19-я поправка (19A) к Конституции Шри-Ланки был принят парламентом Шри-Ланки, состоящим из 225 членов , при 215 голосах «за», один против, один воздержался и семь отсутствовали 28 апреля 2015 года. Поправка предусматривает ослабление многих полномочий Исполнительного президентства, которое действовало с 1978 года. Это самая революционная реформа, когда-либо применявшаяся к Конституции Шри-Ланки с Джаявардхане стал первым исполнительным президентом Шри-Ланки в 1978 году.
Поправка был результатом обещания, данного президентом Майтрипала Сирисена в преддверии президентских выборов 2015 года. Основная перспектива поправки заключалась в отмене 18-й поправки, которая давала президенту чрезвычайные полномочия и укрепляла демократию в стране. Он учреждает Конституционный совет (Шри-Ланка), который будет осуществлять некоторые исполнительные полномочия, ранее принадлежавшие президенту. 19-я поправка восстанавливает многие компоненты 17-й поправки, позволяя Конституционному совету создавать предложенные независимые комиссии;
В начале мая 2013 года правительство Махинды Раджапакса приступило к разработке поправки к конституции с целью сокращения сроков полномочий Президент и Верховный судья до пяти лет каждый вместо шести лет для президента и неограниченного срока до 65 лет для главного судьи. Однако согласно предложенной поправке не будет ограничений на то, как часто президент может быть переизбран. В этом проекте поправки рассматривались национальные проблемы передачи власти и предлагалось отменить земельные и полицейские полномочия, возложенные на провинциальные советы.. А к маю 2013 года тогда же оппозиционные политические группы, дипломаты и гражданские организации, такие как Народный освободительный фронт или JVP, Джатика Хела Урумая, Атуралие Ратана Теро из национального движения Пивитуру Хетак и Мадулуваве Собита Теро предложили изменить Конституция возвращается к Вестминстерскому стилю Парламентской системе, чтобы страна решала различные вопросы, особенно вопросы, возникшие в результате принятия 18-й поправки. UNP назначило комитет под председательством члена парламента и бывшего президента ассоциации адвокатов Виджеядаса Раджапакше для разработки проекта конституции. Партия также предложила в качестве новой системы исполнительные полномочия президента, которые будут осуществляться на политической основе и подлежат сдержкам и противовесам. Предложения гарантируют свободу слова и право на информацию. ОНП также предложила отменить систему предпочтительного голосования и установить срок полномочий парламента и провинциального совета на пятилетнем сроке. Ключевыми элементами предложенной Конституции были:
При Конституция Соулбери, которая состояла из Акта о независимости Цейлона 1947 года и Указов Цейлона (Конституция и независимость) Совета 1947 года, Шри-Ланка тогда называлась Цейлон. Конституция Соулбери предусматривала парламентскую форму правления Цейлона, а также комиссию по судебной службе и комиссию по государственной службе. Права меньшинств охраняются статьей 29 (2) Конституции. генерал-губернатор (вице-королевский представитель королевы Цейлона, также королевы Соединенного Королевства, а также других королевств Содружества и, следовательно, обычно проживающих в Лондоне), Сенат и Палата представителей осуществляли законодательную власть. Палата представителей состояла из 101 члена, 95 из которых были избраны всеобщим голосованием, а 6 были назначены генерал-губернатором. Это общее число было увеличено до 151 Комиссией по делимитации 1959 года, и срок действия Палаты составлял 5 лет. S. WRD Бандаранаике Правительство создало Совместный специальный комитет Сената и Палаты представителей для рассмотрения пересмотра Конституции 10 января 1958 года, но комитет не смог прийти к окончательному выводу по этому поводу. пропаганды парламента 23 мая 1959 года. Аналогичная попытка правительства Дадли Сенанаяке провалилась из-за такой пропаганды 22 июня 1968 года. Сенат состоял из 30 членов (избранных 15 Палатой представителей и 15 Генеральным губернатором) был упразднен 2 октября 1971 г.
Сиримаво Бандаранаике |
Сиримаво Бандаранаике во второй раз занял пост премьер-министра в мае 1970 года. Правительство Объединенного фронта использовало парламент в качестве Учредительного собрания и разработало новую республиканскую конституцию. Он был обнародован 22 мая 1972 года. Эта Конституция предусматривала однопалатный законодательный орган, именуемый Национальным государственным собранием, сроком на шесть лет, и ему полностью принадлежал суверенитет. Номинальный президент со сроком полномочий 4 года назначается главой государства премьер-министром, главой кабинета министров, ответственного перед Национальным государственным собранием. На смену Цейлону пришла республика Шри-Ланка (Великолепный остров). эта конституция содержала декларацию основных прав и свобод, в которую 11 февраля 1975 г. были внесены поправки, изменившие основу для разграничения округов с 75 000 человек на электорат до 90 000 человек.. J. Р. Джаявардене, который пришел к власти в июле 1977 года большинством в пять шестых, принял вторую поправку к Конституции 1972 года 4 октября 1977 года, а затем премьер-министр Джаявардене стал первым исполнительным президентом Шри-Ланки 4 февраля 1978 года. 66>
6 апреля 2015 года Верховный суд Шри-Ланки завершил рассмотрение петиций, поданных в связи с 19-й поправкой к Конституции. Соответствующий вердикт был передан президенту и спикеру парламента. Законопроект о 19-й поправке к Конституции был представлен парламенту 24 марта премьер-министром Ранилом Викремесингхе. Позже было подано 19 петиций по поводу новой поправки. Пять из них были поданы за поправку, против - 14 жалоб. Коллегия судей Верховного суда во главе с главным судьей К. Шри Паван начал рассматривать петиции 4 марта 2015 года. Другими судьями Верховного суда, входившими в состав комиссии, были Чандра Эканаяке и Приясад Депп. Представляя свои доводы, генеральный прокурор сообщил суду, что 19-я поправка может быть принята большинством в две трети голосов в парламенте без проведения референдума. Тогда главный судья указал, что в 19-й поправке президент изображен как символ национального единства. Таким образом, главный судья подчеркнул, как национальный флаг в настоящее время изображаются как символ национального единства, заменив такое положение с президентом спорно. Главный судья также сомневался, ограничивает ли он власть президента после того, как премьер-министр был назначен главой кабинета министров. После этого генеральный прокурор сообщил Верховному суду, что он направит дальнейшие письменные материалы по этому поводу.
Законопроект об этом был внесен в парламент 24 марта. Специальная встреча лидеров политических партий в связи с предлагаемыми дебатами проходила под председательством спикера Чамала Раджапакса в здании парламента 6 апреля 2015 года.
Бывший президент Майтрипала СирисенаОбращаясь к лидерам политических партий, спикер Чамал Раджапакса сказал, что он проинформирует всех политических лидеров о том, будут ли дебаты проводиться в следующую среду и четверг, только после того, как он получит решение Верховного суда относительно дебатов. Между тем, лидер Европарламента Динеш Гунавардена заявил во время встречи лидеров политических партий, что генеральный прокурор представил в Верховный суд поправку на 12 страницах. Он также сказал, что поправка, представленная генеральным прокурором, противоречит поправке 19-й поправки, недавно представленной парламенту премьер-министром. Затем он указал, что им должна быть предоставлена возможность выражать свои взгляды в парламенте. Бывший министр Г. Л. Пейрис также представил подробности по этому поводу и лидер оппозиции Нимал Сирипала де Силва, бывшие министры профессор Тисса Витхарана, Д. Э. В. Гунасекера и У.Д.Дж. Сеневиратна также поддержала рассуждения профессора Периса. Однако глава правительства и министр Лакшман Кириэлла сказали, что участники собрания лидеров политических партий согласились принять 19-ю поправку после ее обсуждения 9 и 10 апреля.
С тех пор, как 24 марта 2015 года премьер-министр Ранил Викремесингхе представил в парламент законопроект о 19-й поправке к Конституции, было подано 19 петиций по поводу новой поправки. Пять из них были поданы за поправку, против - 14 жалоб. 9 апреля 2015 года петиции были рассмотрены, и поправка была рассмотрена коллегией судей Верховного суда во главе с главным судьей К. Шри Паваном и пришла к выводу, что она соответствует Конституции. Представляя свои доводы, генеральный прокурор сообщил суду, что 19-я поправка может быть принята большинством в две трети голосов в парламенте без проведения референдума. Коллегия из трех судей постановила, что Предлагаемый законопроект соответствует положениям статьи 82 (1) Конституции, но требует принятия специальным большинством в парламенте, как указано в статье 82 (5) Конституции и некоторых требуемых разделах. для утверждения народом страны на всеобщем референдуме. Правительству Шри-Ланки приходилось несколько раз вносить изменения в законопроект, чтобы получить поддержку парламентских оппозиционных партий, и вносило поправки в соответствующие статьи и удаляло разделы, требующие референдума, прежде чем представить его в парламент.