В скандинавской мифологии Девять матерей Хеймдалля - девять сестер, родивших бога Хеймдалль. Девять матерей Хеймдалля засвидетельствованы в Прозаической Эдде, написанной в 13 веке Снорри Стурлусоном ; в поэзии скальдов ; и, возможно, также в стихотворении в Поэтической Эдде, сборнике стихов, составленном в 13 веке из более ранних традиционных материалов. Ученые обсуждали, что означает «рождение от девяти матерей», и пытались связать это понятие с другими европейскими народными мотивами. Ученые предположили, что «Девять матерей» Хеймдалля могут быть идентичны Девяти дочерям Эгира и Рана, которые олицетворяют волны. В свою очередь, Хеймдалль родился на море.
Девять матерей Хеймдалля упоминаются в две книги Прозаической Эдды ; Gylfaginning и Skáldskaparmál. В Gylfaginning Хеймдалль представлен в главе 25, где возведенная на трон фигура Хай рассказывает замаскированному мифическому королю Ганглери подробности о боге. Среди других деталей Хай говорит, что Хеймдалль является сыном девяти сестер, и в качестве ссылки приводит две строчки из (в настоящее время утраченного) стихотворения Хеймдаларгалдр, в котором Хеймдалль говорит, что он родился от девяти сестер. :
В 16 главе Skáldskaparmál, произведение 10 века skald Úlfr Uggason цитируется. Поэма называет Хеймдалля «сыном восьми матерей плюс одна». Проза, следующая за стихотворением, указывает на то, что в стихотворении Хеймдалль упоминается как сын девяти матерей.
Поэма Völuspá hin skamma (содержится в стихотворении Hyndluljóð, часто считается частью Поэтической Эдды) содержит три строфы, которые, по мнению ученых, часто относятся к Хеймдаллю и его девяти матерям. Согласно строфам, давным-давно могучий бог родился от девяти йотунн девушек на краю света. Этот мальчик стал сильным, питаемый силой земли, ледяным морем и кровью свиней. Этим девяти девицам даны имена. Для обсуждения этих имен см. Раздел «Имена» выше (обратите внимание, что переводы ниже представляют англицизацию древнескандинавских форм). Эти строфы звучат следующим образом:
Бенджамин Торп перевод (1866):
| Генри Адамс Беллоуз перевод (1923):
| Джереми Доддс перевод (2014):
.
.
.
|
Некоторые из найденных имен матерей Хеймдалля Völuspá hin skamma встречаются во множестве других источников, где они могут относиться или не относиться к отдельным объектам:
Имя | Значение | Примечания |
---|---|---|
Анджейя | Значение неясно. Предлагаемые этимологии приводят к «преследователям», «лающим» и «узким островам». | |
Атла | «Аргументативное» | Имя указано среди jötnar в Nafnaulur ' |
Eistla | Значение непонятно. Предложения включают «бурный» (от eisa, что означает «спешить»), потенциальному морскому богу (от eista «яички», другими словами, «опухшие, опухшие») и «светящийся» ( от eisa 'пылающий пепел, огонь'). | |
Эйргьяфа | Возможно, «донор песка» или Орджафа «донор шрама» | |
Гьялп | Возможно, «провидица» или «ревущая» | Имя Gjálp часто встречается для jötnar в древнескандинавском корпусе. Гьялп и Грейп появляются вместе как имена дочерей йотуна Гейррёд в Скальдскапармале. Гьялп попытался убить Тора, вызвав раздутие реки. |
Грейп | 'Хватка' | Гьялп и Грейп появляются вместе как имена дочерей йотуна Гейррёдр в Скальдскапармале.. |
Имур или Иму | Возможно, связан с íma 'волком. | |
Ярнсакса | ' Тот, у кого железный нож ' | Имя появляется среди йётнаров в Nafnaulur и имя относится к явно отдельной фигуре, с которой бог Тор был матерью Магни |
Ульфрун | «Волк руна » или «женщина-волк» | Встречается как древнескандинавское женское личное имя. |
.
Имена всех девяти матерей, упомянутых выше в Völuspá hin skamma, встречаются в других местах как имена женщин jötnar (как правило, в ulur ). Кроме того, Орчард указывает на то, что Гьялп и Грейп иначе упоминаются как девушки-йотунны, которые стремятся воспрепятствовать богу Тору достичь своего отца, и Ярнсакса в противном случае является матерью сына Тора, Магни.
Хеймдалль, поднятый Девятью Волновыми девушками (1882), изображает матери Хеймдалля как «волновых девушек»Некоторые ученые связывают Девять матерей Хеймдалля с Девять дочерей Эгира и Рана (которые олицетворяют волны ), отождествление, которое означало бы, что Хеймдалль таким образом родился из морских волн. Однако эта связь была подвергнута сомнению на том основании, что имена, представленные для Девяти Дочерей Эгира и Рана и Девяти Матерей Хеймдалля (найденные в Völuspá hin skamma), не совпадают. Ученый Джон Линдоу комментирует, что идентификация матерей Хеймдалля как дочерей Эгира и Рана действительно совпадает на том основании, что дочери Эгира и Рана, как и матери Хеймдалля, являются сестрами, и что две разные традиции о матерях Хеймдалля может объяснить различия между ними.