Сага Ньялса

редактировать
Исландская сага Сын Ньялла Скарфединн убивает Орина на льду. Семейные распри занимают видное место в саге о Ньяле.

Сага о Ньяле (современное исландское произношение: About this sound слушайте ) (также Ньяла (About this sound слушайте ), Сага о Бренну-Ньялсе (About this sound слушайте ) или «История сожженного Ньялла» ) - это исландская сага XIII века , описывающая события между 960 и 1020 годами.

Сага описывает процесс кровной мести в Исландском Содружестве, показывая, как требования чести могут привести к незначительным пренебрежениям, перерастающим в разрушительное и продолжительное кровопролитие. Оскорбления, в которых мужественность персонажа ставится под сомнение, особенно заметны и могут отражать критику автора чрезмерно ограничивающего идеала мужественности. Еще одна характеристика повествования - наличие примет и вещих снов. Спорный вопрос, отражает ли это фаталистический взгляд автора.

Главные герои саги - друзья Ньял Торгейрссон, юрист и мудрец, и Гуннар Хамундарсон, грозный воин. Жена Гуннара подстрекает к вражде, которая приводит к гибели многих персонажей в течение нескольких десятилетий, включая убийство огнем одноименного «Сгоревшего Ньяла».

Работа анонимна, хотя существуют обширные предположения о личности автора. Основные события, описанные в саге, вероятно, исторические, но материал был сформирован автором, опираясь на устную традицию, в соответствии с его художественными потребностями. Сага о Ньяле - самая длинная и наиболее развитая из саг исландцев. Его часто считают вершиной традиции саг.

Содержание
  • 1 Авторство и источники
  • 2 Темы
  • 3 Краткое содержание
    • 3.1 Hrútur and Hallgerður
    • 3.2 Gunnar and Njáll
    • 3.3 Вражда Гуннарра
    • 3.4 Кари и сыновья Ньялла
    • 3.5 Хёскулдр и Флози, сожжение
    • 3.6 Альтинг
  • 4 Популярная культура
  • 5 Рукописи и издания
  • 6 Переводы
  • 7 Дополнительная литература
  • 8 Внешние ссылки
  • 9 Ссылки
Авторство и источники
Отрывок из саги Ньялса в Мёруваллабок (AM 132, фолио 13r) около 1350 года

сага Ньялса, например остальные саги исландцев анонимны. Однако существует множество теорий об авторстве саги. Самая старая идея, засвидетельствованная в начале 17 века, состоит в том, что Сомундр фрой написал произведение. Среди других предполагаемых авторов - сыновья Сомундра, Йон Лофтссон, Снорри Стурлусон, Эйнарр Гилссон и.

Сейчас считается, что сага была составлен в период с 1270 по 1290 год. Среди письменных источников, которые, вероятно, использовал автор, есть сага Лаксдула, сага Эйрбиггья и сага Льосветнинга, а также утерянные саги Сага о Бряне и Сага о Гауксе Трандилссонар. Однако автор должен был почерпнуть основную часть материала саги из устной традиции, которой он манипулировал в своих художественных целях. Мнения об историчности саги сильно разошлись, от чистой вымысла до почти дословной правды и до любого количества нюансов. Можно с уверенностью сказать, что Ньял и Гуннар были настоящими историческими людьми, и их судьбоносная смерть упоминается в других источниках. Габриэль Турвиль-Петре сказал: «Автор не собирался писать историческое произведение., а скорее использовать исторический сюжет для эпоса в прозе ".

Темы

Сага Ньялса исследует последствия мести как защиты семейной чести, имея дело с кровной местью на протяжении примерно 50 лет. Сага показывает, как даже достойные люди могут уничтожить себя в спорах, и демонстрирует напряженность в Исландском Содружестве, которая в конечном итоге привела к его разрушению. За любое оскорбление чести нужно было отомстить: иногда это включает пренебрежение, которое современному читателю кажется банальным. Магнус Магнуссон находит «сейчас немного жалким читать, насколько уязвимы эти люди перед призывами к их чести; было смертельно легко заставить их действовать, чтобы отомстить за некоторые подозрения в оскорблении».

Оскорбления, связанные с мужественностью персонажа, особенно заметны в саге. Таким образом, отсутствие бороды у Ньялла неоднократно упоминается и используется его противниками, чтобы поставить под сомнение его мужественность. Другой пример, среди многих, - это когда Флози считает подарок шелковой одежды оскорблением, и как следствие этого с трудом завоеванное поселение рушится. Арманн Якобссон утверждал, что «трудно найти мужчину, чья мужественность не была бы уязвима», и что сага Ньялса критикует идею женоненавистнического общества, показывая, что идеал мужественности может быть настолько ограничительным, что становится угнетающим для мужчин и деструктивным для мужчин.

Приметы, пророческие сны и сверхъестественное предвидение занимают видное место в саге о Ньяле. Однако роль судьбы и особенно фатализма является предметом научных споров. Халлдор Лакснесс утверждал, что сага - это прежде всего книга о фатализме, присущем норвежскому язычеству. По его мнению, развитие событий предопределено с того момента, как Хрутр увидит воровские глаза в своей племяннице, и пока месть за сожжение Ньялла не завершится на юго-востоке в Уэльсе. Таким образом, Лакснесс считал, что сага о Ньяле свидетельствует о наличии «очень сильного языческого духа», противоположного христианству, в Исландии 13 века. Магнус Магнуссон писал, что «действие увлекается мощным подводным течением судьбы» и что Ньял ведет «ожесточенную борьбу, чтобы изменить его курс», но, тем не менее, он «не фаталист в языческом смысле». Торстейн Гилфасон отвергает идею о фатализме в саге Ньялса, утверждая, что не существует враждебного сверхъестественного плана, которому подчиняются его персонажи.

Краткое содержание

Хрутур и Hallgerður

Гуннар и Hallgerr на Althing Гуннар сражается с засадниками, убивая четырнадцать человек. Гуннар защищает свой дом. Он убивает двух нападавших и ранит шестнадцать. Гуннар был убит после того, как потерял сознание от истощения. Кари Зельмундарсон

Первый эпизод охватывает период от помолвки Хрутура Херйольфссона и Уннра до уродливого наследия их развода. Нам показаны подвиги Хрутура в Норвегии, где он получает честь при дворе и в битвах, но разрушает свой последующий брак, став любовником стареющей королевы-матери Гуннхильд. Когда он отрицает наличие женщины в Исландии, она проклинает его, так что он не может заключить свой брак. После того, как Унн разводится с ним, он сохраняет приданое, вызывая на бой отца Унна, Мордура. Мордур отказывается, так как он знает репутацию Хрутура и что он проиграет бой. Из-за этого Хрутр сохраняет приданое. Хотя это соответствует исландскому законодательству, это оскорбляет правосудие.

В первой главе дается одно из прозрений Хрута, когда он комментирует свою прекрасную племянницу: «Я не знаю, как воровские глаза попали в семью». Далее сага следует за этой племянницей, Hallgerður, через ее первые два брака. Оба мужа умирают от топора заботливого, жестокого приемного отца Халльгердура, jóstólfr. Hallgerur провоцирует первую смерть, но не вторую, хотя это следует из разногласий между ней и ее мужем. Это Хрутр, несмотря на семейные узы, мстит за смерть, убивая jóstólfr.

Гуннар и Ньял

Гуннар Хамундарсон и Ньял Торгейрссон. Гуннар - человек выдающейся физической силы, а Ньял - выдающаяся сообразительность; они близкие друзья. Когда Гуннар вынужден возродить притязания Унна на приданое против Хрутура, Ньялл дает ему возможность сделать это. Искусно разыгрывая игру, Гуннар начинает судебный процесс в собственном доме Хрутура. Он следует сомнительному примеру Хрута, когда дело доходит до суда, и Хрутур, который ранее выигрывал путем угрозы насилия, проигрывает из-за угрозы насилия. Несмотря на свое унижение, он видит будущие связи с Гуннаром.

Это происходит, когда Гуннар с отличием возвращается из поездки в Скандинавию. Он идет на Althing - ежегодное собрание - в великолепии и встречает Hallgerur. Они впечатлены друг другом и вскоре обручены, несмотря на предупреждения Хрута о характере Халльгердюра и опасения Ньялла.

