Нисибис (Восточно-сирийская духовная провинция)

редактировать
Руины восточно-сирийской церкви Мар Якоб в Нисибисе

Митрополия Нисибиса была восточно-сирийской столичной провинцией Церкви Востока между пятым и семнадцатым веками. Церковная провинция Нисибис (сирийский: Нисибин, ܢܨܝܒܝܢ, часто сокращенно Соба, ܨܘܒܐ) в разные периоды своей истории имела ряд суфраганских епархий, в том числе Арзун, Бет Рахимаи, Бет Карду (позже переименованная в Таманон), Бет Забдай, Куб д'Арзун, Балад, Шигар (Синджар), Армения, Бет Табиат и Картаваи, Харран и Каллиник (Ракка ), Майперкат (с Амидом и Мардином), Решнаина, Карта и Адарма, Каймар и Хесна д'Кифа. Аустан д'Арзун и Бет Моксайе также были суфражистами в V веке.

Содержание
  • 1 Предыстория
  • 2 Церковная история
  • 3 Архиепископия Нисибиса
  • 4 Епархия Арзун
  • 5 Епархия Аустан д'Арзун
  • 6 Епархия Карду
  • 7 Епархия Бет Забдай
  • 8 Епархия Бет Моксай
  • 9 Епархия Бет Рахимаи
  • 10 Епархия Куб д'Арзун
  • 11 Епархия Таманон
  • 12 Епархия Харран
  • 13 Епархия Майперкат
  • 14 Баладская епархия
  • 15 Шигарская епархия
  • 16 Бет-Табиатская и Картавайская епархия
  • 17 Картинская и Адармская епархия
  • 18 Армянская епархия
  • 19 Каймарская епархия
  • 20 Епархия Хесна д'Кифа
  • 21 Неуказанный вид
  • 22 Ссылки
    • 22.1 Цитаты
    • 22.2 Библиография
История вопроса

В 363 г. римский император Юпитерианин был вынужден уступить Персии Нисибис и пять соседних областей, чтобы вывести побежденную армию своего предшественника Юлиана с персидской территории. Регион Нисибис после почти пятидесятилетнего правления Константина и его христианских преемников вполне мог содержать больше христиан, чем вся империя Сасанидов, и это христианское население было поглощено церковью. Востока в одном поколении. Влияние уступки Нисибиса на демографию Церкви Востока было настолько значительным, что провинция Нисибис заняла второе место среди пяти провинций-метрополий, учрежденных синодом Исаака в 410 году, и это преимущество, очевидно, не оспаривалось епископами. из трех более старых персидских провинций понижен до более низкого ранга. Митрополит Нисибиса был ниже митрополита Илама, но выше митрополитов Майшана, Адиабены и Бет Гарма.

Епископ Нисибиса был признан в каноне XXI синода Исаака митрополитом Арзуна из Карду, из Бет Забдай, из Бет Рахимаи, из Бет Моксаи и из епископов, которые будут там находиться », и епископов Даниил из Арзуна, Самуил из Арзуна из Байта д'Аустана, Даниил из Бет Моксай и Авраам из Бет Рахимаи были подтверждены его суфражистами.

Церковная история
Нисибис был пограничным городом между Римской и Персидской империями

Епископ Нисибиса был признан в 410 году митрополитом из Арзуна (ܐܪܙܘܢ), Карду (ܩܪܕܘ), Бет Забдай (ܒܝܬ ܙܒܕܝ), Бет Рахимаи (ܒܝܬ ܪܚܡܝ) и Бет Моксай (ܒܝܬ ܡܘܟܣܝܐ). Это были сирийские названия Арзанен, Кордуэн, Забдицен, Рехимен и Моксоэн, пяти районов, переданных Римом Персии в 363 году. Митрополия Нисибис (ܢܨܝܒܝܢ) и епархии суфражистов Арзун, Карду и Бет Забдай должны были пользоваться долгая история, но Бет Рахимаи больше не упоминается, а Бет Моксай не упоминается после 424 года, когда ее епископ Аттик (вероятно, по его имени римлянин) подписался на акты синода Дадишо. Помимо епископа Арзуна, епископ «Аустан д'Арзун» (вероятно, отождествляемый с округом Ингилен) также присутствовал на этих двух синодах, и его епархия также входила в состав провинции Нисибис. Епархия Аустан д'Арзун просуществовала до шестого века, но не упоминается после 554 года.

В течение пятого и шестого веков три новых епархии в провинции Нисибис были основаны на персидской территории, в Бет-Арабайе ( внутренние районы Нисибиса, между Мосулом и реками Тигр и Хабур) и в холмистой местности к северо-востоку от Арзуна. К 497 году в Баладе (современный Эски-Мосул) на Тигре была основана епархия, которая просуществовала до XIV века. К 563 г. существовала также епархия для Шигара (Синджара), глубоко внутри Бет-Арабай, а к 585 г. - епархия для «Бет Табиат и Картавай», страны к западу от озера Ван, населенной Картау. Курды.

Знаменитая Школа Нисибиса была важной семинарией и теологической академией Церкви Востока в течение позднего Сасанидского периода, а в последние два столетия правления Сасанидов произвела замечательную излияние восточно-сирийской теологической науки.

Вероятно, в период Омейядов восточно-сирийская епархия Армении была присоединена к провинции Нисибис. Епископ Арташахр Армении присутствовал на синоде Дадишог в 424 году, но епархия не была закреплена за метрополией. В конце тринадцатого века Армения, безусловно, была суфражистской епархией провинции Нисибис, и ее зависимость, вероятно, восходит к седьмому или восьмому веку. Епископы Армении, кажется, сидели в городе Халат (Ахлат) на северном берегу озера Ван.

Арабское завоевание позволило восточным сирийцам переселиться в западную Месопотамию и основать общины в Дамаске и других городах, которые раньше были на территории Рима, где жили рядом с гораздо более крупными сирийскими православными, армянскими и мелькитскими общинами. Некоторые из этих западных общин были переданы под юрисдикцию восточно-сирийских митрополитов Дамаска, а другие были присоединены к провинции Нисибис. Последняя включала в себя епархию Харрана и Каллиника (Ракка), впервые засвидетельствованную в восьмом веке и в последний раз упоминавшуюся в конце одиннадцатого века, и епархию в Майперкате, впервые упомянутую в конце одиннадцатого века, епископы которой также были отвечает за восточно-сирийские общины в Амиде и Мардине. В списках епархий одиннадцатого и тринадцатого веков в провинции Нисибис также упоминается епархия сирийского города Решнаина (Рас аль-Айн). Решнаина - подходящее место для восточно-сирийской епархии в этот период, но ни один из ее епископов неизвестен.

Изменения в официальных и неофициальных титулах митрополитов Нисибиса отражают смещение центра тяжести провинции веками. В 497 году митрополит Осия из Нисибиса был провозглашен «митрополитом страны Бет-Арабайской». В XI веке митрополит Абдишо ибн Арид Нисибисский, ставший патриархом в 1074 году, был провозглашен «митрополитом епископом Соба [Нисибиса] и Бет Нахрина [Месопотамии]». В конце XIII века знаменитый восточно-сирийский писатель Абдишо Бар Бриха, сам митрополит Нисибиса, вольно называл свою провинцию «Соба (Нисибис) и Средиземноморская Сирия». Однако в то время существовало несколько месопотамских или сирийских епархий, и Абдишо обычно именовался «митрополитом Нисибисским и армянским». Насколько известно, титул «митрополит Нисибисский и армянский» использовался всеми преемниками «Абдишо» до 1610 года, когда была упразднена восточно-сирийская столичная провинция Нисибис.

Абдишо Бар Бриха перечислил тринадцать епархий суфражистов в провинции Нисибис в конце тринадцатого века в следующем порядке: Арзун, Кубе, Бет Рахимаи, Балад, Шигар, Карду, Таманон, Бет Забдай, Халат., Харран, Амид, Решнаина и Адормиа (Карта и Адарма). Было убедительно доказано, что Абдишо давал обзор епархий в провинции Нисибис в различные периоды своей истории, а не достоверный список епархий конца тринадцатого века, и маловероятно, что епархии Кубе, Бет Рахимаи, Харран и Решнаина все еще существовала в этот период.

Епархия была основана примерно в середине XIII века к северу от Тур-Абдина для города Хесна д'Кифа, возможно, в ответ на иммиграцию восточно-сирийских жителей в города равнины Тигра во время монгольского правления. период. В то же время ряд более старых епархий, возможно, прекратили свое существование. Епархии Каймар, Карта и Адарма в последний раз упоминаются в конце двенадцатого века, а епархия Таманон - в 1265 году, и неясно, сохранились ли они до четырнадцатого века. Единственными епархиями в провинции Нисибис, определенно существовавшими в конце тринадцатого века, были Армения (чьи епископы сидели в Халате на северном берегу озера Ван), Шигар, Балад, Арзун и Майперкат.

Архиепископия Нисибиса

Кафедра Нисибиса была основана в 300 году нашей эры.

  • Бабу (300–309)
  • Святой Иаков или Иаков Нисибийский (309–338 или 350), основатель школы Нисибиса и подписант Первого Никейского Собора
  • ...
  • Осии (эт. 410–424), подписавший соборы, проводимые Исааком (410), Яхбаллахой I (420) и Дадишо (424)
  • ...
  • Павлом (эт. 554), подписавший синод, проводившийся Иосифом в 554 году.
  • ...
  • Исаак (646–?), засвидетельствован в соответствии с Преемник Маремме Исхояхб III (годы правления 649–59).
  • ...
  • Камышо (697), освящен Хнанишо Я в начале года и умер сорок дней спустя
  • Сабришо Баладский (697–?)
  • ...
  • Рузбихан (эт. ок. 725), бывший настоятель монастыря Мар Авгин, назначенный Слиба-зха (годы правления 714–728), прослуживший двенадцать лет. Мари заявляет, что он был «безразлично образован», но «очень милосерден по отношению к бедным» и что он «восстановил церкви в своей архиепископии».
  • ...
  • Киприан (740/1 –766/7)
  • ...
  • Йоханнан или Джон (эт. ок. 775 - ок. 790), вернулся в епархию после выхода из тюрьмы в 776/7 г. и среди епископов, которые были свидетелями опровержения монахом Несторием мессальской ереси, сделанной в 790 г. до его посвящения в епископа Бейт-Нухадры
  • ...
  • Кайема (fl. ок. 870), ученик Саркиса (годы правления 860–72) и бывший епископ Тирхана.
  • ...
  • Бохтишо (d . 912/13)
  • ...
  • Ishoyahb (d . 994/5)
  • Yahballaha (994 / 5–1006 / 7), бывший епископ Махалты
  • Илия, Илия или Илия из Нисибиса (26 декабря 1008 г. - 18 июля 1046 г.), бывший епископ Бет-Нухадры, прославившийся своей Хронографией
  • ...
  • Абдишо II ибн ал-Арид (? –1074), возведенный в сан патриарха (годы правления 1074–90).
  • Гиваргис (1074 г.), бывший епископ Арзунского, умерший через несколько дней после хиротонии
  • Ибн Хаммад (1074–?)
  • ...
  • Исхозкха (эт. 1281), присутствует при хиротонии Яхбаллахи III в 1281 году
  • ...
  • ʿАбдишо Бар Бриха (1285 x 1291–?), бывший епископ Шигара и Бет Арабайе, присутствовавший на хиротонии в 1318 г. Тимофея II
Арзунской епархии

Восточно-сирийские епископы Арзуна (около современного Сиирт ) датируются периодом между V и XIII веками. Ссылка XII века на епархию Арзун и Бет Длиш указывает на то, что епископы Арзуна могли сидеть в Битлисе.

. Епископ Даниил Арзунский был утвержден в качестве епископа-суфрагана митрополита Осии Нисибийского в Канон XXI синода Исаака в 410 году и был среди лиц, подписавших его акты. Он также был среди лиц, подписавших акты синода Дадишо в 424 году.

Епископ Арзунский Иов был среди лиц, подписавших акты синода Бабая в 497 году.

Епископ Гавриил ибн аль-Шаммас из Арзуна был неудачным кандидатом на патриархальных выборах 1012 года. Его успешный соперник, патриарх Йоханнан VI, назначил его митрополитом Мосульским 19 ноября 1012 года сразу после его собственного хиротонии. патриархом.

Епископ Гиваргис Арзунский был рукоположен в митрополиты Нисибиса патриархом Абдишо II вскоре после его собственного хиротонии в 1074 году. Бар Савма в 1134 году.

Епископ Эммануил Арзунский присутствовал на хиротонии патриарха Маккихи II в 1257 году.

Епископ Шемейон Арзунский присутствовал при хиротонии патриарха Яхбаллахи III в 1281 году.

епархия Аустан д'Арзун

Епископ Самуил «Арсунский для Байта-д'Аустана» был утвержден в качестве епископа-суфрагана митрополита Осии Нисибийского в каноне XXI синода Исаака в 410 г. и был среди лиц, подписавших его акты.

Епископ Йоханнан из «Аустана д'Арзун» был среди лиц, подписавших акты синода Дадишо в 424 году.

Епископ «Натум», вероятно Натан, из «Арзун д'Аустан». письменно соблюдал акты синода Джозефа в 554 году.

Епархия Карду

Епископ Майлз Кардуский был среди лиц, подписавших акты синода Дадишо в 424.

Епископ Бар Савма из Карду был среди лиц, подписавших акты синода Джозефа в 554 году.

Епископ Марута из Карду был среди подписавших актов синода Григория в 605 году.

Епископ Карду Феодор был назначен митрополитом Илама патриархом Йоханнаном III сразу после его хиротонии 15 июля 893 года.

Епархия Бет З abdaï

Епископ Йоханнан из Бет Забдай (Газарта ) был среди лиц, подписавших акты синода Бабая в 497 году.

Епископ Ишоияб из Газарты упоминается вместе с патриархом Авраамом III (906–37) в колофоне восточно-сирийской рукописи 912 года.

Епископ Ишоияб из Газарта присутствовал при хиротонии патриарха Абдишо II в 1074 году.

Неназванный епископ Газарты присутствовал при освящении патриарх Бар Савма в 1134 году.

Епархия Бет-Моксай

Епископ Даниил Бейт-Моксайский был утвержден епископом-суфраганом митрополита Осии Нисибийского в каноне XXI г. синод Исаака в 410 году.

Епископ Аттик из Беф-Моксая был среди лиц, подписавших акты синода Дадишо в 424 году.

Епархия Бейт Рахимаи

Епископ Бет-Рахимаи Авраам был утвержден в качестве суфражистского епископа митрополита Х. osea of ​​Nisibis в каноне XXI синода Исаака в 410 г.

епархия Кубе д'Арзун

Епископ Гавриил из Кубе д'Арзун был среди лиц, подписавших акты синода Тимофею I в 790 году.

Таманонская епархия

Епископ Таманонский Абдишо присутствовал на хиротонии патриарха Абдишо II в 1074 году.

Епископ Таманона Абдишо присутствовал на хиротонии патриарха Илии II в 1111 году.

Епископ Таманонский Брихишо присутствовал на хиротонии патриарха Денха I в 1265 году. 83>

Епархия Харрана

Епископ Григорий Алхимик был епископом Харрана во время правления патриарха Петиона (731–40).

Патриарх Сабришо II (831-85) был рукоположен в епископа Харрана митрополитом Нисибисским Йоханнаном и стал митрополитом Дамаскина во время правления Тимофея I (780-823).

Епископ Якоб "Харранский и Каллиникский" (Ракка ) упоминается вместе с патриархом Йоханнаном III (893–89) в формуле датировки восточно-сирийской рукописи, скопированной в монастыре Мар Гавриил близ Харрана диаконом Бабаем в 899 году.

Епископ Йоханнан, епископ Акбары, когда Илия Нисибисский завершил свою Хронографию в 1018/19, был ранее епископом Харрана.

Епископом Элия 'Ракки (Ракки)' был присутствовал при хиротонии патриарха Маккихи I в 1092 году.

Майперкатская епархия

Епископ Илия, митрополит Дамаскин Илия Нисибидский завершил свою Хронографию в 1018/19, ранее был епископом Майперката.

Епископ Майперката Йоханнан присутствовал на хиротонии патриарха Маккихи II в 1257 году.

Епископ Майперкатский Исходна присутствовал при хиротонии патриарха Денха I в 1265 году (в качестве епископа Мардинского). Он также присутствовал при хиротонии Яхбаллахи III в 1281 году (в качестве епископа Мияфарикина).

Епархия Балада

Епископы Хава и Шубхалишо из Балада были среди лиц, подписавших акты синода Бабая в 497 году.

Епископ Йездгирд Баладский был среди лиц, подписавших акты синода Иосифа в 554 году.

Будущий патриарх Ишоияб II из Гдалины (628–45) был назначен епископом Балада после смерти епископа Куриакоса Баладского.

Епископ Сабришо Баладский был назначен патриархом митрополитом Нисибисским Хнанишо I после смерти митрополита Камишоу, вероятно, в 697 году.

Среди епископов, ставших свидетелями опровержения мессальской ереси священником Несторием из монастыря, был неназванный епископ Балада. Мар Йозадак в 790 году до его посвящения в епископа Бет-Нухадры.

Монах Куриак из монастыря Бет-Хабе, уроженец города Гбилта в районе Тирхан стал епископом Балада в неизвестную дату во второй половине восьмого века или в первой половине девятого века.

Епископ Баладский Йоханнан был назначен митрополитом Мерва патриархом Саргисом (860–872 гг.).

Епископ Элия Баладский был назначен митрополитом Бардакским патриархом Мари (987–99).

Епископ Баладский Сабришо был присутствовал при хиротонии патриарха Абдишо II (1074–1090), а затем был рукоположен в митрополиты Илама тем же патриархом.

неназванный епископ Балада присутствовал на хиротонии патриарха Бар Савмы в 1134 году..

Епископ Шемеон Баладский и ал-Яслонский (Гаслона) присутствовал при хиротонии патриарха Яхбаллахи III в 1281 году.

Епископ Шемейон из Балад присутствовал при хиротонии патриарха Тимофея II в 1318 году.

Шигарская епархия

Шигарская епархия была основана в шестом веке. век вероятно, чтобы противостоять растущему влиянию якобитов в районе Синджара. Полное название епархии было Шигар и Бет-Арабайе, и она занимала пустынный регион к северу от Синджара, где находилось несколько несторианских монастырей. Шесть несторианских епископов Шигара засвидетельствованы между шестым и четырнадцатым веками. Первый из этих епископов, Баваи, упоминается в 563 году. Последний, Йоханнан, присутствовал при хиротонии патриарха Тимофея II в 1318 году.

Не ясно, когда епархия Шигар подошла к концу.. В регионе Шигар, кажется, до семнадцатого века существовала небольшая несторианская община, и время от времени, возможно, даже был епископ. Митрополит «Гланан Имех» (возможно, Маранхеммех) из «Скугара» упоминается в отчете 1607 г. и, возможно, был епископом Шигара. Согласно езидской традиции, последний несторианский «митрополит» Синджара умер примерно в 1660 году, и немногие оставшиеся несторианские христиане в регионе стали езидами. Трудно сказать, есть ли хоть какая-то правда в этой традиции.

Епархия Бет Табьяф и Картавай

Епископ Клилишо из «Бет Табиат и Картавай» был среди подписантов акты синода Ishoʿyahb I в 585 году.

Епархия Qarta и Adarma

Епархия Qarta и Adarma была указана как епархия суфрагана в провинции Nisibis в Mukhtasar 1007 / 8, и епископ Муше Карты и Адармы засвидетельствован во время правления католика Элии II (1111–1132 гг.). Ритуал хиротонии епископа Карты и Адармы сохранился в трудах патриарха Элии III (1176–1190). Наконец, рукопись была скопирована в 1186 году в монастыре Мар Авгин близ Нисибиса для деревни Тель-Махмад «в епархии Карта». В его колофоне упоминается, что рукопись была скопирована во времена патриарха Илии III и митрополита Нисибиса Яхбаллахи, что дает дополнительное подтверждение того, что Карта была епархией в провинции Нисибис.

Карта была идентифицирована по Фией с монастырем Мар Габрона и Мар Шмона (араб. Дайр аль-Кара) возле Лайлах Даг, в двадцати километрах к юго-востоку от Газарты, и Адарма с городком Адарма, в семидесяти километрах к востоку от Нисибиса, рядом с современным Тель Рмелан аль-Кабир. Резиденцией епископов Карты и Адармы мог быть монастырь Габрона и Шмона, упомянутый в колофонах рукописей 1213/4 и 1217/8 гг.

Армянская епархия

Несторианская епархия Армении, епископы которой сидели в городе Халат (Ахлат ) на северном берегу озера Ван, засвидетельствована между пятым и четырнадцатым веками. В пятом веке епархия Халат не входила в состав метрополии, но позже была включена в провинцию Нисибис, вероятно, вскоре после арабского завоевания. Патриарх Тимофей I создал для Армении митрополичью провинцию, предположительно, повысив статус епархии Халат. Ко второй половине XI века Халат снова стал суфражистской епархией провинции Нисибис. К XIII веку в юрисдикцию епископов Халата входили города Ван и Вастан.

Каймарская епархия

Каймарский епископ без имени присутствовал на хиротония патриарха Бар Савмы в 1134 году.

Епископ Каймарский Сабришо был переведен в епархию Кашкар патриархом Илией III (1176–90).

Епархия Хесна д'Кифа

Епархия была основана примерно в середине тринадцатого века к северу от Тур Абдина для города Хесна д'Кифа.

Епископ Элия Хесненский д. 'Кифа присутствовал при интронизации Маккихи II в 1257 году.

Епископ Эммануил из Хесны д'Кифа присутствовал на хиротонии патриарха Яхбаллахи III в 1281.

Неустановленный вид

Неулучшенный епископ Ибн Фадала, «хранитель престола Нисибиса» и епископ неназванной епархии в провинции Нисибис, присутствовал вместе с митрополитом Йоханнаном из Нисибис в посвящение патриарха Абдишо III в 1139 году. От него потребовали провозгласить имя патриарха в традиционной церемонии в церкви Мар Петион, «потому что все епископы великой епархии [Бет Арамайе] умерли, и их троны были пусты; то, чего никогда раньше не случалось ».

Ссылки

Цитаты

Библиография

Последняя правка сделана 2021-05-31 10:34:32
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте