The Notturno ми-бемоль мажор, Op. 148 (D. 897), также называемый Adagio, это ноктюрн для фортепианного трио автора Франца Шуберта..
Эта существенная, но относительно запущенная часть имеет сходство с медленными частями как Струнного квинтета до мажор D. 956, так и Фортепианного трио № 1 си-бемоль, D 898. Завершено осенью 2015 года. 1827 г., возможно, это отклоненная медленная часть Фортепианного трио № 1. В ней есть возвышенная медленность движения струнного квинтета (в одной записи Notturno, исполненной Beaux Arts Trio, Шуберт занимает половину минуту, чтобы оставить начальную тоническую гармонию) вместе с аналогичным использованием пиццы до в разных точках, и с тем же парадоксальным эффектом: украшения пиццикато в основной мелодии, кажется, усиливают трагедию, лежащую в основе музыки, а не освещают ее.
Основная тематическая идея имеет характерную черту ряда наиболее известных мелодических идей Шуберта, включая вторые сюжеты как первой части струнного квинтета до мажор, так и «Неоконченной» Симфонии № 8 : движение «никуда не денешься», по высоте звука, но кажется, что оно вращается вокруг одной ноты (в данном случае третьей ноты шкалы).
Notturno находится в расширенной тернарной форме (ABABA). Первый эпизод в «неаполитанской» тональности, уплощенном супертоническом мажоре (теоретически фа-бемоль, но пишется как ми-мажор). Основная мелодическая идея эпизода - трехзначная пунктирная фигура, которая имеет почти воинственный, маршевый характер, несмотря на сохраняющуюся медленность основного темпа музыки, тем самым обеспечивая контраст с вступительной частью, не нарушая единства. части.
Второй эпизод повторяет материал первого эпизода, но в промежуточном мажоре (до мажор).
Переход обратно к начальному материалу в конце обоих эпизодов включает в себя длительную доминирующую подготовку. Первый из этих переходов начинается с фа мажор, тональности, в которой закончился первый эпизод, и прогрессирует серией модуляций до домашней тональности ми-бемоль, закрепленной басовой линией, в основном спускающейся ступенчато..
Второй переход тонально не нужен, в том смысле, что эпизод уже вернулся к тонике, ми-бемоль, с выразительной каденцией ; но Шуберт маскирует этот факт, снова выполняя финт в направлении фа мажор, тональности, в которой закончился первый эпизод. Эту экскурсию Шуберт использует как возможность для дальнейшего гармонического развития.
В своем третьем и последнем появлении вступительная мелодия украшена трелями в верхнем регистре фортепиано.
Ноттурно периодически использовался в качестве фона во время сериализации на BBC Radio 4 в июле 2008 года сериала Генри Джеймса Портрет женщины. Он также играет в финальной сцене фильма Поцелуемся?, а также в некоторых эпизодах третьего сезона американского телесериала Ганнибал.