Никколо Томмазео (итальянский: ; 9 октября 1802 г. - 1 мая 1874 г.) был Итальянский лингвист, журналист и публицист, редактор восьмитомного Dizionario della Lingua Italiana (1861–74), словаря синонимов (1830) и других работ. Он считается предшественником итальянского ирредентизма.
Томмазео родился в Себенико (Шибеник ), который быстро сменял венецианские, наполеоновские и габсбургские владения. Он был итальянцем в культурном и этническом отношении, но также проявлял неподдельный интерес к иллирийскому популярная культура. Его образование, полученное в Сплит / Спалато, было гуманистическим и имело прочную католическую основу.
Он переехал в Италию, чтобы получить высшее юридическое образование в Падуанском университете в 1822 году. Затем он провел несколько лет в качестве журналиста, путешествуя между Падуей и Миланом, где он познакомился с Алессандро Мандзони и Антонио Росмини-Сербати. В этот период жизни он начал свое сотрудничество в Antologia Джованни Пьетро Вьёзо, основателя Gabinetto Vieusseux, читального зала и интеллектуального центра во Флоренции. Он также переписывался с Петром II Петровичем Негошем из Черногории и Медо Пучичем. Никола Томазео (Никколо Томмазео) считается частью итальянского и сербского литературного корпуса, по мнению критика Йована Скерлича, который включил его в свою книгу «История новой серпской книги» (1914).
к Флоренции осенью 1827 года он стал другом Джино Каппони и вскоре стал одним из важных голосов в Antologia. В 1830 году появился Nuovo Dizionario de 'Sinonimi della lingua italiana, который подтвердил его общественную репутацию. После протестов австрийского правительства против статьи в защиту греческой революции, которая привела к закрытию журнала, в котором он публиковался, он подал заявление о добровольной ссылке в Париж.
В течение своих лет в Париже он опубликовал политический труд Dell'Italia (1835), сборник стихов Confessioni (1836), историческую фантастику Il Duca di Atene (1837), комментарий к Божественная комедия (1837) и его Memorie Poetiche (1838).
Из Парижа он переехал на Корсику, где при поддержке и сотрудничестве магистрата и эссеиста Бастии он работал над составлением обширных итальянских устных традиций острова, где, как он утверждал, найти чистейший итальянский диалект в книге Canti populari: Canti Corsi.
В Venice он опубликовал первые две части своего романа Fede e Bellezza, который сегодня восхваляют как ранний пример психологический роман. Его антология популярных песен Canti popolari italiani, corsi, illirici, greci (1841) и Scintille / Iskrice (1842) - редкие примеры столичной культуры над национализмом.
В 1847 году он вернулся на журналистский форум, и как откровенный защитник законов о либерализации для полностью свободной прессы был арестован, что вызвало скандал: он был освобожден во время либеральной революции, возглавляемой Даниэлем Манином, и принял на себя обязанности в кратко обновленном Венецианская республика, что стоило ему ссылки (из-за обвинения итальянского ирредентиста) в Корфе, когда контроль Габсбургов был восстановлен над Ломбардией-Венецией. На Корфе, с ослабленным зрением, он, тем не менее, сумел написать множество эссе, среди которых в Rome et le monde (написанном на французском языке) он, как добрый католик, заявил о необходимости отказа Церкви от светской власти в 86 г.>Папская область. В это время он оставил свои надежды на «умеренный» путь к объединению Италии через Савойский дом.
. В 1854 году, когда его зрение стало еще более скомпрометированным, он перешел на Турин (1854 г.), затем снова во Флоренцию (1859 г.), где он снял виллу в Сеттиньяно. Его оппозиция Савойскому дому заставила его отказаться от всех почестей, включая место в Сенате. В последние годы жизни он посвятил себя объемному словарю итальянского языка в семи томах, который был завершен в 1874 году, после его смерти.