Никетас Стетатос

редактировать
Никетас Стетатос
Родилсяc. 1005
Умерок. 1090
Почитается вВосточной Православной Церкви

Никита Стетатос (греч. : Νικήτας Στηθᾶτος, латинском : Nicetas Pectoratus; ок. 1005 - ок. 1090) был византийским мистиком и богословом, которого Восточная Православная Церковь считает святым. Он был последователем Симеона Нового Богослова и написал наиболее полную биографию Симеона, Жизнь Симеона.

Содержание

  • 1 Жизнь
  • 2 Писания
  • 3 Цитаты
  • 4 Ссылки
  • 5 Библиография

Жизнь

Родился Никетас Стетатос ок. 1005 г. и поступил в монастырь Студиос в Константинополе в возрасте четырнадцати лет. Он стал близким учеником Симеона Нового Богослова, в конечном итоге написав наиболее полную биографию своего учителя - Житие Симеона. Позже Никита стал настоятелем монастыря Студиос. Прозвище «Стетатос», что означает «храбрый», было дано Никете за его выступление против Константина IX Мономаха, имеющего незаконную любовницу.

Никетасу Стетатосу приписывают защиту Симеона Нового Учение богослова о исихастской молитве, которое даже некоторые восточные церковные авторитеты считали подрывными. Никита заручился поддержкой Константинопольского Патриарха Михаила Керулария, который в конце концов добился канонизации Симеона. Позже Никита поддержал Михаила Керулария в 1054 году, приняв участие в конфликте, который превратился в раскол между Востоком и Западом, написав антилатинские трактаты, критикующие использование пресного хлеба, субботнего поста и безбрачие священников.

Писания

Житие Никиты, или Житие Симеона, является наиболее полной биографией Симеона Нового Богослова. Никетас был также редактором собственных сочинений и выступлений Симеона. Издание работ Симеона было распространено Никетой после того, как он увидел Симеона. Личные работы Никеты включают полемические сочинения и трактаты о душе, о рае, о значении иерархии и о пределах человеческой жизни. Он написал неопубликованный гипотезу о частной духовной жизни, ожидаемой от монахов Студиоса.

Другой широко читаемый труд - это его трактат об аскетических практиках, который содержится в четвертом томе английских изданий Филокалии, три века о практических, физических и гностических главах. Заголовки описывают три основных этапа на духовном пути: практики (выполнение заповедей); физики (размышление о сущности творения); гнозис (прямое познание Бога). Никита писал на многие из тех же тем, что и его учитель Симеон, в том числе: переживание Бога как божественного света ; важность наличия духовного отца; любовь к другим важнее молитвы; ответственность тех, кто имеет непосредственный опыт Божьей благодати, поделиться ею с другими. Он также писал, что духовная жизнь возможна независимо от внешних обстоятельств - что человеку не нужно физически уходить от мира, и что истинное отречение - это внутренняя практика. Отношение Никиты к духовной жизни в основе своей положительно, и эта истинная святость есть только возвращение через благодать к естественному состоянию человека.

Его самые известные труды касаются мистического богословия - в дополнение к писаниям в к Филокалии они относятся «О душе», «О рае» и «Иерархии». В своих письмах он поддерживает взгляды своего учителя Симеона, писавшего, что любой монах или священник, обладающий даром духа, был равен епископу. Он также написал трактат «Против тех, кто обвиняет святых», выступая против течения веры того времени, в котором говорилось, что стать святым больше невозможно.

Quotes

«The лучи изначального Света, озаряющие очищенные души духовным знанием, не только наполняют их благословением и светом; они также, посредством созерцания внутренних сущностей сотворенных вещей, ведут их на духовные небеса. Действие божественной энергии Однако не останавливайтесь на этом; они продолжаются до тех пор, пока мудростью и знанием неописуемых вещей они не объединят очищенные души с Единым, выводя их из состояния множественности в состояние единства в Нем ».. Филокалия. О духовном познании, любви и совершенстве жизни, № 21.

«Дух - это свет, жизнь и мир. Следовательно, если вы озарены Духом, ваша собственная жизнь наполнится миром и безмятежностью. этим вы наполнены духовным знанием сотворенных существ и мудростью Логоса; вам дарован интеллект Христа (ср. 1 Кор. 2:16); и вы познаете тайны Царства Божьего (ср. Луки 8:10).Так вы проникаете в глубины Божественного и ежедневно из беззаботного и просветленного сердца произносите слова жизни на благо других; ибо вы сами полны благословений, так как внутри вас есть само добро, которое произносит новое и старое (ср. Мф. 13:52) ».. - Из Филокалии. О духовном познании, любви и совершенстве жизни, № 46.

Ссылки

Библиография

G. Diamantopoulos, Die Hermeneutik des Niketas Stethatos, Münchener Arbeiten zur Byzantinistik, 3, Neuried 2019.

Последняя правка сделана 2021-05-31 09:37:15
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте