Никос Ксилурис | |
---|---|
Справочная информация | |
Также известен как | Псароникос; по-гречески αρονίκος |
Родился | (1936-07-07) 7 июля 1936. Аногея, Крит, Греция |
Умер | 8 февраля 1980 (1980-02-08) (43 года). Пирей, Греция |
Жанры | Критская народная музыка |
Род занятий (и) | Композитор, певец |
Инструменты | лира |
Никос Ксилурис (греч. : Νίκος Ξυλούρης; 7 июля 1936 - 8 февраля 1980), по прозвищу Псароник (греч. : Ψαρονίκος), был греческим композитором и певцом. Он родился в деревне Аногея на Крите, самом большом из греческих островов. Он был старшим братом двух других великих музыкантов критской музыки, Антониса Ксилуриса или Псарантониса (греч. : Ψαραντώνης) и Янниса Ксилуриса. или Псаройяннис (греч. : Ψαρογιάννης). Его песни и музыка отражали греческую психику и манеру поведения, за что Ксилурис получил титул архангела Крита .
Прозвище Ксилуриса «Псароникос» можно понять из истории острова, так как люди из Аногеи носят такое имя. Происхождение, что характерно для критян, а также для греков в целом, возникло из интересной истории. Поскольку независимость Крита от Османской империи произошла позже, чем зарождение современной Греции в 19 веке, османский контроль на Крите все еще сохранялся, когда дед Ксилуриса, Антонис, еще был в живых. Он был широко известен как «Псароник». Антонис составил компанию группе мужчин, которые воровали у турок. Если бы они встретились с ужасным турком во время своих выходок, группа быстро разошлась бы, но Антонис «догонял остальных, как если бы они были рыбами», поскольку он был самым быстрым бегуном. После этого он был первым в своей семье, которому дали имя «Фиштюрк» (греч.: «Ψαρότουρκος»), которое затем было изменено на «Псарантонис», добавив к его имени приставку «Псаро» или «рыба». Эти прозвища охотно принимали все, кто его знал, и он всегда был известен как «Псарантонис». Впоследствии мужчинам из его семьи и его потомкам дали приставку «Псаро»: Псароник, Псарогиоргис, Псарантонис и т. Д.
Ранние годы Ксилуриса были наполнены патриотическое рвение к его родовой деревне Аногея, хорошо известной на Крите своей храбростью. Это будет проверено в юности его юности, вызванной суматохой войны с державами Оси. В 1941 году Никосу Ксилурису было четыре года, когда он стал свидетелем того, как немецкие десантники Fallschirmjäger спускались на его остров во время битвы за Крит. В 1944 году Ксилурису было восемь лет, когда его родной город Аногейя был сровнен с землей немецкой армией. Это произошло из-за соучастия его мэра и граждан в укрывательстве агентов Управления специальных операций (SOE) и бойцов критского сопротивления в их деревне, а также в нападении из засады на отряд немецких солдат под командованием капитана В. Стэнли Мосс. Легендарный оперативник ЗОЕ капитан Патрик Ли Фермор также укрывался там во время похищения Генриха Крайпе в мае 1944 года, но бежал со своей бандой критских партизан при приближении немцев. Ксилурис и его семья бежали в другую деревню на Крите и вернулись в Аногею только после того, как немцы сдались. После войны Патрик Ли Фермор так любил петь песню Ксилуриса Filadem, что его близкие друзья стали называть его по недавно приобретенному прозвищу Филедем (греч. : Φιλεντέμ); бесчисленное множество других последовали бы песне Ксилуриса и высоко оценили бы ее).
Он приобрел свою первую лиру, или лиру (трехструнную критскую скрипку который опирается на колено во время игры), в возрасте двенадцати лет и продемонстрировал большой потенциал в исполнении местной критской народной музыки. У него был дар петь и играть на мандолине со своим другом Гиоргосом Каломирисом. В равной степени увлеченный музыкой Леонидаса Кладоса, известного и опытного игрока на лире, он был убежден стать учеником под его опекой на два года. Он начал заниматься своим ремеслом на деревенских свадьбах, крещениях и других праздниках по всему Криту. Ксилурису было 17 лет, когда он начал выступления в «Кастро», ресторане в Ираклионе, где исполнялась народная и местная критская музыка.
Однако поворотный момент в Карьера Никоса Ксилуриса началась с записи в 1958 году. Зрители восхищались его голосом и хотели услышать больше об этой восходящей звезде. Впервые он выступил за границей в 1966 году и получил Первую премию на Музыкальном фестивале в Сан-Ремо. В следующем году он основал первый критский мюзик-холл - Erotokritos - в Ираклионе на Крите. В 1969 году последовала запись Anyfantou, которая имела огромный успех. Вскоре после этого Ксилурис начал выступления в Афинах в Зале народной музыки Конаки. В конце концов, Афины стали его новым постоянным местом жительства.
В начале 1970-х голос Ксилуриса стал отождествляться не только с критской музыкой, но и с молодежью Греции, восставшей против Греческая военная хунта 1967–1974 гг., пришедшая к власти после государственного переворота. Он воплотил новый вид популярного стиля народной музыки, который адаптировал стихи известных греческих поэтов, включив известные стихи в музыкальный жанр конкретного исполнителя в стиле мантинада. Возникновение этой музыки, основанной на произведениях известных греческих поэтов, таких как Никос Гацос, Яннис Ритсос, Гиоргос Сеферис, Костас Варналис и Дионисий Соломос вдохновлял и вдохновлял греков, так же, как София Вембо воодушевила греческое население во время Второй мировой войны. Другие греческие певцы также приняли этот стиль, такие как Яннис Маркопулос, Ставрос Ксархакос, Христодулос Халарис и Христос Леонтис. Музыка Ксилуриса была как бельмом на глазу греческой военной хунты и ее полковников, так и маяком надежды для греческого народа.
Возможно, самым известным из всех поэтов, адаптированных Ксилурисом, был Виценцос Корнарос, критянин 16-го века с венецианскими корнями, наиболее известный своей эпической поэмой Erotokritos. В 1971 году Ксилурис был награжден Grand Prix du Disque от Académie Charles-Cros во Франции за исполнение альбома Cretan Rizitika с Яннисом Маркопулосом. Несмотря на широкую известность за его многочисленные песни, которые мотивировали и воодушевляли его и другие поколения, отличительным достижением Ксилуриса стало исполнение им традиционной критской песни Filedem. Эта песня сопровождается захватывающими сценами его любимого острова и олицетворяет критское гостеприимство. Уникальный голос Ксилуриса олицетворял борьбу критского народа и навсегда запечатлел его имя в их сердцах и умах.
Ксилурис женился на местной критянке по имени Урания Мелампианакис, дочери зажиточной семьи из Ираклиона. У них родились сын и дочь.
Никос Ксилурин скончался от рака легких и метастазов в мозг после долгой битвы 8 февраля 1980 года в Пирее, Греция. Он был похоронен на Первом кладбище в Афинах.