Николай Костомаров | |
---|---|
Родился | (1817-05-16) 16 мая 1817 года. Юрасовка, Воронежская губерния, Российская Империя (ныне Россия ) |
Умер | 19 апреля 1885 (1885-04 гг.) -19) (67 лет). Санкт-Петербург, Российская Империя (современная Россия ) |
Николай Иванович Костомаров (Русский : Никола́й Ива́нович Костома́ров, Николай Иванович Костомаров; украинец : Микола Иванович Костомаров, Николай Иванович Костомаров; 16 мая 1817 г., с. Юрасовка, Воронежская губерния, Российская Империя - 19 апреля 1885 г., Санкт-Петербург, Российская Империя ) был одним из самых выдающихся российских историков Империи, Профессор русской истории Киевского университета Святого Владимира, а затем Санкт-Петербургского университета, Действительный статский советник России, автор многих книги, в том числе его знаменитые биография семнадцатого века Гетман запорожского казачества Богдан Хмельницкий, исследование атамана донских казаков Степан Разин и его фундаментальная трехтомная история России в биографиях ее главных деятелей (русская : Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей).
Николай Костомаров был также известен как украинский фольклорист и автор трудов по истории Украины ; он был членом украинского общества национального возрождения, наиболее известного как Братство святых Кирилла и Мефодия, существовавшего в Киеве с января 1846 по март 1847 года. Костомаров был также поэтом, этнографом., панславист и пропагандист так называемого народнического движения в Российской Империи.
Его отец был помещиком, Иван Петрович Костомаров, и принадлежал к русской знати. Его далекие семейные корни уходили в Великое княжество Московское со времен правления Бориса Годунова. Его мать Татьяна Петровна Мельникова была этнической украинкой и одной из крепостных его отца; поэтому Николай Костомаров де-юре был «крепостным» своего отца.
Костомаров был знатоком восточнославянского фольклора. Он выдвинул идею о том, что есть два типа русских: люди киевского происхождения, среди Днепровского бассейна, которые он называл южными русскими, и люди новгородского происхождения, которых он называл северными русскими.. Костомаров рассматривал северных русских как политического гегемона российского государства. В творчестве Костомарова как историка нашли отражение романтические тенденции своего времени. Он был первым русским историком, который использовал этнографию и народные песни в истории и попытался этим методом распознать «дух» народа, в том числе так называемый «национальный дух» (см. О: русский : народность, народность). Основываясь на их народных песнях и истории, он сказал, что народы, которые он называл Северной или Великой Русью с одной стороны и Южной или Малой Русью, с другой (Русские и украинцы соответственно) различались по характеру и составляли две отдельные русские национальности. В своем знаменитом эссе «Две русские национальности» (Русский : Две русские народности), ставшем вехой в истории народнической мысли, он написал то, что некоторые считают идеями русских, склонных к самодержавие, коллективизм и государственное строительство, и украинцы, склонные к свободе, и индивидуализм. Статья Костомарова о проблеме психологического разнообразия русского народа в Российской империи оказала влияние на научные исследования коллективной психологии в Восточной Европе.
В своих различных исторических сочинениях Костомаров всегда очень положительно отзывался о Киевской Руси и Новгородской республике, о том, что он считал вече систему народных собраний (см. особенно его монографию «О роли Великого Новгорода в русской истории» Русский : О значении Великого Новгорода в русской истории), а позднее Запорожское казачье братство, которое, как он считал, отчасти также было наследником демократической системы. Напротив, он критиковал старое самодержавие в Великом княжестве Московском. Костомаров приобрел известность в свое время, сомневаясь в истории Ивана Сусанина, легендарного героя-мученика, которого считали спасителем Московии (см.: Иван Сусанин. Исторический обзор Русский : Иван Сусанин (Историческое исследование)). Костомаров интересовался историей лидеров повстанцев в России. Его подробное описание дела Степана Разина, одной из самых популярных фигур в истории Донского казачьего войска, было особенно важно для политической эволюции народников.
Костомаров остался в научной полемике с Михаилом Погодиным. Костомаров отрицал тот факт, что название Русь пришло в славянское пространство из Скандинавии, а Погодин утверждал, что первые русы происходили из Рослагена в районе г. современный Швеция. Погодин связал этноним Русь со Скандинавией на Торговом пути из варяг в греки. Напротив, Костомаров связал этноним Русь с восточнославянской оукуменой. Полемика между Костомаровым и Погодиным о происхождении Руси повлияла на построение в России двух разных историографических школ: так называемых «норманистов » и «антинорманистов». Под впечатлением от этой полемики между Погодиным и Костомаровым, которая происходила в Московском Императорском университете, князь Петр Вяземский сказал: «Если раньше мы не знали, в какую сторону идем, то теперь не знаем. знать, откуда мы идем ″.
Костомаров был очень религиозным человеком и ревностным приверженцем Русской Православной Церкви. Он критически относился к католическому и польскому влиянию на территорию Украины и Беларуси на протяжении веков, но, тем не менее, считался более открытым для католической культуры, чем многие из его русских современников, а затем и члены славянских благотворительных обществ.
Многие считали его ведущим интеллектуалом народников. Николай Костомаров сыграл важную роль в истории как русской, так и украинской культуры. Вопрос о том, был ли он более «русским» или более «украинским», впервые возник еще при его жизни и до сих пор является предметом споров. Костомаров принимал активное участие в культурной политике Российской империи, будучи сторонником панславянской и федерализованной политической системы. Он был крупной фигурой украинского национального движения, другом поэта Тараса Шевченко, защитником украинского языка в литературе и школе, сторонником народничества. форма панславизма, популярного движения в определенной части русской интеллигенции его времени. В 1840-х годах он основал нелегальную политическую организацию под названием Братство святых Кирилла и Мефодия в Киеве (за что подвергся аресту, заключению и ссылке). После этого переехал в Саратов. С 1847 по 1854 год Костомаров, чей интерес к истории Малороссии и ее литературе заставил его заподозрить в сепаратистских взглядах, ничего не писал, будучи сосланным в Саратов, и ему было запрещено преподавать или публиковать. Но по прошествии этого времени его литературная деятельность возобновилась, и, помимо отдельных произведений, ведущие российские обозрения, такие как «Старая и Новая Россия», «Исторический вестник» и «Вестник Европы», содержали много ценных работ его пера.
Почтовая марка Костомарова 1992 г.В 1862 г. он был вынужден уйти с должности заведующего кафедрой истории Санкт-Петербургского университета, так как сочувствовал революционному движению либералы, прогрессисты и социалисты.
После ареста он продолжал продвигать идеи федерализма и популизма в украинской и российской исторической мысли. Он оказал глубокое влияние на более поздних украинских историков, таких как Владимир Антонович и Михаил Грушевский.
Костомаров также был романтик автор и поэт, член Харьковской романтической школы, опубликовал два сборника стихов («Украинские баллады» (1839 г.) и «Ветвь» (1840 г.)), причем оба сборника содержат в основном исторические стихи. о Киевской Руси и Богдан Хмельницкий. Он также опубликовал подробный анализ великих русских народных песен. Поэзия Костомарова известна тем, что включает в себя лексику и другие элементы традиционных элементов и фольклора. песни, которые он собирал и наблюдал в своих исторических исследованиях по этнографии.
Костомаров также писал исторические драмы, однако они мало повлияли на развитие театра. Он также написал прозу на русском языке (повесть Кудеяр, 1875 г.) и русскую смешанную с Украинским миром (Черниговка, 1881 г.), но и они считаются незначительными.