Норман Ламм

редактировать
Американский раввин
Раввин. Норман Ламм
Раввин Норман Ламм. jpg Раввин Ламм, 2007 год
Личный
Родился(1927-12-19) 19 декабря 1927. Бруклин, Нью-Йорк, США
Умер31 мая 2020 (2020-05-31) ( 92 года). Энглвуд, Нью-Джерси, США
РелигияИудаизм
НациональностьАмериканец
СупругаМинделла Мелер
ДетиШалом, Хае, Джошуа и Сара
КонфессияОртодокс
Alma mater Университет Иешива (BS, Доктор философии )
ДолжностьПрезидент и Рош ешива (в отставке)
ИешиваРИЕТС
ДолжностьКанцлер (в отставке)
ОрганизацияУниверситет Иешива
Закончено1 июля 2013 года
Семича РИЕЦ

Норман Ламм (19 декабря 1927 - 31 мая 2020) был американцем современным ортодоксом раввином, ученый, академический администратор, писатель и еврейский руководитель общины. Он был ректором Университета Иешива, пока не объявил о своей отставке 1 июля 2013 года.

Ламм был третьим президентом Университета Иешива, первый родился в Соединенных Штатах. Он был учеником раввина Иосифа Б. Соловейчика (одного из самых влиятельных современных ученых Православия), который рукоположил его в духовной семинарии раввина Исаака Эльханана, ешиве. Раввинская школа при университете в 1951 г.

Содержание
  • 1 Ранняя жизнь и образование
  • 2 Карьера
  • 3 Личная жизнь
  • 4 Теология
    • 4.1 Тора Умадда
    • 4.2 Центристское Православие
    • 4.3 Отношения с неправославным иудаизмом
    • 4.4 Взгляды на абиогенез, эволюцию и науку
  • 5 Писания
    • 5.1 Писания родственников
  • 6 Выход на пенсию
  • 7 Награды
  • 8 Источники
    • 8.1 Работы автора Ламм
    • 8.2 Статьи Ламма
  • 9 Внешние ссылки
Ранняя жизнь и образование

Ламм был одним из четырех братьев и сестер и вырос в Вильямсбурге, Бруклин. Его отец, Сэмюэл, работал на нескольких разных должностях, в том числе работал инспектором кошерности в штате Нью-Йорк. Его мать Перл (урожденная Баумоль) происходила из уважаемой раввинской семьи. В молодости Ламм посещал Месивту Тора Водаат в Вильямсбурге, Бруклин. В колледже Йешива, мужской начальной школе Университета Иешива, он получил степень по химии в 1949 году и в то время работал в подпольной лаборатории в северной части штата Нью-Йорк, разрабатывая боеприпасы для новорожденный Государство Израиль. Он был выступающим в своем выпускном классе по светским исследованиям. В 1951 году он был рукоположен в сан раввина в теологической семинарии раввина Исаака Эльханана, раввинской школы университета Ешива. Он также прошел аспирантуру в Бруклинском политехническом институте (ныне Школа инженерии Тандона Нью-Йоркского университета ). Он думал о карьере в медицине, но был убежден раввином доктором Самуэлем Белкиным, вторым президентом Университета Ешива (преемником раввина доктора Бернарда Ревеля ), присоединиться к факультету в Ешива университет. Позже Ламм получил докторскую степень в еврейской философии в Университете Иешивы.

Дедом Ламма по материнской линии был раввин Иегошуа Баумол (1880–1948), автор Responsa - Emek Галаха. В этой работе раввин Баумоль процитировал несколько идей своего молодого внука и даже включил ответы на вопросы Ламма. Дед Ламма, раввин Баумол, побудил Ламма покинуть Месивта Тора Водаат и поступить в колледж Ешива, где раввин Джозеф Б. Соловейчик станет его наставником.

Карьера

Ламм почти 25 лет проработал раввином за кафедрой. Он был помощником раввина раввина Джозефа Лукштейна из Конгрегации Кехилат Йешурун в Манхэттене, Нью-Йорк. Его первая кафедра была в Спрингфилде, Массачусетс. Он был назначен раввином Вестсайдского еврейского центра (Конгрегация Бет Исраэль) в 1952 году, стал помощником раввина в Еврейском центре в Верхнем Вест-Сайде на Манхэттене. в 1958 году был раввином Еврейского центра с 1959 по 1976 год. В 1959 году он также стал профессором еврейской философии в университете Ешива.

В 1958 году Ламм помог основать «Традиция», академический журнал современной ортодоксальной мысли. Он также запустил журнал Torah U-Madda Journal.

Он получил докторскую степень. в 1966 году и был избран президентом Университета ешива в августе 1976 года, сменив раввина Самуэля Белкина, второго президента YU. Когда он возглавил учебное заведение, он помог спасти его от надвигающегося банкротства и повысил его пожертвования, а также академический рейтинг, став в конечном итоге школой в топ-100 рейтинга. Ламм также играл важную «закулисную» роль в мире еврейской науки. В то время, когда у издателя ArtScroll, Mesorah Publications, были финансовые проблемы, Ламм представил издателя филантропу Джерому Шоттенштейну. Введение привело к финансовой поддержке со стороны Шоттенштейна для публикации масштабного, рассчитанного на годы проекта английского перевода Шоттенштейна всего Вавилонского Талмуда.

Личная жизнь

Ламм был женат на Минделле, которая умерла COVID-19 16 апреля 2020 года в возрасте 88 лет. На момент смерти в мае 2020 года у Ламма было два сына, Шалом и Джошуа, и дочь Чайе Варбург. У него была вторая дочь, Сара Ламм Дратч, которая умерла в 2013 году. У него также остались 17 внуков и множество правнуков.

Богословие

Как «современный ортодоксальный еврей», Ламмс богословие включило в себя свод классических раввинских еврейских принципов веры. Вера, которую он проповедует и учит, соответствует этим учениям. Он верил, что Бог существует, что Бог может раскрыть свою волю человечеству, и что Тора (пять книг Моисея) является точной записью Божьего откровения. к Моисею на горе Синай. Он считал, что устный закон иудаизма , записанный в Мишне и Талмуде и последующем раввинском толковании, представляет собой точное и авторитетное понимание того, как Бог хочет, чтобы человечество понимало Еврейская Библия. И, в соответствии со стандартным ортодоксальным еврейским богословием, он считал, что галаха, свободно переводимое как «еврейский закон», является нормативным и обязательным для всех евреев.

Тора Умадда

Один из основных вкладов Ламма был как сторонник идеи «Тора Умадда » - «Тора и современная культура, или, в более общем смысле, культура окружающей среды наших дней» - философская парадигма, направленная на противостояние изучению Торы и светскому знанию. Он утверждал, что основная философия Торы Умадда вдохновлена ​​работами раввина Самсона Рафаэля Хирша середины 19 века в ответ на Просвещение. Он заявляет, что Тора Умадда и Тора им Дерех Эрец Хирша в значительной степени дополняют друг друга - оба ценят приобретение светских знаний и оба требуют приверженности галахе.

центристскому православию

Ламм был широко известным голосом «современного православия » (которое также известно как центристское православие), считая себя «центром» между «левыми» ветвями ортодоксального иудаизма, такими как Раввин "Открытое православие" Ави Вайса и правые "движения, такие как иудаизм харедим. (Некоторые авторы предложили различие между двумя терминами" современный "и" центристский " «Иудаизм - то, что Ламм отвергает как искусственное.)

Отношения с неправославным иудаизмом

Ламм резко критиковал попытку реформистского иудаизма в одностороннем порядке пересмотреть определение еврейства. В ответ на их заявление о том, что человек может считаться евреем только с отцом-евреем, а не с матерью-еврейкой (в отличие от раввинистического иудаизма 'st Традиционная позиция, согласно которой иудаизм передается по материнской линии, т. е. вы рождены евреем, если ваша мать еврейка), Ламм заявил, что это был «самый безответственный поступок в современной еврейской истории». Тем не менее, на протяжении многих лет он работал над соблюдением границ общение между ортодоксальным и реформистским иудаизмом в надежде на сохранение еврейского единства. Ламм был сторонником работы с реформистским и консервативным иудаизмом в ныне несуществующем Совете синагоги Америки.

В лекции перед Клалом, «смешанной» группой раввинов, он утверждал, что неправославные раввины «действительны. »Духовные лидеры своих прихожан, в то время как православные являются« законными »религиозными лидерами. «Действительный» происходит от латинского слова validus , что означает могущественный, сильный - и они, безусловно, сильные и влиятельные еврейские лидеры, которых следует уважать за их усилия. Но только ортодоксальные раввины могут претендовать на «легитимность» - слово, происходящее от латинского lex, закон. Только тот, кто полностью посвятил себя галахе, может считаться еврейским законным раввином.

Решительно не соглашаясь с теологией и религиозными практиками неправославных форм иудаизма, Ламм был одним из наиболее откровенных лидеров православия в сотрудничестве с консервативным иудаизмом и реформистским иудаизмом. В 1989 и 1990 годах премьер-министр Израиля Ицхак Шамир попросил Ламма помочь разрядить кризис, связанный с вопросом «Кто такой еврей? », который разразился, когда новообращенный-реформатор захотел сделать алия (эмиграция в Государство Израиль). Ламм разработал решение деноминационного кризиса, который потребовал тонкой дипломатии, а также доброй воли со всех сторон. В ответ на предложение Ламма премьер-министр Шамир назначил секретарем кабинета Израиля, позже членом Верховного суда, который в течение многих месяцев тайно вел переговоры с раввинами из консервативного, реформистского и ортодоксального иудаизма. включая преподавателей в университете ешивы, с Ламмом как Рош ха-ешива. План предусматривал создание совместной комиссии, которая брала интервью у людей, которые обращались в иудаизм и рассматривали возможность алии (переезда) в Израиль, и направляла их в бейт дин (раввинский суд иудаизма), который преобразовать кандидата в традиционную галаху.

Все стороны переговоров пришли к соглашению о том, что: (1) преобразования должны проводиться в соответствии с галахой, (2) бейт-дин, наблюдающий за преобразованием, будет православным, возможно, назначенным главным раввинатом Израиля, и (3) будет комитет, состоящий из представителей всех трех групп, чтобы опросить потенциальных новообращенных на предмет их искренности. Многие раввины-реформисты обиделись на то, что бейт-дин должен быть строго галахическим и православным, но они согласились. Однако, когда слух об этом проекте стал достоянием общественности, ряд ведущих раввинов харедим выступили с заявлением, в котором осудили проект, назвав его «пародией на галаху». Раввин Моше Шерер, тогдашний председатель Всемирной организации Агудат Исраэль, заявил, что «Да, мы сыграли роль в прекращении этого фарса, и я горжусь этим., »Ламм осудил это вмешательство Шерера, заявив, что это было« самое разрушительное, что он [Шерер] когда-либо делал за свою блестящую сорокалетнюю карьеру ».

Ламм хотел, чтобы это было только началом решение проблемы разобщенности евреев. Он заявил, что, если бы этот единый план преобразования не был разрушен, он хотел бы распространить эту программу на область галахических еврейских разводов, тем самым положив конец проблеме мамзерут.

В 1997 г. еврей? "снова возник в Государстве Израиль, и Ламм публично поддержал Комиссию Неемана, группу ортодоксальных, консервативных и реформаторских раввинов, работающих над разработкой совместных программ обращения в иудаизм. В 1997 году он дал выступление на Всемирном совете ортодоксальных лидеров в Глен-Спрингс, штат Нью-Йорк, с призывом к ортодоксальным евреям поддержать эти усилия.

Раввин Ламм сказал своим слушателям, что они должны ценить и поощрять усилия неортодоксальных лидеров более серьезно интегрировать традиционные еврейские обычаи в жизнь своих последователей. Они должны приветствовать создание консервативных и реформаторских дневных школ и не рассматривать их как угрозу для себя. Во многих общинах в ортодоксальных дневных школах или дневных школах, ориентированных на православие, учится большое количество учеников из неправославных семей. «Либеральные движения следует ценить и поощрять, потому что они делают что-то еврейское, даже если это не так, как хотели бы ортодоксальные евреи», - сказал он. «То, что они делают, - это что-то, и что-то лучше, чем ничего», - сказал он в своем выступлении. «Я очень открыто выступаю против представления, которое мы иногда находим в православном сообществе, что« быть гоем лучше », чем быть неортодоксальным евреем, - сказал он в интервью.

В своей речи «Семьдесят лиц» Ламм предупреждает своих слушателей, что произойдет «непреодолимый и катастрофический разрыв в еврейской общине», если евреи всех деноминаций, включая Православие, не будут слушать друг друга и пытаться найти способ работать вместе. В этой речи (теперь эссе) он отвергает максимальные идеи религиозного плюрализма, особенно релятивизма. Он отрицает, что неортодоксальные евреи имеют галахическую легитимность, объясняя, что их взгляды на галаху не имеют нормативного статуса. Однако он продолжает утверждать умеренную форму религиозного плюрализма и считает, что ортодоксальные евреи должны признать, что неправославные раввины являются действительными еврейскими лидерами и обладают духовным достоинством. Он считает, что браки, которые заключаются неортодоксальными евреями, могут быть галахически действительными, если они проводятся в соответствии с еврейским законом, но не разводы неправославных (которые требуют beit din ]. - Православные евреи должны найти способы работать вместе.

Взгляды на абиогенез, эволюцию и науку

Первоначально получив образование в качестве ученого, Ламм поддерживал интерес к взаимодействию между наукой и иудаизм. В своем эссе 1971 года «Религиозные последствия внеземной жизни» Ламм пишет о научных достижениях, касающихся абиогенеза и эволюции, создания жизни на Земле и развития в то время научный консенсус относительно того, что жизнь могла развиваться на других планетах за пределами нашей солнечной системы (т.е. внеземная жизнь ). Он пишет:

... факт остается фактом, что большинство высокоразвитых уважаемые ученые наших дней, выдающиеся в своих областях, действительно верят, что разумная жизнь существует где-то еще в вселенная...
Ни одна религиозная позиция не может быть верна отказу рассматривать раздражающие теории, которые вполне могут оказаться фактами. Тора - это «Тора истины», и укрыться от фактов - значит превратить эту истину в миф. Конечно, следует повторить, что обсуждаемые здесь теории (пока) не были признаны истинными. Но они могут быть такими: и иудаизму тогда придется противостоять им, поскольку он столкнулся с тем, что люди считали истиной на протяжении поколений.
Маймонид более восьми веков назад столкнулся с широко принятой аристотелевской теорией вечность вселенной, что якобы противоречило библейской концепции творения во времени. Маймонид продемонстрировал, что Аристотель не доказал окончательно вечность материи и что, поскольку вечность и творение были одинаково приемлемыми с философской точки зрения альтернативами, он предпочел принять творение, поскольку эта теория, по-видимому, была изложена в Книге Бытия. Тем не менее, утверждал Маймонид, если бы теория Аристотеля была убедительно доказана, он бы принял ее и переосмыслил бы стихи из Книги Бытия, чтобы приспособить их к теории вечности материи.
Это такая позиция, в которую честные люди, особенно честные верующие, Бог и Тора должны быть приняты во все времена, и особенно в наше время. Обычные догмы, даже если они наделены авторитетом Аристотеля - древними или современными - должны подвергаться серьезной проверке. Если обнаружится, что они отсутствуют, нам не о чем беспокоиться. Но если они окажутся по существу правильными, мы не можем их игнорировать. Затем мы должны использовать недавно открытые истины, чтобы лучше понять нашу Тору - «Тору истины».

Писания Ламма на эту тему занимают видное место в «Что там есть?» короткометражка, на втором диске из двух специальных выпусков фильма 2001: Космическая одиссея. Эта короткометражка предлагает взгляды различных ученых и философов на возможность существования внеземной жизни.

Писания

Ламм был автором 10 книг и отредактировал или соредактировал более 20 томов.

В 1971 году Ламм написал «Вера и сомнение: исследования традиционной еврейской мысли»., который был выпущен во втором издании в 1986 году и третьем и обновленном издании в 2006 году. Эта книга является личным исследованием его религиозных убеждений.

В 1980-х годах многие представители современного ортодоксального иудаизма чувствовали себя разбитыми критикой со стороны правых богословов. Многие ортодоксальные евреи, особенно Харав Ниссим Кан, начали воспринимать современное православие как менее убедительное и, возможно, менее аутентичное, чем иудаизм харедим. Таким образом, Ламм написал принципиальную теологическую защиту современного православия в «Торе Умадда: встреча религиозного знания и мирских знаний в еврейской традиции и ее богословии Торы в противостоянии с Маддой или« западной цивилизацией ».

В 1989 году его докторская диссертация, посвященная исследованию богословско-каббалистических различий в хасидско-митнагдическом расколе, была опубликована как Тора лишма: Тора ради Торы в трудах рабби Хайима из Воложина и его Современники. Влияния на Ламма исходили из обоих лагерей, причем рав Соловейчик происходил от Хаима Воложина, главного теоретика Митнагдича, которого сравнивают с теоретиком хасидизма Шнеуром Залманом из Лиади.

Наряду с этим в 1999 году Ламм опубликовал книгу «Религиозная мысль хасидизма: текст и комментарий», в которой было предложено глубокое развитие формирующей хасидской мысли, мистических учений движения, основанного в 18 век Баал Шем Това. Изучая первоисточники, Ламм иллюстрирует развитие хасидского богословия в 18-19 веках. Книга получила Национальную еврейскую книжную премию по еврейской мысли..

В 2000 году Ламм написал «Шма: духовность и закон в иудаизме» для широкой аудитории, не знакомой с еврейским богословием; Эта работа была сосредоточена на том, как правильное понимание иудаизма приведет практикующего к духовности. Эта работа была ответом на точку зрения, согласно которой религиозный и соблюдающий иудаизм был сухим и законным, в отличие от духовного и значимого.

В дополнение к этому Ламм написал множество эссе по современным еврейским проблемам, которые были опубликованы в журналах Tradition, основанных в 1958 году Ламмом, и Journal of Halacha and Contemporary Общество.

Писания родственников

Брат Ламма, раввин Морис Ламм (ум. 30 июня 2016 г.), написал «Еврейский путь в смерти и скорби» и другие книги. Он умер 30 июня 2016 года.

Выход на пенсию

Ламм ушел с поста президента в 2003 году, его сменил Ричард Джоэл, который стал четвертым президентом Университета ешива и первый неспециалист, занявший должность. Джоэл - бывший поверенный, который также руководил международной студенческой организацией Гилеля Бнаи Брита. Джоэл ранее был младшим деканом и профессором в юридической школе Кардозо Университета Йешива, а также был помощником окружного прокурора в Нью-Йорке. Йорк Сити.

После выхода на пенсию с поста президента Ламм получил должность канцлера Университета Иешива. Он сохранил свой титул Рош ха-Йешива («глава ешивы») раввинской школы университета Ешива, RIETS в течение дополнительных десяти лет.

В июле 2013 г. Ламм объявил о своем уходе с поста канцлера и Рош ха-Йешива после более чем 60 лет работы в университете ешива и извинился за то, что не ответил более настойчиво, когда ученики средней школы для мальчиков университета ешива заявили, что там два раввина изнасиловали их. После выхода на пенсию Ламм покинул центр общественной жизни. По словам члена семьи, Ламм страдал от болезни, которая повлияла на его память. Ламм умер 31 мая 2020 года в Энглвуде, штат Нью-Джерси.

Awards

1999: Национальная еврейская книжная премия в категории «Еврейская мысль» за религиозную мысль хасидизма: текст и комментарий

Ссылки

Работы Ламма

  • Менахема Менделя Кашера, Нормана Ламма, Леонарда Розенфельда (редакторы). Юбилейный том Лео Юнга «Очерки в честь его семидесятилетия». Нью-Йорк: Синагога еврейского центра, 1962.
  • Норман Ламм, Королевский Предел, (Фельдхейм, 1970)
  • Норман Ламм, Изгородь из роз: взгляд евреев на брак, (Фельдхайм, 1977).)
  • Норман Ламм Религиозные последствия внеземной жизни, Глава 5 веры и сомнения - Исследования традиционной еврейской мысли, (Нью-Йорк, Ктав, 1971)
  • "תורה לשמה במשנת ר חיים מוולוזין ובמחשבת הדור "Моссад Хорав Кук, Иерусалим, 1971.
  • Норман Ламм, Вера и сомнения: исследования традиционной еврейской мысли, Ktav; 2-е издание 1986 г., ISBN 0-88125-000-7 ; 3-е дополненное издание, 2006 г.
  • Норман Ламм, Семьдесят лиц: мы стоим, но пришло время попробовать идею, которая может помочь нам стать выше, Moment Vol. II, № 6, июнь 1986 - Сиван 5746
  • Норман Ламм, Тора лишма: Тора ради Торы: В трудах раввина Хайима из Воложина и его современников, (Ктав, 1989).
  • Норман Ламм, Тора Умадда: Встреча религиозных знаний и мирских знаний в еврейской традиции, Джейсон Аронсон, 1990 ISBN 0-87668-810- 5.
  • Норман Ламм, «Халахот ва-халихот», Мосад ха-Рав Кук, 1990.
  • Норман Ламм, Религиозная мысль хасидизма: текст и комментарии, Публикация Майкла Шарфа Университета Иешива, 1999 г., ISBN 0-88125-440-1.
  • Норман Ламм, Шема: духовность и закон в иудаизме, Еврейское издательское общество Америки, 2000 г., ISBN 0-8276-0713-X.
  • Ответ Ламма на статью Ноя Фельдмана от 22 июля 2007 г. в журнале New York Times Magazine "Ортодоксальный парадокс" был опубликовано 2 августа 2007 г. Статья Ламма «Ответ Ноа Фельдману» была опубликована на сайте: http://www.forward.co m / article / 11308 /
  • Норман Ламм, Тора Умадда: Встреча религиозного и мирского знания в еврейской традиции, издание к 20-летию с новым предисловием и послесловием раввина Джонатан Сакс, Маггид Книги (подразделение Koren Publishers Jerusalem ), 2010 ISBN 978-1-59264-309-7.
  • Норман Ламм, «Королевский стол: Пасхальная Агада », (OU Press, Нью-Йорк, 2010) ISBN 978-1-60280-139-4.
  • Норман Ламм,« Праздники веры: размышления о Еврейские праздники », (Ou Press Yeshiva University Press, New York, 2011) ISBN 978-1-60280-174-5.

Статьи Ламма

  • HaPardes, № 28, Т. 11 августа 1954 г.: בדין מצות עשה להתפלל בכל יום
  • HaDarom, No. 23 1966: הערה לענין תשעה-באב בימי בית שני
  • HaDarom, No. 32: בענין מצו ק8י. 144>HaPardes, ноябрь 1977 г.: ברירה ורשות
  • HaPardes, октябрь 1983 г.: דיני ממונות בשלשה
  • HaPardes, No. 58 Vol. 5 февраля 1984 г.: יד המעולה וראש הישיבה (Похвальная речь раввина Иерухама Горелика )
  • Байса Ицхока, 1985 г.: בדין לבישת בגדי כהונה שלא ת עבודה
  • HaPardes, март ו, март 1985 г. ו 108>
  • Антология проповедей RCA Vol. 44 (1986): Notes of An Unrepentant Darshan
  • Антология проповедей RCA Vol. 44 (1986): There Is A Prophet in Israel
  • Антология проповедей RCA Vol. 44 (1986): The Leaning Евреи Америки
  • HaPardes, май 1986: לענין ספירת העומר
  • Bais Yitzchok, 1987: קריאת שם הולד על שם אדם חי
  • HaPardes, май 1987 г.: אין קידוש אלא במקום סעודה
  • HaPardes, апрель 1988 г.: צדקה וחסד
  • HaPardes, июль 1992 г.: כעס בהלכה ובמוסד היהדות
  • >HaPardes, ноябрь 1993 г ​​.: הכרת הטוב בהלכה
  • HaPardes, июнь 1994 г.: מודה במקצת הטענה ישבע
  • HaPardes, апрель 1995 г.: כהן ש תשובה שהרג את הנפש ועע"ז
  • HaPardes, май 1995 г.: דין כהן שהרג את הנפש אם ומתי מותר לו לישא
Внешние ссылки

.

Академические учреждения
Предшествовал. Самуэль Белкин Президент Университета Иешива. 1976 - 2003Преемник. Ричард Джоэл
Последняя правка сделана 2021-05-31 12:43:38
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте