Нирвикальпа

редактировать
Медитация без объекта в Йога-сутрах Патанджали

Нирвикальпа (Санскрит : निर्विकल्प) - это санскритское прилагательное с общим смыслом «не колебаться», «не допускать сомнений», «свободный от изменений или различий». В Йога-сутрах Патанджали это относится к медитации без объекта.

Содержание

  • 1 Этимология
  • 2 Индуизм
    • 2.1 Йога-сутры Патанджали
    • 2.2 Шиваизм
  • 3 Буддизм
  • 4 См. Также
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
  • 7 Источники
    • 7.1 Печатные источники
    • 7.2 Интернет-источники
  • 8 Внешние ссылки

Этимология

Нирвикальпа (санскрит : निर्विकल्प) - это санскрит прилагательное с общим смыслом «не допускать альтернативы», «не колебаться», «не допускать сомнений», «свободный от изменений или различий». Он образуется путем применения противоречивого предлогного префикса निः nis («прочь, без, не») к термину विकल्प vikalpa («альтернатива, вариант мысли или концепции»).

Индуизм

Йога-сутры Патанджали

В Йога-сутрах Патанджали нирвикальпа-самадхи является синонимом Асампраджната-самадхи, высшей стадии самадхи. Самадхи бывает двух видов, с поддержкой объекта медитации и без нее:

  • Сампраджната Самадхи, также называемый савикальпа самадхи и Сабиджа Самадхи («самадхи с семенем»), медитация с поддержкой. Сампраджата самадхи ассоциируется с обдумыванием, размышлением, блаженством и Я-есть.
Первые две ассоциации, обдумывание и размышление, составляют основу различных типов самапатти:
  • Савитарка, «размышление»: читта концентрируется на грубом объекте медитации, объекте с явным внешним видом, который воспринимается нашими чувствами, например, пламя лампы, кончик носа или образ Божество. Концептуализация (викальпа) все еще имеет место в форме восприятия, слова и знания объекта медитации. Когда обдумывание заканчивается, это называется нирвитака самадхи.
  • Савичара, «рефлексивный»: читта сосредоточена на тонком объекте медитации, который не воспринимается органами чувств, но через вмешательство, такие как чувства, процесс познания, ум, Я-сущность, чакры, внутреннее дыхание (прана), нади, интеллект (буддхи). Успокоение размышлений называется нирвичара самапатти.
Последние две ассоциации, сананда самадхи и шасмита, являются соответственно состоянием медитации и объектом савичара самадхи:
  • Сананда самадхи, ананда, «блаженство»: это состояние подчеркивает еще более тонкое состояние блаженства в медитации;
  • Шасмита: читта сосредоточена на чувстве или чувстве «Я-есть-несть».
  • Асампраджната Самадхи, также называемое нирвикальпа самадхи и нирбиджа самадхи («самадхи без семени): медитация без объекта, ведущая к познанию пуруши или сознания, тончайшего элемента. Генрих Циммер в своей книге отличает Нирвикальпа-самадхи от других состояний следующим образом:

Нирвикальпа-самадхи, с другой стороны, поглощение без самосознания - это слияние умственной деятельности (читтавритти) с Самостью до такой степени, или таким образом, что различие (викальпа) познающего, акта познания и известного объекта растворяется - как волна исчезают в воде, и как пена исчезает в море.

Свами Шивананда Нирбиджа Самадхи, «без семян», следующим образом:

«Без семян или Самскары [...] Все семена или впечатления сжигаются огнем знания [...] все самскары и васаны, вызывающие перерождение, полностью освобождаются. Все вритти или ментальные модификации, возникающие из озера ума, подвергаются ограничению. Пять страданий, а именно: Авидья (невежество), Асмита (эгоизм), Рага-двеша (любовь и ненависть) и Абхинивеша (цепляние за жизнь) разрушаются, а узы кармы уничтожаются [...] Это дает мокшу ( избавление от колеса рождений и смертей). С появлением знания о Самости невежество исчезает. С исчезновением первопричины исчезнут и невежество, эгоизм и т. Д. »

Шиваизм

Нирвикалпака-йога - технический термин в философской системе шиваизма, в котором происходит полное отождествление «Я» и Шива, в котором исчезают сами концепции имени и формы, и только Шива переживается как настоящее Я. В этой системе этот опыт происходит, когда происходит полное прекращение всех мысленных построений.

Буддизм

В то время как Патанджали находился под влиянием буддизма и включал буддийскую мысль и терминологию, термин «нирвикальпа самадхи» необычно в буддийском контексте, хотя некоторые авторы приравнивают нирвикальпа самадхи к бесформенным джханам и / или ниродха-самапатти. Однако, согласно Цзяньсинь Ли, это асампраджната самадхи, cq савикальпа самадхи и сабиджа самадхи, первая стадия медитации Патанджали с (тонким) объектом, которую можно сравнить с арупа джханами буддизма, d в Ниродха-Самапатти. Крэнгл также отмечает, что сабиджа-асампраджната самадхи напоминает четыре бесформенных джханы. Согласно Кранглу, четвертая арупа-джхана - это стадия перехода к «сознанию без семени» Патанджали, c.q. нирвикальпа самадхи. Крэнгл далее отмечает, что первая джхана также похожа на сабиджа-асампраджната самадхи. Согласно Гомбриху и Винну, первая и вторая джхана представляют собой сосредоточение, тогда как третья и четвертая джханы сочетают сосредоточение с внимательностью.

В буддийских канонических текстах слово «джхана» никогда не используется явно для обозначения четырех бесформенных джханы; вместо этого они упоминаются как аятана. Однако иногда они упоминаются последовательно после первых четырех джхан (в других текстах, например, в MN 121 они рассматриваются как отдельный набор достижений), и поэтому более поздние экзегеты стали рассматривать их как джханы. Нематериальные достижения больше связаны с расширением, в то время как джханы (1–4) сосредоточены на концентрации.

Связь между дхьяной и прозрением является ключевой проблемой в изучении раннего буддизма. Согласно традиции, Будда освоил несколько форм бесформенных состояний медитации, не достигнув освобождения или прекращения страданий и возрождения. Это было достигнуто, когда он вспомнил свои прошлые жизни, получил понимание цикла перерождения и получил прямое понимание четырех благородных истин. Тем не менее, согласно Шмитхаузену, четыре благородные истины как «освобождающее прозрение» могут быть более поздним дополнением к таким текстам, как Маджхима Никая 36, а освобождающее озарение и самадхи поочередно подчеркиваются как высшие средства к спасению во всем мире. Буддийские традиции.

Технический Йогачара термин нирвикальпа-гьяна Эдвард Конзе переводит как «недифференцированное познание». Конзе отмечает, что в Йогачаре только реальный опыт нирвикальпа-гьяны может подтвердить сообщения о ней в писаниях. Он описывает термин, используемый в контексте Йогачара, следующим образом:

«неразборчивое познание» сначала знает нереальность всех объектов, затем понимает, что и без них само знание падает на землю, и, наконец, непосредственно интуитивно проникает в высшую реальность.. Прилагаются большие усилия для сохранения парадоксальной природы этого гнозиса. Хотя без концепций, суждений и различения, это, тем не менее, не просто бездумность. Это ни познание, ни непознание; его основа - ни мысль, ни не-мысль... Здесь нет двойственности субъекта и объекта. Познание не отличается от того, что познается, но полностью идентично ему.

Другой смысл в буддийском употреблении встречается в санскритском выражении нирвикалпаяти (пали : ниббикаппа), что означает «освобождает от неопределенности. (или ложное различение) "= различает, внимательно рассматривает.

См. также

Примечания

Ссылки

Источники

Печатные источники

Веб-источники

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-31 10:30:20
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте