Носон Меир Вахтфогель

редактировать
Раввин. Носон Меир Вахтфогель
Nosson wachtfogel.jpg Носон Меир Вахтфогель.
ЗаголовокЛейквуд Машгиах
Личный
РодилсяНосон Меир Вахтфогель. 18 февраля 1910 г.. Куляй, Ковенская губерния, Российская Империя
Умер21 ноября 1998 (1998-11-21) (88 лет). Лейквуд, Нью-Джерси, США
РелигияИудаизм
СупругаХава Шломовиц
ДетиРаввин Эля Бер Вахтфогель,. Реббецин Мириам Рубниц (жена раввина Иегошуа Рубница),. Ребецин Шейна Лия Бурштын (жена раввина Цви Йосефа Бурштына),. Маши.
РодителиМоше Йом Тов Вахтфогель
Альма матер Мир ешивы, Беларусь
Еврейский лидер
ПреемникРаввин Матисёху Саломон
ДолжностьМашгиах ручани
ИешиваБет Медраш Говоха
Начало1941
Закончился1998
ПохороненХар ха-Менухот
Семича Раввин Борух Бер Лейбовиц,. Раввин Шимон Шкоп,. Раввин Элиэзер Иегуда Финкель

Носон Меир Вахтфогель (Иврит : נתן מאיר וכטפוגל) (18 февраля 1910 г. в Куляй, Литва - 21 ноября 1998 г. в Лейквуд, Нью-Джерси, США ), известный как Лейквуд Машгиах, был православным раввином и долгое время машгиах ручани (духовный наставник) Бет Медраш Говоха (иешива Лейквуда) в Лейквуде, штат Нью-Джерси. Он был одним из первых создателей этой ешивы, превратив ее в учреждение мирового уровня, и он провозгласил цели и направление, сформулированные его основателем рош ешивой раввином Аароном Котлером. Он также участвовал в открытии «филиалов» иешивы Лейквуда в десятках городов и был пионером концепции коллективных коллекций, открыв комбинированные центры изучения Торы / просветительские. в США и других странах. Уважаемый наставник и проводник тысяч студентов на протяжении более чем 50-летней карьеры, он был ярым сторонником и ярким примером мусара учебы и работы над своим духовным саморазвитием.

Содержание

  • 1 Ранние годы
  • 2 Машгиах
  • 3 Баал Мусар
  • 4 Пионер-коллель сообщества
  • 5 Выпускные годы
  • 6 Библиография
  • 7 Ссылки
  • 8 Источники

Ранняя жизнь

Носон Меир Вахтфогель родился 9 Адара I 1910 года в небольшом литовском городке Куляй, где его отец, раввин Моше Йом Тов Вахтфогель, был рав. Его отец был учеником алтаря Слабодки и одним из первых 14 учеников ешивы Эйтц Хаим в Слуцке во главе с раввином Иссером Залманом Мельцером.

Носон Меир изучал Келм Талмуд Тора в юности. В начале 1920-х его отец принял раввинскую должность в Монреале, Квебеке, Канаде и переехал туда со своей матерью, в то время как Носсон Меир остался в Кюле, чтобы завершить его месивта программа. В 15 лет он воссоединился со своими родителями в Канаде, а затем пошел учиться в Йешивского университета ешивы раббейну Ицхак Эльханан в Нью-Йорке. Среди его партнеров по исследованиям были будущие американские раввинские лидеры раввины Авигдор Миллер и.

. Несколько лет спустя, когда ешива добавила светские исследования в свою учебную программу, Носсон Меир устроил протест, призывая его друзей бросить ешиву и пойти учиться в великие ешивы Европы. В 17 лет он сам поступил в Мирскую иешиву города Мир, Беларусь, где оставался семь лет. Мусарский акцент и личный пример Мир Машгиаха, раввина Йерухома Левовица и его преемника, раввина Йехезкеля Левенштейна, оказали глубокое влияние на Вахтфогеля, который посвятил остаток своей жизни деятельности изучение и распространение мусара и работа над развитием личности. Он также учился у раввина Боруха Бер Лейбовица, рош ешивы Каминец ешивы в Польше.

Когда наставник Вахтфогеля, раввин Левовиц, умер летом 1936 года, он решил вернуться в Канаду. Тогда он получил семича (раввинское рукоположение) от раввина Лейбовица и раввина Шимона Шкопа, рош-ешивы гродненской ешивы. Он также получил семичу от раввина Элиэзера Иегуды Финкеля, рош ешивы Мира.

Когда его корабль достиг Нью-Йорка, он услышал, что рабби Эльхонон Вассерман, рош ешива из иешивы Барановича, собирал средства в этом городе и пошел поговорить с ним о его опасениях по поводу жизни в материалистической Америке. Раввин Вассерман посоветовал ему немедленно вернуться в Европу и изучать Келм Талмуд Тора, который был известен своим упором на мусар и формирование характера. Хотя он не видел и не разговаривал со своими родителями в течение семи лет, Вахтфогель получил их благословение вернуться в Европу. Он оставался в Кельме более трех лет, обучаясь в основном у раввина. Даже после того, как разразилась Вторая мировая война, он продолжал учиться в ешиве, поражая тех, кто узнал, что он может уехать в любое время со своим канадским паспортом. Ближе к концу этого периода он обручился с Хавой Шломовиц, дочерью раввина Исраэля Залмана Шломовица (равва) и выпускницей учительской семинарии Сары Шенирер в Кракове.

. 1940 г. русские вошли в Кельм в рамках оккупации балтийских государств Россией и приступили к конфискации предприятий, введению нормирования и установлению контроля над своими сторонниками. Британские граждане в Кельме получили совет от британского консульства в Ковно поехать в Ковно, а оттуда эвакуироваться в Австралию. Вахтфогель и еще один канадский ученый из Кельма, раввин, вместе с невестой Вахтфогеля, Хавой Сломовиц, присоединились к группе британских граждан, застрявших в Кельме, включая жену и дочь раввина Элиягу Элиэзера Десслера, и группу из Телше Иешива во время полета в Австралию. Чтобы получить визу для своей невесты, Вахтфогель должен был доказать, что они женаты. Они сделали это, проведя первую половину своей еврейской свадебной церемонии, эрусин в Ковно; их хупа произошла после того, как они достигли Монреаля.

. Группа отбыла в Шаббат, 26 октября 1940 г., села на поезд в Москву через Рига. На следующий день они сели на Транссибирский экспресс во Владивосток, путешествие длилось девять дней, в течение которого религиозным евреям нечего было есть, кроме фруктов и чая. Из Владивостока они отправились на пароходе в Брисбен, путешествие длилось почти четыре с половиной недели (здесь их рацион ограничивался сардинами, яйцами и помидорами). В то время как британские граждане в группе провели более шести лет в Австралии в ожидании репатриации, невесте Вахтфогеля, Шехтера и Вахтфогеля Совет управляющих Австралии выдал билеты первого класса в Нью-Йорк. Еврейская община, опасавшаяся, что эти знатоки Торы спровоцируют религиозное возрождение в своей общине.

Машгиах

Весной 1942 г. Вахтфогель и 19 других аврейхим (молодых женатых мужчин) начали первые колл в Америке, называемый Бет Медраш Говоха, в Уайт-Плейнс, Нью-Йорк. В поисках великого знатока Торы, который возглавит их учебную программу, они предложили эту должность раввину Аарону Котлеру. Котлер согласился, но попросил их переместить колел в Лейквуд, штат Нью-Джерси, и принять бачурим (неженатых молодых людей), чтобы превратить его в полноценную ешиву европейского типа. Аврейхим согласился и стал первыми учениками раввина Котлера, когда он основал Бет Медраш Говоха. В 1943 году Котлер попросил Вахтфогеля стать машгиахом ручани ешивы, должность, которую он занимал более 50 лет до своей смерти, служа под началом трех последовательных поколений рошей иешивы : раввинов Аарона Котлера, Шнеура Котлера и Малкиэль Котлер.

Даже будучи машгиахом, он действовал больше как ученик раввина Котлера, посещая шиурим (лекции Торы) и (беседы о мусарах) в рош-ешиве с остальными студенты. Из уважения к своему раву, он никогда не замечал своего в главном учебном зале, пока Котлер был жив.

Помимо заботы о благополучии студентов, Вахтфогель был хранителем и воплощением духа и целей, которые Котлер намечал для своей ешивы, включая упор на изучение Торы и мусара. Он также работал, чтобы осуществить мечту Котлера об основании «филиалов» иешивы Лейквуда в других городах, убеждая общины и потенциальных учителей и студентов в жизнеспособности этого новаторского начинания. Таким образом, он помог создать коллели в 30 городах, включая Монреаль, Бостон, Лонг-Бич, Нью-Йорк, Скрэнтон, Пенсильвания, Майами-Бич, Денвер, Питтсбург, Дил, Нью-Джерси, Мексика и Мельбурн. Талмудическая ешива Филадельфии, основанная в 1953 году раввинами Шмуэлем Каменецким и Довом Шварцманом в качестве рошей иешивы, была прямым результатом усилий Вахтфогеля

Баал Мусар

Вахтфогель был живым примером баал Мусара, того, кто стремится посредством духовного саморазвития и молитвы совершенствовать себя и свое служение Богу. Образец смирения и самоуничижения, он избегал гнева и чести любой ценой и довольствовался самым необходимым, даже отказавшись просить о повышении жалованья. Много лет он жил в комнате общежития ешивы, возвращаясь домой только на Шаббат. (Его жена была одним из главных учителей в средней школе Байса Яакова и семинарии в Вильямсбурге под руководством Реббецина Вична Каплан.) Даже после того, как его семья присоединилась к нему, он никогда не владел собственным домом и называл свой дом станцией (трактиром), а свою мебель - хельцером (пиломатериалом). Он также был известен своей твердой убежденностью в приходе Машиаха, заканчивая свой шмуэссен словами «Это последний шмуэсс в галус (изгнание)». Он держал в шкафу отглаженный костюм, чтобы у него было что надеть, чтобы поприветствовать Машиаха, как только он появится.

Его дух чувствовался во всем сообществе Лейквуда. Например, он и раввин Шнеур Котлер учредили ежегодную кампанию «Шаббат Хацола », которая обеспечивает большую часть операционного бюджета местной службы скорой помощи Хацола.

под руководством раввина Шнеура Котлера, когда набор в ешиву расширился с 200 до 800 студентов, и под руководством раввинов Малкиэля Котлера Йерухама Ольшина, Давида Шустала и Исроэля Ноймана, когда количество студентов выросло до более чем 2300, Вахтфогелю помогали помощники машгичим раввины Иегуда Якобс, Элиэзер Стефанский и Яаков Поллак. В конце 1990-х годов Вахтфогель пригласил раввина Матисёху Саломона, машгиаха иешивы Гейтсхеда, чтобы он служил вместе с ним и, в конечном итоге, стал его преемником.

Общинный колел. pioneer

В 1960-е годы и позже Вахтфогель был ключевой силой в создании общественных коллелей в США и других странах. В отличие от kollel, который представляет собой программу очного обучения, "Community kollel" - это программа обучения с частичной занятостью, программа с частичной занятостью аутрич. Его ученые Торы вместе изучают утром и днем, а затем общаются с мирянами, предлагая вечерние лекции и индивидуальное обучение. Общинные коллели, являющиеся центром деятельности Торы, оказывают значительное влияние на рост осведомленности о Торе в отдаленных еврейских районах. Под руководством раввина Шнеура Котлера Вахтфогель руководил открытием общинных коллелей во многих городах, включая Пассаик, штат Нью-Джерси (этот коллел превратился в ешива-гедола в Пассаике ), Чикаго, Питтсбург, Детройт, Лос-Анджелес, Торонто и Мельбурн, Австралия. Набирая студентов из иешивы Лейквуда для работы в этих новых местах, он благословлял многих, кто не хотел переезжать в небольшие общины, в которых отсутствовала еврейская инфраструктура (еврейское образование, кошерная еда, возможности трудоустройства). в больших городах, и даже занимался «выкручиванием рук», чтобы убедить студентов, что они добьются успеха.

В последние годы он основал и возглавил новую организацию под названием Kollel International для сбора средств и создания коллели в небольших сообществах. Два таких коллела были основаны около Лейквуда, в Маналапан-Тауншип и Хоуэлл-Тауншип, Нью-Джерси, перед его смертью. Менее чем за неделю до своей смерти он все еще участвовал в создании другого колеля на Лонг-Айленде.

Последние годы

Могилы раввина Носсона Меира Вахтфогеля (слева) и его жены Хавы (справа) в кладбище Хар-а-Менухот Иерусалима. Имена ее родителей, братьев и сестер, погибших в Холокосте, выгравированы на стороне ее могилы.

В 1997 году Вахтфогель и раввин Шломо Вольбе возглавили делегацию старших раввинов roshei ешива и машгичим, чтобы попытаться спасти еврейское кладбище от разрушения в городе Калининграде. Мэр сказал, что вид этих почтенных стариков, совершивших поездку в Россию в знак протеста против осквернения могилы, побудил его подписать разрешение на ее защиту.

Вахтфогель скончался 21 ноября 1998 года. Еврейский календарь, его yahrtzeit, 2 кислев, тот же, что и у раввина Аарона Котлера. Он был похоронен в новом Хелкас ха-Раббоним (раввинская часть) кладбища Хар ха-Менухот в Иерусалиме, Израиль.

Его сын, раввин, является рош ешивой ешива Южного Фолсбурга, Нью-Йорк. После смерти отца раввин Эля Бер принял на себя руководство Kollel International вместе с раввином Малкиелом Котлером.

Библиография

  • Kovetz Sichos Vol. 1-6
  • Лекет Решимот Биньяней Бейт Хамикдаш
  • Лекет Решимот Биньяней Ханука
  • Лекет Решимот Биньяней Элул в'Ямим Нораим
  • Лекет Решимот Биньяни Тфиллах
  • Ноам Хамусар

Ссылки

Источники

Последняя правка сделана 2021-06-01 14:31:01
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте