Нирвикальпа (Санскрит : निर्विकल्प) - это санскритское прилагательное с общим смыслом «не колебаться», «не допускать сомнений», «свободный от изменений или различий». В Йога-сутрах Патанджали это относится к медитации без объекта.
Нирвикальпа (санскрит : निर्विकल्प) - это санскрит прилагательное с общим смыслом «не допускать альтернативы», «не колебаться», «не допускать сомнений», «свободный от изменений или различий». Он образуется путем применения противоречивого предлогного префикса निः nis («прочь, без, не») к термину विकल्प vikalpa («альтернатива, вариант мысли или концепции»).
В Йога-сутрах Патанджали нирвикальпа-самадхи является синонимом Асампраджната-самадхи, высшей стадии самадхи. Самадхи бывает двух видов, с поддержкой объекта медитации и без нее:
Нирвикальпа-самадхи, с другой стороны, поглощение без самосознания - это слияние умственной деятельности (читтавритти) с Самостью до такой степени, или таким образом, что различие (викальпа) познающего, акта познания и известного объекта растворяется - как волна исчезают в воде, и как пена исчезает в море.
Свами Шивананда Нирбиджа Самадхи, «без семян», следующим образом:
«Без семян или Самскары [...] Все семена или впечатления сжигаются огнем знания [...] все самскары и васаны, вызывающие перерождение, полностью освобождаются. Все вритти или ментальные модификации, возникающие из озера ума, подвергаются ограничению. Пять страданий, а именно: Авидья (невежество), Асмита (эгоизм), Рага-двеша (любовь и ненависть) и Абхинивеша (цепляние за жизнь) разрушаются, а узы кармы уничтожаются [...] Это дает мокшу ( избавление от колеса рождений и смертей). С появлением знания о Самости невежество исчезает. С исчезновением первопричины исчезнут и невежество, эгоизм и т. Д. »
Нирвикалпака-йога - технический термин в философской системе шиваизма, в котором происходит полное отождествление «Я» и Шива, в котором исчезают сами концепции имени и формы, и только Шива переживается как настоящее Я. В этой системе этот опыт происходит, когда происходит полное прекращение всех мысленных построений.
В то время как Патанджали находился под влиянием буддизма и включал буддийскую мысль и терминологию, термин «нирвикальпа самадхи» необычно в буддийском контексте, хотя некоторые авторы приравнивают нирвикальпа самадхи к бесформенным джханам и / или ниродха-самапатти. Однако, согласно Цзяньсинь Ли, это асампраджната самадхи, cq савикальпа самадхи и сабиджа самадхи, первая стадия медитации Патанджали с (тонким) объектом, которую можно сравнить с арупа джханами буддизма, d в Ниродха-Самапатти. Крэнгл также отмечает, что сабиджа-асампраджната самадхи напоминает четыре бесформенных джханы. Согласно Кранглу, четвертая арупа-джхана - это стадия перехода к «сознанию без семени» Патанджали, c.q. нирвикальпа самадхи. Крэнгл далее отмечает, что первая джхана также похожа на сабиджа-асампраджната самадхи. Согласно Гомбриху и Винну, первая и вторая джхана представляют собой сосредоточение, тогда как третья и четвертая джханы сочетают сосредоточение с внимательностью.
В буддийских канонических текстах слово «джхана» никогда не используется явно для обозначения четырех бесформенных джханы; вместо этого они упоминаются как аятана. Однако иногда они упоминаются последовательно после первых четырех джхан (в других текстах, например, в MN 121 они рассматриваются как отдельный набор достижений), и поэтому более поздние экзегеты стали рассматривать их как джханы. Нематериальные достижения больше связаны с расширением, в то время как джханы (1–4) сосредоточены на концентрации.
Связь между дхьяной и прозрением является ключевой проблемой в изучении раннего буддизма. Согласно традиции, Будда освоил несколько форм бесформенных состояний медитации, не достигнув освобождения или прекращения страданий и возрождения. Это было достигнуто, когда он вспомнил свои прошлые жизни, получил понимание цикла перерождения и получил прямое понимание четырех благородных истин. Тем не менее, согласно Шмитхаузену, четыре благородные истины как «освобождающее прозрение» могут быть более поздним дополнением к таким текстам, как Маджхима Никая 36, а освобождающее озарение и самадхи поочередно подчеркиваются как высшие средства к спасению во всем мире. Буддийские традиции.
Технический Йогачара термин нирвикальпа-гьяна Эдвард Конзе переводит как «недифференцированное познание». Конзе отмечает, что в Йогачаре только реальный опыт нирвикальпа-гьяны может подтвердить сообщения о ней в писаниях. Он описывает термин, используемый в контексте Йогачара, следующим образом:
«неразборчивое познание» сначала знает нереальность всех объектов, затем понимает, что и без них само знание падает на землю, и, наконец, непосредственно интуитивно проникает в высшую реальность.. Прилагаются большие усилия для сохранения парадоксальной природы этого гнозиса. Хотя без концепций, суждений и различения, это, тем не менее, не просто бездумность. Это ни познание, ни непознание; его основа - ни мысль, ни не-мысль... Здесь нет двойственности субъекта и объекта. Познание не отличается от того, что познается, но полностью идентично ему.
Другой смысл в буддийском употреблении встречается в санскритском выражении нирвикалпаяти (пали : ниббикаппа), что означает «освобождает от неопределенности. (или ложное различение) "= различает, внимательно рассматривает.