Нора Томпсон Дин (3 июля 1907 - 29 ноября 1984), также известная как Weenjipahkihelexkwe, что на языке Унами переводится как «Женщина с касанием листьев», была членом Делавэрское племя индейцев. Как ленапе традиционалист и одна из последних беглых носителей южного унами диалекта языка ленапе, она была влиятельным наставником для более молодых членов племени и широко упоминается в исследованиях ленапе. культура.
Нора Томпсон родилась в десяти милях к востоку от Бартлсвилл, Оклахома, США, в Глен-Оук, 3 июля 1907 года, Джеймсу Х. и Саре (Уилсон) Томпсон, чистокровным Делаваркам. Она получила образование в государственных школах Оклахомы. Она окончила среднюю школу Мидуэй в 1921 году, получив звание спаситель, и среднюю школу Дьюи в 1925 году. Нора Томпсон также имела некоторое медсестринское образование и несколько университетских кредитов. В 1941 году она вышла замуж за Чарли Дина, который также родился и вырос на северо-востоке Оклахомы. Она умерла 29 ноября 1984 года.
Ее имя «Женщина с касанием листьев» имеет некоторую сложность, требующую некоторых пояснений, а именно: Нора Томпсон Дин, Ленапе / luh-NAH-pay /, 1907-1984., Дьюи, Оклахома. Обычно имена местных благословений умалчиваются, но Нора была такой замечательной женщиной, что следует показать, почему у нее было такое привлекательное поведение. Было бы грустно оставить это молчанием из памяти. Имя Норы Томпсон Дин на языке унами (= / w'NAH-mee / 'вниз по реке [человек]') и генеалогия ее предков теперь легко доступны в Интернете после того, как кто-то в 2008 году адаптировал написание Wenjipahkeehlehkwe, намереваясь ограничить его на одно культурное мероприятие, но оно широко разошлось в Интернете; вместо этого это правильно, как на веб-сайте Talk-Lenape, Weènchipahkihëlèxkwe, «Прикосновение к листьям женщины» или, как предложила сама Нора, «Женщина, которая время от времени касается друг друга», фонетически Weεnčipahkihəlεxkwe, / way-en-jee-paH-kee-hull-EKH-kway /, морфологически сегментированный (We: εnt-ipahk-ihəle:) - xkwe, 'on.both.sides / on.either.side / вместе -Листья-движущиеся – женщина ». Первоначальный ствол демонстрирует редкое взаимное дублирование (в Унами, как если бы * мы: мы: - для wë-), «листья (деревьев) по обе стороны (пути) сходятся вместе (шорох над головой)». Это вид благословения, которое происходит от чтения в видении. Имя ей дала мать Сара Уилсон Томпсон. Женщина, с которой Сара Уилсон ехала верхом на лошади, была не ее биологической матерью, а ее тетей, Уэй-лей-лух-ма («уважаемая»), как указано Веслагером, и это была не Квейти, биологическая мать Сары. но Вэй-лай-лух-мах, которая вырастила ее и которую она назвала своей матерью, и поэтому Нора назвала Вэй-лай-лух-мах своей бабушкой. Этот образец наименования соответствует идеям родства ленапе. Видение произошло после того, как Сара однажды ехала верхом на лошади, держась за талию Вэй-лай-лух-ма, когда Вэй-лай-лух-ма упал в обморок от вероятного сердечного приступа. Сара попыталась удержать ее, но ее хватка соскользнула, и оба упали с лошади. Сара была очень напугана, но некоторые деревья превратились в людей, которые сказали ей не бояться и захотели ей помочь. Сара стояла и прислушивалась, и листья дерева, шелестя, запели ей песню, которую она пела в Большом доме. [Перефразировано Карлом Мастхаем в интервью NTD Кэтрин Ред Корн, апрель 1968 г.: https://web.archive.org/web/20100723065432/http://digital.libraries.ou.edu/whc/duke/transcripts /T-296.pdf, составленный с помощью Айвза Годдарда, Раймонда Уайтенура и Джеймса Рементера.]
Дин воспитывалась традиционными для нее способами людей, и она посвятила себя поддержанию их жизни. На протяжении всей своей взрослой жизни она рассказывала о религиозных обрядах ленапе, социальных функциях, танцах, ремеслах, лекарственных травах и языке. С ней консультировались члены племени и многочисленные академические специалисты, включая антропологов, лингвистов, историков, ботаников и этномузыкологов.
В 1967 году Дин основала компанию по доставке товаров по почте Touching Leaves Indian Crafts, через которую она продавала традиционную одежду ленапе и другие предметы. Дин получила награды за свое мастерство и за работу по продвижению традиционных укладов своего народа ленапе. Среди них были награды Палаты представителей Оклахомы и губернаторов Оклахомы, Делавэра и Пенсильвании, а также стипендия от Археологического общества Нью-Джерси.
В 1972 году Дин участвовал в симпозиуме индейцев Делавэра, на котором собрал ученых и представителей племен из Оклахомы и Канады. Она также выступала на другом культурном мероприятии в Делавэре в 1981 году.
В более поздний период своей жизни Дин делила свое время между художественными работами, работой со студентами, которые приходили к ней домой учиться, чтением лекций в университетах, работой в музеях. демонстрирует произведения искусства Ленапе, работает в разных университетах в качестве консультанта и готовит учебные материалы для продажи через свой бизнес.
Губернатор Оклахомы Джордж Най объявил Дина послом доброй воли Оклахомы.
Нора Томпсон Дин создала материалы, включая четыре урока языка ленапе; эти звукозаписи, а также другие, сделанные с Дином и другими старейшинами ленапе в течение двадцатого века, были оцифрованы, чтобы передать голоса говорящего словаря ленапе, проекта, финансируемого Национальным научным фондом. Брат Дина, Эдвард Леонард Томпсон (1904–2002), был последним живым носителем языка унами в Соединенных Штатах.
Дин умер 29 ноября 1984 года и похоронен в штате Делавэр. Кладбище в Дьюи, Оклахома.