Ноэма

редактировать

Слово noema (множественное число: noemata) происходит от греческого слова νόημα, означающего «мысль» или «то, о чем думают». Философ Эдмунд Гуссерль использовал ноэму как технический термин в феноменологии для обозначения объекта или содержания мысли, суждения или восприятия, но его точное значение в его работах осталось неизменным. предмет разногласий.

Содержание

  • 1 Ноэма Гуссерля
  • 2 Интерпретация Гуссерля
  • 3 Другое использование
  • 4 См. Также
  • 5 Ссылки

Ноэма Гуссерля

In (1913), Husserl ввел термины «noema» и «noesis » для обозначения взаимосвязанных элементов структуры любого намеренного действия - например, акта восприятия, суждения или запоминания:

«Соответствующий Что касается множества данных реального (барабанного) ноэтического содержания, существует множество данных, отображаемых в действительно чистой (wirklicher reiner) интуиции и в соответствующем «ноематическом содержании» или кратко «ноэма» - терминах, которые мы впредь будет использоваться постоянно ».

Каждое намеренное действие имеет ноэтическое содержание (или ноэзис - от греческого nous,« разум »). Это ноэтическое содержание, которому соответствует ноэма, представляет собой тот мысленный акт - процесс (например, акт симпатии, суждения, значения и т. Д.), Который направлен на намеренно удерживаемый объект (например, понравившееся как понравившееся, оцененное как оцененное или имеющее значение). Иными словами, каждое действие имеет в качестве части своего формирования ноематический коррелят, который является объектом действия - тем, что им предназначено. Другими словами, каждое намеренное действие имеет «полюс I (источник ноэзиса)» и «полюс объекта (или ноэму)». Гуссерль также ссылается на ноэму как на Sinn, или смысл (значение) действия, и иногда, кажется, использует эти термины как синонимы. Тем не менее, Sinn не представляет того, что Гуссерль называет «полной ноэмой»: Sinn принадлежит к ноэме, но полная ноэма является объектом действия, как подразумевается в действии, воспринимаемым объектом, как воспринимаемым, оцениваемый объект как оцениваемый и т. д.

Другими словами, ноэма кажется тем, что подразумевается актами восприятия или суждения в целом, будь то «материальный объект, изображение, слово, математическая сущность, другое лицо "именно так, как его воспринимают, оценивают или иным образом думают.

Интерпретация Гуссерля

Фактически, комментаторы не смогли достичь консенсуса относительно того, что именно такое ноэма. В недавнем исследовании Дэвид Вудрафф Смит выделил четыре различные школы мысли. С одной точки зрения, сказать, что ноэма является намеренным объектом акта сознания, значит означать, что она буквально является объектом. Ученик Гуссерля Роман Ингарден, например, считал, что как обычные объекты, такие как стулья и деревья, так и преднамеренные объекты, такие как стул в точности таким, каким он кажется мне, или даже вымышленное дерево, действительно существуют, но имеют различные «способы» существования.

Альтернативный взгляд, разработанный в первую очередь Ароном Гурвичем, подчеркивает ноэму перцептивного опыта. Большинство обычных объектов можно воспринимать по-разному и с разных точек зрения (рассмотрите возможность взглянуть на дерево с разных точек зрения). Для Гурвича то, что воспринимается в каждом таком действии, является ноэмой, а сам объект - скажем, дерево - следует понимать как совокупность или систему связанных с ним ноэм. Этот взгляд имеет сходство с феноменализмом.

Роберт Соколовски, напротив, утверждает, что ноэма - это просто фактический объект восприятия или суждения, рассматриваемый феноменологически. Другими словами, ноэма суждения о том, что «этот стул неудобный» не является ни сущностью (стул, считающийся неудобным), ни существующей в дополнение к самому стулу (но с другим способом существования) - взгляд Ингардена; Ноэма такого суждения не отождествляется с особым тактильным восприятием стула, которое вместе с другими восприятиями составляет стул как таковой, - взгляд Гурвича. Для Соколовского ноэма - это вовсе не отдельная сущность, а сам стул, как в данном случае воспринимается или оценивается. Это, кажется, согласуется с акцентом Гуссерля на ноэме как «воспринимаемой как таковой… запоминающейся как таковой… оцениваемой как таковой…»

философ-аналитик Дагфинн Фёллесдал в влиятельной книге 1969 года. В статье предложена фрегевская интерпретация ноэмы, которую широко разработали Рональд Макинтайр и Дэвид Вудрафф Смит. Эта школа мысли соглашается с тем, что ноэма не является отдельной сущностью, но вместо того, чтобы отождествлять ее с фактическим объектом акта (восприятия, суждения и т. Д.), Феноменологически понятым, эта точка зрения предполагает, что это опосредующий компонент действовать сам. Это то, что придает действию смысл. В самом деле, Фёллесдал и его последователи предполагают, что ноэма является обобщенной версией описания лингвистического значения Готлоба Фреге и, в частности, его концепции смысла (Синн). Подобно тому, как Фреге считал, что лингвистическое выражение выбирает свою референцию посредством своего смысла, так Гуссерль полагал, что сознательные действия в целом - не только акты значения, но также акты восприятия, суждения и т. Д. - намеренно направлены на объекты посредством их ноэмы. С этой точки зрения ноэма - это не объект, а абстрактный компонент определенных типов действий.

Соколовский продолжал отвергать этот подход, утверждая, что «(т) приравнивать смысл и ноэму означало бы приравнивать пропозициональная и феноменологическая рефлексия. Она бы рассматривала философию просто как критическую рефлексию наших значений или чувств; она бы уравняла философию с лингвистическим анализом ». Роберт С. Соломон попытался примирить основанную на восприятии интерпретацию школы Гурвича с фрегевской интерпретацией ноэмы как смысла, предположив, что, хотя «(i) в настоящее время среди феноменологов стало фактически аксиомой, что Sinne [чувства] опыта независимы. Bedeutungen [значения] лингвистических выражений. Среди философов-аналитиков стало почти аксиомой, что не существует никакого значения отдельно от языка. Связь между ними обеспечивает понятие ноэмы. олицетворяет как изменяющиеся фазы опыта, так и организующий смысл нашего опыта. Но эти два «компонента» неразделимы, поскольку весь опыт требует смысла не в качестве постфактум роскоши в рефлексивных суждениях, а для того, чтобы опыт чего-либо. "

Другое использование

Ноэма входит в OED, который показывает его использование более трех столетий. Впервые он был использован в английском языке в области риторики для обозначения «фигуры речи, посредством которой что-то неясно сформулированное, тем не менее, предназначено для понимания или разработки». Другими словами, ноэма в риторике - это неясная речь или речь, которая дает смысл только после подробного размышления.

Сад красноречия Пичема 1577 года использовал это таким образом:

«Ноэма, когда мы обозначаем что-то так скрытно, что слушатели должны быть готовы уловить смысл долгим размышлением».

См. Также

Ссылки

  1. ^Николас Баннин и Цзиюань Ю (ред.) Словарь западной философии Блэквелла, Wiley-Blackwell, 2004, с. 473
  2. ^Эдмунд Гуссерль, Идеи: общее введение в чистую феноменологию (также известную как Идеи I), пер. В. Бойс Гибсон, Collier Books, 1962, стр. 238
  3. ^Дермот Моран, Эдмунд Гуссерль: основатель феноменологии Polity, 2005, стр. 133
  4. ^Эдмунд Гуссерль, Идеи: общее введение в чистую феноменологию (также известное как Идеи I), пер. W. Boyce Gibson, Collier Books, 1962, стр. 229
  5. ^Жан-Франсуа Лиотар, Феноменология, пер. Брайан Бикли, SUNY Press, 1991, стр. 55
  6. ^Дермот Моран, Эдмунд Гуссерль: основатель феноменологии Polity, 2005, стр. 135; см. также Эдмунд Гуссерль, «Идеи: общее введение в чистую феноменологию» (также известное как «Идеи I»), пер. В. Бойс Гибсон, Collier Books, 1962, стр. 238
  7. ^Роберт Соколовски, Введение в феноменологию, Cambridge University Press, 2000, с. 59
  8. ^Дэвид Вудрафф Смит, Husserl, Routledge, 2007, стр. 304-305
  9. ^Дэвид Вудрафф Смит, Husserl, Routledge, 2007, стр. 305-306
  10. ^Эдмунд Гуссерль, Ideas: General Introduction to Pure Phenomenology (также известные как Идеи I), пер. В. Бойс Гибсон, Collier Books, 1962, стр. 238
  11. ^Дагфинн Фёллесдал, «Понятие Гуссерля о Ноэме», Журнал философии LXVI: 20, 1969, стр. 680-687.
  12. ^Дэвид Вудрафф Смит и Рональд Макинтайр, «Преднамеренность посредством интенсий», Журнал философии LXVIII: 18, 1971, pp541-561; Рональд Макинтайр и Дэвид Вудрафф Смит, «Теория интенциональности» в J.N. Моханти и Уильям Р. Маккенна (редакторы) Феноменология Гуссерля: учебник, Центр перспективных исследований в области феноменологии и Университетское издательство Америки, 1989, стр. 147-179; см. также Дэвид Вудрафф Смит, Husserl, Routledge, 2007, особенно главу шестую.
  13. ^Дэвид Вудрафф Смит, Husserl, Routledge, 2007, стр. 306-307
  14. ^Дэвид Вудрафф Смит и Рональд Макинтайр, Философский журнал «Intensions через Intensions» LXVIII: 18, 1971, стр. 541-542
  15. ^Роберт Соколовски, Введение в феноменологию, Cambridge University Press, 2000, стр. 194
  16. ^Роберт С. Соломон, «Концепция Ноэмы Гуссерля» в книге Фредерика Эллистона и Питера Маккормика (редакторы) Гуссерль: Экспозиции и оценки University of Notre Dame Press, 1977, стр. 168-181; см. стр. 179
  17. ^Сад красноречия Пичема 1577 года - Публикации Стокгольмского университета [1pting
Последняя правка сделана 2021-05-31 11:41:57
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте