time, в которой говорилось, что некоммунистическая страна, не входящая в НАТО, осуществила «атомную разработку». 16 декабря газета Daily Express в Лондоне сообщила, что этой страной является Израиль, а 18 декабря председатель Комиссии по атомной энергии США Джон Маккоун появился на Meet the Press, чтобы официально подтвердить строительство Израилем ядерного реактора и объявить о своей отставке. На следующий день New York Times с помощью Маккоуна сообщила, что Франция помогает Израилю.

Эта новость побудила Бен-Гуриона сделать единственное заявление премьер-министра Израиля о Димоне. 21 декабря он объявил Кнессету, что правительство строит реактор мощностью 24 мегаватта, «который будет служить потребностям промышленности, сельского хозяйства, здравоохранения и науки», и что он «предназначен исключительно для мирных целей». Бергманн, который был председателем Израильской комиссии по атомной энергии с 1954 по 1966 год, однако сказал, что «нет разницы между ядерной энергией для мирных и военных целей» и что «нас никогда больше не будут вести на бойню, как ягнят».

Производство оружия

Первое публичное разоблачение ядерного потенциала Израиля (в отличие от программы развития) поступило от NBC News, который сообщил в январе 1969 года, что Израиль решил «приступить к программе ускоренного курса по производству ядерного оружия» двумя годами ранее, и что они обладают или скоро будет обладать таким устройством. Первоначально это было отклонено официальными лицами Израиля и США, а также в статье в The New York Times. Всего через год, 18 июля, The New York Times впервые обнародовала информацию о том, что правительство США считает, что Израиль обладает ядерным оружием или «способностью собирать атомные бомбы в короткие сроки». По сообщениям, Израиль собрал 13 бомб во время войны Судного дня в качестве последней защиты от полного поражения и сохранил их в рабочем состоянии после войны.

Первые подробные сведения об оружейной программе были опубликованы 5 октября 1986 года в лондонской « Санди Таймс», в которой была опубликована информация, предоставленная Мордехаем Вануну, техником, ранее работавшим в Центре ядерных исследований Негева недалеко от Димоны. Для публикации государственных секретов Вануну был похищен в Моссад в Риме, привез в Израиль, и приговорен к 18 годам лишения свободы за государственную измену и шпионаж. Хотя до того, как Вануну узнал о том, что на объекте Димона создавалось ядерное оружие, было много предположений, информация Вануну указала на то, что Израиль также создал термоядерное оружие.

Теодор Тейлор, бывший американский конструктор оружия, ведущий в области малого, эффективного ядерного оружия, подробно рассмотрел утечки 1986 года и фотографии израильской ядерной программы, сделанные Мордехаем Вануну. Тейлор пришел к выводу, что конструкция термоядерного оружия Израиля оказалась «менее сложной, чем у других стран», и по состоянию на 1986 год «не способна обеспечивать мощность в мегатонны или выше». Тем не менее, «они могут производить, по крайней мере, в несколько раз больше мощности оружия деления с тем же количеством плутония или высокообогащенного урана». Другими словами, Израиль мог бы «увеличить» мощность своего ядерного оружия расщепления. По словам Тейлора, неопределенности, связанные с процессом повышения, требовали большего, чем теоретический анализ для полной уверенности в характеристиках оружия. Поэтому Тейлор пришел к выводу, что Израиль «недвусмысленно» испытал миниатюрное ядерное устройство. Институт оборонных исследований (IDA) пришел к выводу после рассмотрения доказательств, данных Вануном, что в 1987, «израильтяне грубо, где США были в области оружия деления примерно 1955 до 1960 года» и потребуются суперкомпьютеры или кластеры параллельных вычислений для доработки конструкции водородных бомб для повышения производительности без тестирования, хотя при этом отмечается, что они уже тогда разрабатывают необходимую компьютерную базу кода. Впервые Израилю было разрешено импортировать суперкомпьютеры, построенные в США, начиная с ноября 1995 года.

Согласно отчету Бюллетеня ученых-атомщиков за 2013 год, в котором цитируются источники в Управлении военной разведки США, Израиль начал производство ядерного оружия в 1967 году, когда он произвел свои первые две ядерные бомбы. Согласно расчетам отчета, Израиль производил ядерное оружие в среднем два раза в год и прекратил производство в 2004 году. В отчете говорилось, что у Израиля есть 80 ядерных боеголовок и достаточно расщепляющегося материала, чтобы произвести еще 190 ядерных боезарядов. В 2014 году бывший президент США Джимми Картер заявил, что «Израиль имеет 300 или больше, никто точно не знает, сколько» ядерного оружия.

Южноафриканские документы

См. Также: Отношения между Израилем и Южной Африкой и Южная Африка и оружие массового уничтожения.

В 2010 году The Guardian опубликовала правительственные документы Южной Африки, которые якобы подтверждали существование ядерного арсенала Израиля. По сообщению газеты, эти документы представляют собой протоколы, сделанные южноафриканской стороной предполагаемых встреч между высокопоставленными должностными лицами двух стран в 1975 году. The Guardian утверждает, что эти документы показывают, что Израиль предлагал продать Южной Африке ядерное оружие в том же году. Документы, по-видимому, подтверждают информацию, раскрытую бывшим командующим ВМС ЮАР Дитером Герхардтом, заключенным в тюрьму в 1983 году за шпионаж в пользу Советского Союза, который заявил, что между Израилем и Южной Африкой существует соглашение, включающее предложение Израиля вооружить восемь ракет Иерихон с атомной бомбой. бомбы. Вальдо Штумпф, возглавлявший проект по свертыванию программы создания ядерного оружия в Южной Африке, сомневался, что Израиль или Южная Африка серьезно подумали бы о сделке, заявив, что Израиль не мог предложить продать ядерные боеголовки своей стране из-за серьезных международных осложнений, связанных с подобной ситуацией. сделка могла повлечь за собой. Шимон Перес, тогдашний министр обороны (впоследствии президент Израиля), отверг заявление газеты о том, что переговоры имели место. Он также утверждал, что выводы The Guardian были «основаны на выборочной интерпретации южноафриканских документов, а не на конкретных фактах».

Авнер Коэн, автор книг « Израиль и бомба» и «Наихудший секрет: сделка Израиля с бомбой», сказал: «Ничто в документах не предполагает, что Израиль действительно предлагал продать ядерное оружие режиму в Претории ».

Давление США

Основная статья: Израильско-американские отношения

Соединенные Штаты были обеспокоены возможным распространением ядерного оружия в Израиле. Американская разведка начала замечать реактор Димона вскоре после начала строительства, когда американские самолеты - разведчики U-2 пролетели над реактором, что привело к дипломатическому столкновению. В 1960 году уходящая администрация Эйзенхауэра обратилась к израильскому правительству с просьбой объяснить загадочную постройку недалеко от Димоны. В ответ Израиль сказал, что на этом месте будет будущая текстильная фабрика, но осмотр запрещен. Когда Бен-Гурион посетил Вашингтон в 1960 году, он провел серию встреч с должностными лицами Госдепартамента, и ему прямо сказали, что обладание Израилем ядерным оружием повлияет на баланс сил в регионе. После того, как Джон Ф. Кеннеди вступил в должность президента США в 1961 году, он постоянно оказывал давление на Израиль, чтобы он открыл завод для американской инспекции. Как сообщается, каждая встреча на высоком уровне и общение между правительствами США и Израиля содержали требование об инспекции Димоны. Чтобы усилить давление, Кеннеди отказал Бен-Гуриону в встрече в Белом доме - когда они встретились в мае 1961 года, это было в отеле Waldorf Astoria в Нью-Йорке. Сама встреча была посвящена этому вопросу. Бен-Гурион уклонялся от ответа на этот вопрос в течение двух лет, несмотря на настойчивые требования США о проведении инспекции. Наконец, в личном письме от 18 мая 1963 года Кеннеди угрожал Израилю полной изоляцией, если инспекторам не разрешат войти в Димону. Однако вскоре после этого Бен-Гурион ушел с поста премьер-министра. Его преемник Леви Эшколь получил аналогичное письмо от Кеннеди.

В конце концов Израиль согласился на инспекцию, и Кеннеди пошел на две уступки: США продадут зенитные ракеты Israel Hawk после того, как в течение многих лет отказывались продавать Израилю какие-либо основные системы вооружений. Кроме того, правительство США согласилось с требованием Израиля, чтобы инспекции проводились полностью американской группой, которая планировала свои визиты на несколько недель вперед, а не МАГАТЭ.

В 1964 году правительство США безуспешно пыталось предотвратить продажу Аргентиной желтого кека Израилю.

Якобы, поскольку Израиль знал график визитов инспекторов, он смог скрыть истинное назначение реактора. Инспекторы в конце концов сообщили, что их инспекции бесполезны из-за ограничений Израиля на то, какие части объекта они могут исследовать. По словам британского писателя и эксперта по разведке Гордона Томаса, бывший агент Моссада Рафи Эйтан рассказал ему, как были обмануты инспекторы:

Поддельный центр управления был построен над настоящим в Димоне, в комплекте с поддельными панелями управления и компьютерными датчиками, которые производили достоверное впечатление измерения мощности реактора, задействованного в схеме орошения, чтобы превратить Негев в пышные пастбища. Район, содержащий «тяжелую» воду, контрабандой ввезенную из Франции и Норвегии, был закрыт для инспекторов «по соображениям безопасности». Огромный объем тяжелой воды был бы доказательством того, что реактор готовился для совсем другой цели.

В 1968 году ЦРУ заявило в сверхсекретной оценке национальной разведки, что у Израиля есть ядерное оружие. Такая оценка была дана президенту Линдону Б. Джонсону. Основанием для этого утверждения было убеждение ЦРУ, хотя оно так и не было доказано, что уран, пропавший без вести в деле Аполлона, был перенаправлен в Израиль (Сеймур Херш утверждает, что во время вывода завода из эксплуатации почти весь недостающий уран был извлечен из ловушки на объекте. труб или учтены.), а также доказательства, собранные в результате электронного прослушивания израильских сообщений АНБ, которые доказали, что израильские ВВС участвовали в практических бомбардировках, которые имели смысл только для доставки ядерного оружия.

В 1969 году, когда Ричард Никсон стал президентом, правительство США прекратило инспекции. Согласно рассекреченным в 2007 году документам правительства США, администрация Никсона была обеспокоена ядерной программой Израиля, опасаясь, что она может спровоцировать региональную гонку ядерных вооружений, а Советский Союз, возможно, предоставит арабским государствам ядерную гарантию. В меморандуме от 19 июля 1969 года советник по национальной безопасности Генри Киссинджер предупредил, что «израильтяне, которые являются одним из немногих народов, чье выживание находится под реальной угрозой, вероятно, с большей вероятностью, чем любая другая страна, фактически применит свое ядерное оружие». Однако Киссинджер предупредил, что попытка заставить Израиль разоружиться может иметь последствия, написав, что «Израиль не будет серьезно относиться к нам по ядерной проблеме, если они не поверят, что мы готовы удержать то, что им очень нужно» (Киссинджер имел в виду предстоящую продажу из F-4 Phantom истребителей в Израиль). Киссинджер писал, что «если мы откажемся от Фантомов, и они сделают этот факт достоянием гласности в Соединенных Штатах, на нас будет оказано огромное политическое давление. Мы окажемся в неоправданном положении, если мы не сможем объяснить, почему мы удерживаем самолеты. Но если мы Объясните нашу позицию публично, мы будем теми, кто предаст гласности обладание Израилем ядерным оружием со всеми вытекающими отсюда международными последствиями ». Среди предложений, которые Киссинджер представил Никсону, была идея о том, что Соединенные Штаты проводят политику «ядерной двусмысленности» или делают вид, что не знают о ядерной программе Израиля.

По словам израильского историка Авнера Коэна, автора книги « Израиль и бомба», исторические свидетельства указывают на то, что, когда Никсон встретился с премьер-министром Израиля Голдой Меир в Белом доме в сентябре 1969 года, они достигли тайного понимания, где Израиль будет хранить в секрете свою ядерную программу и воздерживаться от проведения ядерных испытаний, и Соединенные Штаты будут мириться с обладанием Израилем ядерным оружием и не будут настаивать на его подписании Договора о нераспространении ядерного оружия.

Запасы

Государство Израиль никогда не разглашало никаких подробностей о своем ядерном потенциале или арсенале. Ниже приводится история оценок размеров и мощи ядерного арсенала Израиля разными источниками. Оценки могут отличаться в зависимости от количества материала, которое Израиль имеет на складе по сравнению с собранным оружием, и оценок относительно того, сколько материала фактически используется оружием, а также общего времени, в течение которого реактор работал.

  • 1948 - Израиль начинает набор еврейских ученых-ядерщиков и создание научных институтов во время войны за независимость для программы ядерного оружия.
  • 1949 г. - израильских ученых приглашают участвовать во французской ядерной программе.
  • 1957 г. - при содействии Франции начинается строительство атомной станции в Димоне.
  • 1960 - Первые французские ядерные испытания, израильские ученые участвовали вместе с французами, имея доступ ко всем данным испытаний; Шарль де Голль начинает отключать французскую программу от израильской
  • 1961 г. - введен в эксплуатацию ядерный объект в Димоне.
  • 1963 - Предполагаемое подземное ядерное испытание в пустыне Негев.
  • 1966 - Предполагаемое подземное ядерное испытание в пустыне Негев, возможно, нулевой мощности или имплозивного типа; первый полностью оснащенный боеприпасом делитель, предназначенный для доставки самолетов, доступный для активации.
  • 1967 - ( Шестидневная война ) - 2 бомбы; 13 бомб.
  • 1969 г. - 5–6 бомб мощностью 19 килотонн каждая.
  • 1973 - ( Война Судного дня ) - 13 бомб; 20 ядерных ракет, бомба-чемодан.
  • 1974 г. - 3 боеспособных артиллерийских дивизиона по двенадцать 175-мм орудий в каждом и 108 боеголовок ; 10 бомб.
  • 1976 г. - 10–20 ядерных боеприпасов.
  • 1979 - Инцидент с Вела, спутник обнаруживает возможное усовершенствованное миниатюрное и очень чистое ядерное испытание в Индийском океане, которое часто приписывают Израилю.
  • 1980 г. - 100–200 бомб.
  • 1984 г. - 12–31 атомная бомба; 31 плутониевая бомба и 10 урановых бомб.
  • 1985 - Не менее 100 ядерных бомб.
  • 1986 год - от 100 до 200 ядерных бомб и несколько термоядерных бомб ; Вануну раскрывает секреты объекта Димона, на уровне США по расщеплению и усиленному оружию с 1955 по 1960 год, потребуются суперкомпьютеры для улучшения своих «менее сложных» водородных бомб без ядерных испытаний, они «однозначно» испытали миниатюрное ядерное устройство.
  • 1991 год - от 50–60 до 200–300.
  • 1992 г. - более 200 бомб; по оценкам, 40 ведущих ученых-ядерщиков иммигрировали в Израиль из бывшего СССР.
  • 1994 г. - 64–112 бомб (5 кг / боеголовка); 50 ракет "Иерихон" с ядерными боеголовками, всего 200; 300 единиц ядерного оружия.
  • 1995 г. - 66–116 бомб (по 5 кг / боеголовка); 70–80 бомб; «полный репертуар» ( нейтронные бомбы, ядерные мины, бомбы-чемоданы, подводные лодки).
  • 1996 г. - плутониевые боеприпасы из 60–80, возможно, более 100 смонтированных, варианты ER, переменные мощности.
  • 1997 - Более 400 поставляемых термоядерных и ядерных боеприпасов.
  • 2002 - От 75 до 200 единиц оружия.
  • 2004 г. - 82 г.
  • 2006 - Более 185: специальный комитет по обороне британского парламента сообщил, что у Израиля больше боеголовок, чем у Великобритании 185.
  • 2006 г. - Федерация американских ученых считает, что Израиль «мог произвести достаточно плутония как минимум для 100 единиц ядерного оружия, но, вероятно, не более 200 единиц».
  • 2008 г. - 150 и более единиц ядерного оружия.
  • 2008 г. - 80 неповрежденных боеголовок, из которых 50 являются возвращаемыми для доставки баллистическими ракетами, а остальные - бомбами для доставки авиацией. Общий запас военного плутония 340–560 кг.
  • 2009 - Оценки количества оружия резко различаются, правдоподобные оценки варьируются от 60 до 400.
  • 2010 - По данным Jane's Defense Weekly, у Израиля от 100 до 300 ядерных боеголовок, большинство из них, вероятно, хранятся в разобранном состоянии, но могут стать полностью функциональными «в считанные дни».
  • 2010 - «Более 100 единиц оружия, в основном двухступенчатые термоядерные устройства, которые могут быть доставлены ракетами, истребителями-бомбардировщиками или подводными лодками». После капитального ремонта объект в Димоне теперь функционирует как новый.
  • 2014 - Около 80 ядерных боеголовок для доставки двумя дюжинами ракет, пара эскадрилий самолетов и, возможно, небольшое количество крылатых ракет морского базирования.
  • 2014 г. - «300 и более» ядерных боеприпасов.
  • 2015 - «У Израиля 200, все нацелены на Тегеран».

Системы доставки

Основные статьи: Доставка ядерного оружия и ядерная триада

Израильские вооруженные силы обладают земли, воздуха и морского базирования методы для развертывания своего ядерного оружия, тем самым формируя ядерную триаду, которая в основном среда длинномасштабные, основой которого является запускаемых с подводных лодок крылатых ракет и средних и межконтинентальные баллистические ракеты, с Дежурный самолет дальнего действия израильских ВВС дежурит по вызову для ядерного перехвата и нанесения стратегических ударов. В 2008 году вошла в строй межконтинентальная баллистическая ракета Jericho III, что дало Израилю возможность нанесения ядерного удара на чрезвычайно большую дальность.

Ракеты

Основная статья: Иерихон (ракета)

Считается, что Израиль обладает способностью к ядерному второму удару в виде своего подводного флота и баллистических ракет, способных нести ядерное оружие, которые, как считается, закопаны достаточно глубоко, чтобы выдержать превентивный ядерный удар. Эрнст Давид Бергманн был первым, кто серьезно задумался о возможностях баллистических ракет, и в июле 1961 года Израиль провел испытательные пуски своей первой зондирующей ракеты Shavit II. В 1963 году Израиль приступил к реализации крупномасштабного проекта по совместной разработке и постройке 25 ракет малой дальности. ракеты с французской аэрокосмической компанией Dassault. Израильский проект под кодовым названием «Проект 700» также включал строительство ракетного поля в Хирбат-Захарии, к западу от Иерусалима. Ракеты, которые были впервые разработаны во Франции, стали системой Jericho I, впервые введенной в эксплуатацию в 1971 году. Возможно, что Jericho I был выведен из эксплуатации в 1990-х годах. В середине 80-х годов прошлого века на вооружение поступила ракета средней дальности " Иерихон II", имеющая дальность действия 2800–5000 км. Считается, что Jericho II способен доставлять ядерное оружие с высшей степенью точности. Shavit три ступени твердого топлива космических ракет - носителей производства Израиля для запуска многих своих спутников на низкую околоземную орбиту с 1988 года гражданская версия Jericho II. Иерихон III МБР, был введен в эксплуатацию в январе 2008 года, и некоторые отчеты предполагают, что ракета может быть в состоянии нести РГЧ боеголовками. Оценка максимальной дальности Иерихона III составляет 11 500 км при полезной нагрузке 1000–1300 кг (до шести небольших ядерных боеголовок по 100 кт каждая или одна ядерная боеголовка мощностью 1 мегатонна), а его точность считается высокой.

В январе 2008 года Израиль осуществил успешный испытательный пуск баллистической ракеты большой дальности, способной нести ядерную боеголовку, с места запуска на авиабазе Пальмахим к югу от Тель-Авива. Израильское радио идентифицировало ракету как «Иерихон III», а новостной веб-сайт YNet на иврите процитировал неназванных представителей министерства обороны, которые заявили, что испытание было «драматическим» и что новая ракета может достигать «чрезвычайно больших расстояний», не вдаваясь в подробности. Вскоре после успешного запуска Исаак Бен-Исраэль, генерал армии в отставке и профессор Тель-Авивского университета, сказал израильскому телеканалу Channel 2:

Каждый может посчитать и понять, что значение в том, что мы можем добраться с ракетным двигателем до любой точки мира.

Испытание было проведено через два дня после того, как Эхуд Ольмерт, тогдашний премьер-министр Израиля, предупредил, что «были рассмотрены все варианты, чтобы помешать Тегерану получить ядерное оружие», а несколько месяцев спустя Израиль бомбил предполагаемый сирийский ядерный объект, построенный при большой помощи Северной Кореи.. В то же время региональные эксперты по обороне заявили, что к началу 2008 года Израиль уже запустил программу по увеличению дальности действия имеющихся у него ракет наземного нападения Jericho II. Ракета Jericho-II B способна отправить одну тонну ядерной нагрузки на 5000 километров. По имеющимся данным, дальность действия израильских ракет Jericho II B может быть изменена так, чтобы они несли ядерные боеголовки массой не более 500 кг на расстояние 7800 км, что делает их межконтинентальными баллистическими ракетами. По оценкам, Израиль имеет от 50 до 100 ракет Jericho II B, размещенных на объектах, построенных в 1980-х годах. Число ракет " Иерихон III ", которыми располагает Израиль, неизвестно.

Самолет

Основные статьи: ВВС Израиля и F-15I

Истребители Израиля были названы возможными средствами доставки ядерного оружия. Израильский парк дозаправки модифицированных самолетов Boeing 707 и использование внешних и конформных топливных баков дает израильским истребителям- бомбардировщикам F-15, F-15I и F-16 стратегическую дальность действия, что продемонстрировано в операции «Деревянная нога».

Подводные лодки

Основная статья: Popeye Turbo

Израильский флот владеет флотом из пяти современных немецкого построенных Дельфин -класса подводных лодок с еще тремя запланированными, а также различными отчетами показывают, что эти подводные лодки оснащены Popeye Turbo крылатых ракетами, которые могут доставить ядерные и обычные боеголовки с очень высокой точностью.

Доказанная эффективность крылатых ракет собственного производства, возможно, стояла за недавним приобретением Израилем этих подводных лодок, оснащенных торпедными аппаратами, подходящими для запуска крылатых ракет большой дальности (1500–2400 км) с ядерным оружием, которые могли бы нанести Израилю второй удар. возможности. Сообщается, что Израиль обладает ядерной боеголовкой массой 200 кг, содержащей 6 кг плутония, которая может быть установлена ​​на крылатых ракетах. Сообщается, что в июне 2000 года ракеты были испытаны в Индийском океане недалеко от Шри-Ланки, и, как сообщается, поразили свою цель на расстоянии 1500 км.

В июне 2002 года бывшие должностные лица Госдепартамента и Пентагона подтвердили, что ВМС США наблюдали за испытаниями израильских ракет в Индийском океане в 2000 году и что корабли класса «Дельфин» были оснащены крылатыми ракетами новой конструкции с ядерными боеголовками. Это, как полагают некоторые, чтобы быть версия Рафаэль Popeye турбо крылатых ракет Вооружение развития органа в то время как некоторые полагают, что ракета может быть версия Габриэль 4LR, который производится Israel Aircraft Industries. Однако другие утверждают, что такая дальность подразумевает совершенно новый тип ракет. Во второй половине 1990-х годов Израиль попросил Соединенные Штаты продать ему 50 крылатых ракет наземного нападения « Томагавк », чтобы повысить его возможности для нанесения ударов с большой глубины. Вашингтон отклонил просьбу Израиля в марте 1998 года, поскольку такая продажа нарушила бы руководящие принципы Режима контроля за ракетными технологиями, которые запрещают передачу ракет с дальностью более 300 км. Вскоре после отказа израильский чиновник сказал Defense News : «История научила нас, что мы не можем бесконечно ждать, пока Вашингтон удовлетворит наши военные потребности. Если в этой системе оружия нам откажут, у нас не будет другого выбора, кроме как активировать нашу собственную защиту. промышленность в погоне за этой необходимой способностью ". В июле 1998 года Центр воздушной разведки предупредил Конгресс США, что Израиль разрабатывает новый тип крылатой ракеты.

Согласно источникам израильской обороны, в июне 2009 года израильская подводная лодка класса «Дельфин» вышла из Средиземного моря в Красное море через Суэцкий канал во время учений, которые показали, что Израилю гораздо легче, чем раньше, получить доступ к Индийскому океану и Персидскому заливу. Источники в Силах обороны Израиля (ЦАХАЛ) сообщили, что решение разрешить военным судам проходить через канал было принято недавно и явилось определенным «изменением политики» внутри службы. Израильские официальные лица заявили, что подводная лодка всплыла, когда проходила через канал. В случае конфликта с Ираном, и если Израиль решит задействовать свои подводные лодки класса «Дельфин», самым быстрым путем будет отправить их через Суэцкий канал.

Израильский флот был расширен после того, как Израиль подписал контракт на 1,3 миллиарда евро на приобретение двух дополнительных подводных лодок у Howaldtswerke-Deutsche Werft , дочерней компании ThyssenKrupp, в 2006 году. Эти две подводные лодки U212 должны быть доставлены израильскому флоту в 2011 году и являются подводными лодками класса «Dolphin II». Считается, что подводные лодки способны запускать крылатые ракеты с ядерными боеголовками, несмотря на заявления правительства Германии в 2006 году, подтверждающие продажу двух судов, о том, что они не были оснащены для перевозки ядерного оружия. Две новые лодки представляют собой модернизированную версию старых дельфинов и оснащены воздушно-независимой двигательной установкой, которая позволяет им оставаться под водой в течение более длительных периодов времени, чем три ядерные подводные лодки, которые были в составе израильского флота с 1999 года. В октябре 2009 года появилась информация о том, что израильский флот пытался купить шестую подводную лодку класса «Дельфин».

4 июня 2012 года Der Spiegel опубликовал статью о расследовании, в которой говорилось, что Израиль вооружил свои новейшие подводные лодки ядерными ракетами. Были процитированы многочисленные израильские и немецкие официальные лица, свидетельствующие о ядерных возможностях подводных лодок и размещении ядерных ракет на борту кораблей. В ответ на статью официальные лица как Германии, так и Израиля отказались от комментариев. В нескольких газетах говорится, что последствия получения Израилем этих подводных лодок с ядерным оружием увеличиваются из-за угрозы нападения Израиля на Иран.

Другой

Сообщалось, что у Израиля есть несколько других возможностей ядерного оружия:

  • Бомба в чемодане : Сеймур Херш сообщает, что к 1973 году Израиль разработал способность миниатюризировать боеголовки, достаточно маленькие, чтобы поместиться в чемодан.
  • Тактическое ядерное оружие : Израиль также может иметь 175-мм и 203-мм самоходные артиллерийские орудия, способные стрелять ядерными снарядами. Имеется три дивизиона 175-мм артиллерийских орудий (36 орудий), по имеющимся данным, 108 ядерных снарядов и более 203-мм орудий. Если это правда, то эти маломощные тактические ядерные артиллерийские снаряды могут достигать не менее 40 километров (25 миль), хотя по некоторым источникам возможно, что дальность была увеличена до 72 км (45 миль) в течение 1990-х годов.
  • Возможности поражения ЭМИ : Израиль якобы обладает несколькими бомбами мощностью в 1 мегатонну, которые придают ему очень большую способность атаки ЭМИ. Например, если бы оружие мегатонного класса было взорвано в 400 километрах над Омахой, Небраска, США, почти все континентальные Соединенные Штаты были бы затронуты потенциально опасным воздействием ЭМИ от Бостона до Лос-Анджелеса и от Чикаго до Нового Орлеана. Подобный взрыв на большой высоте над Ираном может нанести серьезный ущерб всем электрическим системам на Ближнем Востоке и в большей части Европы.
  • Усовершенствованное радиационное оружие (ВПВ) : также сообщается, что у Израиля есть неизвестное количество нейтронных бомб.
  • Ядерная фугас : Израиль якобы установил несколько оборонительных ядерных фугасов на Голанских высотах.

Политика

Основная статья: Политика преднамеренной двусмысленности

Умышленно двусмысленная политика Израиля, направленная на подтверждение или опровержение его собственного обладания ядерным оружием или предоставление каких-либо указаний относительно его потенциального применения, вынуждает собирать детали из других источников, включая дипломатические и разведывательные источники, а также `` несанкционированные '' заявления его политических и военных лидеры. В качестве альтернативы, с « Начальной доктриной» Израиль очень четко и решительно относится к политике страны в отношении потенциального развития ядерного потенциала любыми другими региональными противниками, чего он не допустит.

Владение

Хотя Израиль официально признал существование реактора возле Димоны после выступления Бен-Гуриона в Кнессете в декабре 1960 года, Израиль никогда официально не признавал свое строительство или обладание ядерным оружием. В дополнение к этой политике 18 мая 1966 года премьер-министр Леви Эшколь заявил Кнессету, что «Израиль не имеет атомного оружия и не будет первым, кто внедрит его в наш регион». Эту политику впервые озвучил Шимон Перес президенту США. Джон Ф. Кеннеди в апреле 1963 года. В ноябре 1968 года посол Израиля в США Ицхак Рабин сообщил Государственному департаменту США, что его понимание «внедрения» ядерного оружия означает испытание, развертывание или обнародование его, в то время как простое владение оружием не означает «знакомство» с ними. Авнер Коэн определяет эту первоначальную позицию как «ядерную двусмысленность», но он определяет стадию после того, как к 1969 году стало ясно, что Израиль обладал ядерным оружием, как политику амимута, или «ядерной непрозрачности».

В 1998 году бывший премьер-министр Шимон Перес сказал, что Израиль «построил ядерный вариант не для того, чтобы иметь Хиросиму, а для Осло ». «Ядерный вариант» может относиться к ядерному оружию или к ядерному реактору недалеко от Димоны, который, как утверждает Израиль, используется для научных исследований. Перес, будучи генеральным директором министерства обороны в начале 1950-х годов, отвечал за создание ядерного потенциала Израиля.

В интервью в декабре 2006 года премьер-министр Израиля Эхуд Ольмерт заявил, что Иран стремится «иметь ядерное оружие, как Америка, Франция, Израиль и Россия». Офис Ольмерта позже сказал, что цитата была вырвана из контекста; в других частях интервью Ольмерт отказывался подтвердить или опровергнуть статус Израиля как ядерного оружия.

Доктрина

Основные статьи: Ядерная стратегия, теория сдерживания и гарантированное уничтожение

Ядерная доктрина Израиля сформирована отсутствием стратегической глубины: дозвуковой истребитель может пересечь 72 километра (39 морских миль) от реки Иордан до Средиземного моря всего за 4 минуты. Кроме того, он опирается на резервистские вооруженные силы, что увеличивает потери среди гражданского населения и военных среди своего небольшого населения. Израиль пытается компенсировать эти недостатки, делая упор на интеллект, маневренность и огневую мощь.

В результате его стратегия основана на предпосылке, что он не может позволить себе проиграть ни одной войны и, следовательно, должен предотвратить их, поддерживая сдерживание, включая возможность упреждения. Если этих шагов недостаточно, он стремится предотвратить эскалацию и определить быструю и решительную войну за пределами своих границ.

В стратегическом плане израильские ракеты большой дальности, самолеты с ядерными боеголовками и, возможно, его подводные лодки представляют собой эффективное средство сдерживания второго удара от нетрадиционных и обычных атак, и если оборона Израиля потерпит неудачу и его населенные пункты окажутся под угрозой, вариант Самсона - полномасштабное нападение. против врага, будет задействован. Его ядерный арсенал также можно использовать тактически для уничтожения воинских частей на поле боя.

Хотя ядерное оружие рассматривается как высший гарант безопасности Израиля, еще в 1960-х годах страна избегала построения своих вооруженных сил вокруг него, вместо этого стремясь к абсолютному превосходству в обычных вооружениях, чтобы предотвратить ядерное столкновение в крайнем случае.

По словам историка Авнера Коэна, Израиль впервые сформулировал официальную политику в отношении использования ядерного оружия в 1966 году, которая вращалась вокруг четырех «красных линий», которые могли привести к ядерному ответу:

  1. Успешное военное проникновение в населенные пункты в границах Израиля после 1949 г. (до 1967 г.).
  2. Уничтожение ВВС Израиля.
  3. Подверженность израильских городов массированным и разрушительным воздушным атакам или возможным химическим или биологическим атакам.
  4. Применение ядерного оружия против территории Израиля.

Развертывание

Сеймур Херш утверждает, что оружие применялось несколько раз. 8 октября 1973 года, сразу после начала войны Судного дня, Голда Меир и ее ближайшие помощники решили перевести восемь ядерных F-4 на авиабазу Тель Ноф в круглосуточную боевую готовность и столько же ядерных ракетных пусковых установок на авиабазе Седот Миха. работоспособен, насколько это возможно. Сеймур Херш добавляет, что в первоначальный список целей этой ночью «входили египетские и сирийские военные штабы недалеко от Каира и Дамаска ». Эта ядерная тревога предназначалась не только в качестве меры предосторожности, но и для того, чтобы подтолкнуть Советы к сдерживанию арабского наступления и убедить США начать отправку поставок. В одном последующем сообщении говорилось, что советский разведчик действительно предупредил начальника штаба Египта, а коллеги советника по национальной безопасности США Генри Киссинджера заявили, что угроза обмена ядерными ударами заставила его потребовать от Израиля массового пополнения запасов. Херш отмечает, что до того, как Израиль получил собственный спутниковый потенциал, он участвовал в шпионаже против Соединенных Штатов, чтобы получить информацию о ядерном наведении на советские цели.

После того, как Ирак атаковал Израиль ракетами «Скад» во время войны в Персидском заливе в 1991 году, Израиль перешел на полномасштабную ядерную боеготовность и были развернуты мобильные ядерные ракетные пусковые установки. В преддверии вторжения Соединенных Штатов в Ирак в 2003 году возникли опасения, что Ирак нанесет удар по Израилю с применением нетрадиционного оружия. После обсуждений с президентом Джорджем Бушем тогдашний премьер-министр Израиля Ариэль Шарон предупредил: «Если наши граждане подвергнутся серьезному нападению - с применением оружия массового уничтожения, химического, биологического или какого-либо мега-террористического акта - и понесут потери, то Израиль ответит ". Израильские официальные лица интерпретировали позицию президента Буша как допущение ядерного возмездия Израиля по Ираку, но только в том случае, если Ирак нанесет удар до военного вторжения США.

Военная и ядерная доктрина Израиля все больше фокусируется на превентивной войне против любого возможного нападения с применением обычного, химического, биологического или ядерного оружия или даже потенциального обычного нападения на израильское оружие массового уничтожения.

Луи Рене Берес, который участвовал в проекте Daniel, настоятельно призывает Израиль продолжать и улучшать эту политику в соответствии с все более упреждающей ядерной политикой Соединенных Штатов, как это показано в Доктрине совместных ядерных операций.

Сохранение ядерного превосходства

В одиночку или вместе с другими странами Израиль использовал дипломатические и военные усилия, а также тайные действия, чтобы помешать другим странам Ближнего Востока получить ядерное оружие.

Ирак

Агенты «Моссада» спровоцировали взрывы в апреле 1979 года на французском заводе недалеко от Тулона, повредив две активной зоны реакторов, предназначенных для иракских реакторов. Агенты Моссада, возможно, стояли за убийствами египетского инженера-ядерщика в Париже, а также двух иракских инженеров, которые работали на иракскую ядерную программу.

7 июня 1981 года Израиль нанес авиаудар, уничтожив реактор-размножитель в Осираке, Ирак, в ходе операции «Опера».

Моссад, возможно, также убил профессора Джеральда Булла, эксперта по артиллерии, который в 1980-х годах руководил суперпушкой проекта Вавилон для Саддама Хусейна, способной нести тактическую ядерную нагрузку.

Сирия

6 сентября 2007 года Израиль нанес авиаудар, получивший название Operation Orchard, по цели в районе Дейр-эз-Зор в Сирии. В то время как Израиль отказался от комментариев, неназванные официальные лица США заявили, что Израиль поделился с ними разведданными о том, что Северная Корея сотрудничает с Сирией в отношении какого-то ядерного объекта. И Сирия, и Северная Корея отвергли обвинения, и Сирия подала официальную жалобу в ООН. В мае 2011 года Международное агентство по атомной энергии пришло к выводу, что разрушенный объект «весьма вероятно» являлся незаявленным ядерным реактором. Журналист Сеймур Херш предположил, что сирийский авиаудар мог быть задуман как пробный запуск для нанесения ударов по предполагаемым иранским объектам ядерного оружия.

Иран

7 января 2007 года The Sunday Times сообщила, что Израиль разработал планы по уничтожению трех иранских ядерных объектов. Израиль сразу же опроверг конкретные обвинения, а аналитики выразили сомнения в их достоверности. Также в 2007 году Израиль настаивал на введении экономических санкций Организации Объединенных Наций против Ирана и неоднократно угрожал нанести военный удар по Ирану, если Соединенные Штаты не сделают этого первыми.

Широко распространено мнение, что за убийством ряда иранских ученых-ядерщиков стоит Израиль. Смерть иранского физика Ардешира Хассанпура, который, возможно, был причастен к ядерной программе, была заявлена ​​разведывательной группой Stratfor как убийство Моссада.

Считается, что вредоносная программа Stuxnet 2010 была разработана Израилем и США. Он распространился по всему миру, но, судя по всему, был разработан для обогатительной фабрики в Натанзе, где, как сообщается, уничтожил до 1000 центрифуг.

Договор о нераспространении ядерного оружия и резолюции ООН

Изначально ожидалось, что Израиль подпишет Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) 1968 года, и 12 июня 1968 года Израиль проголосовал за этот договор на Генеральной Ассамблее ООН.

Однако, когда вторжение Советского Союза в Чехословакию в августе задержало ратификацию во всем мире, внутреннее разделение Израиля и колебания по поводу договора стали достоянием общественности. Администрация Джонсона попыталась использовать продажу 50 F-4 Phantom, чтобы заставить Израиль подписать договор осенью этого года, что привело к личному письму Линдона Джонсона премьер-министру Израиля Леви Эшколу. Но к ноябрю Джонсон отказался от увязки продажи F-4 с ДНЯО после тупика в переговорах, и Израиль не подписал и не ратифицировал договор. После серии переговоров помощник министра обороны США по вопросам международной безопасности Пол Варнке убедился, что Израиль уже обладает ядерным оружием. В 2007 году Израиль добивался исключения из правил нераспространения, чтобы законно импортировать атомные материалы.

В 1996 году Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла резолюцию, призывающую к созданию зоны, свободной от ядерного оружия, в районе Ближнего Востока. Арабские страны и ежегодные конференции Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) неоднократно призывали к применению гарантий МАГАТЭ и созданию безъядерного Ближнего Востока. Арабские страны обвиняют Соединенные Штаты в применении двойных стандартов в критике ядерной программы Ирана, игнорируя при этом обладание Израилем ядерным оружием. Согласно заявлению Лиги арабских государств, арабские государства выйдут из ДНЯО, если Израиль признает наличие ядерного оружия, но откажется открыть свои объекты для международных инспекций и уничтожит свой арсенал.

В заявлении на подготовительной встрече к обзорной Конференции 2010 года по ДНЯО в мае 2009 года делегация США подтвердила давнюю поддержку США «универсального присоединения к ДНЯО», но нехарактерно назвал Израиль среди четырех стран, которые этого не сделали. Неназванный израильский чиновник отверг предложение о присоединении к ДНЯО и поставил под сомнение эффективность договора. The Washington Times сообщила, что это заявление угрожает сорвать 40-летнее секретное соглашение между США и Израилем о защите ядерной программы Израиля от международного контроля. По словам Авнера Коэна, не заявляя, что у Израиля есть атомное оружие, США избегают необходимости налагать санкции на страну за нарушение американского закона о нераспространении. Коэн, автор книги « Израиль и бомба», утверждал, что признание его ядерной программы позволит Израилю конструктивно участвовать в усилиях по контролю над ядерным оружием.

Заключительный документ Обзорной конференции ДНЯО 2010 г. призывал к созыву в 2012 г. конференции по осуществлению резолюции Конференции 1995 г. по рассмотрению действия ДНЯО, в которой содержится призыв к созданию на Ближнем Востоке зоны, свободной от оружия массового уничтожения. Соединенные Штаты присоединились к международному консенсусу по Заключительному документу, но раскритиковали раздел, посвященный резолюции по Ближнему Востоку, за выделение Израиля как единственного государства в регионе, не являющегося участником ДНЯО, и в то же время игнорирование Ираном «давнишнего нарушения Ирана. ДНЯО и Резолюции Совета Безопасности ООН ".

Примечания

использованная литература

Библиография

дальнейшее чтение

внешние ссылки

Последняя правка сделана 2023-03-20 11:18:31
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте