Найджел Кросс (род. 1942) - британский академик, исследователь дизайна и педагог, заслуженный профессор по исследованиям дизайна в Открытом университете, Соединенное Королевство, где он отвечал за разработку первых курсов дистанционного обучения дизайну. Он был редактором журнала Design Studies с момента его основания в 1979 году, а сейчас является почетным главным редактором. Кросс помог прояснить и развить концепцию дизайнерского мышления (или «дизайнерских способов познания») как дисциплины, не зависящей от предметной области. Он является одним из ключевых сотрудников Общества исследования дизайна.
Найджел Кросс начал свои исследования в области дизайна в 1960-х годах с исследований «смоделированных» систем автоматизированного проектирования, где предполагаемый симулятор на самом деле был человеком. оператор, использующий текстовую и графическую связь через CCTV. Позже Кросс называл это разновидностью обратного теста Тьюринга ; в дизайне взаимодействия такое исследование позже стало известно как эксперимент «Волшебник страны Оз». Он также применил к этим экспериментам ранние формы анализа протокола. Его докторская степень по теме «Роли человека и машины в компьютерном проектировании» была расширена в книгу «Автоматизированный архитектор» (1977), в которой содержалась критика некоторых работ по компьютерному архитектурному проектированию того времени. В 1971 году Кросс стал одним из организаторов первой крупной конференции Общества исследования дизайна (DRS) по участию в дизайне. Он продолжал играть значительную роль в DRS и был ее президентом с 2006 по 2017 год.
Ранний интерес к методам проектирования привел к созданию отредактированной книги основополагающих статей «Разработки в методологии проектирования» (1984) и учебника по методам инженерного проектирования (1989 г., теперь в 4-м издании).
Впоследствии его исследовательские интересы обратились в основном к дизайнерскому познанию или дизайн-мышлению. В 1991 году Кросс вместе с коллегами из Делфтского технологического университета учредил международную серию симпозиумов по исследованиям в области дизайна мышления (DTRS). Вторая встреча DTRS в Делфте (1994 г.) заложила основы для дальнейшей работы по протоколу и другим исследованиям проектной деятельности.
В 1982 году Кросс опубликовал журнальную статью «Дизайнерские способы познания». ', опираясь на исследования дизайна, чтобы показать, что у дизайна есть собственная интеллектуальная и практическая культура как основа для образования, и противопоставляя ее культурам науки, искусства и гуманитарных наук. Это основано на идее, что «есть вещи, которые нужно знать, способы их познания и способы узнать о них, характерные для области дизайна». В этой статье была разработана концепция дизайн-мышления как предметно-независимой дисциплины, которая сейчас широко применяется в современной практике дизайна. Понимание того, «как думают и работают дизайнеры» было важной темой в его трудах, кульминацией которой стала книга «Дизайн-мышление» (2011). Его внимание было сосредоточено на выявлении когнитивных и практических навыков, лежащих в основе дизайнерского мышления и опыта в дизайне.