Николай Лирский (французский : Nicolas de Lyre; ок. 1270 - октябрь 1349), или Николай Лиран, учитель-францисканец, был одним из самых влиятельных практиков библейской экзегезы в средневековье. Мало что известно о его молодости, кроме факта его рождения, около 1270 года, в Лира, Нормандия.
Слухи пятнадцатого века о рождении Николая в еврейскую семью были отклонены современными учеными. В 1291 году он вступил во францисканский орден в монастыре Верней-сюр-Авр. Он был врачом в Сорбонне к 1309 году, а десять лет спустя был назначен главой всех францисканцев во Франции. Его главная работа Postillae perpetuae in Universe S. Scripturam была первым печатным комментарием к Библии. Напечатано в Риме в 1471 году, позже оно было доступно в Венеции, Базеле и других местах. В нем каждая страница библейского текста была напечатана в верхнем центре страницы и вставлена в окружающий комментарий (иллюстрация справа). Его Postilla super totam Bibliam был опубликован Иоганном Ментелином из Страсбурга в 1472 году.
Подход Николая Лиры к толкованию Писания твердо основывался на буквальном смысле, который для него является основой всего. мистические, аллегорические или анагогические экспозиции. Он сожалел о мучительных и сложных чтениях, которые давались Писанию в его время. Текстовая основа была настолько важна, что он настаивал на исправлении ошибок со ссылкой на еврейские тексты, ранний проблеск методов текстуальной критики, хотя Николай признал авторитетную ценность церковного Предания:
Я протестую. что я не намерен утверждать или определять что-либо, что не было явно определено Священным Писанием или авторитетом Церкви... Поэтому я подчиняю все, что я сказал или скажу, исправлению Святой Матери-Церкви и всех ученых мужчины... (Второй пролог к Postillae).
Николай использовал все доступные ему источники, полностью овладел ивритом и в значительной степени использовал Раши и другие раввинские комментарии, Pugio Fidei Раймонда Мартини и, конечно же, комментарии Фомы Аквинского. Его ясное и краткое изложение, его обоснованные наблюдения сделали Постиллы самым популярным руководством по экзегезе до 16 века. Мартин Лютер зависел от этого. Он широко использовал свои комментарии в своей собственной работе над книгой Бытия, «Лекции по Бытию». Он также высоко оценил свои работы в Застольном разговоре. Когда Э. А. Госселин составил список печатных изданий произведений Николая де Лира, он занимал 27 страниц (в Traditio 26 (1970), стр 399–426).
Он родился в деревне Ла-Вьей-Лир, Нормандия, отсюда и его имя. Как и другие в XIV веке, он был озабочен возможностью обращения евреев, которым он посвятил наставления. Он написал Pulcherrimae quaestiones Iudaicam perfidiam in catholicam fide implantes, что было одним из источников Мартина Лютера, использованных в его О евреях и их лжи. Однако Николай проявлял уважение как к евреям, так и к христианам, что в корне отличалось от взглядов Лютера.