Хрутур и Ньял оказались правы, когда Халльгердюр столкнулся с женой Ньяла, Бергдорой. Hallgerur очаровывает несколько сомнительных персонажей, убивая членов семьи Ньялла, а энергичная Бергдора устраивает месть. После каждого убийства их мужья производят финансовые расчеты в соответствии со статусом жертв. Пятая жертва - Тордур, приемный отец сыновей Ньялла. Ráinn Sigfússon, дядя Гуннарра и зять Халльгердюра, сопровождает убийц. Когда вражда завершается и дела улаживаются, присутствие Орина при этом убийстве позже вызывает конфликт.

Вражда Гуннарра

Халлгердюр теперь использует одного из своих рабов, Мелколфура, чтобы ограбить дом грубого человека по имени Откелл. Гуннар немедленно пытается загладить вину, но его прекрасные предложения не принимаются. Против него возбуждается судебный процесс, который с помощью Ньялла он выигрывает, получая большую честь. Однако, упрекая Халлгердюра по поводу кражи со взломом, Гуннар дает ей пощечину.

За этим следует Откелл, случайно ранивший Гуннара. Оскорбление следует за травмой, и Гуннар неохотно идет мстить за себя. С запоздалой помощью своего брата Кольскеггура он убивает Откелла и его товарищей.

Под влиянием Ньялла основывается новое поселение, и репутация Гуннарра растет. Ньялл предупреждает его, что это будет начало его карьеры убийств.

Затем Гуннар принимает вызов на конный бой от человека по имени Старкагур. По ходу боя его противники обманывают, и Гуннар попадает в новую ссору. Ньялл пытается выступить посредником, но Торгейр Старканссон отказывается его принять. Во время путешествия со своими двумя братьями Гуннар попадает в засаду Старкагура и его союзников. В бою убиты четырнадцать нападающих и брат Гуннара Хьёртур.

Через все это пробирается сын Унн, Мордур Валгарссон. Мордур завидует и ненавидит Гуннара и использует других людей для достижения своих целей. Он узнал, что Ньял предсказал, что Гуннар умрет, если он убьет дважды в одной семье, а затем нарушит поселение ради своей смерти. Он подстрекает к нападению на Гуннара лиц, недовольных урегулированием. И снова Гуннар выигрывает бой, но убивает второго человека из той же семьи. Последующее урегулирование требует, чтобы Гуннар и Кольскеггур покинули Исландию на три года.

Сделаны приготовления к изгнанию. Но когда Гуннар уходит из дома, он смотрит домой и, тронутый красотой своей родины, решает не покидать Исландию, тем самым становясь преступником. Он ходит так, как будто ничего не изменилось, но его враги, в том числе Мордур, жаждут мести. Он защищает себя в своем доме, пока его тетива не перережется. Hallgerur отказывается дать ему прядь своих волос, чтобы поправить его лук; это месть за пощечину, которую он однажды ей дал. Враги Гуннара сопротивляются предложению Мордера сжечь его в доме, считая его позорным, но в конце концов они сносят крышу, чтобы добраться до Гуннара. Сын Ньялла Скарфединн помогает Хёгни Гуннарссону в некоторых актах мести до достижения соглашения.

Кари и сыновья Ньялла

Скандинавские правители чтят две исландские экспедиции: Орина Сигфуссона и двух младших сыновей Ньялла. Оба возвращаются с повышенной честью, но также и с товарищами. Ráinn возвращает злобного Hrappr; сыновья Ньялла и знатного Кари Сёльмундарсона, который женится на их сестре. Но сыновья Ньялла также приносят недовольство, обвиняя Орина в том, как де-факто правитель Норвегии Ярл Хакон обращался с ними, разыскивая Храпра, который был спрятан Орином. Хотя Ньял говорит, что они поступили глупо, поднимая этот вопрос, он советует им предать его гласности, чтобы это было воспринято как вопрос чести. Эйрэйн отказывается от соглашения, и его слуги, включая Халльгерура, во время ее последнего появления, оскорбляют их.

Далее следует самая драматичная битва саги. Сыновья Ньялла вместе с Кари готовятся устроить засаду на Орина и его последователей. Между ними ледяной мост через реку. Скарфедин настигает своих братьев, перепрыгивает через реку и скользит по льду мимо Орина, попутно расколов ему череп. Вместе нападавшие убивают четырех человек, в том числе Храппра.

Брат Орина, Кетилль, женился на дочери Ньялла, и между ними они заключают соглашение. Желая прекратить дальнейшие раздоры, Ньял усыновляет сына Орина Хёскулдра в качестве своего приемного сына. Хёскульдр растет в доме Ньялла, и он любит его. Когда он вырастет, Ньялл пытается найти для него подходящую жену, Хильдигунн. Однако она отказывается, говоря, что выйдет замуж за Хёскульдра, только если он станет вождем. Ньяллу удается сделать Хёскульдра вождем, учредив Пятый двор в Альтинге, и Хёскульдр и Хильдигуннр женаты.

Здесь рассказывается о обращении Исландии в христианство в 999 году нашей эры.

Хёскулдр и Флози, сожженные

Мёрд Валгарссон теперь считает Хёскульдра настолько успешным вождем, что его собственное вождь падает. Он настраивает сыновей Ньялла против Хёскулдра; трагедия саги в том, что они настолько восприимчивы к его побуждениям, что вместе с Мордером и Кари убивают его, когда он сеет на своем поле. Как говорит один персонаж, «Хёскульдр был убит по меньшей мере без всякой причины; все люди оплакивают его смерть; но никто больше, чем Ньял, его приемный отец».

Флози, дядя жены Хёскулдра, мстит убийцам и ищет помощи у могущественных вождей. Хильдигунн заставляет его (вопреки здравому смыслу) принять только кровную месть. Сыновья Ньялла оказываются в Альтинге и вынуждены умолять о помощи. Скарфединн стал мрачным фаталистом и оскорбляет многих, кто может им помочь.

После некоторой судебной перепалки выбираются арбитры, в том числе Снорри годи, который предлагает вергилд в три раза превышающую обычную компенсацию для Хёскульдра. Это настолько много, что он может быть выплачен только в том случае, если арбитры и многие в Альтинге внесут свой вклад. Собирается великая коллекция, и Ньял добавляет в подарок модный плащ. Флози утверждает, что ее оскорбило предложение одеться в унисекс (оскорбление Скарп-Хединн также подливает масла в огонь), и поселение рушится.

Все покидают альтинг и готовятся, среди предзнаменований и пророчеств, к схватке. Сотня человек спускается к дому Ньялла, Бергторскнолл (Bergþórshváll), и обнаруживает, что его защищают около тридцати. Любая победа Флози будет дорого стоить. Но Ньялл предлагает своим сыновьям защищаться изнутри дома, и они, понимая, что это бесполезно, соглашаются. Флози и его люди подожгли здание.

И невиновные, и виновные окружены. Флозипозволяет женщинам уйти, но обезглавливает Хельги Ньялссона, который пытается сбежать, замаскированный под женщину. Хотя Флоси предлагает Ньяллу и Бергдору уйти, они отказываются, предпочитая умереть вместе со своими сыновьями и внуком Торром (сыном Кари). В конце концов одиннадцать человек умирают, не считая Кари, который сбегает под покровом дыма, пробегая вдоль балки дома. Флози знает, что Кари отомстит за сожжение.

Альтинг

В Альтинге собираются обе стороны. Флози подкупает Эйольфа Бёльверкссона, одного из лучших юристов Исландии, чтобы тот взял на себя дело, в то время как его оппоненты шантажируют Мордура Валгарссона с целью привлечения его к уголовной ответственности, по совету Торхалла, приемного сына Ньялла, которого Ньял обучил юриспруденции, но его держат подальше от разбирательства инфицированной ногой. Между сторонами состоится юридический поединок. В конце концов, когда его судебные иски кажутся безуспешными, Торхалль протыкает нарыв своим копьем и начинает сражаться. Люди Флози оттесняются, пока Снорри не разделяет партии. В суматохе убиты несколько человек, в том числе Лйотр, зять Флози.

Отец Лйотра, Халль из Сини, пользуется перемирием, чтобы призвать к миру, и не требует компенсации за своего сына. Двигаясь этим, все, кроме племянника Кари и Ньялла Торгейра, достигают урегулирования, в то время как каждый вносит свой вклад в оборотень Льотра, что в итоге составляет четырехкратную компенсацию. Горелки сосланы.

Прежде чем сыновья Сигфуса вернутся домой, Кари нападает на них, и большая часть остальной части саги описывает его месть за сожжение. Его поддерживают Чоргейр и привлекательный антигерой по имени Бьёрн. Он преследует их до Оркнейских островов и Уэльса. Самый драматический момент - это когда он врывается в зал графа на Оркнейских островах и убивает человека, дающего клеветнический отчет о погибших при сожжении.

После паломничества в Рим Флози возвращается в Исландию. Кари следует за ним и терпит кораблекрушение возле дома Флози. Испытывая благородство Флози, он обращается к нему за помощью, и они заключают окончательный мир. Кари женится на вдове Хёскульдра. Наконец-то происходит полное примирение.

Популярная культура
  • , Kalt er annars blóð (Рейкьявик: JPV, 2007) пересказывает сагу как криминальный роман.
  • Исландский роман 2014 года Mörður Бьярни Хардарсон пересказывает сагу о Ньялсе с точки зрения Мордера Валгарссона.
  • исландский короткометражный фильм под названием Brennu-Njálssaga (известный под своим английским названием в Европе как «Сага о сгоревшем Ньяле») был снят режиссером Фридриком Тор Фридрикссоном и выпущен в 1981 году. Фильм включен в исландский DVD-релиз Ангелы Вселенной. В саундтрек входит песня "Brennu-Njálssaga", написанная исландской группой новой волны, eyr в сотрудничестве с Хилмаром Орном Хильмарссоном. Эта песня позже появилась в 1981 году, когда группа выпустила свой сингл Iður til Fóta (только в кассетной версии).
  • Эпизод 27 из Летающий цирк Монти Пайтона называется "Сага Ньорла". Рассматриваемая «сага» совершенно не связана с какими-либо событиями в «Саге о Ньяле», несмотря на сходство между названиями.
  • Книга 1964 года «Сожжение Ньяла» Генри Триса пересказывает сагу от восстановления приданого Хрута до окончательного примирения Кари с Флози.
  • Красная книга романсов, сборник героических сказок и легенд, опубликованный в 1905 году и щедро иллюстрированный Генри Джастисом Фордом, включает три истории, основанные на саге: Убийство мужей Халльгерды, Смерть Гуннара и Сожжение Ньяля.
  • Халльгерда Монс, гора на Венере, названа в честь Халльгера.
  • В мультсериале DreamWorks Dragons: Race to the Edge, сезон 3, эпизод 3, небольшой отрывок из саги Ньялс высечен в мече и стене пещеры с использованием рунического алфавита Футорка..
  • Приключенческий фильм 1995 года Саги о викингах в значительной степени вдохновлены сагой благодаря оригинальному сюжету.
Рукописи и издания
Einar Ólafur Sveinsson's 1953 stemma of Njáls saga.

Саги о Ньялсе Имеется около 60 рукописей и фрагментов, 21 из которых - необычно большое количество - относятся к средневековью. Ни одна из манускриптов на пергаменте не сохранилась полностью, но они, как правило, копировались консервативно, что свидетельствует о почтении исландских писцов к саге и позволяет относительно легко восстановить полный средневековый текст. Последний раз манускрипты на пергаменте были классифицированы Эйнаром Олафуром Свейнссоном в 1953 году, когда он направлялся к его изданию lenslenzk fornrit 1954 года, которое остается стандартным изданием. Тем не менее, проект «Вариация саги Ньялса», основанный в Институте исландских исследований Арни Магнуссона, переоценивает всю историю рукописной передачи саги.

Первый печатное издание саги Олафура Олафссона, основанное прежде всего

Последняя правка сделана 2021-05-31 10:52:56
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте