Педи

редактировать

Педи
Бапеди
Маршрут живой культуры Педи, Лимпопо, Южная Африка (2417712111).jpg Маршрут живой культуры Педи. Лимпопо, Южная Африка
Общая численность населения
5,174,000
Регионы со значительным населением
Южная Африка 4,972,000
Ботсвана 14,000
Языки
Первый язык . Северный сото (сепеди). Второй язык . Английский, другие южноафриканские языки банту
Религия
Христианство, африканская традиционная религия
Родственные этнические группы
Педи
ЧеловекМопеди
ЛюдиБапеди
ЯзыкСепеди
СтранаБопеди

Pediили Bapedi(также известный как северный Сото или басото ба лебоа и марота или бамаротенг) - это южноафриканская этническая группа, говорящая на педи или сепеди, северном сото языке, принадлежащем Сото-Цвана энтнолингвистическая группа. Они почти исключительно встречаются в Южной Африке северо-восточных провинциях, которые являются Лимпопо, и в некоторых частях северной Мпумаланги.

Педи имеют происхождение сото и являются потомками Кгатла (Бакгатла) говорящего на тсване клана, который мигрировал в «Бопеди», современный Лимпопо, примерно в 1700-х годах. Сердцевина Педи известна как Секухунелэнд и расположена между Олифантс и рекой Стилпорт, также известной как Лепелле и Тубаце. Педи были первыми из племен сото-тсвана, которых назвали басото, название происходит от слова свази уку шунта, которое относилось к их стилю одежды, педи взяли это имя с гордостью, а другие аналогичные группы начали называть себя сотос. 331>Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Империя Марота / Королевство Педи
    • 1.2 Войны Секхухуне
    • 1.3 Апартеид
  • 2 Культура
    • 2.1 Использование тотемов
    • 2.2 Поселения
    • 2.3 Искусство
    • 2.4 Родство
  • 3 Местоположение
  • 4 Проживание и экономика
    • 4.1 Землевладение
  • 5 Религия
  • 6 Правители
  • 7 Известные люди Педи
  • 8 См. Также
  • 9 Ссылки
  • 10 Дополнительная литература
  • 11 Внешние ссылки

История

Южная Африка в 1885 году. Кормящая женщина Педи. Альфред Дагган-Кронин. ЮАР, начало 20 века. Коллекция Wellcome, Лондон

Прото -сото люди мигрировали на юг из региона великого озера в восточную Африку, продвигаясь вместе с современным западным Зимбабве через последовательные волны, охватывающие 5 веков, с последней группой говорящих на сото, хуруце, поселившейся в регионе к западу от Гаутенга около 16 века. Именно из этой группы произошли педи / маротенг из ответвления тсвана говорящей на кгатле. Примерно в 1650 году они поселились в районе к югу от реки Стилпорт, где на протяжении нескольких поколений в определенной степени развивалась языковая и культурная однородность. Только во второй половине 18 века они расширили свое влияние на регион, установив верховенство Педи, взяв под свой контроль более мелкие соседние вождества.

Во время миграций в этой области и вокруг нее группы людей из разного происхождения начали концентрироваться вокруг дикгоро или правящих ядерных групп. Они идентифицировали себя через символическую преданность тотемным животным, таким как тау (лев ), колобе (свинья ) и квена (крокодил ).

Империя Марота / Королевство Педи

Государство Педи при короле Туларе (ок. 1780-1820) состояло из земель, которые простирались с наших дней Рустенбург до низменности на западе и на юге до реки Ваал. Власть педи была подорвана во время Мфекане захватчиками ндвандве с юго-востока. Последовал период смятения, после которого государственное устройство было восстановлено под властью сына Туларе Секвати.

Секвати сменил Туларе на посту верховного вождя педи в северном Трансваале (Лимпопо ) и часто конфликтовал с Матабеле при Мзиликази, а также был разграблен зулу и свази. Секвати также участвовал в многочисленных переговорах и борьбе за контроль над землей и рабочей силой с фермерами, говорящими на языке африкаанс (бурами), которые с тех пор обосновались в регионе.

Эти споры о земле возникли после основания Охригстада в 1845 году, но после того, как город был включен в состав Республики Трансвааль в 1857 году и Республики Лиденбург был сформирован, было достигнуто соглашение, что река Стилпорт была границей между Педи и Республикой. Тем не менее, педи были хорошо вооружены, чтобы защитить себя, поскольку Секвати и его наследник Секухуне I могли закупить огнестрельное оружие, в основном за счет трудовых мигрантов, на алмазные поля Кимберли и до Порт-Элизабет. Власть верховной власти педи была также закреплена тем фактом, что вожди подчиненных деревень, или кгоро, забирали своих основных жен из правящего дома. Эта система двоюродных браков приводила к увековечиванию брачных связей между правящим домом и подчиненными группами и включала выплату завышенного бохади или выкупа за невесту, в основном в виде скота, дому Маротенг.

Войны Секухуне

Король Секухунэ 1881

Секукуне I сменил своего отца в 1861 году и отбил нападение на свази. В то время также возникли пограничные споры с Трансваалем, которые привели к формированию Burgersfort, укомплектованного добровольцами из Lydenburg. К 1870-м годам педи были одним из трех альтернативных источников региональной власти, наряду с свази и ZAR (Zuid-Afrikaansche Republiek ).

Со временем напряженность усилилась после того, как Секухуне отказался платить налоги правительству Трансвааля, а Трансвааль объявил войну в мае 1876 года. Она стала известна как Война Секухуне, в результате которой атака коммандос Трансвааля провалилась. После этого добровольцы, тем не менее, продолжали опустошать земли Секухуне и провоцировать беспорядки, до такой степени, что в 1877 году были соблюдены условия мира.

Беспорядки продолжались, и это стало оправданием для британской аннексии Трансвааля в апреле 1877 г. Сэр Теофил Шепстон ​​. После аннексии британцы также объявили войну Секухуне I под командованием сэра Гарнета Уолсли и победили его в 1879 году. Затем Секухуне был заключен в тюрьму в Претории, но позже освобожден после первого Война в Южной Африке, когда Трансвааль восстановил независимость.

Однако вскоре после освобождения Сехухуне был убит своим сводным братом Мампуру, и поскольку его наследник и его внук были убиты на войне, Сехухуне II был слишком молод, чтобы править, один из его сводных братьев взял на себя власть регента.

Апартеид

В 1885 году территория в 1000 квадратных километров (390 квадратных миль) была выделена для Педи, известной как Местоположение Гелук, созданной Комиссией по местам проживания коренных жителей Республики Трансвааль. Позже, в соответствии с политикой сегрегации апартеида, педи будут назначены родиной Лебова.

Культура

Использование тотемов

Как и другие группы сото-тсвана, люди бапеди используют тотемы для обозначения родственных кланов и родства. В Сепеди наиболее широко используются следующие тотемы:

АнглийскийПеди
СвиньяКолобе
ЛевТау
КрокодилКвена
ДикобразНоко
ОбезьянаТшвене
БакПхути

Поселения

В до завоевательных времен, люди селились на возвышенностях в относительно больших деревнях, разделенных на кгоро (мн. дикгоро, группы, сосредоточенные на скоплениях однопородных семей). Каждый из них состоял из группы домашних хозяйств в хижинах, построенных вокруг центральной территории, которая служила местом встреч, загоном для скота, кладбищем и родовым храмом. Хижины домохозяйств были ранжированы по старшинству. У каждой жены полигинного брака была своя собственная круглая хижина с соломенной крышей, соединенная с другими хижинами рядом открытых вольеров (лапа), окруженных глиняными стенами. Мальчики постарше и девочки соответственно будут размещены в отдельных хижинах. Стремление жить в более современном стиле, наряду с практичностью, привело к тому, что большинство семей отказались от стиля круглых хижин в пользу прямоугольных домов с плоской жестяной крышей. Процессы принудительного и полудобровольного переселения, а также схема государственного планирования апартеида, реализованная во имя «улучшения», означали, что многие новые поселения и окраины многих старых состоят из домов, построенных по схеме сетки, занятых отдельные семьи, не связанные со своими соседями.

Искусство

Традиционные танцоры, выступающие на свадьбе

Важные ремесла включали изготовление металлов, вышивание бисером, гончарное дело, жилищное строительство и покраска, обработка дерева (особенно изготовление барабанов). Педи-музыка (mmino wa setso: традиционная музыка, букв. Музыка происхождения) имеет шестизначную шкалу. Раньше играли на щипцовом тростниковом инструменте, называемом дипела, теперь его музыканты используют инструменты из магазина, такие как челюстная арфа и немецкая автоарфа (харепа), которые дошли до считаться типично Педи. Пик музыкального выражения педи (и северного сото) - это, возможно, жанр киба, который вышел за рамки своих деревенских корней и стал стилем мигрантов. В мужской версии он представляет собой ансамбль музыкантов, каждый из которых играет на алюминиевой трубке разной высоты тона (нака, мн. Динака) и вместе воспроизводит нисходящую мелодию, имитирующую традиционные вокальные песни с богатой гармонией. В женской версии, развитии более ранних женских жанров, которые недавно были включены в определение киба, группа женщин поет песни (коша я дихуру - в широком переводе: музыка для танца на коленях). Этот перевод уходит корнями в традиционный танец на коленях, который включает непристойные тряски грудей в сопровождении пения. Эти танцы до сих пор очень распространены среди женщин тсвана, сото и нгуни. Этот жанр включает в себя наборы традиционных песен под управлением солиста в сопровождении хора и ансамбля барабанов (меропа), ранее деревянных, но теперь сделанных из бочек с маслом и урн для молока. Обычно их поют на пьяных вечеринках и / или во время торжеств, таких как свадьбы.

Родство

Кгоши - разрозненное собрание родственников, в основе которого лежат родственники-мужчины - был такой же правовой единицей, как и родство, так как членство определялось скорее принятием власти кгоро-главы, чем происхождением. Царский или главным образом кгорос иногда подвергался быстрому разделению, когда сыновья боролись за власть.

Брак был патрилокальным. Многоженство практиковали в основном люди с более высоким, особенно главным, статусом. Предпочтение отдавалось браку с близким или классифицированным двоюродным братом, особенно с дочерью брата матери, но это предпочтение чаще всего реализовывалось в случае правящих или главным образом семей. Практиковавшаяся правящей династией в период ее господства, она представляла собой систему политической интеграции и контроля за переработкой выкупа за невесту (dikgomo di boela shakeng; возвращение невесты скота). Кузен брак означал, что две группы предполагаемых родственников мужа были тесно связаны еще до свадьбы, и соответствовали идеологии родственных связей, посредством которых богади (невеста), полученная для брака дочери, в свою очередь,, будет использоваться, чтобы получить невесту для своего брата, и он отплатит своей сестре, предлагая дочь ее сыну в жены. Кузен браки все еще практикуются, но реже. Многоженство сейчас тоже встречается редко, многие браки заканчиваются разводом или разлукой, и большое количество молодых женщин остаются одинокими и растят своих детей в небольших (и часто очень бедных) семьях, возглавляемых женщинами. Но возникли новые формы домашнего сотрудничества, часто между братьями и сестрами или родственниками, связанными по материнской линии.

Раньше старший сын в семье в полигинной семье унаследовал домашнюю собственность своей матери., включая крупный рогатый скот, и должен был действовать как хранитель этих товаров на благо других детей семьи. С упадком животноводства и резким увеличением нехватки земли, это переключилось на систему наследования последних, в первую очередь земли.

Жизненный цикл обоих полов был дифференцирован важными ритуалами. И девочки, и мальчики прошли посвящение. Мальчики (bašemane, позже mašoboro) проводили свою юность, ухаживая за скотом на отдаленных заставах, в компании сверстников и старшей молодежи. Обрезание и посвящение в кома (школа посвящения), проводимые примерно раз в пять лет, социализировали молодежь в группы когорт или полки (мефато), носящие имя лидера, члены которых затем сохраняли верность друг другу на протяжении всей жизни и часто путешествовали вместе в поисках работы. на фермах или на шахтах. Девочки посещали свою кома и были инициированы в свои отряды (ditswa-bothuku), обычно через два года после мальчиков. Инициация все еще практикуется и приносит значительный доход начальникам, которые лицензируют ее за плату, или, в последние годы, частным предпринимателям, которые открыли школы посвящения за пределами юрисдикции вождей.

Местоположение

Современный район Педи, Секухунеленд, расположен между рекой Олифантс (Лепелле) и ее притоком рекой Стилпорт (Тубаце); на востоке граничит с хребтом Дракенсберг и пересекается горами Леоло. Но на пике своего могущества государство Педи (около 1780–1820 гг.) Включало территорию, простирающуюся от нынешнего Рустенбурга на западе до Ловвельда на востоке. и простирается на юг до реки Ваал. Надежные историки и источники также считают королевство Педи первой и доминирующей монархией, установленной в регионе. Королевство, имевшее многочисленные победы над бурами и британскими армиями, было одним из самых сильных и крупнейших в Южной Африке в середине-конце 1800-х годов при короле-воине Сехухуне I, царство которого простиралось от реки Ваал на юге до реки Лимпопо на севере.

Территория, находящаяся под контролем Педи, была строго ограничена когда государство было разбито британскими войсками в 1879 году. Для этой и других групп северных сото были созданы резервы Комиссией по местному населению Республики Трансвааль. В течение следующих ста лет эти резервы по-разному объединялись и разделялись чередой государственных плановых органов. К 1972 году это планирование завершилось созданием якобы независимой национальной единицы или «родины» под названием Лебова. С точки зрения планов правительства по размещению этнических групп, отделенных друг от друга, это было задумано как место проживания для всех северных сото говорящих. Но многие педи никогда здесь не жили: после поражения государства они стали участвовать в ряде соглашений о найме рабочей силы или издольщине с белыми фермерами, жили в качестве арендаторов на коронных землях, или покупали фермы совместно в качестве свободных владельцев, или переезжали, чтобы жить в поселки, прилегающие к Претории и Йоханнесбургу, на постоянной или полупостоянной основе. В целом, однако, население родины Лебова быстро увеличивалось после середины 1950-х годов из-за насильственных переселений из сельских районов и городов в общей Южной Африке, предпринятых планировщиками апартеида, и добровольных переселений, в результате которых бывшие наниматели рабочей силы стремились к независимости от ограничительных и неблагополучных условий, в которых они жили на белых фермах.

Проживание и экономия

Перенасыщенный пастбищный заповедник Бапеди близ Питерсберга, Дракенсберг

Экономика до завоевания объединяла скот -содержание с мотыгой. Основными культурами были сорго, тыква и бобовые, которые женщины выращивали на полях, отведенных им при вступлении в брак. Женщины копали и пропалывали; занимался гончарным делом, строил и украшал хижины глиной; изготовили спальные коврики и корзины; молотое зерно, приготовление, заваривание и сбор воды и древесины. Мужчины работали в поле в часы пик; охотились и паслись; занимались резьбой по дереву, обрабатывали шкуры, работали слесарем и кузнецами. Большинство основных задач выполнялись совместно мацемой (рабочими группами).

От вождя зависели, чтобы вызвать дождь для своих подданных. Внедрение плуга на гужевой тяге и кукурузы позже значительно изменило разделение труда, особенно в сочетании с последствиями трудовой миграции. Мужчины, уезжающие из дома на работу за заработную плату, первоначально предпринимались полковыми группами молодых людей, чтобы удовлетворить потребности верховной власти в огневой мощи, но позже они стали все более необходимыми для отдельных домашних хозяйств, поскольку рост населения в заповеднике и деградация земель сделала невозможным существование за счет выращивание в одиночку. Несмотря на все более продолжительные периоды отсутствия, мужчины-мигранты, тем не менее, по-прежнему привержены содержанию своих полей: теперь вспашка должна была выполняться во время отпуска или поручалась профессиональным пахарям или владельцам тракторов. Женщинам оставалось управлять и выполнять все другие сельскохозяйственные работы. Люди, хотя и подвергались усиленному контролю в своей жизни в качестве наемных рабочих, яростно сопротивлялись всем прямым попыткам вмешательства в сферу животноводства и сельского хозяйства. Их сопротивление вылилось в открытое восстание - в конечном итоге подавленное - в 1950-х годах. В последующие десятилетия некоторые семьи продолжали заниматься земледелием и держать запасы. Эти действия следует более точно рассматривать как демонстрацию долгосрочной приверженности сельской социальной системе для обеспечения безопасности при выходе на пенсию, чем как обеспечение жизнеспособной формы существования семьи.

В начале 1960-х годов около 48% населения мужское население отсутствовало в качестве наемных работников в любой момент времени. Между 1930-ми и 1960-ми годами большинство мужчин Педи в течение короткого периода времени работали на близлежащих белых фермах, после чего переходили на работу в шахты или на домашнюю прислугу, а затем - особенно в последнее время - на фабрики или промышленность. Наемная занятость женщин началась совсем недавно, и она встречается реже и спорадически. Некоторые женщины работают непродолжительное время на фермах, другие начали с 1960-х годов работать в качестве домашней прислуги в городах Витватерсранд. Но в последние годы наблюдается рост уровня образования и ожиданий в сочетании с резким падением уровня занятости. Многие молодые люди, более образованные, чем их родители, и надеющиеся получить работу в качестве государственных служащих или учителей, имеют мало шансов получить какую-либо работу.

Землевладение

Доколониальная система общинного строительства или племенное владение, во многом подобное тому, которое практикуется во всем южноафриканском регионе, было кристаллизовано, но слегка изменено колониальной администрацией. Вождь даровал мужчине землю каждой жене; неиспользуемые земли перераспределялись вождем, а не передавались по наследству внутри семей. Перенаселенность в результате государственной политики переселения привела к изменению этой системы: поля домохозяйства вместе с его жилым участком теперь унаследованы, в идеале, самым младшим женатым сыном. Общины христианских педи, владевшие фермами в собственность, были выселены в заповедник без компенсации, но с 1994 года в Южной Африке многие из них вновь заняли свои земли или готовятся сделать это в соответствии с законодательством о реституции. Немногим педи, которые все еще живут в качестве арендаторов на белых фермах, были обещаны определенные гарантии владения землей в соответствии с законодательством о земельной реформе.

Религия

Предки рассматриваются как посредники между людьми и Создателем или Богом ( Модимо / Ммопи) и общаются с ними, призывая их с помощью процесса сжигания благовоний, совершая подношения и разговаривая с ними (го пхаса). При необходимости можно принести в жертву животное или подарить пиво оттенкам как со стороны матери, так и со стороны отца. Ключевой фигурой в семейном ритуале был кгади (обычно старшая сестра отца). Положение нгаки (прорицателя) раньше передавалось по отцовской линии, но теперь оно обычно передается женщине от своего деда или прадеда по отцовской линии. Это часто проявляется в болезни и в насильственном овладении телом духами (малопо), единственное лекарство от которого - тренировка в качестве прорицателя. В последнее время появилось множество прорицателей, многие из которых, как говорят, мотивированы в основном желанием материальной выгоды.

Правители

Легендарные правители бапеди до 1824 года.

ИмяПримечания
Табане Табане отделились от основной племенной группировки и переехали на территорию, которая сейчас известна как север современности. Говорят, что Претория.
быть сыном Табане.
Сыном.
родился в семье, младшей жене. и его люди поселились около долины Steelpoortriver примерно в 1650 году. «Леллелатенг» («Тот, кто плачет из живота») и его люди, как говорят, были первыми, кого назвали Бапеди.
Сын.
Сын.
Сын.
Старший сын. умер без проблем.
Сын и младший брат.
(регент)Младший сын. Младший брат обоих и. Установлен регентом до тех пор, пока сын не достигнет совершеннолетия, чтобы взойти на престол.
Сын.
Сын. Унаследовал его сводный брат.

Исторические правители Бапеди с 1824 г. по настоящее время.

ИмяПримечания
Туларе объединил множество более мелких племен сото-тсвана и основал Империю Марота с бапеди в троне руководства. умер в 1824 году, в день солнечного затмения, и это первая точная дата, которую мы можем установить в истории бапеди.
После смерти Тулара I его старший сын Молекуту I взошел на трон только для того, чтобы быть убитым через два года с прибытием Мзиликази к северу от Ваала.
Молекуту I наследовал его брат. Петеди, но Петеди правил меньше года, прежде чем постигла та же участь, что и его старшего брата Молекуту под копьем импи Мзиликази.
Секвати I Секвати был младшим сыном Тулара I, отбившего Мзиликази и атаки Мтвакази удерживая землю в лесах к северу от Магебасклофа. Спустя долгое время после поражения Мзиликази при Силкаатснеке Секвати I вернулся в земли Марота и взошел на трон как Кгошиголо. Секвати умер в 1861 году.
Секухуне I После смерти Секвати Секухунэ вызвал своего брата Мампуру II на битву в споре о наследовании. Говорят, что Мампуру II отказался, и Сехухуне был сделан Кгоши. Секухуне расширил и богатство, и военную мощь империи Марота, и когда вспыхнула война между ЗАР и Марота, Секухуне победил. После очередной войны с британскими войсками Секухуне был схвачен и удерживался в Претории. Позже Сехукуне был убит своим братом Мампуру II.
Мампуру II Существует много споров по поводу спора о наследовании Сехукхуне и Мампуру II. Известно, что с помощью британских войск Мампуру удалось свергнуть Сехухуне и лично убить его в 1882 году. Сам Мампуру правил в изгнании около года, прежде чем был казнен правительством ZAR за убийство своего брата.
(регент)После смерти сына Секухуне, Морвамоче II, было решено, что Кголоко, сын Секвати и сводный брат Секухуне I и Мампуру II, будет править как регент до тех пор, пока внук Секухуне и сын Морвамоче II был достаточно взрослым, чтобы править.
Секухуне II Секухуне II был внуком Секухуне I и сыном Морвамоче II и сменил своего дядю Кголоко, как только тот стал достаточно взрослым. Сехухун II воспользовался условиями военного времени во время англо-бурской войны, чтобы изменить модель колониальных отношений, навязанных им ZAR, чтобы попытаться восстановить господство марота в восточной части Трансвааля и договориться о выгодных условиях с оккупационными британскими вооруженными силами после поражения ZAR.
Туларе II, сын Сехухуне II, умер бесплодным.
После смерти своего старшего брата Морвамоче III удерживал трон до самой своей смерти.
(регент)Когда Морвамоче III умер, его наследник Райан Тулар был слишком молод, чтобы править, и поэтому жена Морвамоче III и мать Райана правила как регент.
Якобы отказался взойти на престол без благословения матери. Однако Райн не отказался от своих претензий на власть. Райн подтвердил свои претензии на трон в 1989 году. Райан Тулар умер в 2007 году.
как Секухуне III (регент)Кгагуди Кеннет Секухун был сыном Морвамоче III и был назначен «действующим королем» в 1976 году. до тех пор, пока не будут решены сложности, связанные с преемственностью Райан Тулар. Однако, когда Райан Туларе умерла, Кгагуди Кеннет Сехухун попытался утвердиться в качестве законного Кгоши БаПеди.
как Туларе III (действующий)Туларе III является сыном Райана Тулара и претендует на трон, на котором сидит его дядя Сехухуне III, разжигая спор о престолонаследии между Туларом III и Секухуне III. Решением суда 2018 года завершилась длительная битва за трон БаПеди, и Туларе III был признан действующим Кгошиголо БаПеди ба Марота.

Известные люди Педи

См. Также

Ссылки

Дополнительная литература

Внешние ссылки

Викискладе есть средства массовой информации, связанные с народом северного сото.
Последняя правка сделана 2021-06-01 07:16:31
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте