Николаизм

редактировать
Раннехристианская секта дважды упоминается в Книге Откровений

Николаизм (также николаизм, Николаитство, николятизм или николаитство ) - раннехристианская секта, дважды упомянутая в Книге Откровений Нового Завета. Приверженцев называли николаитами, николаитами или николаитами. Они считались еретиками господствующей церковью. Согласно Откровению 2: 6 и 15, они были известны в городах Эфес и Пергам. В этой главе церковь в Эфесе восхваляется за «[ненависть] к делам николаитов, которые я ненавижу»; и церкви в Пергаме упрекают: «Так и у тебя есть [поклоняющиеся среди них], которые придерживаются учения николаитов».

Несколько отцов ранней церкви упоминали эту группу, в том числе Ириней, Ипполит, Епифаний и Феодорит, заявляя, что диакон Николай был автором ереси и секты.

Содержание

  • 1 отрывок из Библии
  • 2 Епископ Исидор Севильский
  • 3 Взгляд в историю церкви
  • 4 Толкования
    • 4.1 Этимология
  • 5 Николай
    • 5.1 У Епифания
    • 5.2 Климент Александрийский
    • 5.3 Евсевий
    • 5.4 Иустин Мученик
    • 5.5 В современной критике
    • 5.6 Другие взгляды
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки
    • 7.1 Атрибуция
  • 8 Внешние ссылки

Библейские отрывки

В Новом Завете николаиты упоминаются во второй главе Книги Откровений.

Но это ваша заслуга [церкви Эфеса]: вы ненавидите дела николаитов, которых я [Иисус] тоже ненавижу. - Откровение 2: 6 NRSV
Но у меня есть несколько вещей против вас [пергамской церкви]: у вас есть те, кто придерживается учения Валаама, который научил Валака поставить камень преткновения перед народом Израиля, чтобы они ели пищу, принесенную в жертву идолам, и занимались блудом. Итак, у вас также есть те, кто придерживается учения николаитов. Тогда покайтесь. Если нет, то я скоро приду к тебе и войну с ними мечом из уст моих. - Откровение 2: 14-16 NRSV

Епископ Севильский Исидор

Последним отцом Западной Церкви был Исидор Севильский, закончивший Этимологии или Происхождение, в 636 году нашей эры. В книге VIII, озаглавленной «Церковь и секты (De ecclesia et sects)», он писал: «Николаиты (Николаита) названы так по имени Николая, дьякона Иерусалимской церкви, который вместе со Стефаном и другие были рукоположены Петром. Он бросил свою жену из-за ее красоты, чтобы любой желающий мог наслаждаться ею; практика превратилась в разврат, с обменом партнеров по очереди. Иисус осуждает их в Апокалипсисе, говоря: : 6): «Но это у тебя есть, что ты ненавидишь дела николаитов».

Взгляд в историю церкви

Джон Генри Блант указывает на то, что Библия осуждает ложные учения и использование имени для описания группы «показывает, что существовала определенная еретическая партия, которая придерживалась этой доктрины». Буквы, которые Иисус диктует чу Случаи в Откровении 2 «показывают, что эти еретики формально не отделились от Церкви и не были отлучены».

Интерпретации

Распространенное мнение гласит, что николаиты придерживались антиномизма ересь 1 Коринфянам 6, хотя это не было доказано. Один ученый, придерживающийся этой интерпретации, Джон Генри Блант, утверждает, что сравнение николаитов и Валаама "доказывает, что упомянутый блуд не является преступлением при обычных обстоятельствах, а связан с ним. с религиозными обрядами ". Блант указывает на то, что евреи долгое время проповедовали против или, наоборот, использовали культовых проституток (Бытие 38: 21-22; Второзаконие 23: 17-8; 3 Царств 14:24, 15:12, 22:46; 4 Царств 23). : 7; Иезекииль 16:16; Осия 4:14). Он также указывает на то, что ранние христиане жили в языческой культуре, где поклонение Афродите включало иеродула, который занимался ритуальной проституцией в своих святилищах и храмах, и что дионисийцы Mysteries использовали интоксиканты и другие техники, вызывающие транс, чтобы устранить запреты и социальные ограничения верующих (независимо от класса или пола), чтобы войти в животное состояние ума.

Блант считает, что николаиты либо считали, что заповедь против ритуального секса была частью закона Моисея (от которого они были освобождены Иисусом Христом) и что это было законно для них, либо что они зашли слишком далеко во время Христианские "пиршества любви ". Блант видит отголоски этого поведения в наставлениях, которые Павел дает коринфянам, хотя и не называет их таковыми. Блант также считает, что похожие отголоски можно найти в увещеваниях Иуды 4–16 (где упоминаются как «заблуждение Валаама», так и «пиршества любви») и 2 Петра 2: 2–21 (в котором повторяется большая часть утверждений Иуды, включая обращение к Валааму.

В раннем христианстве началась тенденция применения термина «николаиты» для описания других антиномианских групп, не связанных с историческими николаитами. Тертуллиан в своем «Предписании против еретиков», 33, является таким примером: «Иоанн, однако, в Апокалипсисе обвиняется в наказании тех,« кто ест принесенное в жертву идолам »и« совершает сексуальную безнравственность ». Даже сейчас есть еще один вид николаитов. Их называют ересью Гайи ».

Ириней в Adversus Haereses III. xi. 1; I. xxvi. 3 утверждает, что Евангелие от Иоанна было написано в противовес учению Керинфа, которое, по его мнению, было распространено николаитами. Но когда Ириней позже сосредотачивается на них, он представляет их только так, как это сделала Книга Откровения, без объяснения того, как они могут считаться имеющими доктрины Керинфа. Позже Августин Гиппопотам приписал им керинфские доктрины относительно сотворения мира (в его De haeresibus ad Quodvultdeum, v).

Викторин Петтау считал, что ошибка николаитов заключалась в том, что они ели то, что приносили идолам. Беда утверждает, что Николай разрешал другим мужчинам жениться на его жене. Фома Аквинский считал, что Николай поддерживает либо полигамию, либо совместное владение женами. Евсевий утверждал, что секта просуществовала недолго.

Ряд авторов придерживаются другого мнения: что упоминание о Николаиты - это просто символический способ ссылки из-за аллегорического характера Апокалипсиса. В качестве символической ссылки (согласно этой точке зрения) «учение николаитов» относится к господству над народом по сравнению с «учением Валаама », которое относится к соблазнению людей. Иоанн обсуждает господство в церкви в 3 Иоанна 9-11. Такое учение противоречило бы «кто хочет между вами быть большим, да будет вам рабом» (Матфей 20:26).

Этимология

Те, кто считает повествование в Откровении 2 не буквальным, трактуют слово «николаит» не как основанное на имени человека, а как сложное описательное слово. Нико - в переводе с греческого означает «победа», а лаос означает «народ» или, более конкретно, «миряне». Следовательно, они понимают, что это слово означает «мирские завоеватели» или «завоеватели мирян».

Имя Валаам, возможно, можно интерпретировать как еврейский эквивалент греческого Николаса. Некоторые комментаторы думают, что Иоанн ссылается на это в Откровении 2:14; и С. Витринга убедительно аргументирует это мнение. Однако Альберт Барнс отмечает:

Витринга предполагает, что это слово происходит от νικος, победа, и λαος, люди, и что, таким образом, оно соответствует имени Валаам, означающему либо господин народа, либо он уничтожил народ; и что, поскольку их учения произвели тот же эффект, что и учения Валаама, люди были побуждены к блуду и присоединению к идолопоклонству, их можно было назвать Валаамитами или Николаитами, то есть развращающими людей. Но на это можно ответить:

(а) что это надумано и принимается только для устранения затруднения;

(б) что есть все основания предполагать, что используемое здесь слово относится к классу людей, которые носили это имя и были хорошо известны в двух указанных церквях;

(c) что в Откр. 2:15 они явно отличаются от тех, кто придерживался учения Валаама, Отк. 2: 14 - «Так есть и у тебя (και) те, кто придерживается учения о Боге. Николаиты "

— Альберт Барнс, Примечания к Новому Завету

Сайрус Скофилд предполагает в своих Заметках к Библии, что Семь букв в Откровении предсказывают различные эпохи христианской истории, и что" Николаиты "" относятся к самой ранней форме понятия священнического ордена или "духовенства", которое позже разделило равное братство на "священников" и "мирян".

Николай

Николай (Νικόλαος) из Деяния 6: 5 был уроженцем Антиохии и прозелитом (обращенным в иудаизм), а затем последователем пути Христа. Когда Церковь все еще была ограничена Иерусалимом, он был избран всем множеством учеников, чтобы быть одним из первых семи диаконов, и был рукоположен апостолами, c. 33. Был задан вопрос, был ли этот Николай связан с николаитами, упомянутыми в Откровении, и если да, то насколько тесно.

Ириней придерживался мнения, что он был их основателем.

Николаиты - последователи того Николая, который был одним из семи первых, кого апостолы посвятили в диаконы. Они ведут безудержную жизнь в потакании своим желаниям. Характер этих людей очень ясно указывается в Апокалипсисе Иоанна, [когда они представлены] как учение о том, что прелюбодеяние и употребление в пищу идолам безразлично.

Ириней, Adversus haereses., я. 26, §3

Ипполит Римский разделял мнение, что Николай стал ересиархом (в Опровержении всех ересей vii. 24).

В других сочинениях раннего периода Церковь эта связь оспаривается, и николаиты называются «ложно так называемыми» (ψευδώνυμοι). Климент Александрийский выступил в защиту Николая (в Стромата II, 20, III. 4), которое Евсевий принимает и повторяет (в Historia Ecclesiastica iii. 29).

Описание Николая как безбрачия использовалось протестантскими апологетами 16-го века для аргументации против практики обязательного церковного безбрачия, предполагая, что оно зародилось в николаизме, прежде чем оно распространилось в христианство.

В Епифании

Епифаний описывает некоторые подробности жизни Николая-диакона и описывает его постепенно погрузившись в грубейшую нечистоту и став основоположником николаитов и других распутных гностических сект:

[Николас] имел привлекательную жену, и он воздерживался от половых сношений, как будто подражая тем, кого он видел преданными Богу. Он терпел это какое-то время, но в конце концов не смог сдержать недержание мочи... Но поскольку он стыдился своего поражения и подозревал, что его разоблачили, он осмелился сказать: «Если человек не совокупляется каждый день, он не может иметь вечной жизни ».

— Епифаний, Панарион, xxv. 1

Ипполит согласился с Епифанием в его неблагоприятном взгляде на Николая.

В Клименте Александрийском

Иероним верит в рассказ о том, что Николай поддался ереси, по крайней мере, до некоторой степени. Такого же мнения придерживался неизвестный христианский автор (писавший около 435 г.) (в I. 4.), а также другие писатели 4-го века.

Этот взгляд на Николая несовместим с традиционным описанием его характера, данным Климентом Александрийским, писателем более ранним, чем Епифаний. Он утверждает, что Николай вел целомудренную жизнь и воспитывал своих детей в чистоте. Он описывает определенный случай, когда апостолы резко упрекали Николая в том, что он ревнивый муж, и он отверг обвинение, предложив разрешить его жене стать женой любого другого человека. Климент также пишет, что Николай имел обыкновение повторять высказывание, приписываемое апостолу Маттиасу, что наш долг - бороться против плоти и оскорблять (παραχρῆσθαι). Его слова были неверно истолкованы николаитами как свидетельство их безнравственных поступков. Феодорет повторяет предыдущее утверждение Климента в своем рассказе о секте и обвиняет николаитов в ложном заимствовании имени дьякона.

Климент (в Стромате 3, 2) осуждает еретиков, чьи взгляды на секс он считает распущенными, но не связывает их с Николаем:

Но последователи Карпократа и Епифана считают, что жены должны быть общей собственностью. Благодаря им стала распространяться самая ужасная клевета против христианского имени.... он [Епифан] говорит [в своей книге «О праведности»], что идея Моего и Твоего возникла благодаря законам [Моисея], так что земля и деньги больше не находили общего пользования. То же самое и с браком. «Ибо Бог создал виноградные лозы для общего пользования, ибо они не защищены от воробьев и вора; точно так же кукуруза и другие фрукты. Но отмена, вопреки божественному закону, общности пользования и равенства породила похитителя домашних животных и плодов. Он привел самку к самцу и таким же образом объединил всех животных. Таким образом, он показал, что праведность - это всеобщая справедливость и равенство. Но те, кто родился таким образом, отрицали универсальность, являющуюся следствием их рождения, и говорили: «Пусть тот, кто взял одну женщину, оставит ее», тогда как все могут иметь ее, как и другие животные ». После этого, которое цитируется дословно, он снова продолжает в том же духе следующее: «С целью сохранения расы он наделил мужчин сильным и пылким желанием, которое не было ни законом, ни обычаем, ни каким-либо другим ограничением. способен разрушить. Ибо это указ Бога.... Следовательно, следует понимать поговорку «Не желай», как если бы законодатель пошутил, к чему он добавил еще более комичные слова «добро ближнего твоего». Ибо тот, кто дал желание поддержать расу, приказывает подавить ее, хотя он не удаляет ее ни у кого из других животных. А словами «жена твоего соседа» он говорит нечто еще более смехотворное, поскольку он заставляет то, что должно быть общей собственностью, рассматриваться как частная собственность ».

Климент спрашивает:

И как можно до сих пор считать этого человека среди нас, когда он открыто отменяет и закон, и Евангелие этими словами... Карпократ борется против Бога, и Епифан тоже.... Эти, как они говорят, и некоторые другие энтузиасты того же зла собираются вместе на пир (я бы не назвал их встречу агапэ ), мужчины и женщины вместе. После того, как они утолили свой аппетит (как говорится, «при сытости Киприс, богиня любви входит»), они переворачивают лампы и гаснут свет так, что позор их прелюбодейной «праведности» 'скрыто, и они имеют сношение где хотят и с кем хотят. После того, как они практиковали общность в этом пиршестве любви, они при дневном свете требуют от женщин, которых они пожелают, чтобы они были послушны закону Карпократа - было бы неправильно говорить закон Божий.... Об этих и других подобных сектах Иуда, я думаю, пророчески говорил в своем письме: «Так же и эти мечтатели» [Иуда 1: 8] (ибо они не ищут истину при свете дня) что касается слов «и их уста говорят высокомерные вещи». [Иуды 1:16]

Евсевий

Евсевий прямо говорит о Николаитах и ​​Николае (в своей Historia Ecclesiastica III, 29), говоря: «В это время так называемая секта Николаитов появились и просуществовали очень недолго. Об этом упоминается в Апокалипсисе Иоанна. Они хвастались, что автором их секты был Николай, один из диаконов, которые вместе со Стефаном были назначены апостолами. для служения бедным ".

Евсевий повторяет историю Климента о Николае и его жене и считает, что те, кого он осуждает как еретиков, называют его именем своей секты, потому что они неправильно понимают контекст его представления своей жены апостолам и «слепо и подражают» глупо то, что было сделано и сказано, [чтобы] совершить блуд без стыда. Но я понимаю, что Николай не имел отношения ни к какой другой женщине, кроме той, на которой он был женат, и что что касается его детей, его дочери оставались девственными до старости, а его сын оставался непорочным. Если это так, то когда он привел свою жену, которую он ревностно любил, среди апостолов, он, очевидно, отрекся от своих страстей; и когда он использовал выражение «оскорблять плоть», он прививал самообладание перед лицом тех удовольствий, за которыми он охотно преследует.Ибо я полагаю, что в соответствии с повелением Спасителя он не хотел служить двум господам, удовольствие и Lo rd [Матфея 6:24; Луки 16:13].... Так много о тех, кто затем пытался извратить истину, но за меньшее время, чем потребовалось, чтобы сказать, она полностью исчезла. "

Евсевий (в его Historia Ecclesiastica, iv, 7) постановил, что, поскольку сатана был лишен возможности использовать преследования против христиан, «он разработал всевозможные планы и использовал другие методы в своем конфликте с церковью, используя подлых и лживых людей в качестве инструментов для гибель душ и служителей разрушения. Подстрекаемые им самозванцы и обманщики, взяв на себя имя нашей религии, довели до глубины гибели тех верующих, которых могли привлечь на свою сторону, и в то же время своими поступками отвернулись от путь, ведущий к слову спасения тех, кто не знал веры ». Он прослеживает ересь от библейского образа Симона Волхва (Деяния 8: 9-29) через Менандра до оба Сатурний Антиохийский и Василид Александрийский. Вслед за Иринеем Евсевий говорит: «Василид под предлогом невыразимых тайн придумывал чудовищные басни, и вымыслы своей нечестивой ереси вынесли далеко за пределы границ ». Он сообщает, что христианский автор Агриппа Кастор « ​​Раскрывая свои тайны, он говорит, что Василид написал двадцать четыре книги о Евангелии и что он изобрел для себя пророков по имени Баркаббас и Баркоф, а также других, которые имели нет существования, и что он дал им варварские имена, чтобы удивить те, кто восхищаются такими вещами; что он также учил, что поедание мяса, приносимого идолам, и неосторожное отречение от веры во время гонений были делами безразличия; и что он предписал своим последователям, подобно Пифагору, пятилетнее молчание.... Так было, что злобный демон, используя этих служителей, с одной стороны поработил тех, кого они так жалко сбили с пути, к их собственному уничтожению, а с другой стороны, он предоставил неверующим язычникам изобилие возможности для клеветы на божественное слово, поскольку репутация этих людей навлекла позор на всю расу христиан. Таким образом, было распространено в отношении нас среди неверующих той эпохи позорное и самое абсурдное подозрение, что мы занимаемся незаконной торговлей с матерями и сестрами и наслаждаемся нечестивыми пирами ». доктрина безразличия в отношении употребления в пищу мяса, принесенного в жертву идолам, выдвигается вместе с доктриной распутного секса, но николаиты не упоминаются, и никола не порицают. в Диалог с Трифоном, 35) также обсуждает тот факт, что «многие из тех, кто говорит, что они исповедуют Иисуса и называются христианами, едят мясо, предложенное идолам, и заявляют, что никоим образом не пострадали от «Он говорит, что такие люди» исповедуют себя христианами и признают распятого Иисуса одновременно Господом и Христом, но не учат Его доктринам, но доктринам духов заблуждения.... [Это те, кто] учат хулить Создателя всего и Христа, предсказанного Им как пришествие, и Бога Авраама, Исаака и Иакова, с которыми у нас нет ничего общего, поскольку мы знаем, что они атеисты, нечестивые, неправедные и грешные, и исповедники Иисуса только по имени, а не поклонники Ему. Тем не менее, они называют себя христианами, точно так же, как некоторые из язычников пишут имя Бога на своих делах и участвуют в гнусных и нечестивых обрядах ". Иустин считает, что их существование способствует истинной вере, поскольку это доказательство христианского библейского пророчества о восхождении лжеучителей (Матфея 7:15, 24:11; 1 Коринфянам 11:19). Он заявляет, что это те... которые, выступая во имя Иисуса, учили говорить и поступать нечестиво и кощунственные вещи; и они названы нами по имени людей, от которых произошли все учения и мнения ». Несмотря на подобное обвинение в употреблении в пищу «мяса, предлагаемого идолам», Джастин не связывает эти группы с николаитами или Николаем, а говорит: «Некоторых называют маркианцами, некоторых валентинианцами, а некоторых василидийцы и некоторые сатурнилийцы, а другие под другими именами; каждый назван в честь создателя индивидуального мнения... именем отца конкретного учения ».

В современной критике

Среди более поздних критиков Котелерий, кажется, склоняется к благоприятному мнению о характере Николая в примечании к Constit. Апост. vi. 8, после прочтения различных авторитетов. Эдвард Бертон придерживался мнения, что происхождение термина «николаиты» неясно, и что, «хотя дьякон Николай упоминается как их основатель, свидетельства крайне незначительны, чтобы осудить этого человека в любых безнравственных поступках.. "

Тиллемон, возможно, находился под влиянием того факта, что ни одна ветвь церкви не чтит память Николая. Он придает больший вес показаниям против него и категорически отвергает заявление Кассиана (которого придерживается Неандер ) о том, что какой-то другой Николас был основателем секты. Тиллемон заключает, что если не сам основатель, то ему так не повезло, что он своими нескромными высказываниями дал повод для создания секты. Гроций '' точка зрения дана в примечании к Откровению 2: 6 и по существу совпадает с точкой зрения Тиллемонта.

Другие взгляды

Некоторые считают, что отступником стал другой Николай, а не сам Николай Дьякон. Другая возможность состоит в том, что это был кто-то, тесно связанный с Николаем, например, его единственный сын, который стал епископом Самарии, где гностицизм зародился до того, как распространился на анатолийские города Пергама и Эфеса в Римская провинция Азия (малая), также известная как проконсульская Азия :

, Николай жил целомудренно под супружеской крышей, не имея никаких отношений, кроме своей законной жены, которая родила ему сына и несколько дочерей. Сын стал епископом Самарии, и дочери умерли девственниками.

См. Также

Ссылки

Атрибуция

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-31 08:47:48
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте