Нонконформистское сознание было моралистическим влиянием нонконформистских церквей на британскую политику XIX и начала XX веков.
Историки группируют методистов вместе с другими протестантскими группами как «нонконформисты» "или" несогласные ", противостоящие установленной англиканской церкви. В XIX веке несогласные, которые ходили в часовню, составляли половину людей, которые действительно посещали службы в воскресенье. Они были основаны в быстрорастущем городском среднем классе. «Нонконформистская совесть» была их моральной чувствительностью, которую они пытались реализовать в британской политике. Две категории инакомыслящих, или нонконформистов, были в дополнение к евангелистам или элементу «низкой церкви» в англиканской церкви. «Старые несогласные», датируемые 16-17 веками, включали баптистов, конгрегационалистов, квакеров, унитариев и пресвитериан за пределами Шотландии. «Новые несогласные» возникли в 18 веке и были в основном методистами. «Нонконформистское сознание» старой группы подчеркивало религиозную свободу и равенство, стремление к справедливости и противодействие дискриминации, принуждению и принуждению. Новые несогласные (а также англиканские евангелисты) подчеркивали проблемы личной морали, включая сексуальность, воздержание, семейные ценности и соблюдение субботы. Обе фракции были политически активными, но до середины 19-го века старая группа поддерживала в основном вигов и либералов в политике, тогда как новая - как и большинство англиканцев - в целом поддерживала консерваторов. В конце 19-го «Новые несогласные» в основном перешли в Либеральную партию. Результатом стало слияние двух групп, что усилило их вес как группы политического давления. Они объединились по новым вопросам, особенно в отношении школ и воздержания, причем последнее представляет особый интерес для методистов. К 1914 году связь ослабла, и к 1920-м годам она практически прекратилась.
Эта фраза получила широкое распространение во время кампании валлийских методистов Хью Прайса Хьюза против участие в политике разведенного сэра Чарльза Дилка (1886) и прелюбодея Чарльза Стюарта Парнелла (1890), считающих, что политические лидеры должны обладать высокими моральными качествами. В Великобритании сильной опорой Либеральной партии был нонконформистский протестантизм, такой как методисты и пресвитериане. Нонконформистское сознание восстало против того, чтобы прелюбодей (Парнелл) играл важную роль в Либеральной партии. Лидер Либеральной партии Уильям Гладстон предупредил, что если Парнелл сохранит свою влиятельную роль лидера, это будет означать поражение на следующих выборах, конец их союза, а также самоуправления.
Апогеем нонконформистского сознания стала оппозиция нонконформистов Закону об образовании 1902, в соответствии с которым нонконформистские добровольные школы были переданы государственным властям. Эли Галеви писал, что: В рядах нонконформистов и радикалов преобладало бешеное возбуждение. Прочитав либеральные газеты того времени, можно представить, что Сесилы готовятся возродить политику Лауда, если бы не Страффорда, и что в каждой деревне нонконформист Хэмпден собирался восстать против их преследований ».
К 1914 году совесть нонконформистов пришла в упадок, и во время Великая война экуменизм приобрел популярность. К 1938 году Дэвид Ллойд Джордж заметил, что эти изменения уничтожили влияние нонконформистского сознания.
В 1943 году объединенный реформатский министр и теолог Гарри Фрэнсис Ловелл Кокс опубликовал книгу «Нонконформистская совесть в мире». в котором он заявил, что «Нонконформистская совесть является признаком духовной аристократии, противодействием коронам и митрам».