Государственный совет (норвежский : Statsrådet) официальный орган, состоящий из самых высокопоставленных правительственных министров, избранных премьер-министром, и функционирует как коллективный орган принятия решений, составляющий исполнительную власть Королевство. Совет одновременно играет роль тайного совета, а также правительственного кабинета.
, за исключением премьер-министра и министра иностранных дел, которые сохраняют свой министерский ранг самостоятельно, все остальные члены Кабинета одновременно занимают должности статсрода, то есть государственного советника, и должности начальника различных департаментов, не считаясь формально «министрами», хотя обычно рассматривается как таковой. Кабинет обычно собирается каждую неделю, обычно по пятницам в 11:00 в Королевском дворце, Осло, и возглавляется Монархом.
Согласно Конституции Норвегии 1814 года, третьей по возрасту национальной Конституции, все еще действующей (после Конституции Сан-Марино и Конституции США ), Кинг является главой исполнительной власти Норвегии. Однако исторические события, такие как введение парламентаризма в 1884 году и развитие конституционной традиции, изменили роль Кинга, а это означает, что премьер-министр, возглавляющий политическая партия, пользующаяся поддержкой на выборах, является де-факто главой правительства. Соответственно, когда в статье 3 Конституции говорится: «Исполнительная власть принадлежит Королю », это в настоящее время отражает полномочия, предоставленные избранному правительству, действующему через Государственный совет. и возглавляется Премьер-министром.
Парламентская система Норвегии предполагает, что Кабинет не должен иметь Парламент против него, и что назначение Королем является формальностью. Члены, составляющие Государственный совет, требуют доверия норвежского законодательного органа, известного как стортинг. На практике монарх просит лидера парламентского блока, имеющего большинство в стортинге, сформировать правительство. После выборов, в результате которых нет явного большинства ни одной партии или коалиции, лидер партии, которая, скорее всего, сможет сформировать правительство, назначается премьер-министром.
Тот факт, что первоначальная формулировка Конституции не было изменено для отражения современной практики, это свидетельство широко распространенных консервативных настроений, разделяемых всеми политиками, о том, что следует избегать обширного пересмотра конституции. На практике это означает, что функции, полномочия и мандат Государственного совета во многом зависят от давних конвенций.
Государственный совет учрежден следующей статьей Конституции, в которой говорится, что
Король сам выбирает Совет из числа норвежских граждан, имеющих право голоса. Этот Совет состоит из Премьер-министра и не менее семи других членов.
Король распределяет бизнес между членами Государственного совета, как он считает нужным. В чрезвычайных обстоятельствах, помимо обычных членов Государственного совета, король может вызывать других норвежских граждан, но не членов стортинга, для занятия мест в Государственном совете.
Муж и жена, родитель и ребенок или два брата и сестры не могут одновременно заседать в Государственном совете.
— Конституция Норвегии, https://www.stortinget.no/globalassets /pdf/english/constitutionenglish.pdfГосударственный совет собирается для официального принятия решений по государственным вопросам, принимая так называемые Королевские резолюции (норвежский : Kongelige resolusjoner) или приказы в Совете. Теоретически королевские постановления сами по себе являются решениями короля, но практически они являются решениями правительства. Однако для того, чтобы они были действительными, требуется подпись премьер-министра или, в случаях, связанных с военным командованием, министра обороны. Позже все протоколы заседаний Государственного совета подписываются всеми его членами. Это сделано для того, чтобы снять всю личную ответственность со стороны Короля, в соответствии со статьей 5 Конституции, которая гласит: «Личность Короля священна; он не может быть осужденным или обвиненным. Ответственность лежит на его Совете ". Другой особенностью этой системы является то, что Король, когда санкционировал решение, упоминается как Король в Совете (норвежский : Kongen i statsråd), что также означает Король как его совет.
Согласно Конституции, некоторые дела, такие как назначения и увольнения с более высоких должностей, помилование, временные меры, церковные таинства и ратификация договоров, должны рассматриваться Государственным советом. Хотя это и не предусмотрено Конституцией, подписание законопроектов и других нормативных актов в качестве закона является наиболее важным элементом работы, проводимой во время сессий Государственного совета.
Статья 30 Конституции Норвегии гласит, что любой член Государственного совета, если он или она придерживается мнения, что «решение короля конфликтует с формой правления или законами Королевства "связан" обязанностью высказывать решительные возражения против этого, а также вносить свое мнение в протоколы ". Статья продолжается, заявляя, что член, не высказавший таких возражений, подлежит импичменту Стортингом, если решение, принятое Государственным советом, позже будет признано незаконным. По той же причине вышеупомянутая статья предписывает, чтобы все решения, принятые в Государственном совете, фиксировались в официальных отчетах.
Хотя большинство членов Кабинета происходят из Стортинга и будут замещать свои места во время пребывания в должности, членство в Парламенте не является требование. Однако с момента введения парламентаризма в 1884 году все члены Кабинета министров должны иметь прямую поддержку законодательного органа. Кроме того, они должны иметь норвежское гражданство и иметь право голоса, что означает, что они достигли 18-летнего возраста. До поправки 2012 года существовало требование, согласно которому большинство членов должно быть аффилировано с Церковь Норвегии, национальная государственная церковь. Когда обсуждаются церковные дела, все члены Кабинета министров, не зарегистрированные в Церкви, не будут присутствовать.
Официального порядка наследования поста премьер-министра Норвегии не существует, но министр иностранных дел традиционно считался родственником заместителя Премьер-министр, хотя официально такого титула не существует. 1 июля 1993 года король установил Порядок старшинства для определения места и ранжирования в официальных случаях. Здесь министр финансов занимает первое место после премьер-министра, а министр иностранных дел занимает только третье место после министра сельского хозяйства и продовольствия.