Хижина Нипа

редактировать
Бахай кубо колониальной эпохи, принадлежащее Аполинарио Мабини в Санта-Меса, Манила Типичный большой дом нипа, c. 1898

Хижина нипа, или бахай кубо, представляет собой тип сваи, характерный для культур Филиппин. Он также известен как паяг или камалиг на других языках Филиппин. Часто служит символом филиппинской культуры. Его архитектурные принципы уступили место многим традиционным филиппинским домам и зданиям, возникшим после доколониальной эпохи. К ним относятся колониальная эпоха «бахай на бато », которая является благородной версией бахай кубо с испанским и некоторым китайским главным архитектурным влиянием и стала доминирующей городская архитектура в прошлом. А также современные здания, такие как Coconut Palace, Sto. Храм Ниньо и модернист ; Культурный центр Филиппин и Национальный центр искусств, которые представляют собой современные здания, в которых бахай кубо использовалось в качестве вспомогательного влияния.

Содержание
  • 1 Этимология
  • 2 История
    • 2.1 Классический период (доколониальная эра)
    • 2.2 Колониальная эпоха
    • 2.3 Бахай на бато
  • 3 Другие варианты
    • 3.1 Бейл
    • 3.2 Тороган
    • 3.3 Дома Сулу
      • 3.3.1 Дару Джамбанган
      • 3.3.2 Casa Redonda
  • 4 Характеристики
    • 4.1 Трехслойная структура
    • 4.2 Бубонг (Крыша)
    • 4.3 Силонг ​​
    • 4.4 Силид (жилая площадь)
      • 4.4.1 Дингдинг (стены)
      • 4.4.2 Дунгаван (окна)
      • 4.4.3 Баталан
    • 4.5 Строительные материалы
  • 5 Культурный значение
    • 5.1 Искусство
  • 6 Уильям Ле Барон Дженни
  • 7 См. также
  • 8 Ссылки
  • 9 Внешние ссылки
Этимология
Бахай кубо, как и большинство австронезийских домов иметь полы на столбах

филиппинский термин báhay kúbo примерно означает «загородный дом», от тагальского. Термин báhay («дом») происходит от прото-малайо-полинезийского * balay, «общественное здание» или «общественный дом»; в то время как термин кубо («хижина» или «деревенская хижина с одной комнатой») происходит от прото-малайско-полинезийского * kubu, «полевая хижина [на рисовых полях]».

Термин «хижина нипа» ", введенный в период американской колониальной эпохи на Филиппинах, относится к нипа или анахав, часто используемому для кровли. Однако не все бахай кубо использовали материалы нипа.

История

Классический период (доколониальная эра)

Хижины нипа были родными домами коренных жителей Филиппин до прибытия испанцев. Они были разработаны, чтобы выдерживать климат и окружающую среду Филиппин. Эти конструкции были временными, сделаны из растительных материалов, таких как бамбук. Доступность материалов облегчила восстановление хижин нипа, поврежденных ураганом или землетрясением. Они все еще используются сегодня, особенно в сельской местности. У этнолингвистических групп страны присутствуют различные архитектурные решения, хотя все они представляют собой сваи, аналогичные тем, что можно найти в соседних странах, таких как Индонезия, Малайзия и другие страны Юго-Восточной Азии.

особняк нипа испанской колониальной эпохи, дом в стиле «прото-бахай на бато» с обнесенным стеной силонгом (пространство под фальшполом)

Колониальная эпоха

Наступление испанской колониальной эпохи представило идею построения более постоянных сообществ с церковью и правительственным центром в качестве координационных центров. Это новое общественное устройство сделало строительство из более тяжелых и долговечных материалов желательным. Некоторые из этих материалов включали кирпич, раствор, плитку и камень. Обнаружив, что европейские строительные стили непрактичны в местных условиях, испанские и филиппинские строители быстро адаптировали характеристики bahay kubo и применили его к антильским домам, местным известным как bahay na bato («каменный дом») или bahay luma («старый дом» или «традиционный» дом").

Бахай на бато

Храм Ризала в Каламба является примером бахай на бато

Бахай на бато или Каса Филиппинский - благородная версия бахай кубо с преимущественно испанскими Филиппинами и некоторым малайским и китайским влиянием. Его дизайн менялся на протяжении веков, но сохранил архитектурные корни хижины нипа. Чаще всего он выглядит как хижина на сваях, которая стоит на каменных блоках или кирпичах в испанском стиле в качестве фундамента, а не на деревянных или бамбуковых сваях.

Бахай на бато следовало за устройством хижины нипа, таким как открытая вентиляция и приподнятые квартиры. Он был популярен среди элиты или среднего класса и сочетал в себе характеристики хижины нипа со стилем, культурой и технологиями испанской архитектуры. Самая очевидная разница между двумя домами - это материалы, из которых они были построены. Бахай на бато был построен из кирпича и камня, а не из традиционных бамбуковых материалов. Это смесь родных филиппинских, испанских и китайских влияний. В течение 19 века богатые филиппинцы построили несколько прекрасных домов, обычно с прочным каменным фундаментом или кирпичными нижними стенами, а также с нависающими деревянными верхними этажами / этажами с балюстрадами Вентанильи и раздвижными окнами capiz shell и китайской черепичной крышей. или иногда крыша Nipa, которую сегодня заменяют оцинкованной кровлей. Бахай на бато имел прямоугольный план, который отражал испанский стиль, интегрированный с традиционным филиппинским стилем. Во время американского периода на Филиппинах они все еще включали стиль бахай-на-бато, хотя дома на американских Антильских островах более свободны в дизайне, но по-прежнему сохраняют испанский колониальный дизайн. Сегодня эти дома чаще называют Дома предков, потому что большинство домов предков на Филиппинах - это bahay na bato.

Другие варианты

Бейл

Поднятые дома из тюков народа Ифугао с закрытыми столбами считаются производными от традиционных зернохранилищ.

Ифугао дома под названием Бале обычно были похожи по архитектурному проекту, но они различались декоративными деталями в зависимости от племен. Их дома гармонировали с контуром Рисовой террасы. Однокомнатный дом Ифугао широко известен им как фале. Снаружи дом представляет собой не что иное, как пирамиду, покоящуюся на четырех столбах, в то время как внутреннее пространство окружено наклонными стенами и потолком, которые кажутся сферическими, образованными чердаком.

Дом Ифугао прочно построен из древесины амугаванских деревьев, поднятых на четырех столбах, которые были похоронены на 50 сантиметров под землей и заблокированы камнями. Четыре деревянных столба, которые опираются на мостовую и поддерживают две деревянные балки, которые также поддерживают три деревянных поперечных балки. Балки пола, илы пола, вертикальные стойки и горизонтальные балки опираются на столб и балки примерно на уровне головы от клетки. Между балками перекрытия были вставлены доски пола. Деревянные стены дома наклонены наружу и поднимаются до пояса, образуя нижнюю половину стены. Верхняя половина стены образована внутренней стороной крыши. Это создает темную камеру без окон, которая предполагает матку. Кровельная система опирается на «домовую клетку». Круто скатная пирамидальная крыша покрыта толстыми слоями соломы или когона, изолирующими дом от палящего солнца и от проливного рельса.

Тороган

Модель торогана народа маранао с пылающими столбами домов, искусно вырезанными окир узорами

Тороган - это родовые дома высшего сословия Маранао в регионе Ланао на острове Минданао. Это жилище Дату вместе с его женами и детьми. В султанате не может быть дома больше, чем тороган дату, поскольку это означает ранг, престиж и богатство.

У маранао есть три типа домов: закониг (маленькие дома), мала-а-валаи (большие дома) и тороган. Существующие тороганы были построены общиной и рабами для дату в 1800-х годах. Этот дом дату не имеет перегородок. Это многоквартирный дом, в котором жили все жены и дети дату. Окна торогана - щелевые и богато обрамленные деревянными панелями с окирным орнаментом перед домом. Общая кухня на полметра ниже основного дома, используемого для приготовления и приема пищи.

Отчетливая высокая двускатная крыша торогана, тонкая на вершине и изящно расширяющаяся до карниза, стоит на огромных сооружениях, окруженных деревянными плитами и поднятых более чем на два метра над землей огромным стволом дерева, установленного на скале. Балки в торцевом перекрытии удлиняются, как будто поднимая вверх весь дом. Тороган украшен украшениями. На вершине крыши был изображен дионгал, замысловато вырезанный тинай а валай, узоры окир на полу, на окнах и панолонгах. С балок свешивались ярко окрашенные ткани или малонги, на которых для уединения использовались веревки. Дом был построен, чтобы раскачиваться во время землетрясений. Двадцать пять столбов огромных стволов деревьев не закопаны, а стоят отдельно. Иногда при необходимости использовали деревянные колышки для закрепления деревянных элементов. Они использовались, чтобы предотвратить обрушение дома.

Дома Сулу

Сама-Баджау дома в городе Замбоанга (около 1923 г.), которые обычно строятся непосредственно на сваях на мелководье

На архипелаге Сулу дома коренных жителей разнообразны. Домики на сваях таусугов приспособлены к прибрежному образу жизни. Традиционные дома таусуг на сваях имеют узнаваемые «рога» на крыше - единственный архитектурный стиль в стране, обладающий такой крышей. Внутренняя архитектура таусуг похожа, но имеет основания, похожие на бахай кубо.

Народ баджау и другие кочевые морские цыгане архипелага Сулу известны своей архитектурой лодочных домиков. Они живут в лодках с крышами, которые используются как средство передвижения и как постоянный дом. Таким образом, баджау больше не будут восстанавливать дом, пока они пересекают многочисленные острова и рыболовные угодья Сулу.

Якан Василана также имеет отличительную архитектуру. На их дома повлияли таусуги, баджау и торговцы из доколониальных Бутуана и Чампа (современный центральный Вьетнам).

Дару Джамбанган

Дару Джамбанган (ок. 1930), Дворец цветов, королевский дом султана Сулу. Он был разрушен тайфуном в 1932 году.

Дворец цветов издавна был королевским дворцом султана Сулу. Теории предполагают, основываясь на внешнем виде и статусе Дару Джамбангана, что другие доколониальные дворцы в других частях некогда разделенных доколониальных Филиппин могли иметь такой же внешний вид, за исключением нескольких культурных и индивидуальных различий.

Casa Redonda

Casa Redonda, один из пяти домов нипа, построенных национальным героем Филиппин Хосе Ризалом во время изгнания в Дапитан

Храм Ризала (Дапитан) - это собрание из пяти домов из бамбука и нипа, первоначально построенных Хосе Ризалом. Он показывает разные стили, которые могли возникнуть из архитектуры Nipa Hut. Одним из самых известных является Casa Redonda: восьмиугольный дом на сваях, служивший жилым помещением для учеников Ризала и клиникой.

Характеристики

Хотя строгого определения Бахай Кубо и стилей не существует. Строение различается по всему Филиппинскому архипелагу. Первоначально и до сих пор типично для Bahay kubo быть в основном органическим материалом и возвышенным, в основном по народным и суеверным причинам, а также из-за наводнений во время сезона дождей и жаркая суша летом может доставить жителям массу проблем. Подобные условия в равнинных районах Филиппин привели к появлению характеристик, «типичных» для образцов Бахай Кубо. Сегодня об этих домах часто говорят, что они маленькие и бедные, главным образом потому, что современные хижины нипа в основном обладают этими характеристиками. Но многие на самом деле большие и могут считаться «особняками». Примерами являются дома Bahay na bato, которые часто ошибочно принимают за другой тип домов, хотя на самом деле Bahay na bato все еще считается типом «Bahay kubo». Другой пример - старые народные мечети на Филиппинах под названием «Ланггал». Другими являются доколониальные королевские дворцы, описанные европейскими исследователями как большие по размеру, что очевидно в записанных дворцах, таких как Дару Джамбанган Сулу и королевские дома Тороган Маранао.

Три- многослойная структура

За некоторыми исключениями, возникающими только в наше время, большинство Bahay Kubo находится на сваях: в жилую зону можно попасть по лестнице. Это естественным образом делит дом на три части: жилая площадь в середине, область под ней (в тагальском упоминается как силонг) и пространство на крыше (бубунган), которое может быть или не быть отделена от жилой зоны потолком (атип).

Бубонг (Крыша)

Традиционная форма крыши Бахай Кубо - высокая и круто скатная, оканчивающаяся длинными карнизами. Высокая крыша создает пространство над жилым помещением, через которое может подниматься теплый воздух, обеспечивая Bahay Kubo естественный охлаждающий эффект даже в жаркое летнее время. Крутой уклон позволяет воде быстро стекать вниз в разгар сезона дождей, а длинные карнизы дают людям ограниченное пространство для передвижения по дому во время дождя. Крутой уклон крыш часто используется для объяснения того, почему многие Бахай Кубо пережили падение пепла с горы . Пинатубо извержение, когда под тяжестью пепла рухнули более «современные» дома.

Силонг ​​

Поднятый на сваях из твердых пород дерева, которые служат основными столбами дома, Бахай Кубо иметь силонг ​​(тагальское слово также означает «тень») под жилым пространством по ряду причин, наиболее важными из которых являются создание буферной зоны для повышения уровня воды во время наводнений и предотвращения вставания вредителей, таких как крысы в жилую зону. Эта часть дома часто используется для хранения, а иногда и для разведения сельскохозяйственных животных, поэтому ее можно огородить, а может и нет.

Silid (Жилая площадь)

Основная жилая зона спроектирована так, чтобы впускать как можно больше свежего воздуха и естественного света. Небольшие Bahay Kubo часто будут иметь пол из бамбуковых планок, которые позволяют прохладному воздуху поступать в жилое пространство из силонга внизу (в этом случае силонг ​​обычно не используется для предметов, которые производят сильный запах) Bahay Kubo может быть построен без наконечника ( потолок), так что горячий воздух может подниматься прямо на большую площадь прямо под крышей и выходить через специально расположенные вентиляционные отверстия.

Диндин (Стены)

Стены всегда из легкого материала, такого как дерево, бамбуковые прутья или бамбуковые циновки, называемые «савали ». Таким образом, они, как правило, пропускают через себя немного прохлады в жаркое время и сохраняют тепло в холодное влажное время года.

Кубическая форма, характерная для Bahay Kubo, возникает из-за того, что проще всего предварительно построить стены, а затем прикрепить их к деревянным столбам на сваях, которые служат углами дома. Поэтому конструкция Bahay Kubo обычно является модульной: сначала устанавливаются деревянные сваи, затем строится каркас пола, затем каркас стен и, наконец, крыша.

Дунгаван (Windows)

Современные хижины нипа с бамбуковыми стенами

Бахай кубо обычно строятся с большими окнами, чтобы пропускать больше воздуха и естественного света. Самыми традиционными являются большие окна-навесы, которые открываются деревянным стержнем. Распространены также раздвижные окна, сделанные либо из простого дерева, либо с деревянными рамами Capiz shell, которые позволяют свету проникать в жилую зону даже при закрытых окнах. В последние десятилетия стали обычным явлением недорогие окна-жалюзи.

В более крупных примерах большие верхние окна могут быть дополнены нижними окнами меньшего размера, называемыми ventanillas (по-испански «маленькое окно»), которые можно открывать для вентиляции, чтобы впустить дополнительный воздух в особенно жаркие дни.

Баталан

Современные Баджау дома на сваях над морем в Базилане

Некоторые Бахай Кубо, особенно построенные для долгосрочного проживания, имеют баталан («влажная зона») отличается от других частей дома - обычно несколько выступающих из одной из стен. Иногда на одном уровне с жилым помещением, а иногда и на уровне земли, баталан может содержать любую комбинацию зоны для приготовления пищи и мытья посуды, зоны для купания и, в некоторых случаях, туалета.

Баталан, используемый для приготовления пищи и мытья посуды, был известен как banggéra на филиппинском испанском (также banggerahan или pinganan). Он назван в честь банга глиняных кувшинов для воды, которые ставятся на выступающую конструкцию из бамбуковых или деревянных реек.

Строительные материалы

Стены жилого помещения изготовлены из легких материалов. Столбы, стены и полы обычно изготавливаются из дерева, бамбука и других легких материалов. Соломенная крыша часто делается из нипа, анахав или какого-либо другого местного растения. Таким образом, облегчая перемещение хижин нипа в случае необходимости.

Культурное значение

Хижина нипа является символом филиппинской культуры, поскольку она представляет филиппинскую ценность баянихана, что означает дух общинного единства или стремление к достижению цель.

Члены сообщества, практикующие «баянихан», работая вместе, чтобы переместить дом на новое место.

Искусство

Знаменитая народная песня Бахай Кубо часто поют в школах, которые упоминает небольшой дом, окруженный овощами, выглядит так:

бахай кубо, кахит мунти,. анг халаман дун ай сари-сари:. сингкамас в талонг, сигарильяс ат мани,. ситав, батав, патани,.. Кундол, патола, упот калабаса,. В сака майрун пан лабанос, мустаса,. сибуйас, каматис, баванг и луйя.. Са палигид-лигид - это пун нг лингам.

Это очень культурная, но вводящая в заблуждение песня, поскольку не все Бахай кубо маленькие и окружены овощами. Некоторые ранние и оригинальные варианты даже похожи на дворец или особняк и использовались местными королевскими особами или в колониальную эпоху, используемыми капитанами и губернаторами. Некоторые оригинальные мечети и церкви на Филиппинах даже построены в стиле хижин нипа.

Уильям Ле Барон Дженни
Уильям Ле Барон Дженни

Американский Архитектор и Инженер Уильям Ле Барон Дженни посетили Филиппины на 3 месяца в 1850 году. Он заметил, что во время шторма постройки хижины Нипа очень «легкие и гибкие». Он только танцует и качается сквозь шторм. Это вдохновило его на копирование гибкости каркаса хижины Нипа. В 1879 году он построил первое более легкое здание. А в 1884 году он построил Дом страхования жилья в Чикаго, первый небоскреб с металлическим каркасом в Соединенных Штатах. Из-за этого он стал известен как «Отец современных американских небоскребов», ставший образцом для всех современных небоскребов в мире. [3]

См. Также
Ссылки
  1. ^Ли, Джонатан Х.X., Энциклопедия азиатско-американского фольклора и народной жизни, Vol. 1. Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO, 2011. 369. ISBN 0313350663
  2. ^ Карунчо, Эрик С. (15 мая 2012 г.). «Экологичность по дизайну: устойчивое развитие через филиппинскую архитектуру». Philippine Daily Inquirer. Макати, Филиппины : Philippine Daily Inquirer, Inc., дата обращения 16.10.2013.
  3. ^ Круз, Рашель (2013-08-23). «БАЯНИХАН: Художественная инсталляция в Daniel Spectrum». Филиппинский репортер. Торонто, Онтарио, Канада. Проверено 16 октября 2013 г.
  4. ^Blust, Robert; Трассел, Стивен (2013). "* балай". Австронезийский сравнительный словарь: работа в процессе. Океаническая лингвистика. 52 . С. 493–523. doi : 10.1353 / ol.2013.0016. S2CID 146739541.
  5. ^Бласт, Роберт; Трассел, Стивен (2013). "* кубу". Австронезийский сравнительный словарь: работа в процессе. Океаническая лингвистика. 52 . С. 493–523. doi : 10.1353 / ol.2013.0016. S2CID 146739541.
  6. ^ Ким, Ён-Хун (2013). «Исследование народной архитектуры в бахай-на-бато, испанский колониальный стиль на Филиппинах». KIEAE Journal. 13 : 135–144 - через Корейский институт науки и технической информации.
  7. ^ Стотт, Филип. «Республика Филиппины». Oxford Art Online. Проверено 25 мая 2017 г.
  8. ^ Ким, Ён Хун (2013). «Исследование пространственного состава под влиянием климатических условий в Бахай-на-Бато 19 века в окрестностях города Себу на Филиппинах». Журнал KIEAE: 29–37. doi : 10.5370 / KIEE.2012.62.1.029 - через Корейский институт науки и технической информации.
  9. ^Sato, Koji (1991). «Менгуни Лумбунг: Беберапа Пертимбанган Менгенай Асал-Усул Конструкси Рума Панггунг ди Кепулауан Пасифик». Антропологи Индонезии. 49 : 31–47.
  10. ^«Храм Ризала Дапитан». Национальная историческая комиссия. Проверено 9 ноября 2014 г.
  11. ^ Алохадо, Дженнибет Монтехо. «От хижины Нипа до дома из камня». philippine-islands.ph. Alojado Publishing International. Архивировано с оригинального 08.08.2012. Проверено 16 октября 2013 г.
  12. ^"banggéra". CulturEd Philippines. Проверено 16 марта 2020 г.
  13. ^Верт, Бренда Г., Воображая права человека в театре XXI века: глобальные перспективы. Бейзингсток: Пэлгрейв Макмиллан, 2013. 207. ISBN 1137027096
  14. ^«Бахай Кубо (Филиппинская детская песня)». Мир мамы Лизы. Проверено 23 июля 2015 г.
Внешние ссылки
На Викискладе есть медиафайлы, связанные с хижинами нипа.
Последняя правка сделана 2021-05-31 10:25:06
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте