Ниниан Смарт

редактировать

Ниниан Смарт

Родерик Ниниан Смарт (6 мая 1927 - 29 января 2001) был шотландским писателем и преподавателем в университете. Он был пионером в области светского религиоведения. В 1967 году он основал первую кафедру религиоведения в Соединенном Королевстве в новом Университете Ланкастера, где он также был про-вице-канцлером, будучи уже председателем одного из крупнейших и самые престижные богословские факультеты Великобритании в Бирмингемском университете. В 1976 году он стал первым профессором Дж. Ф. Роуни по сравнительному изучению религий в Калифорнийском университете, Санта-Барбара. Смарт представил Гиффордские лекции в 1979–1980 годах. В 1996 году он был назван профессором-исследователем Академического Сената, получив высшее профессорское звание в Калифорнийском университете в Санта-Барбаре. В 2000 году он был избран президентом Американской академии религии, одновременно сохранив за собой статус президента Межрелигиозной федерации за мир во всем мире. Смарт имел оба титула на момент своей смерти.

Смарт стал широко известен за пределами Академии, по крайней мере, в Великобритании, когда он был консультантом по редакции главного телесериала BBC, The Long Search (1977). Его книга «Мировые религии» (1989) также достигла значительного числа читателей. Его защита религиоведения как светской дисциплины помогла создать кафедры во многих государственных университетах, особенно в Соединенных Штатах. Он дистанцировал религиоведение от традиционного богословия в том смысле, что оценка истины и извинений не играет никакой роли, но рассматривал исследование «истины и ценности» религии как таковой как действительное академическое предприятие на общественной арене государственного образования.

Содержание
  • 1 Ранняя жизнь
  • 2 Карьера
    • 2.1 Посещение профессуры и лекций
    • 2.2 Активность
    • 2.3 Академические почести
    • 2.4 Выход на пенсию и смерть
  • 3 Научный вклад
    • 3.1 Размеры религии
  • 4 Наследие
  • 5 Личная жизнь
  • 6 Избранные произведения
  • 7 Примечания
    • 7.1 Ссылки
  • 8 Внешние ссылки
Ранние годы

Родилась Ниниан Смарт в Кембридже, Англия, где его отец, Уильям Маршал Смарт (1889–1975), был астрономом Джоном Каучем Адамсом в Кембриджском университете. Его матерью была Изабель (урожденная Карсвелл). У. М. Смарт, умерший в 1975 году, также был президентом Королевского астрономического общества (1950). Оба родителя были шотландцами. Они переехали в Глазго в 1937 году, когда В. М. Смарт стал региональным профессором астрономии (ушел на пенсию в 1959 году).

Смарт был одним из трех братьев, каждый из которых стал профессором: Джек (1920–2012) стал профессором философии; Аластер (1922–1992) был профессором истории искусств в Университете Ноттингема.

Смарт учился в Академии Глазго, прежде чем пойти в армию в 1945 году и прослужил до 1948 года в британской Корпус армейской разведки, где он изучал китайский язык (с помощью конфуцианских текстов) в основном в Лондонской школе восточных и африканских исследований и имел свой первый продолжительный контакт со шри-ланкийским буддизмом. Именно этот опыт пробудил его от того, что он называл «западной дремотой с призывом к разнообразным и благородным культурам». Оставив армию в качестве капитана со стипендией в Королевском колледже Оксфордского университета, он вернулся к своей специальности в Глазго, классике и философии, главным образом потому, что у китайских и востоковедных исследований в те дни были «жалкие учебные программы».. Однако для его B.Phil. он вернулся к мировым религиям, написав то, что он позже описал как «первую диссертацию в Оксфорде по философии религии после Второй мировой войны».

Центр капелланов Ланкастерского университета
Карьера

После преподавания в Уэльский университет с 1952 по 1955 год Смарт провел год в качестве приглашенного лектора в Йельском университете, где он также изучал санскрит и пали, язык буддийских писаний. В 1956 году он был назначен лектором в Лондонском университете, затем в 1961 году в очень молодом возрасте 34 лет - необычайно молод для полной кафедры в британской системе - он стал первым профессором богословия Х.Г. Вуда. в Бирмингемском университете - одном из крупнейших факультетов теологии, где он также занимал должность заведующего кафедрой. К настоящему времени автор нескольких публикаций, в том числе Reasons and Faiths (1958), основанных на его работе B.Phil и World Religions: A Dialogue (1960), Смарт был восходящей звездой в недавно развивающейся области религиоведения, а не в теологии., несмотря на название кресла, которое он занимал. Уже известный на международном уровне, он получил несколько предложений занять должности в Северной Америке, в том числе в качестве председателя департаментов Колумбия и Пенсильвания, а также приглашение подать заявление на должность председателя в Оксфорде. Тем не менее, он уже был задействован в качестве консультанта при формировании первого крупного отдела религиоведения в новом Ланкастере, и обнаружил, что его «уговорили из советника стать кандидатом» на кафедру.

Несмотря на привлекательность престижных постов в других местах, он выбрал Ланкастер, потому что он представлял «tabula rasa, новое поле», где он мог практиковать свои идеи. Он вступил в должность в 1967 году на должность профессора религиоведения. Его пребывание в Бирмингемском университете также сделало многое для того, чтобы отделить кафедру от исключительно христианства, чтобы охватить мировые религии. Его преемник в Бирмингеме, Джон Хик, станет наиболее известным представителем плюралистической теологии религий. С 1969 по 1972 год он также был про-вице-канцлером в Ланкастере. В 1977 году Смарт начал делить свое время между Ланкастером и другим новым предприятием, отделом религиоведения в Калифорнийском университете в Санта-Барбаре (1976–1998), где он стал первым профессором Дж. Ф. Роуни в области сравнительного анализа. Изучение религий в Санта-Барбаре с 1988 г. (с 1976 г. был профессором). Как и в Бирмингеме и Ланкастере, он снова был заведующим кафедрой. Он проводил шесть месяцев в году в каждом кампусе. В 1996 году он получил высшую академическую награду в Санта-Барбаре профессором-исследователем. Ближе к концу своей карьеры он был избран президентом Американской академии религии. Гордясь своей шотландской идентичностью, он часто носил свой килт в кампусе в Санта-Барбаре, где он был известен тем, что ездил на велосипеде очень медленно, «своими галстуками-бабочками и вездесущими» цветок в его лацкане, и больше всего мерцание в его глазах ».

Калифорнийский университет в Университетском центре Санта-Барбары и лагуне

В Ланкастере его уважали студенты за то, что он был таким доступным, за его готовность без претензий задействовать свой грозный интеллект в неформальных дебатах за пинтой в баре.

Посещать профессуры и лекции

Смарт также был приглашенным профессором в Варанаси в Индии, Йель, Висконсин, Принстон, Квинсленд и уважаемый отдел религиоведения в Лампетер в Гонконге и других местах. Лекции, прочитанные в Дели, были опубликованы под названием «Йог и преданный» (1968). В 1967 году он представил Хеслингтонские лекции в Йоркском университете, в которых изложил свои идеи о светских религиоведческих исследованиях, впоследствии опубликованных как «Светское образование и логика религии» (1967), и развил их в своей работе. инаугурационная лекция в Ланкастере, опубликованная как «Концепция и сочувствие» (1986). В 1979–80 годах он представил престижные Гиффордские лекции, опубликованные как Beyond Ideology (1981).

Активизм

В дополнение к обучению, исследованиям и письму Смарт был активистом в продвижении улучшенного межкультурного взаимопонимания. В 1970-х годах он участвовал в нескольких британских инициативах по расширению программы государственного религиозного образования, ранее чисто христианской, чтобы включить в нее ряд мировых религий. Он также работал консультантом по расширению программы религиозного образования. Обязательное преподавание религии в государственной школьной системе Соединенного Королевства отличает преподавание религии от воспитания веры, что не является частью этой задачи. Смарт принимал участие в серии встреч Ассамблеи мировых религий (1985, 1990, 1992), спонсируемых Мун Сон Мён, основателем Движения Объединения, и был президентом Inter Религиозная федерация за мир во всем мире. В 1999 году он был одним из организаторов Первой Ассамблеи Межрелигиозной и Международной федерации за мир во всем мире, учрежденной Муном. Смарт подтвердил свою убежденность в том, что без более глубокого понимания религиозного и культурного Иного мир во всем мире останется недостижимым. Его концепция религий как мировоззрений и его свободный от ценностей подход к религиоведению, то есть отказ от возвышения единого понимания «истины» как своего рода оценочного критерия религиозной подлинности, открылись для него изучение нерелигиозных идеологий или мировоззрений (он предпочел этот термин, потому что он не подразумевает, что теизм является существенным элементом), а также новых религиозных движений, которые он видел как один из результатов глобализации. Он также написал предисловие к публикации Объединения, World Scripture, отредактированной Эндрю Уилсоном, в котором он заявил, что «очевидно, что по мере того, как мы движемся к мировой цивилизации, в которой так много культур и духовных традиции будут посягать друг на друга, мы все должны понимать друг друга ». Смарт также был членом Международного совета Global Ethics and Religion Forum, образовательной некоммерческой НПО, занимающейся повышением глобальной этической ответственности.

Академические награды

Смарт получил почетные докторские степени от Лойола (1970), Университет Глазго (1984), Университет Стерлинга (1986) Университет Келании, Шри-Ланка (1991), и Ланкастер (1995), а также почетную стипендию Королевского колледжа в Оксфорде (1999). Он стал пожизненным членом Международной ассоциации истории религии (1995).

В 1994 году в его честь был опубликован том «Аспекты религии» под редакцией Питера Мейсфилда и Дональда Вибе.

Выход на пенсию и смерть

Смарт официально ушел на пенсию из Ланкастера в 1982 году (он был почетным профессором с 1982 по 1989 год, затем - заслуженный профессор) и из Санта-Барбары в 1998 году, но оставался активным в качестве почетного профессора в обоих университетах, проживает в основном в Ланкастере, где он умер в 2001 году от массивного инсульта, в возрасте 73 лет.

Научный вклад

Смарт в основном известен своим вкладом в в области методологии, хотя он считал свой вклад как концептуальным, так и методологическим, комментируя, что, хотя знание языков нельзя сбрасывать со счетов, его не следует «оценивать выше концептуального понимания». Светское религиоведение восходит к середине 1960-х годов, когда были открыты новые факультеты, несколько из которых были в государственных университетах США. В то время он только начинал получать академическое признание, и Смарт был ключевой фигурой в этом процессе, и, как отмечает Каннингем, «трудно не вспомнить, что появление религиоведения как предмета высшего образования было тогда спорным. «

Ранние работы Смарта были связаны с лингвистическим анализом, которому он обучался в Оксфорде. Позже он сказал, что это было близко к «межкультурному изучению», но остановилось, так как он все еще был слишком привязан к «нашему языку» и «различным предположениям о нашей культуре». Однако, когда он пришел опубликовать это, он включил более поздние концептуальные идеи, расширив свою диссертацию. Заинтересовавшись представлением Рудольфа Отто о Святом как ключе к пониманию религии, он счел это слишком ограничительным, поскольку буддизм является нетеистическим. Вместо этого он предположил, что религиозный опыт может быть нуминозным или мистическим. Он также находился под влиянием R.C. Интерес Зенера к мистицизму после консультации с ним в Оксфорде. Затем он исследовал то, что он считал ключевыми религиозными понятиями, такими как откровение, вера, обращение и знание, и проанализировал, что они означают в Христианство, индуизм и буддизм без оценки какой-либо веры с точки зрения истины или лжи. Он сознательно пытался вырваться из плена западного образа мышления, чтобы, например, теизм не воспринимался как существенный компонент религии, поэтому такие идеи, как теофания или единственная конечная цель или жертва, не обязательно перевести с христианского на другие религиозные контексты. «Она знает, но одна религия не знает ни одной», - сказал Смарт. Западный интерес к доктрине упускал из виду важность религиозного опыта. В начале своей карьеры он настаивал на том, что идеологию, такую ​​как марксизм, а также национализм и рационализм можно считать религиозными, поскольку они похожи на религиозные традиции в том, как они функционируют, и, следовательно, принадлежат к религиоведению, предметом которого был "неограниченный".

Он поставил религиоведение в отличие от теологии как агностик в отношении истинности религиозных утверждений, но критиковал Питера Бергера за «предположение» несуществование Бога ". Тем не менее, религиоведение интересуется, почему люди верят, что их религиозные утверждения или опыт верны, поэтому описание, хотя и жизненно важное, должно «выходить за рамки информативного» и вступать в диалог с «параисторическими утверждениями религий и антирелигиозными взглядами. ". Оно не должно быть враждебным по отношению к типу преданного подхода, применяемого в теологии, «при условии, что он открыт и не ограничивает искусственно понимание и выбор». Он связан не с евангелизацией, а с разъяснением понимания или смысла. Религиоведение также играет жизненно важную роль в борьбе с трайбализмом, то есть с пленением человека своей собственной культурой. Религиоведение как неконфессиональная, методологически агностическая дисциплина занимает свое место в светской академии, где в значительной степени опирается на антропологию, социологию, психологию, историю, археология и другие дисциплины. По сути, это имеет место в общественном или государственном секторе, потому что, как аспект человеческого опыта, это также изучение людей - того, во что они верят, почему они верят и действуют так, как они делают, как индивидуально, так и в обществе. Это постоянно меняющаяся область, потому что религии меняются по мере того, как религиозные люди приспосабливаются к новым обстоятельствам. Религиоведение никогда не интересовалось исключительно тем, что можно было бы назвать ортодоксией - однако сама религия может обеспечивать или контролировать соответствие официальной версии - но с религией в том виде, в котором она существует, с «религией на земле», термин, который он впервые использовал в 1978 году. Ответы на современность, на глобализацию, а также на тенденции к религиозной эклектике должным образом относятся к религиоведению. Смарт не ожидал появления единой эклектичной религии, но что религии будут все больше заимствовать друг у друга и что будет развиваться глобальный консенсус относительно ценности религии в обществе. В интервью Скотту Лондону он сказал:

Я... считаю, что мы движемся к глобальной идеологии, в которой есть место для религии и признается вклад различных традиций. Надеюсь, он будет иметь всеобъемлющее представление о том, как мы можем работать вместе для продвижения человеческих ценностей и духовности.

Измерения религии

Смарт широко известен своим семичастным определением религии, или скорее схема учебы; поскольку этот подход полностью избегает проблемы определения. Какой бы другой религией ни была религия, будь то теистическая или нетеистическая, религии обладают определенными узнаваемыми элементами, которые можно изучать. Эти параметры различаются по важности, но почти всегда присутствуют. Смарт разделил их на «исторические» и «параисторические», имея в виду под последними те измерения, которые включают исследование опыта, внутренней жизни или религиозных людей. «Историческое» можно изучать эмпирически, но параисторическое переносит ученика в сферу убеждений и концепций и требует диалога и участия. "... поскольку изучение человека в важном смысле является совместным - так как человек должен войти в человеческие намерения, убеждения, мифы, желания, чтобы понять, почему они действуют так, как они делают, - это фатально, если культуры, включая нашу описаны просто внешне, без вступления с ними в диалог ».

Семеричная схема изучения Смарта:

  1. Доктрина
  2. Мифологический
  3. Этический
  4. Ритуал
  5. Опытный
  6. Институциональный
  7. Материал (добавлен в его текст 1989 года «Мировые религии»)

Примечание: Смарт классифицировал 1–3 как параисторические и 4–6 как исторический.

Наследие

Вклад Смарта в религиоведение продолжает влиять на учебные планы, учебные планы и методологию. В частности, его «измерения религии», основа для сравнения религий, оказали влияние в академии. Его готовность серьезно относиться к тому, что другие считали «незаконным», например идеологиям и новым религиозным движениям, во многом позволила религиоведению отличаться от теологии и от любых обвинений в предоставлении привилегий какой-либо конкретной религии или версии веры. Хект прокомментировал: «Когда будет написана исчерпывающая история изучения религии в 20-м веке...« Ниниан Смарт »определенно будет рассматриваться как гигант среди своих сверстников», поскольку «многие книги Смарта открыли религию как для ученых, так и для обычных людей. ". Ежегодная мемориальная лекция Ниниана Смарта, созданная в его честь, чередуется между Ланкастером и Санта-Барбарой. В Лойоле он удостоен награды Ниниана Смарта за выдающиеся достижения в области религиоведения. В апреле 2001 года серия лекций по исследованиям в Санта-Барбаре Темплтон была посвящена памяти Смарта, а семье Смарт была вручена памятная доска. Он должен был сам прочитать лекцию в Темплтоне.

Личная жизнь

Смарт женился в 1954 году. Их детьми были Родерик, Луизабель, Кэролайн и Перегрин. На момент смерти Смарта было восемь внуков.

Либушка была родом из озера Комо, Италия, где Смарт регулярно проводил летние каникулы в своем семейном доме. Ниниан и Либушка были первыми из западной академии, чей брак благословили Мун Сон Мён и миссис Мун в августе 1992 года.

Ближе к концу своей жизни Смарт называл себя «буддистом- епископалом », говоря: «Ни одна религия, как мне кажется, не содержит вся правда. Я думаю, это безумие думать, что нечему учиться у других традиций и цивилизаций. Если вы согласны с тем, что другим религиям есть что предложить, и вы учитесь у них, вы становитесь тем, кем вы становитесь: буддистом-епископалом или Индус-мусульманин или что-то еще ".

Избранные труды
  • Причины и верования: исследование религиозного дискурса, христианского и нехристианского Лондон: Рутледж, 1958. ISBN 0 -415-22564-7
  • Мировые религии: диалог. Балтимор: Пингвин, 1960.
  • Светское образование и логика религии. Нью-Йорк: Humanities Press, 1968.
  • Historical Selections In the Philosophy of Religion. Нью-Йорк: Harper Row, 1962.
  • Йог и преданный. Лондон: Аллен и Анвин, 1968.
  • Религиозный опыт человечества. Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис Холл, 1969. ISBN 0-02-412141-X
  • Философия религии. Oxford: Oxford University Press, 1970. ISBN 0-19-520138-8
  • Мао. Fontana / Collins, 1974.
  • Предпосылки долгого поиска. Лондон: BBC, 1977. ISBN 978-0-563-12779-6
  • В поисках христианства. Нью-Йорк: Harper Row, 1979. ISBN 0-06-067401-6
  • Феномен христианства. Collins, 1979. ISBN 0-00-215115-4
  • Beyond Ideology: Religion and the Future of Western Civilization (Гиффорд лекции). Harper Row, 1981. ISBN 0-06-067402-4
  • Мировоззрение: межкультурные исследования человеческой веры. Нью-Джерси: Прентис Холл, 1981. ISBN 0-13-020980-5
  • Религия и западное мышление. State University of New York Press, 1987. ISBN 0-88706-383-7
  • Мировые религии: старые традиции и современные преобразования. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1989. ISBN 0-521-63748-1
  • Буддизм и христианство: соперники и союзники. Гонолулу: Гавайский университет Press, 1993. ISBN 0-8248-1520-3
  • Религии Запада. Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис Холл, 1993. ISBN 0-13-156811-6
  • Выбор веры. Нью-Йорк: Marion Boyars Publishers, 1995. ISBN 0-7145-2982-6
  • Измерения сакрального: анатомия мировых верований. Беркли, Калифорния: University of California Press, 1998. ISBN 0-520-21960-0
  • World Philosophies. Нью-Йорк: Рутледж, 2000. ISBN 0-415-22852-2
  • Мировоззрение: межкультурные исследования человеческих верований. Нью-Йорк: Скрибнер, 1999. ISBN 978-0-684-17811-0
Примечания

Ссылки

Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-31 10:17:15
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте