Дети Нгаанятджарра, 2006 г. | |
Общая численность населения | |
---|---|
1600–2700 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Австралия. (Северная территория ) | |
Языки | |
Нгаанятджарра, Английский, Питьянтьятжара, Янкунитятьяра | |
Религия | |
Мифология аборигенов |
нгаанятджарра, также известная (наряду с пини ) как нана, является культурной группой коренных австралийцев Западная Австралия.
Нгаанятджарра - это язык Западной пустыни, принадлежащий ветви Вати Пама-ньюнганские языки. Нгаанья буквально означает «это» (то есть указательное местоимение ), а -tjarra означает «с / имеющий» (комитативный суффикс); составной термин означает «те, кто использует« нгаанья », чтобы сказать« это »». Соседний Нгаатджатьярра использует нгаатджа для «этого». Многие нгаанйятджарра многоязычны, говорят не только по-английски, но и на ряде других диалектов в этом районе.
Земли нгаанятджарры занимают примерно 3% австралийского ландшафта, и это такая же большая территория. Соединенного Королевства. Преимущественно пустынные, они находятся в 1000 км от двух ближайших городов: Алис-Спрингс и Калгурли. Соседние племена - это марту и питьянтьатьяра. Они проходят через части Северо-Западной и Малой Большой и Малой песчаных пустынь, юго-восточного региона Гаскойн, Пустыни Гибсона, Центральной Центральной Великой Пустыня Виктория и западные центральные хребты Есть 10 небольших местных центров, где живут нгааньятьярра, включая Иррунитджу (Вингеллина), Папуланкутджа (Блэкстоун), Мантумару (Джеймсон), Уорбертон, Ванарн, Варакурна, Тьюкурла, Кивирркура, Тджирркарли, Патжарр, Космо Ньюберри.
В районе, где проживают люди нгааньятжарра (ярнангу), насчитывается около 10 000 лет проживания людей. В традиционном обществе нгааньятджарра состояла из множества банд, обычно состоящих из дюжины человек. Мужчины достигли брачного возраста только примерно к 30 годам после тщательной подготовки и выпуска через сложную систему инициации, которая превратила тджилку (детей мужского пола) в вати (мужчин). Переход к этому статусу ознаменовался правом носить красную повязку на голове, хотя как постиниции (tjawarratja) они по-прежнему должны были жить отдельно от основного лагеря, поскольку старейшины продолжали наставлять их. Изучение преданий требовало, чтобы посвященные снабжали своих старейшин продуктами питания, такими как мясо, дефицитный ресурс в этом районе. В этом смысле система тюкуррпа также функционировала как способ требовать повиновения и получать доход от молодых людей, передаваемый между поколениями. Самки вступали в брак сразу после наступления половой зрелости. Церемониальная индукция заключалась в обучении впитывать сложные детали тюкуррпа, а именно знания / закон времени сновидений. Процесс оценивается таким образом, что полное знание приходит только после 50 лет - нормального возраста, после которого можно начать получать признание как вати йирна или тджилпи, хорошо осведомленный старейшина, хотя даже 60-летним можно отказать в этом признании.
У Нгаанятджарры была система фрагментов, разделенная на солнечную сторону (Tjirntulukultul (pa)) и теневую сторону (Ngumpalurrungkatja), с классификацией из 6 частей.
Солнце
Сторона тени
По оценкам, численность Нгаанятджарра колеблется от 1600, что касается постоянных жителей. жителей и 2700 человек, в том числе более мобильные люди происхождения Нгааньятьярра, которые часто бывают в этом районе. Хотя жизнь в целом мирная, адаптация к современному обществу привела к значительным травмам и отчуждению, поскольку генеалогическая преемственность семейных структур пострадала от многочисленных несчастных случаев или насилия в семье, включая сексуальное насилие и нападение, а также самоубийства. Район является «засушливым», что означает, что разрушительные эффекты чрезмерного употребления алкоголя не проявляются во всех их сообществах, а долголетие было характерной чертой людей. Однако показатели лишения свободы, в основном за преступления сексуального или домашнего насилия или безрассудного вождения, высоки, в 14 раз выше, чем показатели некоренного населения. Советы нгааньятджарры лоббировали, с некоторым успехом, с целью увеличения числа полицейских в их районах для решения проблемы.
До создания миссии Уорбертона в 1934 году на их землях не было никаких внешних агентств. До 1960-х годов контакты с внешним миром были редкими и относительно мягкими, без каких-либо нарушений в связи с вытеснением с их традиционной территории, от которой обычно страдают аборигены. Миссия посеяла семена христианской культуры, которая продолжается и по сей день, особенно в форме харизматического евангелизма.
Нгааньятьярра заявили о Титул коренных жителей, а 29 июня 2005 г. их земли стали предметом самого крупного в истории Австралии определения правового титула коренных жителей, по словам Уполномоченного по вопросам социальной справедливости для аборигенов и жителей островов Торресова пролива Том Калма, когда Федеральный суд слушание под председательством судьи Майкла Блэка вынес решение по иску о 187 000 квадратных километров (72 000 квадратных миль) в Западной Австралии.
Общая информация по региону:
Веб-сайты художественных организаций: