Раввин. Носон Меир Вахтфогель | |
---|---|
Носон Меир Вахтфогель. | |
Заголовок | Лейквуд Машгиах |
Личный | |
Родился | Носон Меир Вахтфогель. 18 февраля 1910 г.. Куляй, Ковенская губерния, Российская Империя |
Умер | 21 ноября 1998 (1998-11-21) (88 лет). Лейквуд, Нью-Джерси, США |
Религия | Иудаизм |
Супруга | Хава Шломовиц |
Дети | Раввин Эля Бер Вахтфогель,. Реббецин Мириам Рубниц (жена раввина Иегошуа Рубница),. Ребецин Шейна Лия Бурштын (жена раввина Цви Йосефа Бурштына),. Маши. |
Родители | Моше Йом Тов Вахтфогель |
Альма матер | Мир ешивы, Беларусь |
Еврейский лидер | |
Преемник | Раввин Матисёху Саломон |
Должность | Машгиах ручани |
Иешива | Бет Медраш Говоха |
Начало | 1941 |
Закончился | 1998 |
Похоронен | Хар ха-Менухот |
Семича | Раввин Борух Бер Лейбовиц,. Раввин Шимон Шкоп,. Раввин Элиэзер Иегуда Финкель |
Носон Меир Вахтфогель (Иврит : נתן מאיר וכטפוגל) (18 февраля 1910 г. в Куляй, Литва - 21 ноября 1998 г. в Лейквуд, Нью-Джерси, США ), известный как Лейквуд Машгиах, был православным раввином и долгое время машгиах ручани (духовный наставник) Бет Медраш Говоха (иешива Лейквуда) в Лейквуде, штат Нью-Джерси. Он был одним из первых создателей этой ешивы, превратив ее в учреждение мирового уровня, и он провозгласил цели и направление, сформулированные его основателем рош ешивой раввином Аароном Котлером. Он также участвовал в открытии «филиалов» иешивы Лейквуда в десятках городов и был пионером концепции коллективных коллекций, открыв комбинированные центры изучения Торы / просветительские. в США и других странах. Уважаемый наставник и проводник тысяч студентов на протяжении более чем 50-летней карьеры, он был ярым сторонником и ярким примером мусара учебы и работы над своим духовным саморазвитием.
Носон Меир Вахтфогель родился 9 Адара I 1910 года в небольшом литовском городке Куляй, где его отец, раввин Моше Йом Тов Вахтфогель, был рав. Его отец был учеником алтаря Слабодки и одним из первых 14 учеников ешивы Эйтц Хаим в Слуцке во главе с раввином Иссером Залманом Мельцером.
Носон Меир изучал Келм Талмуд Тора в юности. В начале 1920-х его отец принял раввинскую должность в Монреале, Квебеке, Канаде и переехал туда со своей матерью, в то время как Носсон Меир остался в Кюле, чтобы завершить его месивта программа. В 15 лет он воссоединился со своими родителями в Канаде, а затем пошел учиться в Йешивского университета ешивы раббейну Ицхак Эльханан в Нью-Йорке. Среди его партнеров по исследованиям были будущие американские раввинские лидеры раввины Авигдор Миллер и.
. Несколько лет спустя, когда ешива добавила светские исследования в свою учебную программу, Носсон Меир устроил протест, призывая его друзей бросить ешиву и пойти учиться в великие ешивы Европы. В 17 лет он сам поступил в Мирскую иешиву города Мир, Беларусь, где оставался семь лет. Мусарский акцент и личный пример Мир Машгиаха, раввина Йерухома Левовица и его преемника, раввина Йехезкеля Левенштейна, оказали глубокое влияние на Вахтфогеля, который посвятил остаток своей жизни деятельности изучение и распространение мусара и работа над развитием личности. Он также учился у раввина Боруха Бер Лейбовица, рош ешивы Каминец ешивы в Польше.
Когда наставник Вахтфогеля, раввин Левовиц, умер летом 1936 года, он решил вернуться в Канаду. Тогда он получил семича (раввинское рукоположение) от раввина Лейбовица и раввина Шимона Шкопа, рош-ешивы гродненской ешивы. Он также получил семичу от раввина Элиэзера Иегуды Финкеля, рош ешивы Мира.
Когда его корабль достиг Нью-Йорка, он услышал, что рабби Эльхонон Вассерман, рош ешива из иешивы Барановича, собирал средства в этом городе и пошел поговорить с ним о его опасениях по поводу жизни в материалистической Америке. Раввин Вассерман посоветовал ему немедленно вернуться в Европу и изучать Келм Талмуд Тора, который был известен своим упором на мусар и формирование характера. Хотя он не видел и не разговаривал со своими родителями в течение семи лет, Вахтфогель получил их благословение вернуться в Европу. Он оставался в Кельме более трех лет, обучаясь в основном у раввина. Даже после того, как разразилась Вторая мировая война, он продолжал учиться в ешиве, поражая тех, кто узнал, что он может уехать в любое время со своим канадским паспортом. Ближе к концу этого периода он обручился с Хавой Шломовиц, дочерью раввина Исраэля Залмана Шломовица (равва) и выпускницей учительской семинарии Сары Шенирер в Кракове.
. 1940 г. русские вошли в Кельм в рамках оккупации балтийских государств Россией и приступили к конфискации предприятий, введению нормирования и установлению контроля над своими сторонниками. Британские граждане в Кельме получили совет от британского консульства в Ковно поехать в Ковно, а оттуда эвакуироваться в Австралию. Вахтфогель и еще один канадский ученый из Кельма, раввин, вместе с невестой Вахтфогеля, Хавой Сломовиц, присоединились к группе британских граждан, застрявших в Кельме, включая жену и дочь раввина Элиягу Элиэзера Десслера, и группу из Телше Иешива во время полета в Австралию. Чтобы получить визу для своей невесты, Вахтфогель должен был доказать, что они женаты. Они сделали это, проведя первую половину своей еврейской свадебной церемонии, эрусин в Ковно; их хупа произошла после того, как они достигли Монреаля.
. Группа отбыла в Шаббат, 26 октября 1940 г., села на поезд в Москву через Рига. На следующий день они сели на Транссибирский экспресс во Владивосток, путешествие длилось девять дней, в течение которого религиозным евреям нечего было есть, кроме фруктов и чая. Из Владивостока они отправились на пароходе в Брисбен, путешествие длилось почти четыре с половиной недели (здесь их рацион ограничивался сардинами, яйцами и помидорами). В то время как британские граждане в группе провели более шести лет в Австралии в ожидании репатриации, невесте Вахтфогеля, Шехтера и Вахтфогеля Совет управляющих Австралии выдал билеты первого класса в Нью-Йорк. Еврейская община, опасавшаяся, что эти знатоки Торы спровоцируют религиозное возрождение в своей общине.
Весной 1942 г. Вахтфогель и 19 других аврейхим (молодых женатых мужчин) начали первые колл в Америке, называемый Бет Медраш Говоха, в Уайт-Плейнс, Нью-Йорк. В поисках великого знатока Торы, который возглавит их учебную программу, они предложили эту должность раввину Аарону Котлеру. Котлер согласился, но попросил их переместить колел в Лейквуд, штат Нью-Джерси, и принять бачурим (неженатых молодых людей), чтобы превратить его в полноценную ешиву европейского типа. Аврейхим согласился и стал первыми учениками раввина Котлера, когда он основал Бет Медраш Говоха. В 1943 году Котлер попросил Вахтфогеля стать машгиахом ручани ешивы, должность, которую он занимал более 50 лет до своей смерти, служа под началом трех последовательных поколений рошей иешивы : раввинов Аарона Котлера, Шнеура Котлера и Малкиэль Котлер.
Даже будучи машгиахом, он действовал больше как ученик раввина Котлера, посещая шиурим (лекции Торы) и (беседы о мусарах) в рош-ешиве с остальными студенты. Из уважения к своему раву, он никогда не замечал своего в главном учебном зале, пока Котлер был жив.
Помимо заботы о благополучии студентов, Вахтфогель был хранителем и воплощением духа и целей, которые Котлер намечал для своей ешивы, включая упор на изучение Торы и мусара. Он также работал, чтобы осуществить мечту Котлера об основании «филиалов» иешивы Лейквуда в других городах, убеждая общины и потенциальных учителей и студентов в жизнеспособности этого новаторского начинания. Таким образом, он помог создать коллели в 30 городах, включая Монреаль, Бостон, Лонг-Бич, Нью-Йорк, Скрэнтон, Пенсильвания, Майами-Бич, Денвер, Питтсбург, Дил, Нью-Джерси, Мексика и Мельбурн. Талмудическая ешива Филадельфии, основанная в 1953 году раввинами Шмуэлем Каменецким и Довом Шварцманом в качестве рошей иешивы, была прямым результатом усилий Вахтфогеля
Вахтфогель был живым примером баал Мусара, того, кто стремится посредством духовного саморазвития и молитвы совершенствовать себя и свое служение Богу. Образец смирения и самоуничижения, он избегал гнева и чести любой ценой и довольствовался самым необходимым, даже отказавшись просить о повышении жалованья. Много лет он жил в комнате общежития ешивы, возвращаясь домой только на Шаббат. (Его жена была одним из главных учителей в средней школе Байса Яакова и семинарии в Вильямсбурге под руководством Реббецина Вична Каплан.) Даже после того, как его семья присоединилась к нему, он никогда не владел собственным домом и называл свой дом станцией (трактиром), а свою мебель - хельцером (пиломатериалом). Он также был известен своей твердой убежденностью в приходе Машиаха, заканчивая свой шмуэссен словами «Это последний шмуэсс в галус (изгнание)». Он держал в шкафу отглаженный костюм, чтобы у него было что надеть, чтобы поприветствовать Машиаха, как только он появится.
Его дух чувствовался во всем сообществе Лейквуда. Например, он и раввин Шнеур Котлер учредили ежегодную кампанию «Шаббат Хацола », которая обеспечивает большую часть операционного бюджета местной службы скорой помощи Хацола.
под руководством раввина Шнеура Котлера, когда набор в ешиву расширился с 200 до 800 студентов, и под руководством раввинов Малкиэля Котлера Йерухама Ольшина, Давида Шустала и Исроэля Ноймана, когда количество студентов выросло до более чем 2300, Вахтфогелю помогали помощники машгичим раввины Иегуда Якобс, Элиэзер Стефанский и Яаков Поллак. В конце 1990-х годов Вахтфогель пригласил раввина Матисёху Саломона, машгиаха иешивы Гейтсхеда, чтобы он служил вместе с ним и, в конечном итоге, стал его преемником.
В 1960-е годы и позже Вахтфогель был ключевой силой в создании общественных коллелей в США и других странах. В отличие от kollel, который представляет собой программу очного обучения, "Community kollel" - это программа обучения с частичной занятостью, программа с частичной занятостью аутрич. Его ученые Торы вместе изучают утром и днем, а затем общаются с мирянами, предлагая вечерние лекции и индивидуальное обучение. Общинные коллели, являющиеся центром деятельности Торы, оказывают значительное влияние на рост осведомленности о Торе в отдаленных еврейских районах. Под руководством раввина Шнеура Котлера Вахтфогель руководил открытием общинных коллелей во многих городах, включая Пассаик, штат Нью-Джерси (этот коллел превратился в ешива-гедола в Пассаике ), Чикаго, Питтсбург, Детройт, Лос-Анджелес, Торонто и Мельбурн, Австралия. Набирая студентов из иешивы Лейквуда для работы в этих новых местах, он благословлял многих, кто не хотел переезжать в небольшие общины, в которых отсутствовала еврейская инфраструктура (еврейское образование, кошерная еда, возможности трудоустройства). в больших городах, и даже занимался «выкручиванием рук», чтобы убедить студентов, что они добьются успеха.
В последние годы он основал и возглавил новую организацию под названием Kollel International для сбора средств и создания коллели в небольших сообществах. Два таких коллела были основаны около Лейквуда, в Маналапан-Тауншип и Хоуэлл-Тауншип, Нью-Джерси, перед его смертью. Менее чем за неделю до своей смерти он все еще участвовал в создании другого колеля на Лонг-Айленде.
В 1997 году Вахтфогель и раввин Шломо Вольбе возглавили делегацию старших раввинов roshei ешива и машгичим, чтобы попытаться спасти еврейское кладбище от разрушения в городе Калининграде. Мэр сказал, что вид этих почтенных стариков, совершивших поездку в Россию в знак протеста против осквернения могилы, побудил его подписать разрешение на ее защиту.
Вахтфогель скончался 21 ноября 1998 года. Еврейский календарь, его yahrtzeit, 2 кислев, тот же, что и у раввина Аарона Котлера. Он был похоронен в новом Хелкас ха-Раббоним (раввинская часть) кладбища Хар ха-Менухот в Иерусалиме, Израиль.
Его сын, раввин, является рош ешивой ешива Южного Фолсбурга, Нью-Йорк. После смерти отца раввин Эля Бер принял на себя руководство Kollel International вместе с раввином Малкиелом Котлером.