Ниссим бен Реувен (1320 - 9-е число швата, 1376 г., г. Иврит : נִסִּים בֶּן רְאוּבֵן) из Жирона, Каталония была влиятельным талмудистом и авторитетом в еврейском законе. Он был одним из последних великих испанских средневековых талмудистов. Он также известен под своим ивритом аббревиатурой, RaN (ר"ן), а также под именем RaNbaR (רנב"ר), иврит аббревиатура его полного имени, включая имя его отца, Реувен (ראובן), а также Ниссим Геронди .
Ниссим родился в Барселоне, Каталонии. Он был врачом и имел познания в астрономии. Его учитель неизвестен; в его работах Р. Перес именуется морену («наш учитель»), но поскольку он называет своего отца (Рувим бен Ниссим) «моим отцом и учителем», возможно, его отец был его первым учителем.
Он служил судьей и учителем еврейской общины Барселоны и основал там ешиву. Он раскритиковал состоятельных членов сообщества за их поведение, но это вызвало враждебную реакцию с их стороны. Он пострадал от рук некоторых богатых и влиятельных евреев его общины, которые даже клеветали на него и других ведущих раввинов перед правительством, и они даже были заключены в тюрьму на срок пять месяцев, прежде чем их невиновность была доказана. Когда испанские евреи объединились, чтобы послать королю прошение с просьбой о его защите, Нисим был одним из членов комитета, который составил этот документ.
Его ближайшими учениками были Исаак бен Шешет и Хасдаи Крескас.
Его самая известная работа - это его комментарий и объяснение Исаака Альфаси Сефер Халахот, который в то время был принят для практических решений. Он очень подробен и ясен там, где предмет важен с практической точки зрения, но чрезвычайно краток, когда имеет дело с теорией. Ран не писал комментариев ко всему Альфаси, хотя весь комментарий часто приписывается ему.
В своих комментариях он без колебаний опровергал величайших более ранних авторитетов, таких как Раши, Раббену Там, Маймонид, Нахманид и Соломон бен Адерет. Однако он проявил свое почтение к этим учителям, применив их мнения на практике. Часто он опровергал мнение более раннего учителя, но затем писал: «Однако, поскольку древние так решили, их выводы не могут быть отвергнуты». По словам его ученика Исаака бен Шешета, он в целом был очень осторожен в своих решениях и склонен к консерватизму.
В своих комментариях Ниссим пытался установить решения, касающиеся практики, и он посвятил себя объяснению и защите "Халакот" Альфаси, поскольку этот сборник был принят для практических решений. Сохранившиеся комментарии Нисима к «Галахот» охватывают трактаты Шаббат, Песахим, Таанит, Рош а-Шана, Беа, Сукка, Мегилла, Кетубот, Гиин, Хиддушин, Шебуот и Авода Зара. Комментарии к Моэд Катан и Маккот ошибочно приписываются ему. Он очень подробен и ясен там, где предмет важен с практической точки зрения, но чрезвычайно краток, когда касается вопросов простой теории. Комментарий теперь печатается с альфаси в стандартных изданиях Талмуда.
Нисим написал также комментарии к самому Талмуду. В последние годы опубликовано научное издание сохранившихся комментариев. В этих работах Нисим также стремился определить практические решения, и в конце почти каждого изложения и объяснения любого объема он резюмировал все, что было важно для практических целей. Он был первым, кто написал полный комментарий к трактату Недарим; и эта часть его работы является наиболее ценной частью коллекции, поскольку в геонический период этому трактату не уделялось должного внимания, и более поздние глоссы оставляли желать лучшего.
Он был признан раввинским авторитетом даже за пределами Испании, и раввинские вопросы («she'elot») ему задавали не только из его собственной страны, но и из Франции, Италия, Африка и Земля Израиля. В ответ он написал около 1000 респонсов, из которых сохранились только 77. Это показывает его проницательность и его рационалистический метод обращения с галахическим материалом. Его респонсы были впервые опубликованы в Риме (1546 г.), переизданы в Константинополе (1548 г.) и, в увеличенном виде, в Кремоне (1557 г.).
Он написал философский труд, содержащий двенадцать проповедей («дерашот»), показывая в этом небольшом томе его знакомство с философией, особенно с Маймонидом и Ибн Эзра. Он «не был сторонником мистицизма » и даже упрекал Нахманида за то, что он уделял слишком много времени Каббале.
. Он также написал недавно опубликованный комментарий к Библии, и философское произведение.
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в общественном достоянии : Зингер, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «НИССИМ Б. РЕУБЕН ГЕРОНДИ (RaN, ר"ן)». Еврейская энциклопедия. Нью-Йорк: Funk Wagnalls.