Николас Дженсон | |
---|---|
Родился | около 1420 года. Соммувуар, Франция |
Умер | 1480. Венеция, Венецианская республика |
Национальность | Француз |
Род занятий | Типограф. Французский гравер, шрифтовой дизайнер |
Известен | Римским шрифтом |
Известная работа | создание римского шрифта, сделав окончательный отказ от стиля blackletter |
Николас Дженсон (ок. 1420 - 1480) был французским гравером, пионером, печатником и шрифтовым дизайнером, который выполнил большую часть своей работы в Венеции, Италия. Дженсон был мастером французского королевского монетного двора в Туре и считается создателем одного из лучших лицевых шрифтов раннего римского стиля. Николас Дженсон был в некотором роде культовой фигурой среди исследователей раннего книгопечатания с девятнадцатого века, когда эстет Уильям Моррис восхвалял красоту и совершенство своего римского шрифта. Дженсон - важная фигура в ранней истории печати и решающая сила в появлении Венеции как одного из первых крупных центров печатного станка.
В В октябре 1458 года, когда Дженсон исполнял обязанности магистра Французского королевского монетного двора, король Карл VII отправил Дженсона в Майнц для изучения искусства металлических подвижных шрифтов. К тому времени, как Дженсон прибыл в Майнц, уже было несколько типографий, у которых он мог пройти обучение. Дженсон покинул Майнц в 1461 году.
Некоторые предполагают, что Дженсон учился под опекой Иоганна Гутенберга, хотя достоверных доказательств этого нет. К этому времени первую печатную машину Гутенберга захватил Иоганн Фуст, и историки не уверены в его деятельности в этот период.
В 1468 году Дженсон отправился в Венецию, открыл типографию в 1470 году, и в первой работе, которую он написал, напечатанная строчная римская буква приобрела пропорции, формы и расположение, которые отмечали ее переход от имитации почерка к стилю, который использовался на протяжении последующих столетий печати. Дженсон также разработал шрифт в греческом стиле и шрифт с черными буквами. Типограф был великолепен в своих публикациях, в конечном итоге выпустив около 150 наименований.
К концу своей жизни Дженсон был богатым человеком, печатал литургические, богословские и юридические тексты различными готическими шрифтами, оставался римский шрифт. только для нестандартных заказных работ.
Работая отдельно, но одновременно с Иоганном и Венделином из Шпейера (де Спира), Николас Дженсон, как принято считать, окончательно отказался от блэклеттинга
В 1470-х годах технические навыки и деловая хватка Николаса Дженсона помогли сделать Венецию издательской столицей Италии, и на протяжении веков с тех пор он прославился за усовершенствование римского шрифта, возрождение латинской надписи.
В 1477 году Дженсон мог работать до двенадцати прессов одновременно. Чтобы снизить цены и вытеснить менее продуктивных конкурентов, он вырезал курсивный готический шрифт, что позволило ему впервые печатать текст и глянец на одной странице.
Во время своего прибытия в Венецию Дженсон был довольно успешный как художник, но был успешен и в финансовом отношении. Его раннее обучение золотому кузнецу позволило ему еще больше воспринять скульптурную природу шрифта; Буквы, которые использовал Дженсон, часто были красивыми заглавными буквами, которые могли вызвать дух Рима.
Очень разборчивый и равномерно окрашенный шрифт Дженсона, основанный на гуманистических шрифтах, веками переосмыслялся многочисленными дизайнерами шрифтов, в первую очередь Уильямом Моррисом. Слава Дженсона как одного из величайших дизайнеров шрифтов и штамповщиков в истории основана на шрифтах, впервые использованных в книге Евсевия De praeparatione evangelica, которая представляет собой полный расцвет римского шрифтового дизайна.
Буквы Дженсона явно заимствуют свои формы из каллиграфических. формы, которые им предшествовали, назывались littera antica. Они, в свою очередь, были основаны на каролингских минускулах, к которым были добавлены засечки, заимствованные из имперских римских столиц. Впервые он был использован в его издании Евсевия 1470 года. В 1471 году последовал греческий шрифт, который использовался для цитат, а затем в 1473 году шрифт Black Letter, который он использовал в книгах по медицине и истории.
В отличие от своих современных печатников, Дженсон умел расширить свою финансовую базу. К 1477 году он мог одновременно выполнять до двенадцати прессов. Он также отвечает за открытие двух компаний по торговле книгами, сначала в 1475 году, а затем в 1480 году, под названием Johannes de Colonia, Nicolaus Jenson et socii.
После его смерти соответствующие шрифты использовались Aldine Press, и продолжает служить основой для множества шрифтов. Примеры включают Уильям Моррис 'Golden Type, «Кентавр » Брюса Роджерса в 1914 году, Моррис Фуллер Бентон «Cloister Old Style "в 1926 г. и Роберт Слимбах " Adobe Jenson "в 1996 г.
The Manual Of Linotype Typography, Опубликовано 1923
VK 405, Библия на латыни, Николас Дженсон, Венеция, 1479
Julius Caesar Works, типограф Николас Дженсон, 1471 год
Естественная история Плиния, типограф Николас Дженсон, 1476