Норберт Фрид (родился Норберт Фрид ) (21 апреля 1913 - 18 марта 1976) был чешским писателем, журналистом и дипломатом. Он известен главным образом своим автобиографическим романом «Крабице живич» («Коробка жизней», 1956), в котором он описывает свои переживания в нацистских концлагерях. Во время Второй мировой войны он был заключен в концентрационные лагеря Терезиенштадт, Освенцим и Дахау - Кауферинг.
Норберт Фрид родился в Ческе-Будейовице семье еврейских купцов. Его отец был чешским евреем, а мать происходила из немецкой еврейской семьи. Учился в немецкой гимназии в своем родном городе, которую окончил в 1932 году. Затем он поступил на юридический факультет Карлова университета в Праге. После его окончания в 1937 году он учился на докторскую степень по современной литературе на факультете искусств и философии. Он представил диссертацию на тему «Истоки чешского сюрреализма» в 1939 году, но не получил докторскую степень до 1945 года. В середине 1930-х он стал участником культурного и политического движения «Левый фронт» в Праге. Он тесно сотрудничал с Эмилем Франтишеком Бурианом и подружился с различными еврейскими художниками, такими как Хануш Бонн, Роберт Гутманн, Йиндржих Хайслер, Иржи Ортен и Йозеф Тауссиг. Именно во время работы в театре Буриана началось его совместное сотрудничество с композитором Карелом Райнером. Вместе они создали фарс Mistr Pleticha, основанный на французском оригинале Maître Patelin. Райнер написал музыку, а Фрид написал тексты. В 1936 году он начал работать лириком, редактором и сценаристом в фильмах Metro – Goldwyn – Mayer и RKO Radiofilm. В 1939 году, когда евреев исключили из государственной службы, он был вынужден работать физическим трудом, которому не разрешалось работать ни на кого за пределами пражской еврейской общины .
Лозунг «Работа приносит свободу ». вход в Малую крепость Терезиенштадта, где Норберт Фрид провел почти два года.В ноябре 1942 года Фрид был заключен в * гетто в Терезиенштадте, где он стал участвовать в подпольной культурной жизни общины. Он написал сборник детских стишков, Abeceda květovaného koně, который позже он и Карел Райнер преобразовали в сборник детских песен и припевов, которые с успехом исполнялись в гетто. Он также поставил спектакль «Эстер» (на музыку Райнера). Осенью 1944 года он был отправлен в концлагерь Освенцим вместе со всеми другими художниками, заключенными в Терезиенштадт. В Освенциме он провел несколько ночей, сидя (вместе с тысячами других людей) на бетонном полу в блоке «E2», расположенном на месте бывшего лагеря цыган. Впоследствии его перевели в Дахау-Кауферинг. «Я был в Дахау-Кауферинге в конце 1944 года, - вспоминал он позже, - когда мальчики со всей Европы - французы, голландцы, немцы, поляки, югославы, греки, мы, чехи, и я не знаю, кто еще - начали петь The Internationale на своих родных языках, все вместе. Это был звук, которого я никогда раньше не слышал ». В апреле 1945 года, когда эсэсовцы начали эвакуацию лагерей, ему удалось бежать. Отец, брат и жена Фрида погибли в концентрационных лагерях, и он, похоже, был единственным членом своей семьи, пережившим Холокост. В послевоенный период он помогал американцам в качестве переводчика при допросах охранников Дахау СС. Он вернулся в Прагу 22 мая 1945 года вместе со своим другом Карелом Райнером.
После войны он работал журналистом и чиновником Коммунистической партии Чехословакии. В 1946 году он изменил свое имя на Фрид. Год спустя, в 1947 году, он стал дипломатическим атташе по культуре в Мексике и впоследствии работал на различных дипломатических постах в Латинской Америке и США. После непродолжительного периода работы на Чехословацком радио с 1951 по 1953 год он приступил к работе. о карьере писателя-фрилансера. Его друг детства, писатель Ленка Рейнерова, вспоминала в интервью, как он помог ей, когда она была арестована в 1952 году. Она помнила его как «единственного человека, который протестовал против моего ареста коммунистическими властями. Знаете, я запомнил его веселым парнем, который всегда играл на гитаре и пел. Потом его увезли на транспорте в лагеря. Он вернулся из Дахау, но он был другим человеком. Ни гитары, ни пения. Когда Я протянул ему руку, я осознал ужасную перемену. У него были холодные влажные руки, как будто вы касались трупа. Он страдал от депрессии и беспокойства. Ему пришлось справиться с ужасным страхом. И все же он не испугался и пошел в коммунистический департамент внутренних дел от моего имени », - сказала она.
С 1951 года до начала 1970-х годов он служил делегатом в ЮНЕСКО.
Фрид умер в Праге в 1976 году.
Свои первые литературные работы Фрид опубликовал в 1929 году в журнале Tramp. Он писал на чешском и немецком языках. Основная тема его произведений - судьба чешских евреев. В романе Krabice živých он попытался дать подробную психологическую картину узников концлагерей и их охранников из СС. Он также писал рассказы, новостные репортажи и путеводители. За свою карьеру он работал в театре, на радио и телевидении. Детская литература была другой важной частью его творчества. Помимо детских книг, он также писал сценарии к детским фильмам. Свои книги он иллюстрировал фотографиями, сделанными во время длительных путешествий.
Свой самый успешный роман Фрид завершил в 1956 году. Действие происходит в последние месяцы 1944 года, в вымышленном концлагере Хиглинг. Главный герой, молодой интеллигент Зденек Рубик, работает помощником в лагере. Одна из его задач - вести картотеку сокамерников, отсюда и название романа «Коробка жизней». В лагере Рубику постепенно удается преодолеть апатию и депрессию, вызванные смертью его брата, и он становится более активно вовлеченным в жизнь лагеря. Автор пытается изобразить повседневную жизнь, социальные взаимодействия и отношения в лагере, а также труд и лишения заключенных. Особое внимание уделяется описанию охранников СС в лагере.
Роман включает автобиографические элементы (например, брат Рубика в романе, брат автора Ян умер в концлагере) и попытки задокументировать жизнь в бесчеловечной среде концлагеря. Он предлагает философские идеи и пытается дать объективную картину повседневной реальности лагеря. Автор размышляет о том, как сохранить человеческое достоинство и справиться со злом в чрезвычайных обстоятельствах лагеря.
Роман был высоко оценен современной критикой и переиздан в многочисленных редакциях и переводах.