Nomina sacra

редактировать
Аббревиатура нескольких часто встречающихся божественных имен или титулов, особенно в греческих рукописях Священного Писания Выделены две nomina sacra, ΙΥ и ΘΥ, представляющие Иисуса и Бога соответственно, в этом отрывке из Иоанна 1 в Ватиканском кодексе (B), 4 век

В христианской практике писцов, nomina sacra (единственное число: nomen sacrum от латинского священного имени ) - это сокращение нескольких часто встречающихся божественных имен или титулов, особенно в греческих рукописях Священное Писание. Номен крестец состоит из двух или более букв исходного слова, заключенных в верхнюю черту .

Мецгер перечисляет 15 таких выражений из греческих папирусов: греческие аналоги Бога, Господа, Иисуса, Христа, Сына, Духа., Давид, Крест, Мать, Отец, Израиль, Спаситель, Человек, Иерусалим и Небеса. Все эти nomina sacra встречаются в греческих рукописях 3-го века и ранее, за исключением Матери, которая появляется в 4-м.

Nomina sacra также встречается в той или иной форме в латинском, Коптский, армянский (обозначается патив ), готский, старонубийский и кириллица (обозначено заголовком ).

Содержание
  • 1 Происхождение и развитие
  • 2 Список греческих nomina sacra
  • 3 Греческие рукописи Нового Завета, содержащие nomina sacra (до 300 г. н.э.)
  • 4 Ссылки
  • 5 Дополнительная литература
Происхождение и развитие
Nomina sacra IC XC, от греческого ΙΗΣΟΥΣ ΧΡΙΣΤΟΣ (Иисус Христос - буква C на иконке - греческое койне Σ). Деталь иконы из Троянского монастыря в Болгарии. См. Полный значок

Nomina sacra постоянно соблюдаются даже в самых ранних дошедших до нас христианских писаниях, вместе с формой codex, а не roll, подразумевая, что когда они были написаны Примерно во втором веке эта практика уже существовала некоторое время. Однако точно неизвестно, когда и как впервые возникла nomina sacra.

Первоначальная система nomina sacra, по-видимому, состояла всего из четырех или пяти слов, называемых nomina divina: греческие слова, обозначающие Иисуса, Христа, Господа, Бога и, возможно, Духа. Практика быстро распространилась на ряд других слов, которые считались священными.

В системе nomina sacra, которая стала преобладающей, аббревиатура сокращается, что означает, что первая и последняя буквы (по крайней мере) каждого слова используются. В некоторых ранних случаях наблюдается альтернативная практика сокращения путем приостановки, что означает, что используются первые две буквы (по крайней мере) слова; например, первые стихи Откровения в P {\ displaystyle {\ mathfrak {P}}}{\ mathfrak {P}} пишут Ἰησοῦς Χριστός (Иисус Христос) как ΙΗ ΧΡ. Однако сокращение давало практическое преимущество указания на падеж сокращенного существительного.

Очевидно, что использование nomina sacra было актом почтения, а не чисто практическим средством экономии места, поскольку они использовались даже там, где устоявшиеся сокращения гораздо более частых слов, таких как и,, а сам крестец nomen был написан с большим интервалом. Более того, ранние писцы часто проводили различие между мирскими и священными встречами одного и того же слова, например дух против духа и применял nomina sacra только к последнему (время от времени обязательно обнаруживая толкование), хотя более поздние писцы механически сокращали все случаи.

Ученые выдвинули ряд теорий происхождения nomina sacra. Ларри Уртадо предположил греческие цифры в качестве источника верхней черты, охватывающей крестец nomen, с ΙΗ, обычным способом написания «18», как напоминающим подвешенную форму буквы ΙΗΣΣ (Иисус). В некоторых рукописях Греческих Писаний еврейский тетраграмматон (транслитерированный как YHWH) встречается в греческом тексте без сокращений. В рукописи Септуагинты Папирус Oxyrhynchus 1007 используется даже сокращенная форма тетраграмматона: два греческих зета с горизонтальной линией посередине, имитирующие два палеоеврейских йода (𐤉𐤉).

Греческая культура также использовала несколько способов сокращения даже имен собственных, хотя ни один из них не был в такой же форме, как nomina sacra. Вдохновение для сокращенных форм (с использованием первой и последней буквы) также было замечено в Откровении, где Иисус говорит о себе как о «начале и конце», а также «первом и последнем». Альфа и Омега ".

Джордж Ховард утверждает, что κς (κύριος) и θς (θεός) были первоначальным nomina sacra, созданным нееврейскими христианскими писцами, которые «не нашли традиционных причин для сохранения тетраграмматона. "в копиях Септуагинты. Ларри У. Уртадо вслед за Колином Робертсом отвергает это утверждение в пользу теории о том, что первым был ιη (Ἰησσῦς), как это предлагается в Послании Варнавы, за которым следует аналогичное χρ (Χριστός), а затем κς и θς, примерно в то время, когда сокращенные формы ις и χς были приняты для первых двух.

Силлиерс Брейтенбах и Кристиан Циммерманн сообщают, что к концу II века nomina sacra встречаются даже в христианских надписях на гробницах на греческом языке в Ликаонии (современная центральная Турция).

Список греческого nomina sacra
Английское ЗначениеГреческое словоИменительный падеж (подлежащее)Родительный падеж (притяжательный)
БогΘεόςΘΣΘΥ
ГосподьριοςΚΣΚΥ
ИисусἸησοῦςΙΣΙΥ
Christ/MessiahΧριστόςΧΣΧΥ
СынΥἱόςΥΣΥΥ
Spirit/GhostΠνεῦμαΠΝΑΠΝΣ
ДэвидΔαυὶδΔΑΔ
Cross / StakeΣταυρόςΣΤΣΣΤΥ
МатьΜήτηρΜΗΡΜΗΣ
Богоносец т.е. БогородицаΘεοτόκοςΘΚΣΘΚΥ
ОтецΠατήρΠΗΡΠΡΣ
ИзраильἸσραήλΙΗΛ
СпасительΣωτήρΣΗΡΣΡΣ
Человек / ЧеловекἌνθρωποςΑΝΟΣΑΝΟΥ
ИерусалимἹερουσαλήμΙΛΗΜ
Небеса / НебесаΟὐρανόςΟΥΝΟΣΟΥΝΟΥ
Новозаветные греческие рукописи, содержащие nomina sacra (до 300 г. н.э.)
Греческий манускриптДата рукописиNomina sacra используется
P {\ displaystyle {\ mathfrak {P}}}{\ mathfrak {P}} (P. Oxy. 2)
~ 250
ΙΥ ΙΣ ΧΥ ΥΥ ΚΥ ΠΝΣ
P {\ displaystyle {\ mathfrak {P}}}{\ mathfrak {P}} (Suppl. Gr. 1120)
150 –225
ΘΣ ΘΥ ΚΥ ΚΣ ΠΝΙ ΠΝΟΣ ΠΝΑ ΧΣ ΙΥ ΙΣ
P {\ displaystyle {\ mathfrak {P}}}{\ mathfrak {P}} (P. Oxy. 208 + 1781)
~ 250
ΙΗΝ ΙΗΣ ΠΡ ΠΡΑ ΠΡΣ ΘΥ
P {\ displaystyle {\ mathfrak {P}}}{\ mathfrak {P}} (P. Oxy. 402)
~ 250
ΘΣ ΧΡΣ
P {\ displaystyle {\ mathfrak {P}}}{\ mathfrak {P}} (P. Amherst. 3b)
~ 285
ΘΣ
P {\ displaystyle {\ mathfrak {P}}}{\ mathfrak {P}} (P. Oxy. 657 + PSI 1292)
225–250
ΘΣ ΘΝ ΘΥ ΘΩ ΙΣ ΙΝ ΙΥ ΚΣ ΚΥ
P {\ displaystyle {\ mathfrak {P}}}{\ mathfrak {P}} (P. Oxy. 1008)
200 –300
ΚΩ ΚΥ ΧΥ ΑΝΩΝ ΑΝΩ ΠΝΑ ΘΝ ΚΜΟΥ
P {\ displaystyle {\ mathfrak {P}}}{\ mathfrak {P}} (P. Oxy. 1009)
250–300
ΘΥ ΙΥ ΧΩ
P {\ displaystyle {\ mathfrak {P}}}{\ mathfrak {P}} (P. Oxy. 1078)
~ 300
ΘΩ ΠΝΣ
P {\ displaystyle {\ mathfrak {P}}}{\ mathfrak {P}} (P. Oxy. 1079)
250–300
ΙΗ ΧΡ ΘΩ
P {\ displaystyle {\ mathfrak {P}}}{\ mathfrak {P}} (P. Oxy. 1171)
200–250
ΠΝΣ ΚΝ ΘΥ
P {\ displaystyle {\ mathf rak {P}}}{\ mathfrak {P}} (стр. Окси. 1228)
200–250
ΠΣ ΠΝΑ ΠΡΣ ΠΡΑ ΙΗΣ ΑΝΟΣ
P {\ displaystyle {\ mathfrak {P}}}{\ mathfrak {P}} (P. Oxy. 1230)
~ 300
ΠΝΑ ΘΥ
P {\ displaystyle {\ mathfrak {P}}}{\ mathfrak {P}} (P. Oxy. 1395)
200–250
ΘΥ ΚΩ
P {\ displaystyle {\ mathfrak {P }}}{\ mathfrak {P}} (P. Oxy. 1596)
255–300
ΙΣ ΙΝ
P {\ displaystyle {\ mathfrak {P}}}{\ mathfrak {P}} (P. Oxy. 1597)
200–250
ΘΣ ΘΝ
P {\ displaystyle {\ mathfrak {P}}}{\ mathfrak {P}} (P. Oxy. 1598)
200–250
ΚΥ ΚΝ ΘΩ ΙΗΥ
P {\ displaystyle {\ mathfrak {P}}}{\ mathfrak {P}} (P. Rylands 5)
150–200
ΘΥ
P {\ displaystyle {\ mathfrak {P}}}{\ mathfrak {P}} (PSI 1)
~ 300
ΚΣ ΚΥ
P {\ displaystyle {\ mathfrak {P}}}{\ mathfrak {P}} (P. Mich. Inv. 1570)
~ 260
ΚΕ ΙΗΣ ΠΝΑ ΙΗΣΥ
P {\ displaystyle {\ mathfrak {P}}}{\ mathfrak {P}} (P. Mich. Inv. 1571)
~ 225
ΧΡΝ ΠΝΑ ΚΥ ΙΗΝ ΙΗΥ ΠΝΤΑ
P {\ displaystyle {\ mathfrak {P}}}{\ mathfrak {P}} (P. Oxy. 1780)
200–300
ΠΗΡ ΠΡΑ ΙΗΣ
P {\ displaystyle {\ mathfrak {P}}}{\ mathfrak {P}} ( P. Heidelberg G. 645)
200–300
ΘΣ ΘΥ ΘΝ ΙΥ ΧΩ ΧΥ
P {\ displaystyle {\ mathfrak {P}}}{\ mathfrak {P}} (П. Честер Битти I)
~ 250
ΚΕ ΚΣ ΚΝ ΚΥ ΣΡΝΑΙ ΙΗ ΙΥ ΙΗΣ ΠΡ ΠΡΣ ΠΡΑ ΠΡΙ ΘΥ. ΘΝ ΘΩ ΘΣ ΠΝΙ ΠΝΣ ΠΝΑ Σ ΥΩ Σ ΡΝ ΧΥ
P {\ displaystyle {\ mathfrak {P}}}{\ mathfrak {P}} (П. Честер Битти II. + P. Mich. Inv. 6238)
175–225
ΚΕ ΚΝ ΚΥ ΚΩ ΚΣ ΧΡΩ ΧΡΥ ΧΡΝ ΧΝ ΧΣ ΧΩ ΧΥ ΧΡΣ ΙΗΥ ΙΗΝ ΙΗΣ ΘΩ ΘΥ ΘΝ ΘΣ

ΠΝΑ ΠΝΙ ΠΝΣ ΥΙΥ ΥΙΝ ΥΙΣ ΥΝ ΣΤΡΕΣ ΣΤΡΝ ΣΤΡΩ ΣΤΡΟΣ ΣΤΡΟΥ ΕΣΤΡΟΝ ΣΤΡΑΙ

Σ ΠΡΣ ΙΥ

P {\ displaystyle {\ mathfrak {P}}}{\ mathfrak {P}} (П. Честер Битти III)
200–300
ΘΥ ΘΣ ΘΝ ΘΩ ΑΘΝ ΚΣ ΚΕ ΚΥ ΕΣΤΡΩ ΠΝΑ ΧΥ ΠΡΣ
P {\ displaystyle {\ mathfrak {P}}}{\ mathfrak {P}} (PSI 1165)
200–300
ΥΣ
P {\ displaystyle {\ mathfrak {P}}}{\ mathfrak {P}} (P. Йельский 415 + 531)
200–300
ΚΩ ΘΥ ΘΣ ΙΥ ΠΝ ΧΣ ΧΥ ΧΩ
P {\ displaystyle {\ mathfrak {P}}}{\ mathfrak {P}} (P. Yal 1543)
~ 300
ΙΛΗΜ ΠΝΑ ΑΝΟΣ ΘΣ ΘΥ
P {\ displaystyle {\ mathfrak {P}}}{\ mathfrak {P}} (P. Mich. Inv. 6652)
~ 250
ΠΡΣ ΙΗΣ ΚΝ
P {\ displaystyle {\ mathfrak {P}}}{\ mathfrak {P}} (Группа 17)
~ 150
ΙΣ
P {\ displaystyle {\ mathfrak {P}}}{\ mathfrak {P}} (PSI XIV 1373)
~ 250
ΧΥ ΘΣ
P {\ displaystyle {\ mathfrak {P}}}{\ mathfrak {P}} (П. Бодмер II +. инв. № 4274/4298)
150–200
ΚΣ ΚΥ ΚΕ ΘΣ ΘΝ ΘΥ ΘΩ ΙΣ ΙΝ ΙΥ ΧΣ ΧΝ ΧΥ ΥΣ ΥΝ Ω ΠΝΑ ΠΝΙ ΠΝΣ

ΠΗΡ ΠΡΑ ΠΡΣ ΠΡΙ ΠΕΡ ΠΡΕΣ ΑΝΟΣ ΑΝΟΝ ΑΝΩΝ Σ 4>ΡΩ Σ ΡΟΝ Σ ΡΟΥ Σ ΡΘΗ Σ ΡΑΤΕ Σ ΡΩΣΩ ΕΣ ΡΑΝ ΕΣ ΡΘΗ

P {\ displaystyle {\ mathfrak {P}}}{\ mathfrak {P}} (P. Oxy. 2383)
~ 200
ΙΗΝ
P {\ displaystyle {\ mathfrak {P}}}{\ mathfrak {P}} (P. Oxy. 2384 +. PSI Inv. CNR 419, 420)
250–300
ΥΝ ΙΣ ΠΗΡ
P {\ displaystyle {\ mathfrak {P}}}{\ mathfrak {P}} (П. Бодмер VII и VIII)
200–300
ΙΥ ΙΗΥ ΙΗΝ ΧΡΥ ΧΡΝ ΧΡΣ ΧΡΩ ΘΥ ΘΣ ΘΝ ΘΩ ΠΡΣ ΠΑΡ ΠΤΡΑ ΠΡΙ ΠΝΣ

ΠΝΑ ΠΝΑΙ ΠΝΙ ΠΝΤΙ ΚΥ ΚΣ ΚΝ ΚΩ ΑΝΟΙ

P {\ displaystyle {\ mathfrak {P}}}{\ mathfrak {P}} (П. Бодмер XIV и XV)
175–225
ΙΣ ΙΗΣ ΙΥ ΙΗΥ ΙΝ ΙΗΝ ΘΣ ΘΝ ΘΥ ΘΩ ΚΣ ΚΝ ΚΥ ΚΩ ΚΕ ΧΣ ΧΝ ΧΥ

ΠΝΑ ΠΝΣ ΠΝΙ ΠΝΟΣ ΠΝΤΑ ΠΝΑΣΙ ΠΝΑΤΩΝ ΠΡΣ ΠΗΡ ΠΡΑ ΠΡΙ Σ

ΥΣΟΝ ΣΤ ΡΟΝ Σ ΡΩΘΗΝΑΙ

ΑΝΟΣ ΑΝΟΝ ΑΝΟΥ ΩΝ ΑΝΩ ΑΝΟΥΣ ΑΝΟΙΣ ΑΝΕ

P {\ displaystyle {\ mathfrak {P} }}{\ mathfrak {P}} (стр. Oxy 2684)
250–300
ΚΝ ΙΗΝ ΙΗΝ ΧΡΝ
P {\ displaystyle {\ mathfrak {P}}}{\ mathfrak {P}} (P. Oxy 3523)
150–200
ΙΗΣ
P {\ displaystyle {\ mathfrak {P}}}{\ mathfrak {P}} (P. Mil. Vogl. Inv. 1224 + P. Macquarie Inv. 360)
~ 250
ΘΥ ΘΣ ΠΡΣ ΧΡΝ ΙΗΝ
P {\ displaystyle {\ mathfrak {P}}}{\ mathfrak {P}} (P. Narmuthis 69.39a + 69.229a)
~ 300
ΧΡΩ ΚΥ ΘΥ
P {\ displaystyle {\ mathfrak {P }}}{\ mathfrak {P}} (P. Oxy 4449)
~ 300
ΚΥ ΚΣ
P {\ displaystyle {\ mathfrak {P}}}{\ mathfrak {P}} (P. Oxy 4401)
200 –300
ΥΣ ΠΝΑ ΠΝΙ
P {\ displaystyle {\ mathfrak {P}}}{\ mathfrak {P}} (P. Oxy 4445)
200–250
ΠΝΑ ΠΝΙ ΧΡΣ ΙΗΝ ΙΗΣ
P {\ displaystyle {\ mathfrak {P}}}{\ mathfrak {P}} (P. Oxy 4447)
175–225
ΙΗΣ ΙΗΝ
P {\ displaystyle {\ mathfrak {P}}}{\ mathfrak {P}} ( P. Oxy. 4494)
~ 300
ΚΣ
P {\ displaystyle {\ mathfrak {P}}}{\ mathfrak {P}} (P.Oxy 4495)
200–250
ΙΗΥ
P {\ displaystyle {\ mathfrak {P}}}{\ mathfrak {P}} (P. Oxy. 4497)
200–250
ΠΝΙ
P {\ displaystyle {\ mathfrak {P}}}{\ mathfrak {P}} (P. Oxy. 4498)
200–250
ΘΣ
P {\ displaystyle {\ mathfrak {P}}}{\ mathfrak {P}} (стр. Окси. 4499)
225–275
ΙΗΛ ΑΥΤΟΥ ΠΡΣ ΘΩ ΘΥ ΑΝΩΝ ΠΝΑ ΟΥΝΟΥ ΟΥΝΟΝ ΚΥ ΟΥΝΩ
P {\ displaystyle {\ mathfrak {P}}}{\ mathfrak {P}} (P. Oxy. 4805)
~ 250
Σ ΜΗΙ
0162 (P. Oxy 847)
~ 300
ΙΗΣ ΙΣ ΠΡΣ
0171 (PSI 2.124)
~ 300
ΚΣ ΙΗΣ
0189 (P. Berlin 11765)
~ 200
ΑΝΟΣ ΠΝΑ ΚΥ ΚΩ ΙΛΗΜ ΘΩ ΙΣΗΛ
0220 (MS 113)
~ 300
ΚΝ ΙΥ ΙΝ ΧΥ ΘΥ
Ссылки
  1. ^Брюс Мецгер, Рукописи греческой Библии, стр.36-37
  2. ^Текст древнейших греческих рукописей Нового Завета - Филип Комфорт и Дэвид Барретт (1999), стр.34 -35
  3. ^С. Д. Чарльзуорт, «Стандартизация консенсуса в систематическом подходе к nomina sacra в евангельских рукописях второго и третьего веков», Aegyptus 86 (2006), стр. 37-68.
  4. ^Ларри Уртадо, «Происхождение Nomina Sacra: A Proposal», JBL 117 (1998), стр. 655-673.
  5. ^Ларри У. Уртадо (2006). Древнейшие христианские артефакты: рукописи и христианское происхождение. Wm. Б. Эрдманс Паблишинг. ISBN 0802828957.
  6. ^Роберт Дж. Уилкинсон, https://books.google.com/books?id=1xyoBgAAQBAJpg=PA55dq=paleo-Hebrew+yod+zetahl=ensa=XvedaJGAhUKESA=Xveda5AhUQAVEAD9A0AHUKU # v = onepage q = paleo-Hebrew% 20yod% 20zeta f = false Роберт Дж. Уилкинсон, Тетраграмматон: западные христиане и еврейское имя Бога: от истоков до семнадцатого века (BRILL 2015), стр. 55
  7. ^Колин Х. Робертс, Рукопись, общество и вера в раннем христианском Египте (1979), стр. 37.
  8. ^Ларри У. Уртадо (2017). «Происхождение Nomina Sacra». Тексты и артефакты: избранные эссе по текстуальной критике и раннехристианские рукописи, Библиотека исследований Нового Завета. Bloomsbury Publishing. п. 127. ISBN 978-0567677709.
  9. ^Cilliers Breytenbach, Christiane Zimmermann (2018). Раннее христианство в Ликаонии и прилегающих территориях: от Павла до Амфилохия Иконийского, раннее христианство в Малой Азии. БРИЛЛ. п. 14. ISBN 9789004352520.
  10. ^Все nomina sacra и даты рукописей взяты из текста древнейших греческих рукописей Нового Завета - Филип Комфорт и Дэвид Барретт (1999)
Дополнительная литература
Wiktionary Викисловарь имеет категорию Nomina sacra по языку
В Wikimedia Commons есть материалы, связанные с Монограммы имени Иисуса Христа.
  • Дон К. Баркер, «P.Lond.Lit. 207 и происхождение nomina sacra: предварительное предложение», Studia Humaniora Tartuensia 8.A.2, 2007, 1–14.
  • Филип Комфорт и Дэвид Барретт. Текст древнейших греческих рукописей Нового Завета (1999).
  • Филипп Комфорт, Встреча с рукописями: Введение в палеографию Нового Завета и текстуальную критику, Broadman Holman Publishers, 2005, стр. 199–253.
  • Ларри У. Уртадо, Самые ранние христианские артефакты: рукописи и христианское происхождение, Кембридж, 2006, стр. 95–134.
  • Брюс М. Мецгер. Рукописи греческой Библии (1981).
  • A.H.R.E. Паап, Nomina Sacra в греческих папирусах первых пяти веков, Papyrologica Lugduno-Batava VIII (Лейден, 1959).
  • Людвиг Траубе. Nomina Sacra. Versuch einer Geschichte der christlichen Kürzung, Мюнхен 1907.
Последняя правка сделана 2021-05-31 11:54:41
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте