Нораванк

редактировать
Нораванк
Нораванк.JPG Церкви Сурб Аствацацин и Сурб Карапет с часовней Сурба Григора справа, Нораванк
Религия
Принадлежность Армянская Апостольская Церковь
Местоположение
МестоположениеДолина Амагу, Область Вайоц Дзор, Армения
Нораванк находится в Армении НораванкПоказано в пределах Армении
Географические координаты 39 ° 41 '03 "N 45 ° 13'58" E / 39,684061 ° N 45,232872 ° E / 39,684061; 45,232872 Координаты : 39 ° 41'03 ″ N 45 ° 13'58 ″ E / 39,684061 ° N 45,232872 ° E / 39,684061; 45.232872
Архитектура
Стиль Армянский
Новаторский1205

Нораванк (Армянский : Նորավանք, буквально «новый монастырь») - это 13 век Армянский монастырь, расположенный в 122 км от Еревана в узком ущелье, образованном рекой Амагу, недалеко от города Ехегнадзор, Армения. Ущелье известно своими высокими отвесными скалами кирпично-красного цвета, прямо напротив монастыря. Монастырь наиболее известен своей двухэтажной церковью Сурб Аствацацин (Пресвятой Богородицы), из которой можно попасть на второй этаж по узкой каменной лестнице, выступающей из фасада здания, которая является одним из самых ранних примеров консольная архитектура.

Монастырь иногда называют Нораванк в Амагу, а Амагу - это название небольшой и ныне заброшенной деревни над каньоном, чтобы отличить его от Бгено-Нораванк, около Горис. В XIII – XIV веках монастырь стал резиденцией епископов Сюника и, следовательно, крупным религиозным, а затем и культурным центром Армении, тесно связанным со многими местными учебными заведениями, особенно с Знаменитый университет и библиотека Гладзора.

Содержание
  • 1 История
  • 2 Комплекс Нораванк
    • 2.1 Церковь Сурб Аствацацин
    • 2.2 Церковь Сурб Карапет
    • 2.3 Часовня Сурб Григора
    • 2.4 Хачкары
    • 2.5 Природа
    • 2.6 Краткая хронологическая история
  • 3 источника
  • 4 Галерея
  • 5 Источники
  • 6 Внешние ссылки
История
Монастырь в начале 20 века

Нораванк был основан в 1105 году епископом Ованнесом, бывший настоятель Ваханаванка близ современного города Капана в Сюнике. Монастырский комплекс включает церковь Св. Карапета, часовню Св. Григора со сводчатым залом и церковь Св. Аствацацин (Пресвятой Богородицы). Руины различных гражданских построек и хачкаров встречаются как внутри, так и снаружи городских стен. Нораванк был резиденцией князей Орбелиан. Архитектор Сиранес и художник-миниатюрист и скульптор Момик работали здесь во второй половине тринадцатого и начале четырнадцатого века.

Комплекс Нораванк

Крепостные стены, окружающие комплекс, были построены в XVII – XVIII веках.

Церковь Сурб Аствацацин

Сурб Аствацацин, фасад Задняя стена церкви Аствацацин С. Церковь Аствацацин в Нораванке

Самым грандиозным сооружением является Сурб Аствацацин (Святая Богородица), также называемый Буртелашен (сооружение Буртеля) в честь его финансиста князя Буртела Орбеляна. Он расположен к юго-востоку от церкви Сурб Карапет. Сурб Аствацацин был завершен в 1339 году, это шедевр талантливого скульптора и миниатюриста Момика, создавшего его, и был также его последней работой. Рядом с церковью находится его могильный хачкар, небольшой, скромно украшенный, датированный тем же годом. В последнее время обвалившуюся крышу накрыли простой шатровой крышей. В 1997 году барабан и его коническая крыша были перестроены, форма была основана на существующих фрагментах. Однако его раскритиковали как «фантастическую реконструкцию». На первом этаже находились тщательно продуманные гробницы Буртела и его семьи. Узкие ступеньки, идущие от западного фасада, ведут к входу в церковь / молельню. Над входом находится прекрасная рельефная скульптура, изображающая Христа в окружении Петра и Павла.

Буртелашен - высокохудожественный памятник, напоминающий башенные погребальные сооружения первых лет христианства в Армении. Это мемориальная церковь. Его первый этаж, прямоугольный в плане, представлял собой семейную усыпальницу ; этажом выше, крестообразный в плане, располагался мемориальный храм, увенчанный многоколонной ротондой.

Буртелашен - доминирующее строение в Нораванке. Первоначальная трехуровневая композиция здания основана на увеличивающейся высоте ярусов и сочетании тяжелого низа с разделенной серединой и полуоткрытым верхом. Соответственно, декор снизу скромнее, а вверху богаче. В качестве декоративных элементов используются колонны, арки, профилированные раскосы, образующие кресты различной формы, медальоны, переплетенные полосы вокруг окон и дверей.

Западный портал украшен особым великолепием. Важную роль в его оформлении играет консольная лестница, ведущая на верхний этаж, с профилированными торцами к ступеням. Дверные проемы обрамлены широкими прямоугольными жгутами, с выступами в верхней части, с колоннами, галстуками и полосами различных, в основном геометрических, тонких и замысловатых узоров. Между внешним платформой и арочным обрамлением проемов изображены голуби и сирены с женскими коронованными головами. Такие рельефы широко использовались в армянском искусстве XIV века, а ранее в архитектуре, миниатюрах и произведениях прикладного искусства, на различных сосудах и чашах. Входные тимпаны украшены барельефами, на нижнем тимпане изображены Пресвятая Богородица с младенцем и Архангелы Гавриил и Михаил По бокам от нее, а на верхнем тимпане - поясное изображение Христа и фигур апостолов Петра и Павла. В отличие от рельефов ризницы Нораванка, эти вырезаны на ровной поверхности, что придает им большую самостоятельность. Фигурки отличаются пластичностью форм, мягкостью моделирования, акцентированием отдельных деталей одежды.

Группа основателей Буртелашена изображена на трех колоннах западной части его ротонды. Картина состояла из рельефных фигур сидящей на престоле Пресвятой Богородицы с Младенцем и двух стоящих мужчин в богатых одеждах, один из которых держал модель храма.

Церковь Сурб Карапет

Церковь Сурб Карапет (Иоанна Крестителя) Фасад церкви Сурб Карапет с ярким изображением Бога Отца (верхний рельеф)

Вторая церковь - это Сурб Карапет, крест в квадратной форме с восстановленным барабаном и куполом, построенный в 1216–1227 годах, к северу от руин первоначального Сурб Карапета, разрушенного в результате землетрясения. Церковь построена по указу князя.

В 1340 году землетрясение разрушило купол церкви, которую в 1361 году реконструировал архитектор Сиранес. В 1931 году купол был поврежден во время очередного землетрясения. В 1949 году отремонтировали крышу и стены церкви. В 1998 году крыша и барабан были восстановлены с помощью семьи канадского происхождения.

Западный вестибюль образует внушительный гавит 1261 года, украшенный великолепными хачкарами и серией надгробий с надписями на полу. Обратите внимание на знаменитую резьбу на внешней перемычке. В церкви находится мавзолей князя. Гавит, вероятно, был четырехколонным. В 1321 году здание, вероятно, разрушенное землетрясением, было покрыто новой крышей в виде огромного каменного шатра с горизонтальными перегородками, имитирующего деревянную крышу крестьянского дома типа хазарашен. Это сильно отличало структуру от других армянских памятников того же типа. На потолке четыре ряда скоб, образующих сталактитовый свод с квадратным световым проемом наверху. Широкая выступающая подпруга над полуколоннами, глубокие ниши с хачкарами и низкий почти лишенный декора шатровый потолок придают тускло освещенному интерьеру мрачный вид.

Внешняя отделка сосредоточена в основном на западном фасаде, где находится вход в здание. Обрамленный двумя рядами трилистников и надписью, полукруглый tympanum двери заполнен орнаментом и изображением Пресвятой Богородицы, сидящей на ковре с Младенцем в окружении двух святых. В орнаменте также есть крупные буквы, перемежаемые побегами с листьями и цветами. Пресвятая Дева сидит по-восточному с младенцем. Узор коврика виден свисающими кисточками. В храмах Сюника XIII-XIV веков был широко распространен культ Пресвятой Богородицы. Она была изображена с рельефом, и ей было посвящено много церквей.

Остроконечный тимпан двойного окна над дверью украшен уникальным рельефным изображением большеголового и бородатого Бога-Отца с большими миндалевидными глазами, благословляющего Распятие правой рукой. рука и держит в левой руке голову Иоанна Крестителя, с голубем - Святым Духом - над ней. В правом углу тимпана изображен голубь-серафим; пространство между ним и фигурой Отца заполнено надписью.

Часовня Сурб Григор

Могила Эликума III Орбеляна, сына князя Тарсаича Орбеляна

Придел Сурба (Святого) Григора пристроил архитектор Сиранес к северной стене церкви Сурб Карапет в 1275 году. В часовне есть еще семейные гробницы Орбелянов, в том числе великолепная резная надгробная плита льва / человека, датированная 1300 годом, на могиле Эликума, сына князя Тарсаича Орбеляна. Скромное строение прямоугольной формы с полукруглым алтарем и сводчатым потолком на арке стены. Вход с арочным тимпаном украшен колоннами, а апсида алтаря обрамлена хачкарами и рельефными изображениями голубей.

Хачкары

В комплексе сохранилось несколько хачкаров. Самый сложный из них - хачкар 1308 года работы Момика. На резном фоне выделяется большой крест над розеткой в ​​форме щита и выступающие восьмиконечные звезды, вертикально расположенные по бокам. В верхней части хачкара изображена сцена Деисуса, обрамленная арками из фольги, символизирующая перголу, на что указывает орнамент из цветов, фруктов и виноградных листьев.

Природа

Этот район является частью Зоны бабочек Гнишик Прайм и Важной орнитологической зоны Нораванка. Здесь можно найти множество разнообразных животных и растений, таких как безоаровая коза, бородатый стервятник, Алексанор бабочка и другие.

Краткая хронологическая история

До IX века - Согласно историку Степаносу Орбеляну на месте монастыря стоит церковь, посвященная святому Покасу.

800-900 - Построена церковь: источники называют ее Св. Карапета или церковь Сваг Хорадзор. Позднее название будет преобразовано в Нораванк (нор = новый, ванк = монастырь) в 1221 году.

989 - Писец Ованнес копирует Евангелие для священника Степаноса. Это так называемое Евангелие Эчмиадзина, которое содержит несколько миниатюрных страниц более ранней даты, которые являются одними из самых старых и самых известных примеров армянского искусства миниатюры.

1105 - Согласно историку Степаносу Орбеляну Епископ Оганес, настоятель монастыря Ваганаванк, переезжает в Нораванк и помогает основать первое ядро ​​монахов в монастыре.. Его брат, принц Хамтум, затем приезжает в монастырь и помогает его развивать. Монастырь должен стать богатым: ему будут принадлежать две крепости Анапат и Грасека, а также двенадцать ферм.

1154 - Епископ Ованес умирает и похоронен в монастыре. По словам историка Степаноса Орбеляна, этот епископ основал церковь и прилегающие к ней постройки; от этого комплекса сегодня не осталось и следа.

1168 - Сюникский епископ Григорий умер и похоронен в монастыре.

1170 - Епископ Степанос, сын епископа Григориса, поселился в Нораванке, избрав его резиденцией епископства. Он должен получить долину Агарак и крепость Анапат в дар монастырю от монгольского султана Елкдуза, за исключением налогов на церковное имущество.

1201 - Эта дата найдена на хачкаре у южного входа в церковь Св. Карапета.

1216 - Епископ Степанос умирает и похоронен в монастыре. Отец Саргис, его преемник, делит имущество монастыря с Татев.

1216-1221 - князь и епископ Саргис строят в монастыре церковь: источники называют ее церковью Святого Степаноса Нораванка ( первомученик ).

1221 - Епископ Саркис, внук архиепископа Степаноса, строит церковь Св. Карапета как погребальную часовню для семьи. По словам историка Степаноса Орбеляна, церковь была построена по воле основателя династии, и строительные работы длились семь лет, закончившись в 1228 году. хачкар в западной стене гавита посвящена Назару и Назлу.

1222 - Памятник Васаку, умершему от преждевременной смерти, начертан на хачкаре на южной стене гавита.

1223 - A Освящена церковь Святого Степаноса, и в ознаменование этого события деревня Агберис передана монастырю.

1223-1261 - В монастыре построен гавит.

13 век - Хатун, дочь Халхашаха, жертвует монастырю 300 сребреников и фруктовый сад.

1232 - Некий Горг делает различные пожертвования монастырю.

1240 - Эта дата на хачкаре внутри гавита.

1256 - Некий Шатлуй жертвует фруктовый сад монастырю.

1260 - Умер епископ Сюникский Тер-Степан и похоронен в монастырях гавит.

1261 - князь Смбат Орбелян восстанавливает монастыри гавит, возможно, с помощь епископа Саркиса и архитектора Сиранеса. На стенах гавита имеются две надписи с датами 1232 и 1256 годов: это указывает на то, что ранее на этом месте было другое здание, и его камни использовались для гавита. В этом же году князь Смбат жертвует монастырю разное имущество для спасения души своего брата, князя Буртеля. Рядом с хачкаром в гавите есть еще один, воздвигнутый в память о Буртеле, сыне Эликума, внуке Липарита. Другой качкар вспоминает Буртеля, сына «князя князей» Смбата.

1270-1290 - Это дата на качкаре внутри трапезной-хосписа, которая сейчас частично разрушена.

1271 - надпись в Нораванке упоминает название «ховатун» как здание неизвестного назначения.

До 1273 года - Надпись гласит, что «князь князей» Смбат пожертвовал монастырю земли и сады.

1273 - умирает король Смбат: он был старшим братом князя Тарсаича и похоронен в монастыре.

1273-1290 - Епископ Саркис строит хоспис недалеко от монастыря и жертвует ему различные товары: вырученные средства используются для обеспечения паломников едой и питьем.

1275 год - князь Тарсаич строит часовню для своего брата Смбата, и в здании архитектора Сиранеса впоследствии разместятся все семейные гробницы.

1277 - качкар воздвигнут на могиле принца Махевана, сына Сенекерима, царя Сюника.

1285 - Кукор возводит качкар на могилах своего брата Палки и его матери Аспи.

1287 - Степанос Орбелян становится митрополитом о. Он один из самых престижных деятелей культуры и политики средневековой Армении. Он оставит многочисленные произведения стихов и очерков по истории. В конце концов ему удается объединить монастыри Татев и Нораванк.

2-я половина 13 века - Построен мост, соединяющий монастырь с регионом.

1290 - У восточного входа в часовню можно увидеть надпись, в которой упоминается смерть «князя князей» Тарсаича.

1291 - Амира, внук Джурджа, покупает фруктовый сад за 4000 серебряных монет и жертвует его монастырю.

1292 - Архитектор-писец Момик переписывает прекрасное Евангелие для братьев Ованнеса и Тадеос. Принцесса Мина Хатун, дочь короля Джала из Ахуанка и жена Тарсаича, жертвует много товаров монастырь.

1298 - Тер Саркис, епископ Сюникский, умер и похоронен в монастыре. Степанос, епископ Сюникский и сын «князя князей» Тарсаич, делает важное пожертвование монастырю. В монастыре похоронена княгиня Мина Хатун.

1299 - В монастыре Нораванк митрополит и историк Степанос Орбелян заканчивает свой великий труд под названием История провинции Сюник (Патмутюн Нахангин Сисакан) .

1300 - умирает князь Эликум Орбелян и похоронен в монастыре, в часовне святого Григора; на могиле князя, сына Тарсаиха, изображен человек с львиным хвостом и лапами: эти характеристики были приписаны ему за его храбрость на войне. Степанос Орбелян заканчивает свое стихотворение Плач от имени Собора (Voghb i dimats surb Katoghikeyin).

1302 - Архитектор-писец Момик пишет и миниатюризирует Евангелие от Степаноса Орбеляна.

1303 - Митрополит Степанос Орбелян умирает и похоронен в монастыре. Санджар, сын Танкаргула, после рождения сына подарил монастырю фруктовый сад.

1303-1324 - Настоятель монастыря Ованес-Орбель, племянник князя Липарита. По его воле архитектор Момик построит церковь Св. Аствацацин в Арени. Также по его воле в рукописи написаны многочисленные рукописи.

1304 - Момик воздвигает хачкар в память митрополита Степаноса Орбеляна.

1305 - надпись на его могиле упоминает смерть епископа Сюникского Григора.

1307 - Момик и Погос «вардапет» пишут и сокращают Евангелие.

1308 - Тамта Хатун, мать князя Буртела, воздвигает красивый качкар работы архитектора Момика.

1312 - Тамта Хатун, мать князя Буртела, Похоронен в часовне короля Смбата. Григор, племянник князя Допа, жертвует монастырю различные фруктовые сады.

1318 - Бухта, брат Буртела, похоронен в часовне короля Смбата и в его память возведен качкар.

1320-1322 гг. - Священник Саргис, племянник архиепископа Сюникского Степаноса, строит церковь Нораванка.

1321 - Дом Святого Карапета, вероятно, поврежден землетрясением.

1324 - Сюникский митрополит Ованес-Орбель скончался и похоронен в монастыре.

1324-1331 - Настоятелем монастыря становится Степанос Тарсаич Орбелян. Ученик начальника вардапета Есаи Ншеци Гладзорского университета, он должен построить церковь Зорац в районе Ехегиса.

1331-1339 - князь Буртель, как упоминается в надписи на западном входе, строит в монастыре церковь Св. Аствацацин, так называемый «Буртелашен».

1333 - Архитектор-скульптор-художник Момик умирает и похоронен в монастыре. Писец Киурон переписывает рукопись по приказу Григориса.

1345 - Гонце, дочь Парона Хосровика, жертвует Хангахский сад монастырю для спасения души Амада.

15 век - Архитектурная модель двухэтажной погребальной часовни распространяется по всему Сюнику, и все монастыри строят часовни одного типа.

1476 - Писец Погос переписывает Евангелие.

1486 - Давид Дарбин возводит в монастыре качкар в память о Тухике.

1569 - Епископ Егише воздвигает качкар в память о своем дяде епископе Аракеле.

1628 - Тума Абегха пишет Евангелие в монастыре.

1600-1700 - В монастыре построены крепостные стены, хоспис и другие постройки.

1755 - Битва между Хаджи-пашой, захватившим монастырь, и войсками Исы Ашага.

1813 г. - Персидский царь Шах Фатайл передает монастырь Петросу Беку Орбеляну и приказывает передать вырученные от деревни Амагу доходы монастырю для его работы и содержания.

1840 - Землетрясение разрушает монастырь.

1948-1949 - Комитет по охране памятников Советской Армении начинает реставрационные работы в монастыре. А. Баласанян составляет проекты.

1982-1983 гг. - В монастыре возобновлены работы по консолидации, реставрации и раскопкам.

1995 - Из-за чрезмерной реставрации Нораванк не включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

1997 - Восстановлен барабан и конический купол церкви Сурб Аствацацин.

Источники
Галерея
Панорама монастыря Нораванк и долины Амагу

.

.

Ссылки
  1. ^Андре Марути, «Сохранение архитектурного наследия Армении», 2018, стр. 372
  2. ^Сохранение бабочек в Армении. «Зона бабочек Гнишик Прайм». TSE НПО. Проверено 23 января 2019 года.
  3. ^Армянская перепись птиц. "Важная орнитологическая территория Нораванка". Армянская перепись птиц. TSE НПО. Проверено 23 января 2019 г.
  4. ^Андре Марути, «Сохранение архитектурного наследия Армении», 2018 стр. 379
  5. ^Андре Марути, «Сохранение архитектурного наследия Армении», 2018 стр. 379
Внешние ссылки
Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Нораванк.
Последняя правка сделана 2021-05-31 12:22:26
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте