Нгаджури

редактировать

Люди Нгаджури - это группа аборигенов Австралии, чьи традиционные земли лежат в середина севера Южной Австралии с территорией, простирающейся от Gawler на юге до Orroroo в хребтах Флиндерс на севере.

Содержание
  • 1 Имя
  • 2 Язык
  • 3 Страна
  • 4 Альтернативные названия
  • 5 Социальная организация
  • 6 История контактов
  • 7 Искусство
  • 8 Культура
  • 9 Мифология
  • 10 Родной титул
  • 11 См. Также
  • 12 Примечания
    • 12.1 Цитаты
  • 13 Источники
Имя

Их этноним является производным от двух слов: adlu, означающее «мы», и juri, означающее «человек», отсюда «мы, люди».

Язык

Вильгельм Шмидт предложил это вместе с языками Каурна, Нарунгга и Нукуну, язык нгаджури сформировали один из элементов подгруппы, которую он назвал языками Miṟu. Сейчас он классифицируется как член языковой семьи Тура-Юра.

Элементы словарного запаса были записаны Самуэлем Ле Бруном, пасынком одного из Canowie Station собственники, Р. Баучер Джеймс. Ле Брун, который провел часть своей юности в Канови в конце 1850-х годов, проявил интерес к лексике аборигенов этого района, и в 1886 году был среди мирян, написавших на эту тему книгу Эдвард Миклетуэйт Карр (1820–1889). Словарь Ле Бруна в последнее время приписывается Нукуну около залива Спенсер, но он сам заявляет, что он произошел из «сорока миль к востоку от Порт-Пири», что означает, что он находится недалеко от Канови, с которой он был близко знаком, и поэтому является лексикой народа нгаджури. Их слово, обозначающее воду, cowie или kowi, довольно часто встречается в качестве суффикса в номенклатуре региона на основе нгаджури, например Yarcowie, Canowie, Caltowie, Warcowie и Booborowie.

Country

Родина Нгаджури покрывала примерно 11 500 квадратных миль (30 000 км), охватывая Ангастон и Фрилинг на юге и простираясь на север до Клэр, Кристалл Брук, Гладстон до Кэрриетон и Орророо в хребтах Флиндерс. Их территория довольно точно совпадает с диапазоном мятной жевательной резинки, что объясняет, почему экзонимом народа Каурна для них был Вирамеджу, что в Каурна «лес мятной жевательной резинки». людей ».

К северо-востоку они заняли район Ваукаринга и Кунамор. Районы Питерборо, Бурра и Робертстаун находились на территории Нгаджури. Восточные границы совпадают с территорией Маннахилл.

Альтернативные названия
  • Аберкромби (также название орды Нгаджури)
  • Алури, Алури
  • Боанавари («люди летучих мышей», используется восточными племенами, которые не участвовали в праве обрезания и опасались прозелитизма Нгаджури за эту практику)
  • Бурра-Бурра. (название одной из Нгаджури орды )
  • Дура
  • Элиэри
  • Эура (это общее для нескольких племен, в состав которых входили Нгаджури)
  • Хиллери, Хиллари
  • Ману, Монну, Манулей
  • Манури. (Нукуну экзоним предположительно означает «жители внутренних районов»).
  • Манури. люди больших гоанна ', экзоним, используемый для них нгангуруку)
  • Мимбара (название самой северной орды Нгаджури)
  • Нгадлури, Нгалури
  • Вирамеджу (вира означает дерево смолы, meju, мужчин, таким образом давая "лесных людей смолы")
  • Wirra, Weera
  • Wirrameyu, Wirramayo, Wirramaya, Wiramaya
  • Yilrea
  • Янгай (название языка)

Источник: Тиндейл 1974

Социальная организация

До того, как европейские поселенцы достигли этого района, после британской колонизации Южной Австралии, нгаджури, которые практиковали обрезание, агрессивно двигались на восток в сторону реки Мюррей, настаивая на том, чтобы местные племена переняли эту практику. трополог Норман Тиндейл, нгаджури состояли из нескольких «орд », имена некоторых из которых известны:

  • Бурра Бурра
  • Аберкромби (имя, присвоенное одна орда нгаджури)
  • Мимбара (орда на самых северных границах территории Нгаджури).
История контактов

Нгаджури практически не заметны в истории колонизации и лишения их владений из традиционных племенных земель. Как и другие группы аборигенов в Южной Австралии, нгаджури вели кочевой образ жизни и были уничтожены завезенными европейскими болезнями, такими как корь и оспа, когда колонизаторы захватили их водные и земельные ресурсы. что привело к их рассредоточению. Отряд полиции был создан на станции Бангари еще в 1842 году. Открытие и разработка крупных медных рудников в Капунда, а затем в Бурре в 1844 и 1845 годы соответственно стимулировали заметный приток поселенцев в их регион. Исходя из данных о снабжении коренным населением продуктами питания, в 1852 году было подсчитано, что около 70 человек нгаджури получали пайки, и дети с готовностью присоединились к введенным играм, играя в шарики, круглолики и сверчок, но распространение сельского хозяйства, похоже, совпало с исчезновением центральной общины в течение следующих 20 лет.

Однако группа мимбаров удержалась на севере кустарников до 1905 г., как последняя «дикая» группа аборигенов Южной Австралии. Они были перемещены на юг, на окраину Куорн, и в Ривертон, и на Willochra Creek.

Art

Нгаджури использовали петроглифы, боди-арт и другие формы искусства для выражения своей культуры и убеждений. и примеры первого можно найти в Firewood Creek, немного к северо-востоку от Burra (в Ngadjuri это место известно как Kooringa). Параллельные полосы (линии) - очень знакомая тема, но и другие знакомые черты аборигенного австралийского искусства, такие как отпечатки рук и следы кенгуру и эму, также были используемый.

Культура

Нгаджури практиковали формализованные захоронения с телами, которые иногда коптили или сушили перед захоронением, и многие захороненные скелеты были обнаружены во время строительства Железнодорожная линия Сполдинга. Большие группы до сотни человек будут проводить массовую охоту на опоссумов через бревенчатые холмы. Хотя церемонии, как правило, были частными мероприятиями только для мужчин, к 1860-м годам они начали коммерциализировать их с принятием зрителей доминирующей капиталистической культуры и запросом пожертвований.

Мифология

Появляется один миф, записанный от информаторов Нгаджури чтобы отразить исторические обстоятельства, связанные с доколониальным натиском голодающих народов Барнгарла и Коката из регионов Западной пустыни вокруг озера Эйр вниз к полуострову Эйр, что заставило такие народы, как нгаджури, перейти к обороне. История гласит следующее: -

Женщина в сопровождении двух собак, одна красная, другая черная, обе с человеческим внешним видом, спустилась с северо-запада и прошла через хребет Флиндерс на месте Buðajerta («снежная страна»), а именно на горе Патаверта, они начали убивать и есть любого человека, которого встречали. Слухи о надвигающейся угрозе быстро распространились, и люди сбежали со своего пути. Когда женщина-каннибала приблизилась к богатой дичью и хорошо увлажненной территории кемпинга в Каруна, жители холма Ганджамата решили выступить и попытаться убить злоумышленников. С этой целью они выбрали двух воинов, Кудну, еврейскую ящерицу, и Вулкинару, его брата, чтобы сразиться с трио. Вооруженные бумерангами, они поставили ловушку рядом с женщиной и ее собаками, Вулкинара предложил Кудну занять позицию на дереве, и, увидев женщину и ее собак, пошуметь, чтобы привлечь их внимание к нему, в то время как он, Вулкинара, устроился бы в засаде в кустах поблизости. Поначалу собаки не слышали шума, но, по настойчивому шепоту брата, что он кричит громче, Кудну сумел заставить рыжую собаку прыгнуть на дерево, и, как и он, Вулкинара взмахнула бумерангом. его правая рука и, действительно летя, он разрезал собаку пополам. Затем Кудну снова закричал, и черная собака бросилась в его укрытие, которое Вулкинаре также удалось разрезать пополам, бросив другой бумеранг в его левую руку. Затем они убили женщину-каннибала и сожгли ее. Кровь, пролитая убитыми собаками, оставила два отложения: кровь красной собаки стала бесценным месторождением красной охры в ущелье Парачилна, собранным Нгаджури также из-за его лечебных свойств. Кровь черной собаки образовала комок того же цвета, который использовался как для размазывания тел юношей во время их инициации, так и для танцевальных представлений.

Еще один элемент в сказке подсказал Тиндейлу, что история могла быть изменена исторически достоверные датировки. После убийств произошло нечто странное, с солнцем, которое до того времени не было известно, чтобы зайти:

Солнце зашло на западе после того, как женщина-каннибалка и ее охотничьи собаки были уничтожены, и необычное происшествие это заставило испуганных соплеменников разрыдаться. Все попытки заставить гнида подняться провалились. Кудну, однако, во время этих попыток крепко спал, но как только его разочарованные сородичи тоже заснули в полном изнеможении, он поднялся и швырнул бумеранг на север, где он кружил, а затем вернулся на землю. Это не имело никакого эффекта, поэтому он пытался снова и снова, последовательно прицеливаясь одиночными бросками, то на запад, то на юг, но безуспешно. Настаивая, он бросил свой четвертый бумеранг на восток. Он внимательно прижался к себе, прислушиваясь к звуку, издаваемому вращающимся деревом, и, глядя, увидел, как оно кружится в этом направлении, и когда оно приблизилось к нему, небо начало светиться, и наступил день. Он разбудил своих соплеменников, которые в знак благодарности с радостью подарили ему много подарков. Согласно преданиям Нгаджури, эти дары, коврики, копья и дубинки остаются символически отмеченными на спине еврейской ящерицы.

Тиндейл подумал, что это могло отражать или было отражено последнее солнечное затмение, которое потребовало место над районом ущелья Парачилна 13 марта 1793 года.

В Нгаджури также была версия широко распространенного мифа об Орле и Вороне, который Тиндейл записал как в Нгаджури, так и в Мараура, и который также изучался Р. М. Берндт и его жена К.Х. Берндт. Версия Тиндейла гласит: -

Ворона, присоединившись к Орлу на охоте, завидовала последнему за то, что тот отказался поделиться добычей, которую он поймал, и потому что он был достаточно силен, чтобы разбить гнезда крысы-тушканчика. Чтобы наказать Орла, он заострил кусок кости (пайджу), полученный из ноги кенгуру, и, воткнув его острым концом вверх в гнездо тушканчика, приказал ему двигаться, когда Ворон заговорил с ним, чтобы вызвать впечатление, что многие внутри жили крысы. Затем он заманил Орла в гнездо и лестно попросил его разбить его, чтобы они могли съесть его содержимое, и при этих словах кость пайджа издала звуки, которые подтвердили идею, что внутри прячется много крыс. Орел наступил на гнездо, и кость проткнула ему ногу, оставив болезненную хромоту. Ворона радостно закричал, когда Орел попытался вернуться в их лагерь. Затем Орел начал отслеживать Ворона и его семью, когда они двигались на северо-восток к Титалпа, а затем на запад к Варуни, где его гноящаяся рана лопнула и гной вылился наружу, образуя риф из белого кварца, который все еще виден сегодня. Когда шел дождь, он добрался до пещеры, где укрылись Ворона и его семья, и отказал ему в доступе, потому что его нога, как говорили, пахла, развел огонь из травы дикобраза у входа в пещеру, и, услышав, как семья внутри задыхается, торжествующе двинулся прочь, будучи уверенным, что они задохнутся до смерти. Превратившись в птицу, он трижды спикировал обратно в пещеру, чтобы полакомиться чернокожими Воронами, только для того, чтобы найти своего отца, который всегда был там, который блокировал его и вместо этого продолжал бросать ему немного мяса. С этого дня орел устремляется на землю в поисках добычи, в то время как ворона, происходящая из семейства закопченных, черная даже до того, что у нее есть дымчатые глаза.

Титул аборигенов

Когда Англо -Европейские поселенцы впервые прибыли в 1836 г. в Холдфаст-Бэй (ныне Гленелг ), эта земля рассматривалась в Законе о Южной Австралии 1834, принятом британским парламентом и губернатором Хиндмаршем в качестве главнокомандующего в его Прокламации 1836 г. о превращении в бесплодную пустошь. В отличие от остальной части Австралии, terra nullius не относился к новой провинции. Патентная грамота об учреждении провинции Южная Австралия, приложенная к Закону, признала предшествующую собственность аборигенов и заявляла, что не может быть предпринято никаких действий, которые "повлияли бы на права любых коренных жителей указанной провинции на фактическое занятие. и пользоваться собственными лицами или лицами своих потомков любой землей на этой территории, которая в настоящее время фактически занята или которыми пользуются такие коренные жители ".

Тем не менее, согласно Закону, коренные жители, как предполагалось, стали Британские подданные. Хотя патент гарантировал земельные права коренным жителям в силу закона, он был проигнорирован властями и скваттерами компании Южной Австралии.

См. Также
Примечания

Цитаты

Источники
Последняя правка сделана 2021-05-31 07:52:03
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте